Спросить
Войти

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРЯДНОСТИ ПОВОЛЖСКИХ И КРЫМСКИХ ТАТАР

Автор: указан в статье

УДК 392

Общее и особенное в современной обрядности поволжских и крымских татар

Рауфа Уразманова

(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)

Аннотация: В статье представлены результаты анализа по выявлению общего и особенного, этноспецифического в современной (рубеж ХХ-ХХ1 веков) свадебной, родильной и похоронно-поминальной обрядности поволжских и крымских татар. Это генетически и исторически близкие друг к другу тюркских народа, «этнические» мусульмане-сунниты, пережившие в советское время несколько отличное «внешнее» давление. Показано место и значение мусульманских предписаний в семейной обрядности.

Этносоциологические исследования последних десятилетий устойчиво фиксируют непреходящую роль народных обычаев, обрядов, праздников в этническом самосознании. Именно их респонденты относят к одним из главных этноинтегрирующих признаков вне зависимости от национальной принадлежности, социального положения, места проживания [8, с. 117; 2, с. 191-192; 3 с. 315; 5 с. 75], также и то, что этничность включает в себя не только этническую идентичность, этническое самосознание людей, но и реальное следование этноспецифическим формам поведения, [12, с. 9] к которым, в частности, относятся семейные обычаи, обряды, праздники (семейная обрядность). Этноспеци-фическое в свою очередь предполагает наличие некоей обобщенной, генерализованной формы, «идеальной модели» поведения в ритуально-обрядовой ситуации (вступление в брак, рождение ребенка, смерть и т.д.), наличие нормативных комплексов, считающихся обязательными, хотя в силу своей специфики, в том числе «нематериальности», ситуативности своего бытования, обряды в каждом конкретном случае индивидуально-вариативны.

Огромный материал, собранный во время экспедиций по сетке «Историко-этнографического атласа татарского народа» свидетельствует о наличии и другой вариативности: для каждой субэтнической, субконфессиональной группы татар (казанские татары, татары-мишари, кряшены) в традиционном быту был характерен свой комплекс обрядности, в каждом из которых наблюдались определенные локальные отличия. [15, с. 116-126] Более того, характерна и такая вариативность: одинаковые по форме обряды, праздники в разной местности имели различные названия, [10, с.144-147] тем самым усиливая восприятие их как сугубо своих1, идущих из глубины веков, оставшихся от далеких предков - ата бабадан калган йола. Вместе с тем структурообразующие элементы этих комплексов были едиными для всех поволжских татар. Именно поэтому при всей вариативности можно говорить о татарской семейной обрядности как составной части этнической культуры, отличной от таковой у других народов.

С целью расширения исследовательского поля и базы данных по этнографии татар в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда «Крымские татары: традиционная культура и современные этносоциальные, этнокультурные процессы» (код проекта 03-01-18010е) сотрудниками отдела этнологии Института истории АН Республики Татарстан осенью 2003г. был проведен экспедиционный выезд в Крым. Одним из направлений работы был сбор материала по праздничной культуре и культуре праздников, семейным обрядам и торжествам - «ритуальным формам выражения» [7, с. 126-137] татарскости.

1 В этом плане интересно замечание М.Н. Губогло: «В этимологии «свое» коренится немало каверзных вопросов, ответы на которые чаще всего скрыты от постороннего взгляда. Дело в том, что одна и та же реальность нередко отражается с помощью различных понятий и терминов» [4, с. 41].

Проводился он традиционным этнографическим методом -путем опроса информаторов разного возраста, в том числе молодежи, социального положения - пенсионеров, преподавателей вузов, библиотекарей, представителей духовенства, в основном современных жителей г. Симферополя, в сельской местности в п. Веселое Судакского района (прошлое татарское название Кут-лах). Фиксировалась форма бытования того или иного обряда, праздника в разные годы XX столетия. Кроме того сведения о современных свадебных обрядах получены путем просмотра ряда видеозаписей, любезно предоставленных информаторами, визуального наблюдения различных этапов свадебного ритуала: религиозного обряда бракосочетания - никах мечети, торжественной регистрации брака во Дворце бракосочетания и одного из свадебных застолий в г. Симферополь. По родильной обрядности, помимо устной информации, была просмотрена видеосъемка с торжества по поводу обрезания - сюннет той. Материалы по похо-ронно-поминальной обрядности дополнены фотосъемкой памятников, сделанных на новых татарских кладбищах - Абдал (г. Симферополь) и в п. Веселое.

Этнографический метод сбора данных по обрядности, как известно, требует формализации вопросника. В нем выделяются основные, наиболее часто встречающиеся обрядовые действия, сочетания которых составляют своеобразие того или иного обряда, праздника. По справедливому замечанию К.В. Чистова, «этнографов интересуют не столько отдельные вещи, явления или тексты и их эмпирические особенности, сколько их типы, модели. Этнографы оперируют некими обобщениями, абстракциями, мысленно освобожденными от эмпирических частностей». [14, с. 118]

Большой фактический материал, собранный автором по семейной обрядности татар Поволжья и Урала (далее в тексте - татар), позволил представить «традиционную обрядность» (конец XIX - нач. XX вв.) и проследить пути ее трансформации в XX столетии. При указанной выше вариативности, главным в традиционной обрядности было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для данной местности, данной этнографической группы. Имеющиеся различия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве участников, продолжительности гостеваний, богатстве даров. По

основным структурообразующим элементам, включающим проведение так называемого постельного обряда в доме невесты, переезд молодой в дом мужа лишь после определенного времени проживания ее в доме своих родителей, санкцию происходящего брака в доме невесты, ритуал традиционной свадебной обрядности может быть отнесен к уксорилокальному типу, названному К.В. Чистовым «средне-азиатско-кавказским» в отличие от вири-локального, «европейского» (восточнославянского) [13, с. 225]. В родильной, похоронно-поминальной обрядности также было много общего с обрядностью именно тюркских народов - узбеков, казахов, каракалпаков («средне-азиатско-кавказской»).

Другая характерная черта традиционной обрядности заключалась в тесном переплетении обрядов этнического происхождения с исламскими обрядами, распространенными во всем мусульманском мире. Они являлись стержнем таких событий, как свадебные торжества, наречение имени, похоронно-поминальный комплекс. Это переплетение было настолько органичным, что даже официальное, юридическое оформление этих событий проводилось не в учреждении, не в мечети, а в домашней обстановке во время званых обедов - никах туе, исем кушу и т.д. Религиозный обряд бракосочетания никах не ограничивался произнесением благословляющей, освящающей молитвы (определенной суры Корана). Перед этим мулла в книгу регистрации записывал материальные условия заключения брака, составлялся своеобразный брачный контракт. Кроме согласованного во время сватовства и уже переданного стороне невесты перечня даров (количество приданого у большинства татар не оговаривалось), особо записывалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен выплатить своей жене.

О наличии этих же закономерностей свидетельствуют материалы по «традиционной» семейной обрядности крымских татар. Интересна в этом плане работа Г.А. Бонч-Осмоловского, который на имеющемся в то время материале, в том числе своем, экспедиционном, еще в 1920-е годы провел сравнительный анализ и отметил множество сходных черт как в ритуале вступления в брак, так и самой свадебной обрядности крымских татар с таковыми у других тюркских народов - татар, башкир, караногайцев и т.д., включая «османцев». Интересно его замечание о том, что казанские татарки, «в значительной степени поддавшиеся влиянию русской культуры и потому держащие себя гораздо свободнее... заражают своим примером крымскую женщину, играя роль будирующего фермента в деле ее освобождения» [1, с. 21-62].

В этой связи следует отметить, что семейная обрядность именно казанских татар уже к началу XX в. была более унифицирована. В частности, у них основными, решающими лицами при обсуждении вопросов заключения брака своих детей были их родители (особенно отцы), в то время как среди других групп поволжских татар, также как и крымских, в решении брачных вопросов активное участие принимал довольно широкий круг родственников, и потому сохранялись многочисленные обряды с их участием. Подобное наблюдалось и в торжествах, связанных с рождением ребенка, более узким был круг участников и в похо-ронно-поминальных обрядах. [11, с. 340-375]

Революционные преобразования социально-экономических, политических условий, потрясения, связанные с войнами, активный процесс урбанизации среди татар, естественно, не могли не сказаться на семейной обрядности. Наибольшие изменения наблюдались в самой вариативной - свадебной обрядности. Начинались они с постепенного сокращения, как свадебных расходов, так и самого ритуала: с обоюдного согласия роднящихся сторон уменьшились размеры калыма (татары говорили калын), приданого, взаимных даров, повсеместно сократился, период послесвадеб-ного проживания молодой в доме своих родителей, срок гостева-ния сватов, количество застолий в домах родственников молодых.

В период с 1930 по 1960-ые годы наблюдается резкое сокращение свадебных обрядов, появляются новые. Во всех татарских деревнях распространенной становится прежде редко встречающаяся и осуждаемая общественным мнением форма заключения брака убегом - ябышып чыгу. При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Юноша ставил в известность своих родителей, согласовывал с ними день, когда приведет невесту. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Иногда об этом дне не знали ни те, ни другие родители. Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели).

Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился религиозный обряд бракосочетания - никах. Через некоторое время, как правило, приурочивая к одному из советских (государственных) праздников, в доме жениха проводили свадебный пир.

Долгие годы господства государственного атеизма, запреты на религию, ее обряды привели к интересному по своей сути явлению. Передача официальной регистрации брака, рождения ребенка и смерти государственным органам способствовала более осознанному отношению татар к этим обрядам именно как к религиозно-этническим, а для отдельной категории людей, в частности, считающих себя неверующими, просто к своим народным, идущим из глубины веков.

Это привело к появлению в быту татар двух типов званых обедов: званые обеды, проводимые по традиционному ритуалу, и званые обеды, проводимые по-новому. Первый тип получил название картлар ашы, олылар ашы - званый обед для стариков или старших. В его ритуале сохранялись и чтение Корана, различных молитв, и раздача подаяния - саадака, а также порядок подачи традиционных блюд, угощение без спиртных напитков. Нередко соблюдалось раздельное угощение мужчин и женщин (или проведение таких застолий с приглашением только тех или других), воспринимаемое как мусульманское предписание.

Второй тип званых обедов построен на контрасте с первым: гостей приглашают парами - мужчин и женщин, среди угощения много новых блюд, в частности различные закуски, обязательны спиртные напитки. Эти застолья сопровождаются исполнением песен (соло, хором), плясками, танцами. В данном типе полностью отсутствуют мусульманские предписания.

Званые обеды по ритуалу олылар ашы, сохраняя религиозную и этническую функции, продолжали оставаться в комплексе как свадебной, так и родильной обрядности, уступив приоритетность новым обрядам. В похоронно-поминальной же обрядности традиционный комплекс сохранялся стойко.

С 1960-х годов начинается новый этап в развитии свадебной обрядности. Определяющим в нем стал поиск форм, подчеркивающих важность, значимость этого момента в жизни молодых

людей и их родственников, создание необычной (надобыденной) праздничной атмосферы. Это привело к возврату, «возрождению» традиционного ритуала, отдельных обрядов в нем, правда, суть их изменилась по существу. Утеряв сакральность, они приобрели манифестную, демонстрирующую этничность функцию. Повсеместно важной составной частью свадебной обрядности, причем наиболее яркой, красочной, эмоционально насыщенной, стала так называемая торжественная регистрация брака. А в проведении свадебных пиров, застолий стойко держится и стало уже традиционным отмеченное выше возрастное деление участников. Возвращается термин никах туй или просто никах для обозначения свадебного застолья пожилых, во время которого и проводится этот обряд.

Таким образом, сейчас мы можем говорить о появлении (сложении) в основе своей единой, унифицированной национальной (татарской) формы свадебной обрядности. Кстати, это характерно не только для свадебной, но и всей семейно-бытовой обрядности татар.

Отказ от запрета на религию, рост самосознания, актуализация проблем этнической идентификации, в которой заметная роль отводится религии, способствуют появлению новых моментов. Это касается не просто легализации традиционно проводимых обрядов - никах, исем кушу, погребально-поминальных. Во всех этих обрядах заметно усилилась роль молодого поколения. Например, никах сейчас проводится участием самих молодоженов, что является существенной модификацией традиционной обрядовой формы. Модифицирован и сам ритуал. Обязательным, особенно в городских условиях, стало требование, чтобы вступающие в брак вслух повторяли за муллой слова мусульманской молитвы - Иман. Перед этим девушка покрывает голову платком, а юноша надевает тюбетейку, причем молодые люди стараются это сделать «как надо», «как положено», прислушиваясь к советам «знающих» и старших. А вот о материальных обязательствах со стороны мужа, которые имели юридическую силу, даже не упоминается. Многие об этом и не знают. Интересно отметить, что по результатам опроса, проведенного среди студентов Казанского университета и Казанского государственного гуманитарного института (1995-1996 гг.), выясняется, что большинство татарской молодежи воспринимает никах как «национальный» обряд, который выявляет и подчеркивает этническую специфику свадебного ритуала, делает свадьбу «татарской».

Заметно усилилась роль мусульманских моментов, по крайней мере, воспринимающихся как предписание ислама - их «родной», «своей» религии в качестве ритуалообразующего фактора в структуре семейно-бытовой обрядности, и шире - гостевой культуры в целом.

Анализ материалов, собранных среди крымских татар, не позволяет выделить ни локальных, ни субэтнических особенностей в современной семейной обрядности, хотя информаторы четко называли свою субэтническую принадлежность (ногай, тат). Впрочем, анализируя ранние источники, Л.И. Рославцева отмечает, что свадебный обряд крымских татар степного и горноприбрежного Крыма уже к XIX столетию приобрел много общих черт. [9, с. 292] Основные элементы (обряды) «традиционные», идущих из глубины веков, и «новые», появившихся в разные годы XX столетия, унифицированы в рамках этноса, одинаковы по сути и форме бытования.

Современная свадебная обрядность, несмотря на общесоветские нововведения (торжественная регистрация брака, сопровождаемая единой атрибутикой - одежда новобрачных, кортеж украшенных машин, возложение цветов к памятным местам, шампанское и т.д.) продолжает сохранять сложную традиционную структуру, имеющую определенные аналоги с традиционной свадебной обрядностью отдельных групп татар, в частности, мишарей, кряшен, астраханских татар.

Подобная картина наблюдается и в других семейных обрядах. Например, по мере обустройства быта по возвращении на родину, роста материального благосостояния возрождаются обряды и праздники, связанные с рождением ребенка, такие как (сюннет той - праздник в честь обрезания, бишек той - праздник люльки. Сведения о бытовании бишек туе у татар есть в материалах XIX в. [6, с. 31]. Однако наиболее поздние исследования его уже не фиксируют.

В похоронно-поминальной обрядности интересно отметить сохранение ритуальных блюд, а именно приготовление алва, къатлама в день погребения покойного, точно так же, как и у

крещеных татар (кряшен). У других групп татар эти блюда утеряли ритуальное значение.

В отличие от волго-уральских у крымских татар в проведении семейных обрядов, торжеств принимает участие большое количество родственников (даже третье поколение родства считается близким), друзей, соседей, сослуживцев - до 500 человек и более. В годы депортизации во время таких событий нередко проходил сбор средств для проведения этнополитических мероприятий.

Все более или менее значимые моменты в свадебном цикле, родильной, похоронно-поминальной обрядности сопровождаются проведением дуа. Так называют званые обеды; по форме и сути своей - с приглашением пожилых, чтением Корана, угощением без спиртных напитков они аналогичны описанным выше карт-лар ашы, олылар ашы.

В быту крымских татар устойчиво сохранялась традиция соблюдения религиозных обрядов, именно как «своих», этнических. Этому, очевидно, способствовало проживание основной массы депортированных крымских татар в Узбекистане, Таджикистане -исконно исламской среде. В отличие от татар, они не переставали праздновать мусульманские праздники Ораза байрам, Курбан бай-рам, Ашир куню (кстати, последний у мусульман-суннитов не является таковым), хотя, как во всем Советском Союзе, они были под запретом государства. Празднование же, как правило, заключалось в обязательности приготовления «национальных» блюд, посещении (обходе) с поздравлением своих родственников, близких; тем самым поддерживалась «своя» этничность.

У крымских татар никах является сугубо религиозным актом - чтением освящающей брак суры Корана. Проводится в отдельной комнате, в доме невесты, в узком кругу - самих молодоженов и двух свидетелей - старших мужчин, по одному с той и другой стороны, непосредственно перед отправлением на торжественную регистрацию брака, в прошлом - в дом мужа. «Материальные же обязательства» скрепляются особым дуа - нишан дуа, во время обряда, посвященного передаче свадебных даров агыр ни-шан. В узел с подарками, завернув в красивый платок, кладут деньги, предназначенные тому, кто обязан прочитать молитву в память предков.

В каждой крымско-татарской семье есть Коран, даже там, где никто не умеет читать по-арабски. Помещенный в специально изготовленный из красивой ткани футляр - Куран каб, он, как правило, висит на стене возле кровати хозяйки. Дело в том, что Коран является одним из важных атрибутов обряда переезда молодой в дом родителей мужа. Даже в те годы, когда Коран являлся запрещенной книгой и не издавался, его заменяли школьной тетрадкой или листом бумаги с переписанными отрывками из Корана. Этот обряд воспринимался и сохранялся (сохраняется и сейчас) как именно «свой», «родной». «Это наш оберег» - говорили информаторы.

Показательна и такая деталь из наблюдений работников Дворца бракосочетания г. Симферополя: по узаконенному ритуалу торжественной регистрации брака в его завершение молодоженам подается бокал шампанского. При регистрации брака крымских татар, по их настоянию, в бокалы наливают простую воду (якобы, мусульманский запрет на спиртное), хотя во время свадебных пиров вина бывает в достатке и выпивается немало.

В целом, адаптированные к местной среде мусульманские обряды стали более массовыми, «демонстративными», подчеркивающими своеобразие духовной культуры и крымских, и волго-уральских татар, как отличной от окружающей «православной» и других культур.

Результаты исследования убедительно свидетельствуют о том, что несмотря на существенные общесоветские нововведения и значительные изменения, произошедшие в XX столетии как в форме бытования, так и в сути отдельных традиционных обрядов, ритуалов, семейная обрядность и поволжских, и крымских татар продолжает сохранять «свои» этнические особенности. Тем самым семейная обрядность играет большую роль в сохранении, поддержании этнической идентичности, этнического самосознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бонч-Осмоловский Г.А. Брачные обряды татар горного Крым // Известия Государственного Русского Географического Общества. 1926. Т. Ц^П (58). Вып. 1.
2. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981.
3. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
4. Губогло М.Н. Контуры этнополитической социолингвистики // Междициплинарные исследования в контексте социокультурной антропологии. М., 2004.
5. Жигунова М.А. Этнокультурные процессы и контакты русских Ср. Прииртышья во второй пол. XX в. Омск, 2004.
6. Насыри К. Избранные произведения. Казань, 1977.
7. Нитобург Э.Л. США: Исчезающий американский еврей? Интеграция или ассимиляция? // Этнографическое обозрение, 1995, №4.
8. Старовойтова Г.В. Этнические группы в современном советском городе. Л., 1987.
9. Тюркские народы Крыма. М.: Наука, 2003.
10. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и (Годовой цикл. XIX - нач. XX вв.). Казань, 2001. 196 с.
11. Уразманова Р.К. Семейные обычаи и обряды // Татары. М.: Наука, 2001. 583 с.
12. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.
13. Чистов К.В. Типологические проблемы изучения восточнославянского свадебного обряда // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979.
14. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.
15. Шарифуллина Ф.Л., Уразманова Р.К. Опыт типологии традиционной свадебной обрядности татар Поволжья и Приуралья // Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань, 1991.

Сведения об авторе: Рауфа Каримовна Уразманова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); res40rt@mail.ru

The General and Special in modern rituals

of Volga and Crimean Tatars

Raufa Urazmanova

(Sh. Marjani Institute of History,

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan)

Abstract: The article presents the results of the analysis to identify the general and particular, the «ethno special» in modern (turn of the twentieth-twenty first centuries) wedding, maternity, funeral and memorial rites of the Volga Tatars and the Crimean Tatars. It is two genetically and historically close to each other Turkic peoples, «ethnic» Sunni Muslims who experienced in Soviet times some different «external» pressure. The article shows the location and meaning of Muslim precepts in family rites.

REFERENCES

1. Bonch-Osmolovskii G.A. Brachnye obriady tatar gornogo Kryma.

Izvestiia Gosudarstvennogo Russkogo Geograficheskogo Obshchestva. 1926. Vol. LVIII (58). Part. 1.

2. Drobizheva L.M. Dukhovnaia obshchnost& narodov SSSR. Istoriko-sotsiologicheskii ocherk mezhnatsional&nykh otnoshenii. Moscow, 1981.
3. Drobizheva L.M., Aklaev A.R., Koroteeva V.V., Soldatova G.U. Demokratizatsiia i obrazy natsionalizma v Rossiiskoi Federatsii 90-kh godov. Moscow, 1996.
4. Guboglo M.N. Kontury etnopoliticheskoi sotsiolingvistiki. Mezhdis-tsiplinarnye issledovaniia v kontekste sotsiokul&turnoi antropologii. Moscow, 2004.
5. Zhigunova M.A. Etnokul&turnye protsessy i kontakty russkikh Srednego Priirtysh&ia vo vtoroi polovine XX vekov. Omsk, 2004.
6. Nasyri K. Izbrannye proizvedeniia. Kazan&, 1977.
7. Nitoburg E.L. SShA: Ischezaiushchii amerikanskii evrei? Integratsiia ili assimiliatsiia? Etnograficheskoe obozrenie, 1995, no 4.
8. Starovoitova G.V. Etnicheskie gruppy v sovremennom sovetskom gorode. Leningrad, 1987.
9. Tiurkskie narody Kryma. Moscow, Nauka, 2003.
10. Urazmanova R.K. Obriady i prazdniki tatar Povolzh&ia i (Godovoi tsikl. XIX- nachalo XXvv.). Kazan&, 2001. 196 p.
11. Urazmanova R.K. Semeinye obychai i obriady. Tatary. Moscow, Nauka, 2001. 583 p.
12. Tsennosti i simvoly natsional&nogo samosoznaniia v usloviiakh iz-meniaiushchegosia obshchestva. Moscow, 1994.
13. Chistov K.V. Tipologicheskie problemy izucheniia vostochnosla-vianskogo svadebnogo obriada. Problemy tipologii v etnografii. Moscow, 1979.
14. Chistov K.V. Narodnye traditsii i fol&klor. Leningrad, 1986.
15. Sharifullina F.L., Urazmanova R.K. Opyt tipologii traditsionnoi svadebnoi obriadnosti tatar Povolzh&ia i Priural&ia. Etnokul&turnoe raioniro-vanie tatar Srednego Povolzh&ia. Kazan&, 1991.

About the author: Raufa Karimovna Urazmanova - Ph.D. in History, senior research fellow of the Department of Ethnology, Sh. Marjani Institute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (420014, Kremlin, entrance 5, Kazan, Russian Federation); res40rt@mail.ru

ТАТАРЫ tatars КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ crimean tatars СЕМЕЙНЫЕ РИТУАЛЫ family rituals ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ethnic identity ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ethnic consciousness
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты