Problemy istorii, filologii, kul&tury Проблемы истории, филологии, культуры
© The Author(s) 2019 ©Автор(ы) 2019
DOI: 10.18503/1992-0431-2019-3-65-20-32
О ВРЕМЕНИ ПРАВЛЕНИЯ АВАНСКОГО ЦАРЯ КУТИК-ИНШУШИНАКА
А.Н. Алимирзоев
Институт истории Национальной Академии Наук Азербайджана, Баку,
Азербайджан
alimirzoev.60@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена освещению личности самой известной политической фигуры Элама III тыс. до н.э. сына Шимбишхука Кутик-Иншушинаку (в аккадских текстах «Пузур-Иншушинак»). Ранее большинство исследователей считали его современником аккадского царя Шаркалишарри. Первоначально он был градоправителем Суз, позже стал наместником Элама. В ходе военной кампании покорил Кутиум, Симашки, Хухунури, Кимаш, Хумурти и другие страны, после чего к его титулам прибавились также титулы «царь Авана» и «царь четырех сторон света». Спустя одно поколение в Эламе правил другой Кутик-Иншушинак, сын Шуэа, который был побежден основателем III династии Ура Ур -Намму.
Во второй половине III в. до н.э. Элам все еще представлял собой конгломерат областей, среди которых наиболее могущественной была Аван1. Кутик-Иншу-шинак (в аккадоязычных текстах - Пузур-Иншушинак, что в переводе означает «Оберегаемый богом Иншушинак») был самой заметной фигурой в истории этого царства. Прежде большинство ученых считали его современником последних представителей Саргонидов2, а в последнее время предлагают датировать более поздним периодом. При этом ссылаются на старовавилонский дубликат надписи основателя III династии Ура Ур -Намму (2012-2094 гг. до н.э.), который был обнаружен в 1984 г. в Исине. Там упоминаются города Аккад, Тутуб, Кисмар, Эшнун-на, Зимудар и «царь Элама Пузур-Иншушинак»3.
Данные об авторе: Аллахверди Нуси оглы Алимирзоев - кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института истории НАНА.
Второй аргумент, на который ссылаются сторонники поздней датировки правления Пузур-Иншушинака, - это два аналогичных по содержанию отчета о выдаче зернового довольствия разным лицам периода III династии Ура, которые были обнаружены в Лагаше. В одном случае (кол. II, срока 6) среди получателей упоминается «сын Шимбишху»4, которого идентифицируют с Пузур-Иншушина-ком. В соответствующем контексте другого документа5 стоит «сын Шимбишме»6. В них речь идет о выдаче ему 4 2/3 gur (свыше 670 л) зерна7.
Можно ли считать аванского царя Кутик-Иншушинака современником Ур -Намму? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть некоторые моменты поздней фазы политической истории Аванского царства.
Согласно царскому списку из Суз8, Кутик-Иншушинак был преемником Хиты, последним, двенадцатым правителем Авана. От его имени дошли тексты, составленные местным линейным письмом. Имеются также 12 текстов на аккадском языке, в некоторых он назван сыном Шимбишхука. В двух аккадских надписях ему приписывается титул «энси города Сузы»9, в восьми текстах - «энси города Сузы, шакканакку страны Элам»10. В двух аккадоязычных текстах этот сын Шимбишхука носит титул «могущественный, царь страны Аван», причем в одном из них говорится, что бог Иншушинак даровал ему власть над четырьмя сторонами света11. Несомненно, помимо личных качеств Кутик-Иншушинака, этому способствовало и сложившаяся социально-политическая обстановка в его родном городе12, являющемся главным культурно-экономическим центром всего Элама. Политическая карьера Кутик-Иншушинака началась с должности градоправителя Суз, где находился храм его родового бога-покровителя Иншушинака. Известно, что до него городом управляли жрецы с административными функциями (по-шумерски ensi, по-аккадски issiakkum, по-эламски hal menik), а Эламом - вассальные проаккадские наместники (по-шумерски gir3 nita по-аккадски sakkanakkum, эламское название неизвестно) с ограниченными военными полномочиями. Однако остается неясным, были ли эти должности выборными или наследственными и какова была в этом роль аккадского патрона.
О первых семи правителях Авана не сохранились какие-либо сведения, мы даже не знаем, правили ли они в Сузах вообще. В текстах Саргона I и его преемника Римуша цари Элама Лухишан и Хишебрасини (иначе Хишебратеп) упоми4 См. рис. 3. Текст был издан в 1981 г. Ж.-П. Грегором. См. Grégoire 1981, далее MVN 10, Nr. 92.
наются вместе с городами Сузы и Аван, следовательно, эти города были им подвластны13. В то время в Сузах главенство принадлежало трем жреческим кланам, богами-покровителями которых были Симут14, Нарунде и Иншушинак. Представитель первого клана Санам-Симут, будучи «верховным жрецом Элама», был современником Саргона I и царя Авана Лухишана15. Позже верховенство в Сузах принадлежало Эшбуму (иначе Эшба), установившему статуи аккадского царя Маништусу в храме богини Нарунде16. При Нарам-Суэне экономически развитая часть эламского конгломерата Сузиана полностью была превращена в вассальную провинцию Аккадской империи17. В результате, статус верховного правителя Элама был занижен до вассального наместника и лишь более чем два века спустя царь из династии Симашки энси Суз Идадду I (или по Ю. Юсифову, Идадду II) восстановил прежний статус царя Элама18. Хотя за этот период в некоторых отдаленных областях, например, в Аншане, эламской политической элите удалось сохранить влияние, но никто уже не мог объявить себя полноправным царем Элама19. При Нарам-Суэне (2236-2200 гг. до н.э.) градоправителем Суз (su-simkl) был Эсимуде20, который несколько позже стал наместником Элама21. Титулы «энси Суз» и «наместник Элама» встречаются в разных текстах Эсимуде, следовательно, он не носил эти титулы одновременно. Когда Эсимуде стал наместником, Сузы управлялись кем-то другим. Возможно, Нарам-Суэн распределил обе должности между разными лицами. Это было вызвано усилением военного давления на центральную власть со стороны местной знати и соседних племен, не желавших подчиняться аккадскому царю, а также неэффективностью совмещения разнородных функций в такой бурный период в одном лице. Чуть позже наместником Элама
Учты!^ Что в текстах того же периода встречается форма e-bi-ir-mu-bi2, с 1957 года, вслед за И.Гельбом, это имя стали читать именно так. См. Hinz, Koch 1987, 739-740, 951. Мы не исключаем наличие в тот период имени «Эбирмуби». Но это не может служить основанием для исключения в данном контексте имени «Эсимуде», ибо в сузских документах того же периода засвидетельствована форма é-si-mu-ut. См. König 1965, 2. Неизвестно, имел ли Эсимуде какие-либо родственные отношения с царями Авана. В.Хинц считал его старшим сыном Хишепратепа [Hinz 1963, 651].
становится некто с аккадским именем Илишмани, о деятельности которого ничего не известно22.
В тяжелое для аккадского государства время Нарам-Суэн заключает с вассальным правителем Элама соглашение о сотрудничестве. В договоре несколько раз, имея в виду Нарам-Суэна и его эламского контрагента, употребляется слово «цари» (2и-к1-1р) и это дает основание исключить Эсимуде и Илишмани23.
Отсутствие в договоре Аншана24 и Авана, видимо, свидетельствует о том, что в момент заключения союза с Аккадом власть эламского правителя не распространялась на эти области, т. е. на территории всего эламского конгломерата. Факт отсутствия детерминатива «бог» перед именем Нарам-Суэна, а также его титула «царь четырех сторон света» дает основание предполагать, что договор с Эламом мог быть заключен в начале его правления. Следовательно, контрагентом Нарам-Суэна мог быть уже пожилой и вассальный, но все же носивший титул царя Хишебрасини25.
Необходимость заключения договора с Нарам-Суэном была вызвана усилением в южной части Приурмийского бассейна, в верховьях рек Дияла и Нижний (Малый) Заб кутийско-луллубейского военного союза. Эламский вариант договора, нанесенный на глиняную табличку размером 15 х 6 см, был обнаружен французскими археологами в самом конце XIX в. в Сузах и ныне экспонируется в Лувре. Вопреки утверждению В. Хинца этот договор не был актом равноправных партнеров26. Договор написан с явно проаккадской позиции и содержит лишь односторонние обязательства эламской стороны. Структура его текста напоминает жанр художественных произведений Двуречья и далека от дипломатического стиля. Это было своего рода присягой или клятвой на верность, где местами имеются небольшие отступления в виде отчета о совершенных накануне действиях (установка статуи Нарам-Суэна в главном святилище Суз, подготовка к бракосочетанию эламской принцессы с правителем Аккада и т.п.), подтверждающие лояльность эламской стороны. Цель союза была не только ликвидировать вражду между двумя странами, но и совместно действовать против общего врага.
Рис. 1. Изваяние Кутик-Иншушинака
Позже, согласно взятым эламской стороной обязательствам, Кутик-Иншуши-нак предпринимает крупномасштабный поход в северном направлении27. В староаккадской надписи на его известняковом изваянии (рис. 1) сообщается о крупномасштабном военном походе в северном направлении и перечисляется более 70 поселений, в том числе Хухнури, Кимаш, Кашшен, Кутиум, Симашки и т.п.28 В надписи среди захваченных поселений упоминаются также Ha-lu, Ha-lu-min, Gi-1а-Ьа-1й, Ha-la-ah, Hi-ta(?)-a-an-za, Hi-te-qu, Hi-te E-GESTIN (дословно «Винный дом Хиты»), названия которых, по-видимому, были даны в честь аванских царей Хелу и Хит8а29. В этой кампании мог принимать участие расквартированный в Сузах аккадский военный гарнизон. Среди опубликованных сузских текстов того времени встречаются отчеты о выдаче контингенту этого гарнизона зернового до-вольствия30.
Отсутствие титулов «царь страны Аван» и «царь четырех сторон света» в линейных надписях Кутик-Иншушинака и тексте изваяния дает основание считать указанные титулы его поздним достижением. Видимо, в ходе этой же военной кампании Аван был отвоеван31.
После смерти Нарам-Суэна Кутик-Иншушинак принял его высокомерный титул «царь четырех сторон света» и продолжил дружественные отношении с его сыном Шаркалишарри. Кутик-Иншушинак и Шаркалишарри были современниками первых правителей II династии Лагаша Лугальушумгаля и Пузур-мама. Кутик-Иншушинак упоминается в начале фрагментарной надписи Пузур-мама, который опережал Гудеа на одно поколение:
[ud ba-ni puz]ur4-[dMUS. ER]IN. dMUS. ERINki [,..]-se3 (?)-ga-AN. [g]ar3-NI-[N]Ikl [...]-da [...]: «[Когда Пуз]ур-]Иншуш]инак из Суз в Гарнене...»32.
Приблизительно в 2180 г. до н. э. Кутик-Иншушинак пал в битве с кутиями33, и те постепенно завладели северными областями Элама. Косвенно на это указывает датировочная формула Шаркалишарри (2200-22175 гг. до н.э.), где говорится о его походе в Захара (иначе Азахар; область в стране Симашки) и Элам34. Шаркалишарри решил отвоевать утерянные позиции своего союзника Кутик-Иншуши-нака и тем самым приостановить натиск воинственных горцев, причем в одном бою удалось взять в плен царя кутиев Сарлага35. Удалось также отбить атаку на город Акшак со стороны оккупированного к тому времени кутиями Элама36.
Предложенная для Пузур-Иншушинака поздняя датировка не кажется убедительной также по следующим соображениям.
Кг. 249 и МУК. 10, Кг. 92 среди получающих зерновое довольствие перечисляются надзиратели (^и1а), кузнец фш^), разнорабочие (1й) и работники других социальных групп. Если бы «сын Шимбишхука» был эламским царем, то вряд ли он оказался в одном списке с такими людьми.
Рис. 2. ЯТС, Кг. 249
Рис. 3. МУК 10, Кг. 92
Реконструкция исторической ситуации П. Штайнкеллером, согласно которой царь Авана Кутик-Иншушинак был побежден совместными силами Ур-Намму и энси Лагаша Гудеи, не кажется нам убедительной43. Подлинные тексты Гудеи содержат информацию о военных действиях в Аншане (480 км восточнее от Суз, современное городище Тепе-Малиан в долине Байда, т.е. далеко от Авана). Маршрут этого похода, несомненно, проходил через Сузиану и не мог состояться без санкции кутийского правителя. В многочисленных надписях самого Гудеа и надписях, составленных во время его правления, нет ни единого слова или намека против кутиев. Он правил в период господства в Двуречье кутиев и платил им дань. Фактически он был наместником кутиев в Шумере, имея широкие полномочия, вел строительные работы в Лагаше, Ниппуре и Адабе44. Видимо, к этому же периоду следует отнести RTC, Nr. 24945. Лояльность к кутиям дорого обошлась
его преемникам. В ходе освобождения Двуречья от власти кутиев Лагаш был разгромлен, а его царей не включали в список правителей Шумера.
Теоретически победа Кутик-Иншушинака над кутиями, о которой сообщается в тексте на его статуе, могла иметь место либо до установления их господства над Двуречьем, либо же вслед за поражением последнего их царя Тирикана. По хронологическим соображениям первое мнение кажется более приемлемым.
В Сузиане власть Ур-Намму действительно признавалась, но это могло иметь место после свержения власти кутиев, против которых воевал также его сын Шульги. До нас дошла надпись, повествующая о победе Ур-Намму в Сузах над кутийцем по имени Гутарла46. Видимо, он был наместником Тирикана в Сузах. Если Кутик-Иншушинак стал править после этого Гутарла, то неясно, каким образом эламит мог завоевать шумерские города, когда они уже находились под контролем Ур-Намму. Поэтому, даже если Ур-Намму действительно воевал с суз-ским правителем по имени Кутик-Ишушинак (в его тексте «Пузур-Иншушинак»), последнего по хронологическим соображениям нельзя идентифицировать с одноименным правителем Авана, ибо, согласно Сузскому списку, аванские цари, включая Кутик-Иншушинака, правили последовательно, друг за другом.
После освобождения от кутийского господства в Эламе действительно мог править царь по имени «Кутик-Иншушинак», упомянутый в надписи Ур-Намму. Подтверждением этого может служить печать из Суз с надписью ВА.А. (=ригиг4)-^Г№№Г.ЕЯШ. Бими. §и-е2-гап «Пузур-Иншушинак, сын Шуэа» (рис. 4). По стилистике (изображение солнца и луны перед сидящим персонажем-царем) печать датируется временем Ур-Намму и, несмотря на отсутствие титула, принадлежала другому Кутик-Иншушинаку47.
Суммируя вышесказанное, отметим, что в истории Элама было два правителя с одинаковым именем. Современник и союзник Шаркалишарри Кутик/Пузур-Ин-шушинак I, будучи правителем Суз и наместником Элама, в первых десятилетиях XXII в. до н.э. силой оружия вернул аванский престол48. А его тезка (Кутик/Пу46 В тексте: gu2-tar-la2 dumu gu-tim-um-ma-ra «Гутарла, сын кутийца». См. Frayne 1997, 67-68.
Рис. 4. Печать Пузур-Иншушинака II
зур-Иншушинак II) правил приблизительно в 2109-22100 гг. до н.э., после победы
Ур -Намму в Сузах над кутийским наместником Гутарла. Но мы не знаем, установил ли Кутик-Иншушинак II власть над Аваном. Даже после него, во времена
Ибби-Суэна, Аван все еще сохранял определенную политическую значимость49.
Алимирзоев, А. 2Q1Q: Mесилим - царь Киша. Азербайджан и азербайджанцы 1-2, 139142.
Дьяконов, ИМ. (ред.) 1983: История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Mесопотамия. M.
Козырева, Н. 2Q16: Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности (VIIтыс. до н.э. - середина II тыс. до н.э.). СПб.
Xинц, В. 1977: Государство Элам. M.
Юсифов, Ю. 1Q68: Элам. Социально-экономическая история. M.
Boehmer, R. 1966: Die Datierung des Puzur I Kutik-Insusinak und einige sich daraus ergebende Konsequenzen. Orientalia. Novo seria 35, 345-376.
Frayne, D. 1993: The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 2. Sargonic and Gutian Periods (2334-2113 BC). Toronto.
Frayne, D. 1997: The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 3I2. Ur III Period (2112-2004 BC). Toronto.
Gadd, C., Legrain, L., Smith, S. 1928: Royal Inscriptions. Ur Excavation Texts. Vol. 1. London
Gelb, I. 1944: Hurrians andSubarians. Chicago.
Gelb, I., Kienast, B. 199Q: Die Altakkadischen Königsinschriften des Dritten Jahrtausend v. Chr. Stuttgart.
Glassner, J.-J. 1994: Les Dynasties d&Awan et d&Shimashki. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 1, 25-29.
Glassner, J.-J. 1988: La chute d&Akkadé: addenda et corrigenda. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 3, 34.
Grégoire, J.-P. 1981: Inscriptions et archives administratives cuneiformes. Ie Partie. Materiali per il Vocabulario Neo-sumerico 1Q, Rome.
Herzfeld, E. 1968: The Persian Empire. Wiesbaden.
Hinz, W. 1963: Persia. C. 24QQ-18QQ B.C. CAH 1I2, 644-68Q.
Hinz, W. 1967: Elams Vertrag mit Naram-Sin von Akkade. Zeitschrift für Assyriologie. Neue Folge (ZA.NF) 58, 66-96.
Hinz, W., Koch, H. 1987: Elamische Wörterbuch. Archaologische Mitteilungen aus Iran (AMI), Erganzungsband 17. I-II. Berlin.
Hirsch, H. 1963: Die inschriften der von Agade. Archiv für Orientforschung (AfO) 2Q, 1-82.
Kammenhuber, A. 1974: Historisch-Geographische Nachrichten aus der althurritischen uberlieferung, dem altelamischen und den inschriften der Könige von Akkad für die zeit vor dem einfal der Gutaer (CA. 22QQI2136). Acta Antiqua Academiai Scientiarum Hungaricae. XXII, 157-248.
König, F.W. 1965: Die Elamische Königsinschriften. Graz-Selbstverlag.
Langdon, S. 1911: Tablettes from the Archives of Drehem. Paris.
Potts, D.T. 1999: The Archaeology of Elam. Formation and Transformation of an ancient Iranian state. Cambridge.
История Элама знала много правителей с одинаковыми именами: Идадду, Кутир-Нанхунте, Кук-Нашур, Сиртух, Кудузулуш, Темтиагун, Пахиришан, Шильхак-Иншушинак, Хумпан-Халташ и др.
Roach, K. 2008: The Elamite Cylinder Seal Corpus, c. 3500-1000 BC. Vol I, Part III. Doctor of Pfilosophy, (Near Easter) Archaeology. The University of Sydney, pp. 577-582 (https://ses. library.usyd.edu.au/bitstream/2123/5352/3/03kj-roach-2008-thesis.pdf).
Sallaberger, W, Westenholz, A.1994: Mesopotamien Akkad-Zeit und Ur III-Zeit. Göttingen.
Scheil, V 1900: Textes élamites-semitiques (première série). Mémoires de la Mission de Perse. II. Paris.
Scheil, V. 1905: Textes élamites-semitiques (première série). Mémoires de la Délegation en Perse. Paris.
Scheil, V. 1908: Textes élamites-sémitiques (quatriéme série). Mémoires de la Mission Archéologique en Perse. X. Paris.
Scheil, V, Legrain, L. 1913: Textes élamites-semitiques (cinquieme serie). Mémoires de la Mission Archéologique de Perse. XIV. Paris.
Scheil, V 1931: Dynasties élamites d&Awan et de Simas. Révue d&Assyriologie et d&Archéologie Orientale 28, 1-8.
Steinkeller, P. 1988: The Date of Gudea and His Dynasty. Journal of Cuneiform Studies 40, 47-58.
Steinkeller, P. 2013: Puzur-Insusinak at Susa: A pivotal episode of early Elamite history reconsidered. In: K. Graef, J. Tavernier (eds.), Susa and Elam. Archaeological, Philological, Historical and Geographical perspectives. Leiden, 293-317.
Thureau-Dangin, F. 1903: Recueil des Tablettes Chaldéennes. Paris.
Vallat, F. 1999: Les adversaires "élamites" de Sargon et de Rimus. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 2, 25-26.
Yildiz, F., Gomi., T. 1988: Die Puzris-Dagan-Texte der Istanbuler Archäologischen Museum. Teil II, Nr. 725-1379. Stuttgart. (Freiburger Altorientalische Studien. Bd. 16.).
REFERENCES
Alimirzayev, A. 2010: Mesilim - tsar Kisha [Mesilim, the King of Kish], Azerbaydzhan i azerbaydzhantsy [Azerbaijan and azerbaijanians] 1-2, 139-142.
Boehmer, R. 1966: Die Datierung des Puzur / Kutik-Insusinak und einige sich daraus ergebende Konsequenzen. Orientalia. Novo seria 35, 345-376.
Dyakonov, I.M. (ed.) 1983: Istoriya drevnego Vostoka. Zarozhdeniya drevneyshikh klassovykh obshestv i pervyye ochagi rabovladel&cheskoy tsivilizatsii. Chast& I. Mesopotamiya [The history of the Ancient East. The origin of the most ancient class societies and the first centers of slaveholding civilization. Pt. I. Mesopotamia]. Moscow.
Frayne, D. 1993: The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 2. Sargonic and Gutian Periods (2334-2113 BC). Toronto.
Frayne, D. 1997: The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 3/2. Ur III Period (2112-2004 BC). Toronto.
Gadd, C., Legrain, L., Smith, S. 1928: Royal Inscriptions. Ur Excavation Texts. Vol. 1. London
Gelb, I. 1944: Hurrians and Subarians. Chicago.
Gelb, I., Kienast, B. 1990: Die Altakkadischen Königsinschriften des Dritten Jahrtausend v. Chr. Stuttgart.
Glassner, J.-J. 1988: La chute d&Akkadé: addenda et corrigenda. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 3, 34.
Glassner, J.-J. 1994: Les Dynasties d&Awan et d&Shimashki. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 1, 25-29.
Grégoire, J.-P. 1981: Inscriptions et archives administratives cuneiformes. Ie Partie. Materiali per il Vocabulario Neo-sumerico 10, Rome.
Herzfeld, E. 1968: The Persian Empire. Wiesbaden.
Hinz, W. 1963: Persia. C. 2400-1800 B.C. CAH 1/2, 644-680.
Hinz, W. 1967: Elams Vertrag mit Naram-Sin von Akkade. Zeitschrift für Assyriologie. Neue Folge (ZA.NF) 58, 66-96.
Hinz, W. 1977: Gosudarstvo Elam [The Kingdom of Elam]. Moscow.
Hinz, W., Koch, H. 1987: Elamische Wörterbuch. Archäologische Mitteilungen aus Iran (AMI), Ergänzungsband 17. I—II. Berlin.
Hirsch, H. 1963: Die inschriften der von Agade. Archiv für Orientforschung (AfO) 20, 1-82.
Kammenhuber, A. 1974: Historisch-Geographische Nachrichten aus der althurritischen Überlieferung, dem altelamischen und den inschriften der Könige von Akkad für die zeit vor dem einfal der Gutaer (CA. 2200/2136). Acta Antiqua Academiai Scientiarum Hungaricae. XXII, 157-248.
Kozyreva, N.2016: Ocherki po istorii Yuzhnoy Mesopotamii epokhi ranney drevnosti (VII tys. do n.e. - seredina II tys. do n.e.) [Studies in the History of Southern Mesopotamia in Early Anticuity (from the 7th to the mid-2nd millennium BC)]. Saint Petersburg.
König, F.W. 1965: Die Elamische Königsinschriften. Graz-Selbstverlag.
Langdon, S. 1911: Tablettes from the Archives of Drehem. Paris.
Potts, D.T. 1999: The Archaeology of Elam. Formation and Transformation of an ancient Iranian state. Cambridge.
Roach, K. 2008: The Elamite Cylinder Seal Corpus, c. 3500-1000 BC. Vol I, Part III. Doctor of Pfilosophy, (Near Easter) Archaeology. The University of Sydney, pp. 577-582 (https://ses. library.usyd.edu.au/bitstream/2123/5352/3/03kj-roach-2008-thesis.pdf).
Sallaberger, W, Westenholz, A.1994: Mesopotamien Akkad-Zeit und Ur III-Zeit. Göttingen.
Scheil, V, Legrain, L. 1913: Textes élamites-semitiques (cinquieme serie). Mémoires de la Mission Archéologique de Perse. XIV Paris.
Scheil, V. 1900: Textes élamites-semitiques (première série). Mémoires de la Mission de Perse. II. Paris.
Scheil, V. 1905: Textes élamites-semitiques (première série). Mémoires de la Délegation en Perse. Paris.
Scheil, V 1908: Textes élamites-sémitiques (quatriéme série). Mémoires de la Mission Archéologique en Perse. X. Paris.
Scheil, V. 1931: Dynasties élamites d&Awan et de Simas. Révue d&Assyriologie et d&Archéologie Orientale 28, 1-8.
Steinkeller, P. 1988: The Date of Gudea and His Dynasty. Journal of Cuneiform Studies 40, 47-58.
Steinkeller, P. 2013: Puzur-Insusinak at Susa: A pivotal episode of early Elamite history reconsidered. In: K. Graef, J. Tavernier (eds.), Susa and Elam. Archaeological, Philological, Historical and Geographical perspectives. Leiden, 293-317.
Thureau-Dangin, F. 1903: Recueil des Tablettes Chaldéennes. Paris.
Vallat, F. 1999: Les adversaires "élamites" de Sargon et de Rimus. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 2, 25-26.
Yildiz, F., Gomi., T. 1988: Die Puzris-Dagan-Texte der Istanbuler Archäologischen Museum. Teil II, Nr. 725-1379. Stuttgart. (Freiburger Altorientalische Studien. Bd. 16.).
Yusifov, Y. 1968: Elam: sotsial&no-ekonomicheskaya istoriya [Elam: social-economic history]. Moscow.
THE REIGN OF KUTIK-INSHUSHINAK, THE AWAN KING
Allahverdi Nusi ogly Alimirzoyev
Institute of History named after A.A. Bakikhanov, National Academy of Sciences of
Azerbaijan, Baku, Azerbaijan
alimirzoev.60@mail.ru
Abstract. The article is devoted to Kutik-Inshushinak, son of Shimbishhuk, in the Akkadian texts "Puzur-Inshushinak"). Previously, most researchers considered him a contemporary of the Akkadian king Sharkalisharri. He was originally the high priest of Susa, later became the governor of Elam. In the course of the military company, he conquered Kutium, Simashki, Huhunuri, Kimash, Humurti and other countries, after which the titles "the King of Awan" and "king of the four parts of the world" were added to the previous ones. One generation later in Elam, another Kutik-Inshushinak, the son of Shuela, was defeated by the founder of the Third dynasty of Ur, Ur-Nammu.