Спросить
Войти

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Автор: Пастухов А.Л.

УДК 005.94; 338.24 ББК 65.5; 65.9

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

А. Л. Пастухов

alpast@yandex.ru кандидат философских наук, доцент доцент кафедры безопасности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена развитию системы образования в условиях глобализации экономики, социально-экономических отношений и внедрения современных дистанционных, телекоммуникационных и коммуникативных технологий. Представлены аспекты управления знаниями и формирования образовательных комплексов как институциональных условий и социальной среды, обеспечивающих развитие образовательных систем.

Введение. Эволюция современной экономики и социально-экономических отношений характеризуется глобализацией во всех направлениях и охватывает различные области человеческой деятельности.

Современные процессы развития мировых общественных отношений, строящиеся на основе глобализации, решая одни социальные проблемы тут же, создают другие. С развитием капитализма и переходом его, как указывал В.И.Ленин, в стадию империализма, экономически развитыми странами различные территории мира были включены в процесс мировых товарно-денежных отношений и активного природопользования. Конкуренция между макроэкономическими корпорациями за рынки сбыта товаров одновременно стала сопровождаться политической борьбой за контроль над мировыми природными, людскими и информационными ресурсами, независимо от их территориального расположения.

Неравномерность распределения природных и человеческих ресурсов на земле обусловила взаимозависимость государств с развитым производством, но импортирующих сырье для производства продукции, ввиду нехватки собственных ресурсов и государств, не имеющих технической возможности или необходимости полностью использовать свои природные или человеческие ресурсы.

При этом, так как сырье является первичным фактором развития производства, то возможность приобретения сырья, а также человеческого ресурса на постоянной основе по оптимальным ценам стали необходимым условием стабильного существования государств с развитой экономикой, высоким уровнем жизни, но имеющих нехватку собственных ресурсов.

Более того, с развитием информационных технологий и информатизации, а также цифровизации, экономически развитые страны получили возможность выгодной монетизации своих знаний и информационных ресурсов, выгодного обмена их на сырье и человеческий ресурс, независимо от их территориального расположения.

Именно поэтому, как подчеркивает А. Г. Дугин, сегодня во всем мире активно внедряется политическим и военным путем, провозглашенная К.Поппером, идея уничтожения государственных границ и «глобальная универсальная» социальная модель жизнеустройства, даже вопреки желанию традиционно-ориентированных граждан экономически неразвитых, но богатых природными ресурсами стран, включая замену национальной системы образования на большое количество разнообразных, часто не связанных между собой учебных курсов и программ, позволяющих выполнять определенные профессиональные задачи, но не способствующих генерации новых знаний и системному развитию национальной экономики.

При этом, глобализация в экономической и культурной сфере, увеличение интенсивности использования информации и знаний способствует увеличению объема и изменению качества используемой информации и знаний, а также системы коммуникации в сфере образования. Это определяет необходимость модернизации всей системы образования, внедрения гибких форм управления и передовых образовательных технологий с целью создания эффективной альтернативы предлагаемых извне образовательных моделей и систем [1, с.55].

Следует отметить, что теоретической основой рассматриваемых в статье вопросов являются, с одной стороны, общие работы по глобализации таких отечественных и зарубежных авторов, как У. Бек, З. Бжезинский, И. Валерстайн, Э. Гидденс А. П. Де-вятов, И. В. Ильин, М. Кастельс, Г. Кисссинджер, Н. А. Пискулова, Р. Робертсон, Дж. Сорос, А. И. Субетто, А. Н. Чумаков, О. Н. Яицкий и др.

С другой стороны, это работы в области управления знаниями и управления в области образования ученых В. Алли, Т. Бекмана, Э. Венгера, К. Виига, Н. И. Булын-ского, В. А. Кальней, М. Кенига, Б. Мильнера, И. Нонаки, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, К. Свейби, Н. А. Селезнёвой, П. Сенджа, Б. С. Страхова, А. И. Субетто, Х. Такеучи, П. И. Третьякова, Е. А. Черных, Т. И. Шамовой, С. Е. Шишова и др.

Также в контексте организационного развития мы опирались на работы в области самоорганизации систем, управления качеством таких ученых как Г. Г. Азгальдов, Л. А. Баев, А. В. Гличёв, Э. Деминг, Дж. М. Джуран, Г. Додж, С. П. Курдюмов, Л. И. Пригожин, С. Ю. Солодовников, У.Р. Эшби, Ф. Тейлор, А. Фейгенбаум, У. Шухарт и др.

Однако, по нашему мнению, до сих пор недостаточно теоретических научных трудов и прикладных исследований, посвященных управлению образованием и обучением в контексте современных управленческих технологий, стратегического управления и новых информационных, телекоммуникационных образовательных технологий в условиях глобализации.

Результаты и их обсуждение. Одной из характерных тенденций глобализации, влияющих на развитие образования и управление образованием можно выделить такую как дифференциация регионов, стран и территорий по таким экономическим показателям как инвестиционная привлекательность, экономическая эффективность, устойчивость развития, рост благосостояния и т. д. В этом контексте в мировом политическом сообществе, в настоящее время, принято делить страны на развитые, то есть наиболее экономические развитые, что отражается в размере ВВП, в том числе на душу населения, индексе инвестиционной привлекательности, индексе устойчивого экономического развития, размере социальных льгот, гарантий и программ социальной поддержки и др., развивающиеся, то есть имеющие динамический рост ВВП и других экономических показателей и остальные.

В технологическом контексте в экономически развитых странах доминирует развитие отраслей четвертого и пятого технологического этапов, то есть наукоемкие и знаниеемкие производства, сфера услуг. Это предполагает формирование системы обучения, ориентированного на подготовку интеллектуально развитых и рыночноориентированных специалистов, способных динамически менять свою квалификацию в соответствии с изменением рыночных условий, то есть постоянно учиться и генерировать новые знания.

В развивающихся странах доминирует развитие отраслей третьего и четвертого технологического этапа, к которым относятся, прежде всего, тяжелая и легкая промышленность и машиностроение, ориентированные на экспорт. Это определяет формирование системы обучения, готовящей узкопрофессиональных специалистов в технической и социальной сферах, а также высококвалифицированных рабочих и обслуживающий персонал.

В остальных странах с доминированием сырьевого и аграрного секторов экономики, развивающихся экстенсивным путем, формируется система обучения, направленная по подготовку рабочих и служащих, владеющих определенными компетенциями в области ограниченного операционного действия.

Согласно различным научным источникам, глобализация способствует:

1. Ускорению развития НТП и социально-экономических отношений с учетом реальной «включенности» страны или региона в процессы международной интеграции и ее инвестиционной привлекательности.
2. Расширению рынка реализации продукции и услуг в глобальном масштабе и возможность вступать в международную кооперацию, участвовать в международных корпоративных системах.
3. Росту потребности в новых знаниях и образовании в связи с ускорением динамики изменения социально-экономической среды.

При этом, глобализация формирует следующие тренды в области образования:

1. Создание единого национального и международного образовательного пространства.
2. Формирование общих мировых образовательных институтов, что отражено в форме Болонской и других деклараций в сфере образования.
3. Внедрение дистанционных образовательных технологий и сети Интернет в сфере образования.
4. Появление на территории национальных государств образовательных организаций, обучающих по программам других государств, а также на основе корпоративных образовательных принципов и программ.
5. Создание международных образовательных сообществ и информационных ресурсов для участников образовательного процесса.
6. Появление корпоративных образовательных систем, с обучением по корпоративным программам в разных странах мира.
7. Создание «открытых» виртуальных образовательных систем в социальных сетях.
8. Формирование системы академической мобильности обучающихся.

Данные тенденции могут, как способствовать развитию национальной экономики, так и привести к ее организационной и содержательной деформации, ориентированной на закрепление определенного уровня социально-экономического развития и постепенного технико-технологического отставания, а также миграции наиболее способных граждан в страны с более высоким уровнем жизни.

В этих условиях необходима консолидация государства, образовательного и научного сообщества, бизнеса для формирования социальных, инфраструктурных условий интеграции национальной системы образования в мировую образовательную систему, позволяющая, с одной стороны, обеспечивать прирост национального социального капитала и интеллектуального потенциала, с другой стороны внедрять современные образовательные технологии, прежде всего способствующие росту знаний

и увеличению качества управления знаниями, как в процессе обучения, так и в процессах производства, а также являющихся необходимыми для создания знаний, необходимых для развития наукоемких, знаниеемких бизнесов и защиты интеллектуального капитала, монетизация которого способствует экономическому развитию страны.

Это представляется важной задачей, которую должна решить модернизация системы образования, так как «по критерию экономической эффективности социальный капитал может быть сопоставим только с такими факторами производства как человеческий капитал и наука» [2, с.33], которые в совокупности определяют производственные возможности общества, возможность повышения конкурентоспособности национальной экономики [3, с. 35 - 40].

При этом следует отметить, что в условиях глобализации в процессе развития пятого технологического этапа XXI века происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций. Соответственно, возможно начало процесса объединения образовательных организаций различных уровней образования в единый образовательный, научно-образовательный или научно-производственный комплекс, как в форме консорциума, так и в других формах объединения на целевом, информационном, организационном, финансовом, ресурсном, кадровом и технологическом уровнях.

Такие объединения могут выходить за рамки определенных территорий и стран, приобретая глобальный характер. В них могут включаться не только учебные заведения, расположенные на территории определенного населенного пункта, в котором находится комплексообразующее образовательное учреждение высшего профессионального образования, но и в другом регионе, в другой стране, а также организации, являющиеся базовыми кафедрами (подразделениями) и малые инновационные предприятия, создаваемые для коммерциализации результатов научной деятельности образовательных учреждений [4, с.20].

Именно влияние глобализации с помощью Интернет-технологий является важным технологическим фактором реализации данной модели с помощью системы дистанционного обучения, дистанционных систем контроля и управления, электронных баз данных и знаний коллективного пользования и других современных технологий. Развитие образования на основе сетевой модели предполагает доступ учащихся к работе с персональными компьютерами и другими электронными устройствами, как в компьютерных учебных классах, так и вне учебных заведений, владение педагогами и учащимися передовыми информационными технологиями. Сам процесс обучения должен соответствовать меняющимся требованиям участников образовательных отношений и в формах обучения, и в содержании обучения, и в коммуникативных компонентах обучения, и в применении новых сервисных технологий [5, с.50].

Выводы. В настоящее время в России именно образовательные учреждения могут стать центрами создания новых технических, технологических и других видов знаний, основой которых в рамках новой парадигмы создания современной системы образования могут быть глобальные базы данных, знаний и информации, сохраняемой в различных формах.

Возможность международного взаимодействия позволяет ученым, обучающимся, предпринимателям получать доступ к знаниям и технологиям, созданным в других странах, и, используя их в процессе обучения, совершенствовать саму систему обучения и ее содержательную основу.

Именно концентрация организационных инфраструктурных образовательных и научных учреждений, коммерческих организаций, информационных и товарно-денежных

потоков, пространств обмена знаниями способна дать необходимый мультипликативный эффект роста человеческого и социального капиталов.

Таким образом, организационно-экономический механизм развития системы образования в условиях глобализации предполагает, во-первых, интеграцию образовательных учреждений, науки, коммерческих организаций на различной основе, способствующей капитализации социальных связей, социальных взаимодействий и человеческого потенциала, а также генерации новых знаний и интеграции образовательной системы в мировое образовательное пространство.

Во-вторых, для развития человеческого и социального капиталов, повышения конкурентоспособности национальной экономики, необходима модернизация образовательной системы, позволяющая создавать крупные базы данных и знаний, активно тестировать и внедрять современные образовательные технологии, повышающие качество обучения и способствующие развитию коммуникативных навыков и интеллектуального творчества обучающихся.

Список использованных источников

1. Пастухов, А. Л. Глобализация в мировоззрении человека / А. Л. Пастухов // Вестник Челябинского государственного университета № 23 (101). Вып. 7. - Челябинск: типография Два комсомольца, 2007. - С. 52 - 63.
2. Солодовников, С.Ю. Социальный капитал как фактор экономического роста / С.Ю. Солодовников // журнал Экономика и банки. 2015. -№ 1. - С.32 - 41.
3. Капустин, Б. Либеральные ценности в сознании россиян [текст] //Б.Капустин. - Полис, 1994. - № 1 - 2. - С.35 - 48.
4. Пастухов, А.Л. Глобализация в мировоззрении человека / А.Л. Пастухов //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2006. -Т.10. -№2. - С.19-34.
5. Елкин, С.Е. К вопросу управления процессом изменений и оценки экономической эффективности корпоративного управления / С. Е. Елкин // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. - № 10. - С.49 - 51.

_Статьяпоступилавредакцию 2 сентября 2019 года

THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

A.L.Pastukhov

PhD, Associate Professor, Associate Professor of the department «Security» The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

North-West Institute of Management St. Petersburg, Russian Federation

The article is devoted to the development of the education system in the context of globalization of the economy, socio-economic relations and the introduction of the distance education, telecommunication, communication technologies.

It presents aspects of the knowledge management and the formation ofeducational complexes as institutional conditions and social environment for the development of educational systems.

References

1. Pastuhov, A.L. Globalizaciya v mirovozzrenii cheloveka / A.L. Pastuhov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta № 23 (101). Vyp. 7. - Chelyabinsk: tipografiya Dva komsomolca, 2007. - S. 52 - 63.
2. Solodovnikov, S.Yu. Socialnyj kapital kak faktor ekonomicheskogo rosta / S.Yu. Solodovnikov // zhurnal Ekonomika i banki. 2015. -№ 1. - S.32-41.
3. Kapustin, B. Liberalnye cennosti v soznanii rossiyan [tekst] //B.Kapustin. - Polis, 1994. - № 1 - 2. - S.35 - 48.
4. Pastuhov, A.L. Globalizaciya v mirovoz-zrenii cheloveka / A.L. Pastuhov //Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kultury i iskusstv. - 2006. -T.10. -№2. - S.19-34.
5. Elkin, S.E. K voprosu upravleniya processom izmenenij i ocenki ekonomicheskoj effektivnosti korporativnogo upravleniya / S. E. Elkin // Sibirskij torgovo-ekonomicheskij zhurnal. 2010. - № 10. - S.49 - 51.
ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГЛОБАЛИЗАЦИЯ education training knowledge management educational system
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты