Спросить
Войти

О ВРЕМЕНИ ПРАВЛЕНИЯ АВАНСКОГО ЦАРЯ КУТИК-ИНШУШИНАКА

Автор: указан в статье

Problemy istorii, filologii, kul&tury Проблемы истории, филологии, культуры

3 (2019), 20-32 3 (2019), 20-32

© The Author(s) 2019 ©Автор(ы) 2019

DOI: 10.18503/1992-0431-2019-3-65-20-32

О ВРЕМЕНИ ПРАВЛЕНИЯ АВАНСКОГО ЦАРЯ КУТИК-ИНШУШИНАКА

А.Н. Алимирзоев

Институт истории Национальной Академии Наук Азербайджана, Баку,

Азербайджан

alimirzoev.60@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена освещению личности самой известной политической фигуры Элама III тыс. до н.э. сына Шимбишхука Кутик-Иншушинаку (в аккадских текстах «Пузур-Иншушинак»). Ранее большинство исследователей считали его современником аккадского царя Шаркалишарри. Первоначально он был градоправителем Суз, позже стал наместником Элама. В ходе военной кампании покорил Кутиум, Симашки, Хухунури, Кимаш, Хумурти и другие страны, после чего к его титулам прибавились также титулы «царь Авана» и «царь четырех сторон света». Спустя одно поколение в Эламе правил другой Кутик-Иншушинак, сын Шуэа, который был побежден основателем III династии Ура Ур -Намму.

Во второй половине III в. до н.э. Элам все еще представлял собой конгломерат областей, среди которых наиболее могущественной была Аван1. Кутик-Иншу-шинак (в аккадоязычных текстах - Пузур-Иншушинак, что в переводе означает «Оберегаемый богом Иншушинак») был самой заметной фигурой в истории этого царства. Прежде большинство ученых считали его современником последних представителей Саргонидов2, а в последнее время предлагают датировать более поздним периодом. При этом ссылаются на старовавилонский дубликат надписи основателя III династии Ура Ур -Намму (2012-2094 гг. до н.э.), который был обнаружен в 1984 г. в Исине. Там упоминаются города Аккад, Тутуб, Кисмар, Эшнун-на, Зимудар и «царь Элама Пузур-Иншушинак»3.

Данные об авторе: Аллахверди Нуси оглы Алимирзоев - кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института истории НАНА.

1 Относительно местоположения Авана до сих пор нет единого мнения. Его предлагали локализовать в долинах Луристана, около современных городов Дизфуль, Шуштер, Хамадан или же на равнине Дешти-Байда. См. Hinz 1977, 67-70; Potts 1999, 97-98, 127; Glassner 1994, 26. Возможно, Аван находился на месте современного городища Айван в нагорье Поште-кух, севернее города Илам. В надписи аккадского царя Саргона I Аван стоит между странами Сабум (иначе Сабу) и Барахше. См. Hirsch 1963, 47.
2 Boehmer 1966, 345-346.
3 Frayne 1997, 65-66.

Второй аргумент, на который ссылаются сторонники поздней датировки правления Пузур-Иншушинака, - это два аналогичных по содержанию отчета о выдаче зернового довольствия разным лицам периода III династии Ура, которые были обнаружены в Лагаше. В одном случае (кол. II, срока 6) среди получателей упоминается «сын Шимбишху»4, которого идентифицируют с Пузур-Иншушина-ком. В соответствующем контексте другого документа5 стоит «сын Шимбишме»6. В них речь идет о выдаче ему 4 2/3 gur (свыше 670 л) зерна7.

Можно ли считать аванского царя Кутик-Иншушинака современником Ур -Намму? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть некоторые моменты поздней фазы политической истории Аванского царства.

Согласно царскому списку из Суз8, Кутик-Иншушинак был преемником Хиты, последним, двенадцатым правителем Авана. От его имени дошли тексты, составленные местным линейным письмом. Имеются также 12 текстов на аккадском языке, в некоторых он назван сыном Шимбишхука. В двух аккадских надписях ему приписывается титул «энси города Сузы»9, в восьми текстах - «энси города Сузы, шакканакку страны Элам»10. В двух аккадоязычных текстах этот сын Шимбишхука носит титул «могущественный, царь страны Аван», причем в одном из них говорится, что бог Иншушинак даровал ему власть над четырьмя сторонами света11. Несомненно, помимо личных качеств Кутик-Иншушинака, этому способствовало и сложившаяся социально-политическая обстановка в его родном городе12, являющемся главным культурно-экономическим центром всего Элама. Политическая карьера Кутик-Иншушинака началась с должности градоправителя Суз, где находился храм его родового бога-покровителя Иншушинака. Известно, что до него городом управляли жрецы с административными функциями (по-шумерски ensi, по-аккадски issiakkum, по-эламски hal menik), а Эламом - вассальные проаккадские наместники (по-шумерски gir3 nita по-аккадски sakkanakkum, эламское название неизвестно) с ограниченными военными полномочиями. Однако остается неясным, были ли эти должности выборными или наследственными и какова была в этом роль аккадского патрона.

О первых семи правителях Авана не сохранились какие-либо сведения, мы даже не знаем, правили ли они в Сузах вообще. В текстах Саргона I и его преемника Римуша цари Элама Лухишан и Хишебрасини (иначе Хишебратеп) упоми4 См. рис. 3. Текст был издан в 1981 г. Ж.-П. Грегором. См. Grégoire 1981, далее MVN 10, Nr. 92.

5 См. рис. 2. Текст был издан в 1903 г. Ф. Тюро-Данженом, См. Thureau-Dangin F. 1903, далее RTC, Nr. 249.
6 Поскольку к отчетным записям не составлялись дубликаты, остается предполагать, что какой-то из них (скорее всего, MVN 10, Nr. 92) является своего рода школьным упражнением; на это указывает аккуратный почерк таблички.
7 Steinkeller 2013, 300-301.
8 Глиняная табличка с перечнем царей Авана и Симашки была обнаружена в 1920-х годах французскими археологами и прочтена в 1931 году В.Шейлем, ныне хранится в Лувре. В отличие от шумерских царских списков, в этом тексте отсутствуют сведения о родственных связях, времени правления и прочие подробности о царях. См. Scheil 1931, 1-3.
9 Scheil 1905, 8; Boehmer 1966, 350, Anm.1; Gelb, Kienast 1990, 332-333; Potts 1999, 122-123.
10 Scheil 1900, 58-65, pl., 12.
11 Scheil 1908, 9-11, pl., 3, Nr.1, 2; Andre, Salvini 1989, 63, not. 27, p. 70, not. 35.
12 Д. Поттс также уверен, что Пузур-Иншушинак не был уроженцем Авана. См. Potts 1999, 122-123.

наются вместе с городами Сузы и Аван, следовательно, эти города были им подвластны13. В то время в Сузах главенство принадлежало трем жреческим кланам, богами-покровителями которых были Симут14, Нарунде и Иншушинак. Представитель первого клана Санам-Симут, будучи «верховным жрецом Элама», был современником Саргона I и царя Авана Лухишана15. Позже верховенство в Сузах принадлежало Эшбуму (иначе Эшба), установившему статуи аккадского царя Маништусу в храме богини Нарунде16. При Нарам-Суэне экономически развитая часть эламского конгломерата Сузиана полностью была превращена в вассальную провинцию Аккадской империи17. В результате, статус верховного правителя Элама был занижен до вассального наместника и лишь более чем два века спустя царь из династии Симашки энси Суз Идадду I (или по Ю. Юсифову, Идадду II) восстановил прежний статус царя Элама18. Хотя за этот период в некоторых отдаленных областях, например, в Аншане, эламской политической элите удалось сохранить влияние, но никто уже не мог объявить себя полноправным царем Элама19. При Нарам-Суэне (2236-2200 гг. до н.э.) градоправителем Суз (su-simkl) был Эсимуде20, который несколько позже стал наместником Элама21. Титулы «энси Суз» и «наместник Элама» встречаются в разных текстах Эсимуде, следовательно, он не носил эти титулы одновременно. Когда Эсимуде стал наместником, Сузы управлялись кем-то другим. Возможно, Нарам-Суэн распределил обе должности между разными лицами. Это было вызвано усилением военного давления на центральную власть со стороны местной знати и соседних племен, не желавших подчиняться аккадскому царю, а также неэффективностью совмещения разнородных функций в такой бурный период в одном лице. Чуть позже наместником Элама

13 Frayne 1993, 23, 25, 53.
14 Симут под названием «Исимуд» вошел в шумерскую мифологию как двуликое божество и вестник морского бога Энки.
15 По Р.Цадоку его звали Сапир-Симут. См. Zadok 1984 38.
16 Scheil 1900, 66; Scheil, Legrain 1913, 17-19.
17 Frayne 1993, 53, 56, 58, 167.
18 Scheil, Legrain 1913, 26; Potts 1999, 147; Юсифов 1968, 63.
19 Поздняя традиция, отраженная в старовавилонском эпосе «Гулаан и 17 царя против Нарам-Суэна», среди врагов аккадского правителя упоминает какого-то «царя всего Элама» ([...-k]i-[t]u LUGAL. ki-is-sa-at NIM.KI.). См. Westenholz 1997, 250, 252-253. Судя по уцелевшим клиньям, здесь могло быть записано имя [h]u2-[l]u3, или ri6n-[l]u3, или же re5n-[l]u3, т.е. имя Хэлу. Поскольку историчность ни одного из участников этой коалиции не установлена, то их имена следует признать вымышленными. Мифическим кажется также упомянутый в хурритских текстах из Богазкея эламский «царь» Ауталумман. См., Kammenhuber 1974, 167.
20 Frayne 1993, 306-307. Прежде это имя читалось «Энаммуне». «Эбирмуби». Второй знак имени передавал разные слоги (nam, bir5, na7, sen3, sim). Предпочтительным кажется последнее чтение, так как в его тексте этот знак использован для записи названия города Сузы (su-simki). См. Scheil, Legrain 1913, 5, Nr.1.

Учты!^ Что в текстах того же периода встречается форма e-bi-ir-mu-bi2, с 1957 года, вслед за И.Гельбом, это имя стали читать именно так. См. Hinz, Koch 1987, 739-740, 951. Мы не исключаем наличие в тот период имени «Эбирмуби». Но это не может служить основанием для исключения в данном контексте имени «Эсимуде», ибо в сузских документах того же периода засвидетельствована форма é-si-mu-ut. См. König 1965, 2. Неизвестно, имел ли Эсимуде какие-либо родственные отношения с царями Авана. В.Хинц считал его старшим сыном Хишепратепа [Hinz 1963, 651].

21 Scheil, Legrain 1913, 6, Nr.3. Его имя, где начальный гласный был протетическим, восходит к имени бога Симута. Наличие протетических гласных в эламском языке подтверждается также иными фактами. Ср., например, irsa || risa «большой, великий», имя собственное lu-uh-hi-is-sa-an || ul-hi-is-sa-an. См. König 1965, 1.

становится некто с аккадским именем Илишмани, о деятельности которого ничего не известно22.

В тяжелое для аккадского государства время Нарам-Суэн заключает с вассальным правителем Элама соглашение о сотрудничестве. В договоре несколько раз, имея в виду Нарам-Суэна и его эламского контрагента, употребляется слово «цари» (2и-к1-1р) и это дает основание исключить Эсимуде и Илишмани23.

Отсутствие в договоре Аншана24 и Авана, видимо, свидетельствует о том, что в момент заключения союза с Аккадом власть эламского правителя не распространялась на эти области, т. е. на территории всего эламского конгломерата. Факт отсутствия детерминатива «бог» перед именем Нарам-Суэна, а также его титула «царь четырех сторон света» дает основание предполагать, что договор с Эламом мог быть заключен в начале его правления. Следовательно, контрагентом Нарам-Суэна мог быть уже пожилой и вассальный, но все же носивший титул царя Хишебрасини25.

Необходимость заключения договора с Нарам-Суэном была вызвана усилением в южной части Приурмийского бассейна, в верховьях рек Дияла и Нижний (Малый) Заб кутийско-луллубейского военного союза. Эламский вариант договора, нанесенный на глиняную табличку размером 15 х 6 см, был обнаружен французскими археологами в самом конце XIX в. в Сузах и ныне экспонируется в Лувре. Вопреки утверждению В. Хинца этот договор не был актом равноправных партнеров26. Договор написан с явно проаккадской позиции и содержит лишь односторонние обязательства эламской стороны. Структура его текста напоминает жанр художественных произведений Двуречья и далека от дипломатического стиля. Это было своего рода присягой или клятвой на верность, где местами имеются небольшие отступления в виде отчета о совершенных накануне действиях (установка статуи Нарам-Суэна в главном святилище Суз, подготовка к бракосочетанию эламской принцессы с правителем Аккада и т.п.), подтверждающие лояльность эламской стороны. Цель союза была не только ликвидировать вражду между двумя странами, но и совместно действовать против общего врага.

22 Potts 1999, 110.
23 Многие исследователи по-прежнему считают, что автором эламского текста договора, иными словами, партнером по переговорам с Нарам-Суэном, был Хитаа. По мнению Ю. Юсифова, Нарам-Суэн заключил договор с градоправителем Суз Кутик-Иншушинаком, а А. Камменхубер считала, что это был неизвестный царь Зигалугу. См. Yusifov 1968, 55-56; Hinz 1977, 187-188; Kammenhuber 1974, 180.
24 Если Аван действительно находился в Луристане, как считают многие исследователи, то вряд ли вассальный эламский правитель мог контролировать столь огромную территорию, простирающуюся от Луристана до Фарса. Первым, кому удалось одновременно носить титулы «царь Аншана» и «энси Суз», был Эбарти, живший как минимум через три поколения после Кутик-Иншу-шинака. См. Юсифов 1968, 63.
25 Ф. Вальа установил, что в тексте Римуша знаков имени эламского царя надо читать не E-rmah-sf-ni, как прежде, а E/Hi-&sip-ra-sf-m. См. Vallat 1999, 25-26. Видимо, после победы над Эламом Римуш оставил Хишебрасини на троне и тот пережил его брата Маништусу - отца Нарам-Суэна. Следовательно, Хишебрасини до заключения союза с Нарам-Суэном по меньшей мере 25 лет находился у власти. Судя по договору, состоялось бракосочетание Нарам-Суэна с эламской царевной. См. Hinz 1967, 95.
26 Hinz 1963, 650-651.

Рис. 1. Изваяние Кутик-Иншушинака

Позже, согласно взятым эламской стороной обязательствам, Кутик-Иншуши-нак предпринимает крупномасштабный поход в северном направлении27. В староаккадской надписи на его известняковом изваянии (рис. 1) сообщается о крупномасштабном военном походе в северном направлении и перечисляется более 70 поселений, в том числе Хухнури, Кимаш, Кашшен, Кутиум, Симашки и т.п.28 В надписи среди захваченных поселений упоминаются также Ha-lu, Ha-lu-min, Gi-1а-Ьа-1й, Ha-la-ah, Hi-ta(?)-a-an-za, Hi-te-qu, Hi-te E-GESTIN (дословно «Винный дом Хиты»), названия которых, по-видимому, были даны в честь аванских царей Хелу и Хит8а29. В этой кампании мог принимать участие расквартированный в Сузах аккадский военный гарнизон. Среди опубликованных сузских текстов того времени встречаются отчеты о выдаче контингенту этого гарнизона зернового до-вольствия30.

Отсутствие титулов «царь страны Аван» и «царь четырех сторон света» в линейных надписях Кутик-Иншушинака и тексте изваяния дает основание считать указанные титулы его поздним достижением. Видимо, в ходе этой же военной кампании Аван был отвоеван31.

27 Scheil, Legrain 1913, 8-16; Gelb, Kienast 1990, 321-324. В хронике этого похода, выбитой на изваянии, Кутик-Иншушинак назван «шакканакку Элама».
28 Фактически он в определенное время правил Кутиумом, но, подобно Эрридупизиру, по каким-то другим обстоятельствам его имя не нашло отражения в списке царей этой страны.
29 К этому списку можно добавить также город Хидалу (в надписях Ашшурбанапала: hi-ta2-lu; от аккадского Hita-alfi «город Хиты»), который в VII в. до н.э. наряду с Сузами и Бупила являлся одним из трех «царских городов» Элама. См. Yusifov 1968, 87. Интересно, что для имен предшественников Кутик-Иншушинака (Hi-e-lu, Hi-ta-a) до сих пор не найдено убедительной этимологии из эламского языка. По звучанию они напоминают хурритское Ih-lu (или Eh-li) и кутийское Im-ta-a, что ставит под сомнение эламское происхождение их носителей. Впрочем, последний был единственным из числа аванских царей, известным хурритской исторической традиции; его имя в форме Hi-da-am засвидетельствовано в хурритском династическом списке из Хаттушаша. См. Kammenhuber 1974, 167. По этим соображениям считаем, что Хитаа не мог быть автором эламского договора.
30 Scheil, Legrain 1913, Nr. 72. В тексте договора имеется намек на этот контингент.
31 Возможно Аван упоминался в разрушенных строках текста изваяния Кутик-Иншушинака.

После смерти Нарам-Суэна Кутик-Иншушинак принял его высокомерный титул «царь четырех сторон света» и продолжил дружественные отношении с его сыном Шаркалишарри. Кутик-Иншушинак и Шаркалишарри были современниками первых правителей II династии Лагаша Лугальушумгаля и Пузур-мама. Кутик-Иншушинак упоминается в начале фрагментарной надписи Пузур-мама, который опережал Гудеа на одно поколение:

[ud ba-ni puz]ur4-[dMUS. ER]IN. dMUS. ERINki [,..]-se3 (?)-ga-AN. [g]ar3-NI-[N]Ikl [...]-da [...]: «[Когда Пуз]ур-]Иншуш]инак из Суз в Гарнене...»32.

Приблизительно в 2180 г. до н. э. Кутик-Иншушинак пал в битве с кутиями33, и те постепенно завладели северными областями Элама. Косвенно на это указывает датировочная формула Шаркалишарри (2200-22175 гг. до н.э.), где говорится о его походе в Захара (иначе Азахар; область в стране Симашки) и Элам34. Шаркалишарри решил отвоевать утерянные позиции своего союзника Кутик-Иншуши-нака и тем самым приостановить натиск воинственных горцев, причем в одном бою удалось взять в плен царя кутиев Сарлага35. Удалось также отбить атаку на город Акшак со стороны оккупированного к тому времени кутиями Элама36.

Предложенная для Пузур-Иншушинака поздняя датировка не кажется убедительной также по следующим соображениям.

1. В упомянутом фрагментарном тексте Ур-Намму из Исина сохранилось сообщение лишь о распределении ослов, и нет уверенности в том, что он был составлен в честь освобождения городов южного Двуречья от эламского ига. В тексте изваяния Кутик-Иншушинака среди перечисленных завоеваний месопо-тамские города, в том числе Аккад, Тутуб, Кисмар, Эшнунна, Зимудар, не отмечены. В RTC, Nr. 249 и MVN. 10, Nr. 92 упомянуты топонимы Лулубум, Симурум, Хухуриме, а Элам, Сузы и Аван, c которыми была связана вся деятельность Кутик-Иншушинака, отсутствуют37. К тому же в тексте изваяния среди завоеваных им стран Лулубум и Симурум не встречаются. Лишь Хухуриме (hu-hu-ri-me) можно идентифицировать с местностью ha-ah-ri-ma, упомянутой в тексте его изваяния38.
2. В собственных текстах Пузур-Иншушинак никогда не указывает титул своего отца; будь он правителем хотя бы незначительной области, то не стал бы скрывать свое царское происхождение. Поэтому трудно согласиться с В. Хинцем, считавшим Шимбишхука младшим братом Хитаа и управляющим Элама39. В RTC,
32 Frayne 1993, 272. Восстановленное нами начало напоминает датировочную формулу периода кутийского господства в Двуречье. Ср.: ud ba-ni ar-la-ga-an lugal gu-ti-um kam «день, когда Арлаган царем Гутиума стал» из текста энси Уммы Наммахани о сооружение святилища. См. Frayne 1993, 267.
33 После смерти Кутик-Иншушинака Шаркалишарри принимает такие титулы своего союзника, как «могучий» (по аккадски danum) и «царь четырех сторон света» (по аккадски sarrum kibratim arbaim). См. Frayne 1993, 188, 192 197.
34 Frayne 1993, 183; Potts 1999, 108, 136, 141. В кол. III текста изваяния Кутик-Иншушинака между топонимами ha-ah-ri-ma и a?-ak-ti кажется упоминается rzan-[a]-ha-ra. См. Gelb, Kienast 1990, 323.
35 Hirsch 1963, 29.
36 RTC, Nr. 130.
37 Thureau-Dangin 1903, 249.
38 Gelb, Kienast 1990, 323.
39 Hinz 1977, 75-76. Царское происхождение Кутик-Иншушинака оспаривается также Ж.-Ж. Гласснером. Он считал, что политическая карьера Кутик-Иншушинак сложилась при поддержке аккадской политической администрации или же какого-то эламского царя, контролирующего власть в Сузах. См. Glassner 1988, 34.

Кг. 249 и МУК. 10, Кг. 92 среди получающих зерновое довольствие перечисляются надзиратели (^и1а), кузнец фш^), разнорабочие (1й) и работники других социальных групп. Если бы «сын Шимбишхука» был эламским царем, то вряд ли он оказался в одном списке с такими людьми.

3. В период III династии Ура официальные тексты составлялись преимущественно на шумерском языке, тогда как иноязычные клинописные тексты Кутик-Иншушинака написаны исключительно на аккадском, т.е. на языке предыдущего периода.

Рис. 2. ЯТС, Кг. 249

Рис. 3. МУК 10, Кг. 92

4. Нижние части табличек RTC, Nr. 249 и MVN 10, Nr. 92, где находилась датировка, отбиты. Поэтому нет уверенности в том, что они относятся ко времени Ур -Намму.
5. В аккадоязычных текстах Кутик-Иншушинака имя его отца завершается слогом -йк (рис. 1), чего не наблюдается в текстах RTC, Nr. 249 и MVN 10, Nr. 92. Причину отличия в этих текстах имени собственного объяснить сложно. Может быть, знак МЕ в тот период изредка мог передавать также слог HU, что позволило бы автору MVN 10, Nr. 92 заменить его другим, более употребляемым для этого слога знаком. Однако это предположение ничем иным не подтверждается. Это еще один аргумент к тому, что в упомянутых отчетах имя «Шимбишхук» не упоминается. Группу знаков этого имени в «quasi duplicate» (по терминологии У. Сал-лабергера) MVN 10, Nr. 92 можно читать и как si6-bi-is-hu. Схожее имя (su-bi2-is-hu-ha40, su-bu-us-hu-hi41) зафиксировано в хозяйственных текстах Пузриш-Дагана периода III династии Ура. И. Гельб отнес эти имена к субареям42. Во всяком случае, упомянутое в MVN 10, Nr. 92 лицо не имеет ничего общего с Шимбишхуком, отцом аванского царя Кутик-Иншушинака.
6. Трудно представить, что между современником Нарам-Суэна Хитой и Ку -тик-Иншушинаком мог быть полуторавековой временной разрыв и что эламская историческая традиция могла забыть о правивших в этот период 3 или 4 царях.

Реконструкция исторической ситуации П. Штайнкеллером, согласно которой царь Авана Кутик-Иншушинак был побежден совместными силами Ур-Намму и энси Лагаша Гудеи, не кажется нам убедительной43. Подлинные тексты Гудеи содержат информацию о военных действиях в Аншане (480 км восточнее от Суз, современное городище Тепе-Малиан в долине Байда, т.е. далеко от Авана). Маршрут этого похода, несомненно, проходил через Сузиану и не мог состояться без санкции кутийского правителя. В многочисленных надписях самого Гудеа и надписях, составленных во время его правления, нет ни единого слова или намека против кутиев. Он правил в период господства в Двуречье кутиев и платил им дань. Фактически он был наместником кутиев в Шумере, имея широкие полномочия, вел строительные работы в Лагаше, Ниппуре и Адабе44. Видимо, к этому же периоду следует отнести RTC, Nr. 24945. Лояльность к кутиям дорого обошлась

40 Yildiz, Gomi 1988, Nr. 807. Так звали какмийца. Страна Какмиум локализуется юго-западнее озера Урмия.
41 Langdon 1911, текст Nr. 67, строка 5.
42 Gelb 1944, 52, not. 27.
43 Steinkeller 1988; Steinkeller 2013, 294, 301-303. Совершенно необоснованным кажется утверждение, что Кутик-Иншушинак якобы находился в плену у Гудеа. См. Козырева 2016, 159. Имя «Пузур-Иншушинак» отсутствует в текстах Гудеа.
44 Тогда же поселения Загроса (Мархаши, Симуррум, Кутиум, Хухунури, Адамдун, Лулуби, Ду-дуль, и другие) начинают часто упоминаться в хозяйственных текстах Лагаша и других городов. См. RTC, Nr.Nr. 205, 237, 238, 250, 252, 253, 255.
45 Тюменьев 1956, 212; Steinkeller 2013, 301. Некоторые исследователи относят RTC, Nr. 249 к аккадскому периоду. См. Sallaberger, Westenholz 1994, 94, Anm. 435. Возможно, этот отчет о поставке из Аккада в Луллубум и другие загросские поселения большого количества зерна был составлен в Аккаде и каким-то образом попал в Лагаш. Город Аккад в то время управлялся другим наместником кутиев Шутурулем. Аккад упоминается и в других табличках Лагаша того же периода. См. RTC, Nr.Nr. 101, 184.

его преемникам. В ходе освобождения Двуречья от власти кутиев Лагаш был разгромлен, а его царей не включали в список правителей Шумера.

Теоретически победа Кутик-Иншушинака над кутиями, о которой сообщается в тексте на его статуе, могла иметь место либо до установления их господства над Двуречьем, либо же вслед за поражением последнего их царя Тирикана. По хронологическим соображениям первое мнение кажется более приемлемым.

В Сузиане власть Ур-Намму действительно признавалась, но это могло иметь место после свержения власти кутиев, против которых воевал также его сын Шульги. До нас дошла надпись, повествующая о победе Ур-Намму в Сузах над кутийцем по имени Гутарла46. Видимо, он был наместником Тирикана в Сузах. Если Кутик-Иншушинак стал править после этого Гутарла, то неясно, каким образом эламит мог завоевать шумерские города, когда они уже находились под контролем Ур-Намму. Поэтому, даже если Ур-Намму действительно воевал с суз-ским правителем по имени Кутик-Ишушинак (в его тексте «Пузур-Иншушинак»), последнего по хронологическим соображениям нельзя идентифицировать с одноименным правителем Авана, ибо, согласно Сузскому списку, аванские цари, включая Кутик-Иншушинака, правили последовательно, друг за другом.

После освобождения от кутийского господства в Эламе действительно мог править царь по имени «Кутик-Иншушинак», упомянутый в надписи Ур-Намму. Подтверждением этого может служить печать из Суз с надписью ВА.А. (=ригиг4)-^Г№№Г.ЕЯШ. Бими. §и-е2-гап «Пузур-Иншушинак, сын Шуэа» (рис. 4). По стилистике (изображение солнца и луны перед сидящим персонажем-царем) печать датируется временем Ур-Намму и, несмотря на отсутствие титула, принадлежала другому Кутик-Иншушинаку47.

Суммируя вышесказанное, отметим, что в истории Элама было два правителя с одинаковым именем. Современник и союзник Шаркалишарри Кутик/Пузур-Ин-шушинак I, будучи правителем Суз и наместником Элама, в первых десятилетиях XXII в. до н.э. силой оружия вернул аванский престол48. А его тезка (Кутик/Пу46 В тексте: gu2-tar-la2 dumu gu-tim-um-ma-ra «Гутарла, сын кутийца». См. Frayne 1997, 67-68.

47 Roach 2008, 719, 733. Почему-то на эту печать не было обращено внимания.
48 Идея существования Кутик/Пузур-Иншушинака I была высказана И.М. Дьяконовом еще в 1983 г. См. История древнего Востока 1983, 258. Однако эта идея впоследствии не была развита.

Рис. 4. Печать Пузур-Иншушинака II

зур-Иншушинак II) правил приблизительно в 2109-22100 гг. до н.э., после победы

Ур -Намму в Сузах над кутийским наместником Гутарла. Но мы не знаем, установил ли Кутик-Иншушинак II власть над Аваном. Даже после него, во времена

Ибби-Суэна, Аван все еще сохранял определенную политическую значимость49.

Литература

Алимирзоев, А. 2Q1Q: Mесилим - царь Киша. Азербайджан и азербайджанцы 1-2, 139142.

Дьяконов, ИМ. (ред.) 1983: История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Mесопотамия. M.

Козырева, Н. 2Q16: Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности (VIIтыс. до н.э. - середина II тыс. до н.э.). СПб.

Xинц, В. 1977: Государство Элам. M.

Юсифов, Ю. 1Q68: Элам. Социально-экономическая история. M.

Boehmer, R. 1966: Die Datierung des Puzur I Kutik-Insusinak und einige sich daraus ergebende Konsequenzen. Orientalia. Novo seria 35, 345-376.

Frayne, D. 1993: The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 2. Sargonic and Gutian Periods (2334-2113 BC). Toronto.

Frayne, D. 1997: The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 3I2. Ur III Period (2112-2004 BC). Toronto.

Gadd, C., Legrain, L., Smith, S. 1928: Royal Inscriptions. Ur Excavation Texts. Vol. 1. London

Gelb, I. 1944: Hurrians andSubarians. Chicago.

Gelb, I., Kienast, B. 199Q: Die Altakkadischen Königsinschriften des Dritten Jahrtausend v. Chr. Stuttgart.

Glassner, J.-J. 1994: Les Dynasties d&Awan et d&Shimashki. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 1, 25-29.

Glassner, J.-J. 1988: La chute d&Akkadé: addenda et corrigenda. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 3, 34.

Grégoire, J.-P. 1981: Inscriptions et archives administratives cuneiformes. Ie Partie. Materiali per il Vocabulario Neo-sumerico 1Q, Rome.

Herzfeld, E. 1968: The Persian Empire. Wiesbaden.

Hinz, W. 1963: Persia. C. 24QQ-18QQ B.C. CAH 1I2, 644-68Q.

Hinz, W. 1967: Elams Vertrag mit Naram-Sin von Akkade. Zeitschrift für Assyriologie. Neue Folge (ZA.NF) 58, 66-96.

Hinz, W., Koch, H. 1987: Elamische Wörterbuch. Archaologische Mitteilungen aus Iran (AMI), Erganzungsband 17. I-II. Berlin.

Hirsch, H. 1963: Die inschriften der von Agade. Archiv für Orientforschung (AfO) 2Q, 1-82.

Kammenhuber, A. 1974: Historisch-Geographische Nachrichten aus der althurritischen uberlieferung, dem altelamischen und den inschriften der Könige von Akkad für die zeit vor dem einfal der Gutaer (CA. 22QQI2136). Acta Antiqua Academiai Scientiarum Hungaricae. XXII, 157-248.

König, F.W. 1965: Die Elamische Königsinschriften. Graz-Selbstverlag.

Langdon, S. 1911: Tablettes from the Archives of Drehem. Paris.

Potts, D.T. 1999: The Archaeology of Elam. Formation and Transformation of an ancient Iranian state. Cambridge.

История Элама знала много правителей с одинаковыми именами: Идадду, Кутир-Нанхунте, Кук-Нашур, Сиртух, Кудузулуш, Темтиагун, Пахиришан, Шильхак-Иншушинак, Хумпан-Халташ и др.

49 Gadd, Legrain L, Smith 1928, Nr.210, 211, 289.

Roach, K. 2008: The Elamite Cylinder Seal Corpus, c. 3500-1000 BC. Vol I, Part III. Doctor of Pfilosophy, (Near Easter) Archaeology. The University of Sydney, pp. 577-582 (https://ses. library.usyd.edu.au/bitstream/2123/5352/3/03kj-roach-2008-thesis.pdf).

Sallaberger, W, Westenholz, A.1994: Mesopotamien Akkad-Zeit und Ur III-Zeit. Göttingen.

Scheil, V 1900: Textes élamites-semitiques (première série). Mémoires de la Mission de Perse. II. Paris.

Scheil, V. 1905: Textes élamites-semitiques (première série). Mémoires de la Délegation en Perse. Paris.

Scheil, V. 1908: Textes élamites-sémitiques (quatriéme série). Mémoires de la Mission Archéologique en Perse. X. Paris.

Scheil, V, Legrain, L. 1913: Textes élamites-semitiques (cinquieme serie). Mémoires de la Mission Archéologique de Perse. XIV. Paris.

Scheil, V 1931: Dynasties élamites d&Awan et de Simas. Révue d&Assyriologie et d&Archéologie Orientale 28, 1-8.

Steinkeller, P. 1988: The Date of Gudea and His Dynasty. Journal of Cuneiform Studies 40, 47-58.

Steinkeller, P. 2013: Puzur-Insusinak at Susa: A pivotal episode of early Elamite history reconsidered. In: K. Graef, J. Tavernier (eds.), Susa and Elam. Archaeological, Philological, Historical and Geographical perspectives. Leiden, 293-317.

Thureau-Dangin, F. 1903: Recueil des Tablettes Chaldéennes. Paris.

Vallat, F. 1999: Les adversaires "élamites" de Sargon et de Rimus. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 2, 25-26.

Yildiz, F., Gomi., T. 1988: Die Puzris-Dagan-Texte der Istanbuler Archäologischen Museum. Teil II, Nr. 725-1379. Stuttgart. (Freiburger Altorientalische Studien. Bd. 16.).

REFERENCES

Alimirzayev, A. 2010: Mesilim - tsar Kisha [Mesilim, the King of Kish], Azerbaydzhan i azerbaydzhantsy [Azerbaijan and azerbaijanians] 1-2, 139-142.

Boehmer, R. 1966: Die Datierung des Puzur / Kutik-Insusinak und einige sich daraus ergebende Konsequenzen. Orientalia. Novo seria 35, 345-376.

Dyakonov, I.M. (ed.) 1983: Istoriya drevnego Vostoka. Zarozhdeniya drevneyshikh klassovykh obshestv i pervyye ochagi rabovladel&cheskoy tsivilizatsii. Chast& I. Mesopotamiya [The history of the Ancient East. The origin of the most ancient class societies and the first centers of slaveholding civilization. Pt. I. Mesopotamia]. Moscow.

Frayne, D. 1993: The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 2. Sargonic and Gutian Periods (2334-2113 BC). Toronto.

Frayne, D. 1997: The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 3/2. Ur III Period (2112-2004 BC). Toronto.

Gadd, C., Legrain, L., Smith, S. 1928: Royal Inscriptions. Ur Excavation Texts. Vol. 1. London

Gelb, I. 1944: Hurrians and Subarians. Chicago.

Gelb, I., Kienast, B. 1990: Die Altakkadischen Königsinschriften des Dritten Jahrtausend v. Chr. Stuttgart.

Glassner, J.-J. 1988: La chute d&Akkadé: addenda et corrigenda. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 3, 34.

Glassner, J.-J. 1994: Les Dynasties d&Awan et d&Shimashki. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 1, 25-29.

Grégoire, J.-P. 1981: Inscriptions et archives administratives cuneiformes. Ie Partie. Materiali per il Vocabulario Neo-sumerico 10, Rome.

Herzfeld, E. 1968: The Persian Empire. Wiesbaden.

Hinz, W. 1963: Persia. C. 2400-1800 B.C. CAH 1/2, 644-680.

Hinz, W. 1967: Elams Vertrag mit Naram-Sin von Akkade. Zeitschrift für Assyriologie. Neue Folge (ZA.NF) 58, 66-96.

Hinz, W. 1977: Gosudarstvo Elam [The Kingdom of Elam]. Moscow.

Hinz, W., Koch, H. 1987: Elamische Wörterbuch. Archäologische Mitteilungen aus Iran (AMI), Ergänzungsband 17. I—II. Berlin.

Hirsch, H. 1963: Die inschriften der von Agade. Archiv für Orientforschung (AfO) 20, 1-82.

Kammenhuber, A. 1974: Historisch-Geographische Nachrichten aus der althurritischen Überlieferung, dem altelamischen und den inschriften der Könige von Akkad für die zeit vor dem einfal der Gutaer (CA. 2200/2136). Acta Antiqua Academiai Scientiarum Hungaricae. XXII, 157-248.

Kozyreva, N.2016: Ocherki po istorii Yuzhnoy Mesopotamii epokhi ranney drevnosti (VII tys. do n.e. - seredina II tys. do n.e.) [Studies in the History of Southern Mesopotamia in Early Anticuity (from the 7th to the mid-2nd millennium BC)]. Saint Petersburg.

König, F.W. 1965: Die Elamische Königsinschriften. Graz-Selbstverlag.

Langdon, S. 1911: Tablettes from the Archives of Drehem. Paris.

Potts, D.T. 1999: The Archaeology of Elam. Formation and Transformation of an ancient Iranian state. Cambridge.

Roach, K. 2008: The Elamite Cylinder Seal Corpus, c. 3500-1000 BC. Vol I, Part III. Doctor of Pfilosophy, (Near Easter) Archaeology. The University of Sydney, pp. 577-582 (https://ses. library.usyd.edu.au/bitstream/2123/5352/3/03kj-roach-2008-thesis.pdf).

Sallaberger, W, Westenholz, A.1994: Mesopotamien Akkad-Zeit und Ur III-Zeit. Göttingen.

Scheil, V, Legrain, L. 1913: Textes élamites-semitiques (cinquieme serie). Mémoires de la Mission Archéologique de Perse. XIV Paris.

Scheil, V. 1900: Textes élamites-semitiques (première série). Mémoires de la Mission de Perse. II. Paris.

Scheil, V. 1905: Textes élamites-semitiques (première série). Mémoires de la Délegation en Perse. Paris.

Scheil, V 1908: Textes élamites-sémitiques (quatriéme série). Mémoires de la Mission Archéologique en Perse. X. Paris.

Scheil, V. 1931: Dynasties élamites d&Awan et de Simas. Révue d&Assyriologie et d&Archéologie Orientale 28, 1-8.

Steinkeller, P. 1988: The Date of Gudea and His Dynasty. Journal of Cuneiform Studies 40, 47-58.

Steinkeller, P. 2013: Puzur-Insusinak at Susa: A pivotal episode of early Elamite history reconsidered. In: K. Graef, J. Tavernier (eds.), Susa and Elam. Archaeological, Philological, Historical and Geographical perspectives. Leiden, 293-317.

Thureau-Dangin, F. 1903: Recueil des Tablettes Chaldéennes. Paris.

Vallat, F. 1999: Les adversaires "élamites" de Sargon et de Rimus. Neuvelle Assyriologique Brèves et Utilitaires 2, 25-26.

Yildiz, F., Gomi., T. 1988: Die Puzris-Dagan-Texte der Istanbuler Archäologischen Museum. Teil II, Nr. 725-1379. Stuttgart. (Freiburger Altorientalische Studien. Bd. 16.).

Yusifov, Y. 1968: Elam: sotsial&no-ekonomicheskaya istoriya [Elam: social-economic history]. Moscow.

THE REIGN OF KUTIK-INSHUSHINAK, THE AWAN KING

Allahverdi Nusi ogly Alimirzoyev

Institute of History named after A.A. Bakikhanov, National Academy of Sciences of

Azerbaijan, Baku, Azerbaijan

alimirzoev.60@mail.ru

Abstract. The article is devoted to Kutik-Inshushinak, son of Shimbishhuk, in the Akkadian texts "Puzur-Inshushinak"). Previously, most researchers considered him a contemporary of the Akkadian king Sharkalisharri. He was originally the high priest of Susa, later became the governor of Elam. In the course of the military company, he conquered Kutium, Simashki, Huhunuri, Kimash, Humurti and other countries, after which the titles "the King of Awan" and "king of the four parts of the world" were added to the previous ones. One generation later in Elam, another Kutik-Inshushinak, the son of Shuela, was defeated by the founder of the Third dynasty of Ur, Ur-Nammu.

КЛИНОПИСНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛАМ ХРОНОЛОГИЯ АВАНСКАЯ ДИНАСТИЯ КУТИК-ИНШУШИНАК ЦАРИ АККАДА cuneiform sources elam chronology dynasty of awan
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты