8.5. КОМПЕНСАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА ГРАЖДАНАМ, ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Маричева Т.И., майор полиции, адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: Tanya-maricheva@yandex.ru
Аннотация: В статье раскрываются правовые проблемы компенсации имущественного вреда, причиненного гражданам, в результате специальных полицейских мероприятий.
COMPENSATION OF THE PROPERTY DAMAGES DONE TO
THE NATIONALS WHILE CARRYING OUT SPECIAL POLICE OPERATIONS
Maricheva T.I., major of police, adjunct at Internal Affairs management in Emergencies chair. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: Tanya-maricheva@yandex.ru
Annotation: The article covers legal questions of compensation of the property damages done to the nationals while carrying out special police operations Keywords: special police operations; protection of property rights; terrorism; property damage.
Актуальность решения поднятой проблемы значительно возрастает в связи с ростом числа террористических актов и их масштабностью, а также с мероприятиями принимаемыми государствами во всем мире по борьбе с терроризмом, и изменений в национальных законодательствах ряда стран. Только за первое полугодие 2011 года в Российской Федерации количество преступлений террористической направленности остановилось на отметке 779, сообщил заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористиче-ского комитета (НАК) генерал-майор Евгений Потапов.
Хотелось бы отметить, что оценка преступлений террористического характера, не должна сводиться к учету ущерба нанесенного государству и жизни и здоровью граждан. Не стоит забыть и про имущественный ущерб, нанесенный гражданам, в результате теракта или при проведении специальных мероприятий.
Например, при оценки преступлений террористического характера на территории Чеченской Республики государство сделало некоторые выводы и в настоящее время организация правоохранительной деятельности по возмещению вреда для лиц, постоянно проживающих на территории Чеченской Республики, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 404 (в ред. от 7 ноября 2008 г) (данный акт относится к чеченским семьям) «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории». Указанным документом Правительство Российской Федерации установило, размер компенсационной выплаты за утраченное жилье в сумме 300 тыс. рублей; размер компенсационной выплаты за утраченное имущество составляет 50 тыс. рублей, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. № 898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике». По информации Управления по делам миграции, гражданами Чечни на получение компенсации, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 404, за полностью разрушенное жилье подано более 200 тыс. заявлений. По официальным данным, 46 939 заявлений были представлены к компенсации, а 39 000 заявителей ее получило. Однако эти данные вызывают сомнение, ибо неизвестно, сколько семей реально получили деньги.
Произведенные экспертами подсчеты показывают, что пострадавшие в результате специальной операции в Чечне получают компенсацию всего лишь около 30% от реальной стоимости, а 70 % стоимости жилья должны изыскивать сами, индексация этих сумм не предусмотрена. Далее отмечается недостаточный размер компенсации за утраченное имущество, который составляет не более 50 000 рублей на семью.
Хотелось бы отметить, что размеры компенсации за утрату жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997
г. № 510 «О порядке выплаты компенсаций за утраченной жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике и покинувшим её безвозвратно» (данный акт относится к русским семьям) существенно отстают от истинной стоимости жилья в России. Так же бросается в глаза разница по компенсациям, утвержденным Постановлениями Правительства для граждан «постоянно проживающих на территории Чеченской Республики» и «покинувшим её безвозвратно». Так, для второй категории граждан, «право на получение компенсации имеют граждане.......безвозвратно покинувшие
Чеченскую Республику с 12 декабря 1994 г., при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики»;
«компенсация за утраченное жилье.......но не более
Хотелось бы также отметить, что российское законодательство часто вообще не рассматривает имущественный ущерб граждан при специальных мероприятиях, оперируя понятием «законное причинение вреда», и тем самым позволяет без четкого планирования деталей проводить спецоперации. По российскому законодательству, если причинение вреда носило «законный» характер, то ответственность государства не наступает. В ст. 53 Конституции России предусмотрено право на возмещение государством вреда, только причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц. Эта же норма прописана в ст. 1069 ГК РФ.
Для восстановления своих имущественных прав граждане Российской Федерации вынуждены обращаться в Европейский суд по правам человека, т.к. в государственных органах страны не находят поддержки.
Пробелы в российском законодательстве
Примеры, толкования судами Российской Федерации понятия «законное причинение вреда», в практике арбитражных судов по гражданским делам о возмещении вреда, причиненного специальными операциями на Северном Кавказе не единичны. Большое количество исков о возмещении материального ущерба к Министерству обороны РФ, Объединенной группировке войск (сил) по проведению конртеррористической операции на территории Северного Кавказа2, в результате мероприятий которых бомбовыми ударами были разрушены объекты недвижимого имущества граждан. Разместившимися на земельных угодьях танковыми подразделениями российской армии, были испорчены сельскохозяйственные земли (возможность использования данных земель утрачена на годы), не говоря уже об упущенной выгоде владельцев фермерских хозяйств и обычных граждан. Суды во всех случаях, обращения граждан отказывали в возмещении вреда, ссылаясь на то, что силовые органы российского государства действовали на основании Указа Президента России «О мерах по пресечению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне Осетино-ингушского конфликта» от 9 декабря 1994 г. № 2166 и (или) других распоряжений высшей государственной власти3.
В Законе на данный момент нет ответа на вопрос: могут ли признаваться лицами, пострадавшими от терроризма, гражданские лица, имуществу которых причинен ущерб в результате борьбы с терроризмом? С юридической точки зрения, такие лица пострадавшими признаваться не могут, поскольку вред им нанесен в результате проведения специальной операции, определенной Законом как мероприятие, направленное на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Но с другой стороны, именно действия террористического характера являются предпосылкой возникновения ущерба и обстоятельствами для проведения специальной операции. Исходя из основного принципа Конституции о равенстве, было бы уместным включить в текст Федерального закона «О противодействии терроризму» нормы и гарантии защиты прав и возмещение ущерба пострадавшим от действий террористического характера, причиненный правомерными действиями (п. 3 ст. 1064 ГК).
Таким образом, проведение в процессе осуществления правоохранительной деятельности специальной операции является самостоятельным основанием для возмещения вреда со стороны государства, так как оно не сумело выполнить одну из задач борьбы с терроризмом, а именно — профилактику и предупреждение террористических актов.4 Наряду с этим, операции силовых структур, в частности органов внутренних дел, должны быть очень тщательно спланированы,
(на примере Чеченской Республики) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.- с.70
основываться только на законе. Руководители органов внутренних дел при организации и оценке своей деятельности должны исключить или свести к минимуму риск для жизни и имущественных интересов граждан.
Необходимо четко определить основания и пределы ответственности государства в положениях специального законодательного акта, без них защита прав граждан, которые стали жертвами терроризма в российских судах будет всё также проблематична. Законодатель, оценивая актуальность данного вопроса, продемонстрировал понимание необходимости защиты прав и законных интересов граждан, чьи имущественные и иные права нарушены не только собственно террористической деятельностью, но и в результате правомерных действий сотрудников органов внутренних дел, направленных на борьбу с терроризмом.
Некоторые предпосылки разрешения данного вопроса принимаются. Так например, внесен на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (дата первой официальной публикации: 7 февраля 2012 г. в «Российской газете»).5 В данном проекте возможны изменения в ГК РФ. В главе 2 после ст.16 предлагается дополнить статьей 16(1) следующего содержания:
«Статья 16(1). Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.
В случаях и порядке, установленных законом, ущерб, причиненный личности или имуществу правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации».
Отметим также, что 24.02.2012 года на официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации был опубликован проект федерального закона «О потерпевших от преступлений».6 Из документа следует, что граждане России, которые будут признаны потерпевшими через суд, будут иметь право на компенсацию причиненного им вреда за счет государства. Важнейшим в законопроекте, является то, что ущерб потерпевшему будет возмещен в любом случае государством. А государство потом найдет того, с кого взыскать бюджетные потери. Отметим, что выплатами от лица государства, по мнению разработчиков законопроекта должен заниматься государственный внебюджетный фонд помощи потерпевшим. Вместе с тем, остается не ясным и не точным круг лиц, имеющих право на компенсацию (ст.7 законопроекта), сроки и размеры выплат. Хотелось бы отметить, что имущественные права граждан данный законопроект затрагивает, как всегда, мало. Определяя лишь, что потерпевший - это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред (гл.1,ст.1, 1) и что государство гарантирует предоставление установленных настоящим Федеральным законом денежных компенсаций при «... причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленного уничтожения или повреждения имущества, при условии,
что его ежемесячный доход ниже двукратного размера прожиточного минимума».
Из выше изложенного следует, что тема эта весьма актуальна, и государство понимает всю остроту проблемы защиты имущественных прав граждан, но действия, принимаемые для решения данной проблемы несказанно малы и ничтожны. Не зависимо от того будут ли приняты эти законопроекты, и какие изменения будут в них внесены, данная проблема в Российской Федерации остается и потребуется ещё немало сил на ее разрешение.
Список литературы:
Literature list:
Рецензия
на статью «Компенсация имущественного вреда гражданам, причиненного в результате специальных полицейских мероприятий» автора Т.И. Маричевой адъюнкта Академии управления МВД России.
Компенсация имущественного вреда гражданам, причиненного в результате специальных полицейских мероприятий весьма актуальная проблема, которая заслуживает поддержки и одобрения, особенно в связи с принятием ФЗ РФ «О полиции» 07 февраля 2011 года, где одна из основных обязанностей полиции -защита имущественных прав граждан.
Статья имеет теоретическое и прикладное значение, т.к. до настоящего времени этот вопрос не имеет достаточной проработки. До сих пор нет ответа на вопрос, могут ли признаваться лицами, пострадавшими от терроризма, гражданские лица, имуществу которых причинен ущерб в результате борьбы с терроризмом. Как полиция должна действовать при проведении специальных мероприятий не нарушая, а защищая имущественные права и интересы граждан. Нет чёткой ответственности органов государственной власти за свои действия. Особенно актуален этот вопрос в свете сегодняшних дней, когда разрабатываются поправки в ГК РФ, по вопросу ответственности за правомерные действия государственных органов, которые нанесли ущерб имущественным интересам граждан и проект федерального закона РФ «О потерпевших от преступлений».
Автор показывает необходимость выработки новых предложений и рекомендаций для правоохранительных органов по минимизации последствий от проводимых специальных мероприятий, так как именно они выполняют значительный объем работы по обеспечению прав и свобод граждан.
Вывод: Статью целесообразно опубликовать, она актуальна, своевременна, теоретически и практически значима для понимания особенностей деятельности правоохранительных органов по защите имущественных прав граждан при проведении специальных полицейских мероприятий.
Заслуженный юрист Российской Федерации
д.ю.н., профессор М.П. Киреев