Спросить
Войти

2010. 04. 039. Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье: научн. Изд. / НАН Украины. Ин-т истории Украины. - Киев, 2009. - 365 с. , ил

Автор: указан в статье

выступлении, направленном против США, тем не менее подчеркнул: «Америка хуже Англии, Англия хуже Америки. А Советский Союз хуже их обеих» (с. 17). Российское государство, отмечается в работе, представляется иранцам различной социальной принадлежности экономически слабым в сравнении со странами Запада, глубоко коррумпированным, не защищающим интересы большинства населения и не способным к формированию здорового нравственного общества (с. 344).

После распада СССР Иран начал осваивать территорию Средней Азии, прежде всего Таджикистана, население которого близко к иранцам в языковом и культурном отношении: «Иран идет на смену России в Таджикистане. И не безуспешно. В сентябре 2004 г. в Таджикистане с четырехдневным визитом находился президент ИРИ Мохаммад Хатами» (с. 293).

В настоящее время Исламская Республика Иран является не просто наиболее сильным государством Персидского залива, но региональной державой, претендующей на ведущую роль в решении мировых проблем. Более того, в декабре 2008 г. президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран уже стал региональной сверхдержавой, а на праздновании 30-летия исламской революции в феврале 2009 г. он «сделал заявление на весь мир, что Иран уже стал мировой державой» (с. 274). Однако, по мнению автора, ИРИ к разряду таковых стран пока не принадлежит.

Б.С. Тупов

АРХЕОЛОГИЯ

2010.04.039. СКРЖИНСКАЯ М.В. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ЭЛЛАДЕ И СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ: НАУЧН. ИЗД. / НАН Украины. Ин-т истории Украины. - Киев, 2009. -365 с., ил.

Реферируемая монография М.В. Скрижинской представляет собой первый опыт комплексного изучения праздников в Элладе и в античных городах Северного Причерноморья в VI-I вв. до н.э. Работа основана на литературных и эпиграфических источниках, широко привлечены памятники материальной культуры, в первую

очередь произведения античного искусства. Книга состоит из введения, 14 глав и заключения, снабжена большим количеством иллюстраций.

В античности, отмечает автор во введении, любые праздники всегда были связаны с религией, при этом они «консолидировали людей перед лицом почитаемых отеческих богов и составляли структурообразующий фактор общественной жизни» (с. 3). До сих пор имеющиеся археологические источники мало рассматривались с точки зрения изучения античных праздников Северного Причерноморья, хотя они дают достаточно материала для освещения этой стороны жизни государств на северном краю греческой ойкумены, культура которых являлась провинциальной частью античной цивилизации.

В первой главе рассматриваются основные черты древнегреческих праздников. Поскольку, как отмечает автор, греческая религия не выработала религиозных догм и не создала канонических религиозных текстов, подобных Библии или Корану, она выражалась главным образом в действиях, производившихся чаще всего во время праздников. К таким действиям можно отнести жертвоприношения и возлияния, пение гимнов, культовые танцы под музыку духовых и струнных инструментов, приношения даров, торжественные процессии, мусические, атлетические и конные состязания в честь богов. «Греки верили, что боги незримо присутствуют на праздниках и их благосклонное отношение к людям зависит от правильно сделанных жертвоприношений, а также от художественного качества музыки, пения, танцев и разнообразия всевозможных агонов, посвященных чествуемому божеству. Поэтому хорошо организованный праздник оказывался залогом доброго отношения богов к тем, кто устроил торжество» (с. 7). Греки включали устройство религиозных празднеств в число столь же необходимых дел, как постройка жилищ, оборонительных сооружений, раздел земли внутри и вокруг города: часть земли сразу же отводилась под теменос, священный участок, на котором устраивались празднества. Теменосы постоянно благоустраивались, украшались храмами, алтарями и статуями. Каждый греческий полис тратил большие средства на организацию государственных праздников -строились и обновлялись театры и страдионы, храмы и алтари, нанимались учителя хоров и актеров, а также тренеры атлетов, изготовлялись особые нарядные одежды и украшения, заказывались дорогостоящие призы (треножники, золотые венки, расписные вазы и пр.), покупались жертвенные животные, вино, оливковое масло, необходимые для праздничных церемоний. Крупные праздники сопровождались торжественным шествием граждан с пением и танцами, процессию могли сопровождать всадники и колесницы.

Одна из особенностей религии и культуры греков состояла в проведении общегреческих празднеств, называвшихся панэгериями (всенародными собраниями). Главными панэгериями были Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры. В Северном Причерноморье такими были Ахиллеи - игры на Ахилловом Дро-ме, проходившие под патронатом Ольвии. Имеются свидетельства того, что ольвиополиты, херсонеситы и боспоряне наряду с гражданами других государств посещали многолюдные праздники Аполлона на Делосе, Панафинеи, Пифийские и Истмийские игры, Сотерии в Дельфах, Элевсинские и Самофракийские мистерии.

Хранилищем принесенных божеству даров служил античный храм, который считался домом бога, а его олицетворением была стоящая в храме статуя. Среди даров, размещенных на жертвенных столах, находились весьма ценные вещи как по материалу (золото, серебро, драгоценные камни), так и по мастерству исполнения. При богатых храмах строились здания сокровищниц. В городах Северного Причерноморья найдено много керамических сосудов с прочерченными на них посвящениями божеству, а иногда и именами дарителей.

Сами же обряды и религиозные праздники проходили вне храма на открытом воздухе у алтарей, которые либо помещались перед фасадом храма, либо сооружались отдельно на теменосах. В городах Северного Причерноморья алтари появились в VI в. до н.э., т.е. вскоре после основания здесь греческих колоний. К настоящему временим лучше всего сохранились два алтаря в Херсонесе и Ольвии. Херсонесский алтарь, сооруженный в IV в. до н.э., был посвящен главной богине города Артемиде-Деве, алтарь на Центральном теменосе Ольвии, появившийся уже в VI в. до н.э., а через столетие замененный каменным сооружением, был скорее всего посвящен Аполлону. Сравнительно небольшие алтари прямоугольной, реже круглой формы, типичные для греческой традиции, открыты на Западном теменосе Ольвии, а в Херсонесе и на Боспоре найдено несколько мраморных образцов.

По греческому обычаю храмы в Северном Причерноморье украшались венками и гирляндами из живых цветов и ветвей, а также из драгоценных металлов. Было принято посвящать лавровые венки Аполлону, Зевсу - дубовые, Дионису - из плюща и винограда, Афине - оливковые, Деметре - венки из злаков.

Во время праздников в торжественной обстановке вручались награды победителям мусических, атлетических и конных агонов, венками награждались граждане и иностранцы, оказавшие особые услуги государству. Об этом свидетельствуют многие надписи из Тиры, Ольвии и Херсонеса. Государство и состоятельные граждане ставили возле храмов статуи, посвященные богам. Постаменты таких статуй обнаружены при раскопках Ольвии, Херсонеса и Боспо-ра.

Жрецы принимали деятельное участие в праздничных ритуалах, их обязанности разделялись на литургические (исполнение обрядов на праздниках) и административные (забота о содержании святилища, о хранении храмовой утвари, распоряжение доходами святилища и др.). В зависимости от традиций того или иного культа жрецами становились либо выбранные на определенный срок, подобно магистратам, либо должность передавалась по наследству, а иногда и покупалась. В Ольвии ежегодно избирали жреца Аполлона, его именем называли год, сходную роль играл жрец Артемиды Партенос в Херсонесе. Функции жрецов в основном исполняли мужчины, лишь в некоторых культах первенствующее место принадлежало жрицам, служившим Деметре, Артемиде и Кибеле. Такое положение нашло отражение в лапидарных надписях из Оль-вии, Херсонеса и Боспора.

Кроме жрецов забота о проведении праздников лежала на агонотетах - специально избранных лицах, которые следили за соблюдением намеченной программы, за порядком присуждения призов и внесением имен в специальные списки. Агонотетами обычно избирались состоятельные граждане, которые могли вкладывать собственные средства в устройство ярких зрелищ: с одной стороны, потому что зачастую отпущенных государством денег не хватало, с другой - с целью повысить собственную популярность в своем городе. О существовании практики избрания агонотетов в

городах Северного Причерноморья свидетельствуют три надписи эллинистического времени из Гермонассы, Нимфея и Тиры.

Автор отмечает, что греки стали первыми, кто для праздничных зрелищ создал стационарные сооружения - театры с совершенной акустикой, стадионы и ипподромы. В эллинистическое время театр входил в число обязательных сооружений всякого сколько-нибудь заметного города. Здесь во время праздников люди собирались, чтобы следить за состязанием хоров, поэтов, драматургов и музыкантов.

В главах второй-четвертой автор подробно рассматривает праздники, посвященные крупнейшим богам греческого пантеона -Аполлону, Артемиде и Афродите. Вплоть до начала римского времени, отмечает М.В. Скржинская, праздники Аполлона играли ведущую роль в милетских колониях Северного Причерноморья. Ольвийский храм Аполлона Дельфиния и пантикапейский храм Аполлона Врача занимали господствующее место в панораме города. Второй по популярности в ионийских колониях Северного Понта была Артемида. Разнообразные эпиклезы богини говорят о многообразии посвященных ей празднеств. Праздники Артемиды Агротеры проходили около ее храма в Фанагории, праздники Артемиды Эфесской справляли в Борисфене, Ольвии, Керкинитиде и ряде городов Боспора. Главный государственный праздник Херсо-неса был посвящен Артемиде Партенос и имел как дорийские черты, которые вносили выходцы из Гераклеи Понтийской, так и ионийские, которые принесли уроженцы Делоса. Херсонесские Партении - единственный главный государственный праздник в Северном Причерноморье, официальное название которого точно известно из декрета в честь Диофанта. Главный храм Херсонеса носил имя Партенона, он занимал центральное место в городе в течение нескольких столетий и был разрушен уже в ходе борьбы за установление христианства.

Праздники Афродиты проходили во всех городах Северного Причерноморья, но особо важную роль они приобрели на Боспоре, где жрицами богини становились женщины царского рода. Афродита Урания Апатура была патронессой широко распространенного у ионийцев праздника Апатурий, справлявшегося в Ольвии и на Боспоре. Лапидарные надписи и граффити указывают на то, что часто Афродиту прославляли как покровительницу мореплавания.

Терракоты, фрагменты каменных скульптур и изображения на ювелирных украшениях свидетельствуют, что в Северном Причерноморье, как и во всем греческом мире, Афродиту почитали как богиню любви и красоты. В эллинистический период характер ее празднеств стал приобретать новые черты, как и сам образ богини, -на смену традиционному изображению одетой в длинный хитон и гиматий, стоящей, либо сидящей на троне, либо летящей на лебеде, приходит изображение сначала полуобнаженной, а затем и совершенно нагой, выходящей из воды.

В пятой главе рассмотрены мистерии - праздники посвященных в таинство. Мистерии и оргии (в первоначальном значении оргия - «совершение определенного священнодействия») сопровождали культы разных богов, чаще Диониса, Деметры и Коры, Матери богов Кибелы. Наряду с мистериями, которые совершались узким кругом посвященных, отвечавших строго определенным требованиям, существовали широкодоступные мистерии, предназначенные для жителей любого греческого полиса. К таковым относились Элевсинские мистерии, на которых чествовали Деметру и ее дочь Кору, и Самофракийские, посвященные Кабирам.

Одним из свидетельств приобщения жителей Северного Причерноморья к Элевсинским мистериям автор видит в известном факте о том, что боспорские правители возводили свой род к мифическому царю Фракии Эвмолпу, который также играл важную роль в Элевсинских таинствах. «Введение в родословную героя Эвмолпа, с одной стороны, указывало на царственных фракийских предков боспорских правителей, с другой - роднило их с одним из главных героев Элевсинских таинств и со старинным родом Эв-молпидов, а также давало какие-то дополнительные привилегии на Элевсиниях» (с. 86). На знакомство местных эллинов с Элевсин-скими мистериями указывают две ольвийские надписи V в. до н.э., а также некоторые памятники изобразительного искусства: пелика из Павловского кургана, относящаяся к середине IV в. до н.э., ле-киф и кратер из Пантикапея, посвятительный рельеф из храма Де-метры конца V - начала IV в. до н.э., фрески из пантикапейских склепов со сценами похищения Коры. Находки на развалинах святилища на Фанталовском п-ве у берегов Керченского пролива показывают, что здесь в VI-I вв. до н.э. совершались ритуалы в честь Элевсинских богинь. Женщины, погребенные в курганах Павловский и Большая Близница, скорее всего исполняли жреческие обязанности, поскольку они были похоронены в парадных жреческих одеждах в сопровождении предметов, связанных с элевсинским культом.

Самофракийские мистерии были посвящены Кабирам - божествам, олицетворявшим плодоносящие силы природы, кроме того, их почитали как могущественных защитников мореплавателей. Некоторые археологические находки из Ольвии III в. до н.э. свидетельствуют о том, что в число посвященных в самофракийские мистерии входили жители Северного Причерноморья.

Празднества Кибелы приобрели наибольшую популярность в Северном Причерноморье в эпоху эллинизма. В Пантикапее святилище Кибелы примыкало непосредственно к вершине Акрополя, известны посвящения богине в главном святилище Китея.

Главы шестая и седьмая посвящены Дионисийским праздникам и зародившемуся в ходе этих празднеств театральному искусству. Надписи и предметы прикладного искусства свидетельствуют о том, что в Ольвии, Херсонесе и на Боспоре Дионисии входили в круг самых многолюдных и любимых праздников. Кроме того, жители античных городов Северного Причерноморья посещали Афины и присутствовали на прославленном весеннем празднике Великих Дионисий. Как и на афинских Дионисиях, на Дионисиях в Ольвии и Херсонесе оглашали почетные декреты и увенчивали золотыми венками героев и победителей. Для дионисийских праздников в северопонтийских городах приобретали аттические расписные сосуды со сценами мифов о Дионисе и его спутниках, а также с изображениями самих праздников.

Уже в VI в. до н.э., отмечает автор, элементы театрализованных представлений сопровождали дионисийские праздники во многих греческих государствах. Но только в Афинах впервые на Великих Дионисиях и Ленеях сформировались настоящие драматические произведения трех жанров: трагедия, сатировская драма и комедия. Великолепие празднования афинских Великих Дионисий, сопровождавшихся драматическими агонами, вызывало желание ввести подобные состязания в других античных государствах. В эпоху эллинизма в театре отмечали праздниками всевозможные важные события политической и общественной жизни. В городах Северного Причерноморья театры также строились для проведения

праздников, хотя пока только в Херсонесе обнаружены остатки театра, построенного в III в. до н.э. Тем не менее упоминания о театрах в городах Боспора и в Ольвии встречается в письменных источниках (четыре декрета из Ольвии, свидетельство Полиена). Археологическим подтверждением этих сообщений может служить находка мраморного кресла в Пантикапее (рубеж IV-III вв. до н.э.).

Восьмая глава подробно описывает Панафинеи - крупнейший из античных праздников. Великие Панафинеи проводились ежегодно в день рождения Афины - покровительницы города Афины - и начинались в новолуние после летнего солнцестояния (конец июля - начало августа). Лучшей наградой в состязаниях на празднике считалась чернофигурная амфора, наполненная оливковым маслом, поэтому к каждому празднику по особому государственному заказу лучшими афинскими вазописцами расписывалось около 1400 чернофигурных амфор, из которых до нас дошло, в разной степени сохранности, около 300 (с. 174). К концу VI в. до н.э. сложился канон росписи: на одной стороне изображалось состязание, за которое получена награда, на другой - фигура Афины в профиль со щитом и копьем в руках. Позднейшие найденные пана-финейские амфоры относятся к III в. до н.э., при этом их обнаружено очень мало, из чего можно заключить, считает автор, что начиная с этого периода амфоры с маслом перестали занимать почетное положение среди наград на Панафинеях.

В главе девятой рассмотрены праздники в честь других богов и героев - ольвийские праздники, посвященные Зевсу Сотеру (по образцу афинских праздников), праздники Посейдона, восходящие к традициям Панионии, справлявшейся в ионийских городах. Эпиграфические свидетельства о храмах Посейдона в Ольвии и Гор-гиппии относятся к римскому времени. Ежегодные Гермеи, посвященные Гермесу, сопровождались различными агонами. Название этого праздника сохранилось в двух надписях из Горгиппии и Хер-сонеса, относящихся к IV и II вв. до н.э. Наряду с чествованием богов справлялись праздники героев: известно почитание Ахилла на о. Левка (совр. Змеином) и культ Геракла, особенно популярный в Херсонесе.

Глава десятая посвящена домашним праздникам, из которых автор выделяет свадьбу и симпосион - так назывались трапезы с питьем вина, устраиваемые только для мужчин. Из женщин не них

могли присутствовать только музыканты и гетеры. Поскольку вступление девушки в брак воспринималось как ее смерть в прежнем качестве и возрождение в статусе замужней женщины, отмечает автор, то свадебные обряды имели определенное сходство с похоронными (с. 204). Рисунки на вазах, найденных на Боспоре, отражают все подробности свадебного обряда, длившегося три дня. Иллюстрируют свадебные процессии и краснофигурные рыбные блюда первой четверти IV в. до н.э. со сценой мифа о похищении Европы.

В следующих главах (11-14) автор рассматривает ритуалы венчания венком и объявлений о наградах на праздниках, спортивные и музыкальные агоны, музыку, пение и танцы во время празднеств. Заключительная глава посвящена календарям, по которым проводились праздники, и существовавшим способам определения времени.

Скудость письменных источников и сравнительно небольшой круг материальных памятников из античных городов Северного Причерноморья, пишет автор в заключение, позволили скорее описать те черты местных праздников, которые роднят их с торжествами, проходившими в Элладе, чем выделить особенности, отличавшие местные праздники. В целом, отмечает М.В. Скржинская, «греческие праздники с их развитой системой разнообразных му-сических и атлетических агонов давали многим гражданам возможность продемонстрировать свои таланты и способности... Награды победителям, хотя и представляли в ряде случаев значительную материальную ценность, в первую очередь служили всеобщему признанию у себя на родине и за ее пределами» (с. 311).

О.Л. Александри

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты