Спросить
Войти

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ АМГУ

Автор: Рыбакова Лина Васильевна

JI.B. Рыбакова, А.Ю. Соловьева

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ АмГУ

In the article the main elements of a system of quality assurance at the economic department of the AMUR state University are determined, the object and the subject of the estimation are considered, the mechanism of the system implementation of the quality assurance is offered. Система обеспечения качества образования ориенти-рована на развитие и совершенствование. Качество рас-сматривается как понятие, которое не может быть опре-делено в абсолютных терминах. Определение качества выс-шего образования должно включать позиции всех заинте-ресованных сторон, которые вовлекаются в работу по его обеспечешгю качества. Процесс реализации системы обес-печения качества имеет систематичный и цикличный ха-рактер. Перспективное планирование внедрения системы обеспечения качества основано на постепенном вовлече-нии в эту работу как заинтересованных сторон, так и объектов оценивания. Определение субъекта и объекта оценивания образовательного процесса Ориентация на повышение качества образования, бе-зусловно, не является принципиально новой для традиций российской высшей школы вообще и конкретного факуль-тета, на котором проводится эта работа, в частности. Од-нако система оценивания качества образовательного про-цесса, как правило, не выделяется в качестве отдельной задачи. Вследствие этого при поиске возможностей для совершенствования работы кафедр, факультетов, вузов в целом учитываются обычно лишь мнения тех лиц, кото-рые отвечают за обеспечение качества того или иного ас-пекта образовательного процесса. В то же время мнение других заинтересованных сторон, в первую очередь сту-дентов и работодателей, зачастую не изучается. Мы в сво-ей работе ставим одной из задач изучение данного мне-ния и его учет при разработке необходимых предложе-ний. При определении качества образовательного процес-са должны учитываться позиции всех заинтересованных в нем сторон - студентов, преподавателей, администрации вуза, учебно-вспомогательного персонала, работодателей и работающих специалистов, научных сообществ, госу-дарства (его интересы), общественности. Следует отме-тить, что многие участники образовательного процесса, с одной стороны, заинтересованы в его качестве, а с дру-гой, - сами влияют на его аспекты. Поэтому необходимо различать позиции субъекта оценивания и лица, ответ-ственного за поиск и реализацию путей совершенствова-ния образовательного процесса.

Под субъектами оценивания нами понимаются те за-интересованные в качестве образования стороны, кото-рые вовлекаются в систему его обеспечения как экспер-ты, высказывающие свое мнение о различных аспектах образовательного процесса на этапе оценивания.

На первых этапах разработки и внедрения системы обеспечения качества образования не планируется вовле-кать в процесс оценивания такие позиции как мнение на-учных сообществ, государственные интересы, обществен-ное мнение. Рассмотрим кратко особенности тех субъектов оце-нивания, которых планируется вовлекать в систему обес-печения качества образования уже на первых этапах. Студенты. Происходящие в современном россий-ском обществе преобразования создают предпосылки для изменения позиции студентов по отношению к образова-нию, осознания необходимости получения профессио-нальной подготовки, которая позволит им в будущем стать конкурентоспособными специалистами на рынке труда. Четкое понимание целей своего образования позволяет студентам занимать активную позицию в обучении, трез-во оценивать качество образовательного процесса. Преподаватели. Каждый преподаватель, разрабаты-вая и проводя занятия по определенному курсу, имеет свои представления о качестве образовательного процесса в

целом. Следует учитывать, что оценка преподавателями каких-то аспектов своей работы может быть неадекват-ной. Поэтому наиболее важным является учет мнений преподавателей по вопросам, которые не входят в их ком-петенцию, - например, организация учебного процесса в целом, ресурсы и условия и т. п.

Администрация вуза. Позиция администрации вуза проявляется скорее не в оценивании, а в контроле каче-ства образовательного процесса. То есть по отношению к факультету администрация вуза осуществляет в первую очередь внешний контроль. На первых этапах развития си-стемы обеспечения качества образовательного процесса на факультете наиболее реально учитывать критерии, по которым администрация оценивает это качество, не про-водя каких-либо дополнительных процедур оценивания с участием администрации при поиске путей усовершен-ствования.

Учебно-вспомогательный персонал. Сотрудники биб-лиотек, методических кабинетов, лабораторий и т.п. по-могают студентам и преподавателям в организации учеб-ного процесса, в использовании для этого имеющихся ре-сурсов. При этом они могут оценить, насколько имеющи-еся ресурсы и условия соответствуют запросам студентов и преподавателей. Их мнение по таким вопросам может быть весьма полезно для обеспечения качества образова-тельного процесса.

Работодатели. Работодатели могут оценивать каче-ство процесса подготовки специалистов на основе квали-фикации выпускников и уровня подготовки студентов-практикантов. На первых этапах планируется в эту работу

привлекать только специалистов тех учреждений, в кото-рых студенты проходят практику.

Так как с различных позиций возможны несколько раз-ные взгляды и оценки качества образовательного процес-са, выводы будут более объективными, если в них найдут отражение мнения всех заинтересованных сторон. Это возможно при вовлечении в систему оценивания каче-ства различных субъектов образовательного процесса. Разрабатывая модель системы оценивания качества образовательной системы на факультете, мы пришли к следующему выводу: на первом этапе ее внедрения реаль-но вовлечь в работу по оцениванию таких субъектов как студенты и преподаватели, затем -учебно-вспомогатель- ный персонал, специалистов тех учреждений, в которых проходят практику студенты и работают выпускники фа-культета.

Определение основных элементов образовательной системы как объекта оценивания Нельзя говорить о качестве и совершенствованиях об-разовательного процесса в целом, необходимо выделить отдельные элементы, качество которых наиболее суще-ственно для образовательного процесса как системы.

В зарубежных работах наиболее распространенной схемой системного анализа является анализ начальных условий («ввод»), процессов внутри системы и результа-тов ее функционирования («вывод»). В российской педа-гогической традиции при анализе педагогических систем чаще всего в них в качестве основных элементов выделя-ют цели, содержание и процесс обучения. Хотя, несом-ненно, анализ условий и результатов присутствует и в та-ком подходе, но он редко оформляется в виде схемы «ввод - процесс -вывод». Совместное использование указанных схем может быть достаточно плодотворным для ана-лиза образовательной системы с точки зрения обеспече-ния ее качества.

Образовательный процесс, как и любая общественная система, может рассматриваться на различных уровнях иерархии - от макроуровня государственного регулиро-вания до микроуровня отдельной образовательной ситуа-ции. Для каждого из таких уровней можно говорить о си-стеме обеспечения качества. В данной работе, как уже отмечалось, речь идет о разработке системы обеспече-ния качества на факультете. Д ля разработки обеспечения качества подготовки спе-циалистов на факультете необходимо представить обра-зовательный процесс как систему, основные элементы которой являлись бы объектами оценивания. Исходя из положения о том, что такая

система должна быть направ-лена на усовершенствование, в качестве объектов оцени-вания считаем необходимым рассматривать прежде все-го те элементы образовательного процесса, на которые можно реально влиять на уровне факультета. Образовательный процесс на уровне факультета (специальности) состоит из изучения различных дисцип-лин, однако не сводится только к ним. Поэтому представ-ляется оправданным проводить системный анализ обра-зовательного процесса на факультете с выделением уров-ня факультета (специальности) в целом и уровня отдель-ных дисциплин (рис. 1).

Помимо иерархичности системы образовательного процесса, ее особенностью является открытость - обра-зовательная система не может рассматриваться независи-мо от других общественных институтов. Эти характерис-тики (иерархичность и открытость) образовательной сис-темы приводят к тому, что часть элементов «ввода» лю-бого уровня зависит либо от других уровней иерархии, S3 н о О

Ьй к Я А s О 0) « с о

а > о

^ СО о

а >>

a is ч к к я о к Ай

Рис. 1. Структура образовательного процесса с выделением уровня факультета и уровня отдельных дисциплин.

либо от внешних по отношению к образовательной систе-ме условий. В результате оценка таких элементов, с точки зрения обеспечения качества на определенном уровне иерархии, представляется затруднительной.

В представленной схеме выделен уровень отдельных дисциплин. Однако подготовка специалиста включает как дисциплины академического характера, так и учебные, производственные практики. Эти практики (рис. 1) могут рассматриваться как отдельные специфические дисцип-лины учебного плана. Однако мы предлагаем для их оце-нивания ориентироваться на критерии, основанные на компетентностном подходе, - например, такие как спо-собность к планированию и организации; базовые общие знания; базовые знания по профессии; способность к ана-лизу и синтезу; способность выявлять, формулировать, анализировать проблемы; способность разрабатывать уп-равленческие решения; навыки управления информаци-ей (способность извлекать и анализировать информацию); способность работать в команде; способность к самоана-лизу и самоменеджменту; способность применять зна-ния на практике; способность к обучению; способность к лидерству; способность к генерации новых идей; способ-ность работать автономно (самостоятельно); способность защищать (отстаивать) принятое решение;

умение делать доклады и презентации и др. Данный перечень компетен-ций для оценки студентов специальности «Менеджмент

организации» предлагается включить в дневник по прак-тике АмГУ на лист «Отзыв и оценка работы студента на практике», что позволит не только сократить временные затраты по выявлению слабых позиций компетенции, но и дать экспертную оценку. Для последующей инструментализации процесса оце-нивания нам необходимо также обозначить отдельные важные для обеспечения качества характеристики объек-тов -переменные оценивания. Выделим следующие объекты и переменные оценивания, которые могут быть включены в систему обеспечения качества обучения на уровне факультета (табл. 1).

Разные оьекты могут оцениваться одной или несколь-кими заинтересованными сторонами. Сводная информа-ция о том, какие субъекты планируется вовлекать в оцен-ку каждого из рассмотренных объектов оценивания ас-пектов образовательного процесса, представлена в табл. 2. Штриховкой обозначены позиции, которые планируется включить в системы обеспечения качества уже на первых этапах ее реализации. Такая таблица является достаточно простой и наглядной моделью, с помощью которой мож-но строить и более долгосрочное или же более детальное планирование. Строки задают основные направления ин-струментализации процесса оценивания, столбцы -на-правления анализа и поиска путей усовершенствования. Таблица 1

Объекты и переменные оценивания

Объекты оценивания Переменные оценивания

Учебный план в целом и органи-зация его реали-зации 1 .Представленность в учебном плане дисциплин, адекватных профессиональной дея-тельности 2.Логическая последовательность (преемственность) включения дисциплин в учебный план

3 .Взаимосвязь теории и практики в учебном плане
4.Информированность об учебном плане в целом
5. Организация учебного процесса (учебное расписание и его выполнение) Дисциплины учебного плана (академические) ! .Адекватность дисциплин содержанию профессиональной деятельности
2.Адекватность современному уровню науки 3 .Распределение часов по видам нагрузки
4.Адекватность экзаменационных вопросов содержанию дисциплины
5.Наличие учебно-методических рекомендаций и разработок
6. Адекватность учебных и методических материалов программе дисциплины
7.Качественный уровень преподавания дисциплины
8. Адекватность оценок знаниям студентов

Поддержка каче-ства 1 .Наличие учебно-методических рекомендаций и разработок

2. Адекватность профиля учреждений содержанию практики 3.Организация прохождения практики

Образовательное пространство (ре-сурсы и условия, их использование) 1 .Наличие достаточных для образовательного процесса информационных ресурсов 2.Востребованность имеющихся информационных ресурсов в образовательном про-цессе 3.Организация работы с информационными ресурсами (в том числе самостоятельной работы)

4.Эффективность использования технических средств (в том числе компьютеров) в образовательном процессе
5.Возможности для самостоятельной работы студентов в университете
6.Условия работы преподавателей

Личностное раз-витие студентов 1 .Развитие мотивации

2.Рефлексивная позиция
3.Развитие творческих способностей

Квалификация преподавателей 1 .Соответствие квалификации целям дисциплины 2.Повышение профессиональной квалификации Таблица 2

Субъекты и объекты оценивания - совместная перспектива

Субъект оцени-вания Учебный план в целом и органи-зация его реали-зации

Дисциплины учебного плана Под-держка качества Образова-тельное простран-ство Личност-ное раз-витие студентов Квалифи-кация

пре-подавате-лей Студенты Преподаватели Профессионалы Персонал

Администрация университета

] - планируется вовлечение субъекта в оценивание объекта.

Для того чтобы система обеспечения качества в АмГУ работала эффективно, необходима схема ее реализации, на основе которой можно было бы планировать и органи-зовывать ее работу. Основными положениями, на кото-рых основана такая схема, являются систематичность и цикличность процесса реализации системы обеспечения качества. Системный анализ предлагает общую схему для процесса усовершенствования любой системы: циклич-ное повторение этапов постановки целей усовершенство-ваний, проведение мониторинга или оценивания подле-жащих усовершенствованию объектов системы, анализ ре-зультатов мониторинга, поиск путей усовершенствования и внедрение решений или преобразования. В АмГУ руко-водством управления менеджмента качества разработан «План реализации системы качества». План включает кон-цепцию оценки системы качества образовательного уч-реждения, подготовку к созданию СМК, разработку СМК, внедрение СМК, внутренний аудит. В настоящее время начата работа по этому апану: назначен уполномочен-ный по качеству образования в университете, сформиро-ван учебга-методический совет. Первоочередной задачей является создание «Руководства по качеству». Авторами статьи разработан проект «Руководства по качеству учеб-ного процесса». В нем изложена политика в области каче-ства образования АмГУ, разработанная применительно к образовательной деятельности в сфере высшего и допол-нительного профессионального образования. Построение разделов «Руководства по качеству» соответствует разде-лам ГОСТ Р ИСО 9001:2001. «Руководство по качеству» содержит рассмотрение результативности и эффективно-сти системы менеджмента качества и потенциала по улуч-шению всей деятельности университета. Разработанное «Руководство по качеству» распространяется на деятель-ность всех преподавателей, сотрудников, а также студен-тов, обучающихся в АмГУ.

Важным в данной системе является вопрос о том, ка-кой официальный статус будет иметь сотрудник, ответ-ственный за работу системы менеджмента качества. В дан-ном случае это уполномоченный по качеству в универси-тете, а на уровне факультета организовывать работу сис-темы качества будут заместитель декана и ответственный за внедрением СМК кафедры. При внедрении системы обеспечения качества образования на нескольких или всех факультетах представляется наиболее оправданным совме-щение этих вариантов: выделение определенного оплачи-ваемого времени на работу по организации системы обес-печения качества сотруднику (преподавателю, заместите-лю декана) факультета и координация работы по обеспе-чению качества на всех вовлеченных факультетах со сто-роны сотрудника управления менеджмента качества и учебно-методического управления АмГУ. Какими могут быть обязанности таких сотрудников?

Координатор работы системы по обеспечению качества на различных факультетах вуза: согласование целей и планов работы на факультетах, участие в разработке стан-дартных для нескольких факультетов процедур оценива-ния, анализ отчетов по факультетам и координация уси-лий по поиску путей усовершенствования и реализации решений.

Организатор работы системы по обеспечению каче-ства образования на факультете: предложение целей и со-ставление плана работы, разработка (или доработка уже имеющихся) процедур оценивания, проведение монито-ринга, обработка результатов, подготовка первичного от-чета, участие в обсуждениях по поиску путей совершен-ствования, подготовка итогового отчета.

Для работы системы обеспечения качества образова-ния необходимо определить, в чьи полномочия входит при-нятие решений об усовершенствованиях. Мы полагаем, что на уровне факультета таким органом является совет факультета. Рассмотрим специфику реализации каждого этапа предложенной системы по обеспечению качества обра-зования на факультете.

Постановка целей. На этом этапе, на основании общих планов системы обеспечения качества, развития факуль-тета, текущего состояния дел, определяются приоритет-ные аспекты образовательного процесса, на оценивании которых следует сосредоточить основное внимание. Так, оценивание всех дисциплин учебного плана по разверну-той схеме будет достаточно трудоемким процессом; кро-ме того, практически нереально в дальнейшем проводить анализ, находить возможности и реализовывать усовер-шенствования по всем дисциплинам одновременно. По-этому совет факультета на данном этапе определяет, по каким дисциплинам следует провести развернутое оце-нивание. Остальные дисциплины могут быть оценены в общем. На основе достаточно общей информации по всем дисциплинам в следующем цикле для детального анализа могут быть выбраны другие дисциплины. Аналогичным образом определяются цели и для других объектов оцени-вания.

Предлагаем для начала провести развернутое оцени-вание по дисциплинам, результаты проверки остаточных знаний по которым ниже, чем по другим. На наш взгляд, в первую очередь следует провести развернутое оценива-ние по дисциплинам блока ГСЭ, так как в «Заключении экспертной комиссии о результатах экспертизы подготов-ки специалистов, условий образовательного процесса, соответствия содержания и качества подготовки обучаю-щихся и выпускников требованиям ГОС» было отмечено, что уровень знаний студентов ЭкФ по блоку ГСЭ ниже, чем по дисциплинам других блоков ГОС ВПО. Мониторинг. На этапе мониторинга проводится непос-редственное оценивание основных объектов в соответ-ствии с поставленными целями. Основными методами мониторинга в системе обеспечения качества образова-ния являются: анкетирование, проблемные дискуссии и анализ фактических данных. Эти методы традиционно ис-пользуются в социально-психологических и психолого-пе- дагогических исследованиях. Поэтому мы не будем рас-сматривать их подробно, а сделаем лишь некоторые заме-чания.

Цели проведения мониторинга должны быть достаточ-но ясны всем участвующим в оценивании. Система обес-печения качества подготовки специалистов может быть эффективна только при поддержке ее работы со стороны всех заинтересованных сторон. Поэтому на начальных эта-пах ее внедрения важно провести обсуждения целей и спе-цифики этой работы со всеми, кто в нее вовлекается.

Анкетирование. В настоящее время ведется работа над стандартными процедурами оценивания: оценка качества подготовки выпускников, результатов итоговой аттестации выпускников, процедуры ГЭК и ГАК, оценка результатов промежуточных аттестаций, а также семестровой провер-ки остаточных знаний, организация практик, самостоятель-ной работы студентов и др. Основная работа - устране-ние недостатков, отмеченных в заключении экспертной комиссии по результатам комплексной проверки

вуза в 2007 г. Результаты анкетирования дают общую картину качества оцениваемых объектов. Однако для уточнения не-которых вопросов и проблем, выявленных в ходе анкети-рования, необходимо непосредственное общение с субъектами оценивания -студентами, преподавателями, специалистами и т.д. Нами предложены и апробированы некоторые анкеты: для студентов по вопросу удовлетво-ренности их качеством учебного процесса; для выпуск-ников - по вопросу оценки качества их подготовки; для оценки дипломной работы (дипломного проекта) выпус-кника.

Разработанные опросные формы являются элемента-ми фонда оценочных средств. Под фондом оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпус-кников вузов на соответствие требованиям государствен-ного образовательного стандарта высшего профессио-нального образования понимается комплект материалов, предназначенный для решения задачи соответствия, т. е. для установления в ходе аттестационных испытаний выпуск-ников, завершивших освоение основной образовательной программы по определенному направлению или специ-альности, факта соответствия (или несоответствия) уров-ня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО. В фонд оценочных средств входят также программа итогового экзамена; совокупность заданий, предназначен-ных для предъявления выпускнику на государственном экзамене и критерии их оценки; методические материа-лы, определяющие процедуру проведения экзамена; ма-териалы, определяющие процедуру и критерии оценки

соответствия уровня подготовки выпускника требовани-ям ГОС ВПО. Проблемные дискуссии. Показателями качества обсуж-даемых в дискуссии объектов являются соотношение от-рицательных и положительных высказываний, а также чис-ло высказанных предложений по усовершенствованию. Основной итог дискуссии -обобщение высказанных пред-ложений. Таким образом, дискуссии могут проводится как на этапе мониторинга, так и на этапе обсуждения и поиска решений. В зависимости от этапа, на котором про-водится дискуссия, акцент в ней может быть сделан либо на выявлении успешных и неуспешных моментов, либо на поиске путей усовершенствования. Такие дискуссии предлагается осуществить на заседаниях ученого совета ЭкФ и У МСС, на заседаниях кафедр и методических семи-нарах, которые проводятся по ежегодно утвержденным планам работы кафедр и факультета. Анализ количественных данных. Как внешнее оцени-вание, так и позиция администрации по вопросам оценки качества работы факультета зачастую опираются в пер-вую очередь на анализ формальных показателей - успе-ваемость студентов, количественные характеристики ре-сурсов и условий учебного процесса (число книг, компь-ютеров, оборудования, ежегодные отчеты кафедр, отчеты деканата по итогам экзаменационных сессий и т. п.), пока-затели квалификации преподавателей (число преподава-телей, имеющих степени и звания, участие в конференци-ях, публикации и т. п.) и др. На этапе предварительного анализа следует осуществ-лять обработку результатов всех проведенных на этапе мо-ниторинга процедур оценивания. На их основе представ-ляются первичные отчеты, в которых необходимо подчер-кивать не только достижения, но й проблемы. Особо сто-ит выделять те позиции, по которым имеются положитель-ные или отрицательные сдвиги по сравнению с предыду-щими аналогичными процедурами оценивания.

На этапе обсуждений рекомендуются проблемные дискуссии с участниками оценивания, а также с ответ-ственными за обеспечение качества того или иного аспек-та образовательного процесса, формулировать предложе-ния по изменениям для усовершенствования качества.

Принятие решений. Этот этап состоит в обсуждении предложенных путей усовершенствования членами сове-та факультета и УМС факультета и принятие решений

о преобразованиях. В ходе обсуждения возможна коррек-тировка целей следующего цикла работы системы по обес-печению качества образования. Преобразования. На данном этапе осуществляется вне-дрение принятых решений в образовательный процесс.

На экономическом факультете АмГУ предстоит еще много работы, связанной с созданием реальной и эффек-тивной системы обеспечения качества образования.

СИСТЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты