Спросить
Войти

Профессионально-практическая ориентированность высшего образования как востребованный вызов времени

Автор: Сомов Денис Сергеевич

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Профессионально-практическая ориентированность высшего образования как востребованный вызов времени

Сомов Денис Сергеевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ОЧУ ВО «Московский институт современного академического образования» E-mail: somovden@mail.ru

Мухаметшин Александр Тагирович,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ОЧУ ВО «Московский институт современного академического образования» E-mail: prorect@mail.ru

В статье раскрываются вызовы времени, противоречия и задачи в сфере высшего образования, основные подходы к обеспечению профессионально - практической ориентированности высшего образования. В этой связи особое внимание концентрируется на принципе практикоориентированности обучения, как основном методе, способствующем успешному освоению обучающихся профессиональным компетенциям. Охарактеризованы информативные критерии практической ориентированности образования в высшей школе, обосновывается ориентация на инновационно - предпринимательскую и иные виды деятельности как обязательную часть профессионального образования. При этом обосновывается необходимость модернизации проведения практик и стажировок с использованием материально - технической базы работодателей и предприятий экономической сферы, использование практического обучения выпускников в профессиональных центрах целевой переподготовки производственных организаций.

Рассматривается модель практики, учитывающая специфику региональных рынков труда и услуг, анализируется опыт актуализации профессионально-практической направленности высшего образования, дается расширенное толкование понятию «метапредметности».

В статье также дается характеристика национальных моделей высшего образования, ориентированных на профессионально - практическую составляющую высшего образования, применяемых в развитых странах мира и отражающих специфику и состояние рынков труда. В качестве примера такого подхода анализируются японская, американская, шведская схемы высшего профессионального образования.

Насущная потребность в усилении нацеленности высшего образования на вызовы социума побуждает в особом ракурсе выстраивать образовательный процесс в вузах страны. Передача интеллектуального багажа для дальнейшего развития потенциала общества, как особая цель высшего образования, призвана обеспечить глубинные смыслы самосохранения общества на каждом этапе его развития. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что образовательная система отражает и демонстрирует все общегосударственные проблемы, которые неизбежно касаются каждого отдельно взятого гражданина страны.

В этой связи необходимо, выстраивать образовательный процесс в вузах таким образом, чтобы максимально синхронизировать все взаимоотношения участников существующей социальной ситуации.

Проблема обеспечения квалифицированными кадрами региональных и отраслевых рынков связана с очевидными социальными факторами, напрямую влияющими на деятельность вузов [4].

К таким негативным факторам, прежде всего, следует отнести: нарастающее старение населения страны и быстрое сокращение его численности; несоответствие потребностей на сложившемся рынке труда в специалистах отдельных квалификаций фактическому выпуску из вузов; недостаточная способность начинающих специалистов эффективно исполнять должностные обязанности в силу отсутствия практического опыта деятельности; недостаток практических навыков в использовании фундаментальных базовых основ теоретических знаний.

Возникшие социально-экономические обстоятельства требуют от вузов внедрения неотложных мер и решений, среди которых:

- разработка образовательных программ с учетом обоснованных профессиональных стандартов;

- реализация образовательного процесса в системе высшей школы на основе прогнозирования потребностей в квалифицированных кадрах региональной и мировой экономики;

- формирование общих и специальных компетенций и квалификаций бакалавров и магистров, востребованных в социальной и экономической практике;

- профессионально-педагогическое сопровождение образовательной деятельности с опосз о со "О

1=1 а

сз т; о m о от

ы о со

рой на принцип практикоориентированности в процессе обучения студентов в системе высшего образования. Ключевое значение в решении проблем высшего образования имеют ориентиры на подготовку кадров с позиций подъема экономики страны и задач ее вхождения в пространство мировой экономики [2]. Укрепление фундамента рыночной экономики обостряет повышенные требования к подготовленности квалифицированных специалистов по уровню и качеству человеческого потенциала, профессионализма и социальной мобильности людей. Обеспечение кадрами субъектов Федерации всегда является важнейшей социально-трудовой проблемой. В настоящее время это усугубляется возрастающим дефицитом высококвалифицированных специалистов, негативной демографической ситуацией, а также недостаточно сбалансированностью с рынком труда системы образовательных услуг [1].

Сегодня мировой финансовый и экономический кризис спровоцировал в разных отраслях массовые увольнения и сокращения работников.

Поэтому понятно внимание к системе профессионально ориентированного высшего образования, организованного на принципах опережающего развития. Возникают понятия, модели и сценарии относительно создания региональных программ, пространственной организации образования, учета элементов и звеньев социально-экономического развития инфраструктуры [6].

Позитивные изменения дают шансы выхода из сложной ситуации при управлении квалификацией и профессионализмом кадров на уровне страны, региона, отрасли, конкретной территории, отдельного предприятия для обеспечения согласования спроса и предложения на выпускников вузов с реальными задачами рынка.

Традиционные формы обучения, переобучения, повышении квалификации и дополнительного профессионального образования занятого и незанятого населения связаны с одновременным обновлением и модернизацией существующих моделей и организационно-методических инструментов образовательной деятельности.

Требуется совершенствование инструментария прогнозирования практической потребности в кадрах, постоянного мониторинга рынков труда в регионах, чтобы проектировать деятельность и планы вузов по объемам и содержанию востребованной подготовки кадров как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Анализ исследований по проблеме выявил результаты поиска решений в данном ракурсе, полученные в разных странах мира. Так, выделены национальные модели, отражающие специфику и состояние рынков труда, общеизвестными из которых являются японская, американская, швед-5 ская схемы [4].

Трудовые отношения, характерные для япон-еЗ ской модели, отражают систему пожизненного ав найма, что гарантированно обеспечивает занятость работника постоянно на одном предприятии до достижения пожилого возраста. За такую преданность повышается размер зарплаты, премии и социальные пособия за стаж, обязательное плановое повышение квалификации и рост по слу-жебно-профессиональному положению, повышение карьеры.

На рынке труда по американской модели наблюдается децентрализация в правовом отношении: законы о занятости и поддержке безработных в разных штатах принимаются отдельно. Отношение к работникам на предприятиях менее лояльны, увольнения не объявляются заблаговременно, по договорам работают лишь четверть работников, внутрифирменное обучение не предусмотрено. Это приводит к высокой географической миграции и профессионально - социальной мобильности работников в поисках лучших условий труда.

Активную позицию политики государства обнаруживает шведская модель: здесь упор делается на профилактику безработицы, а не поддержку людей, оставшихся уже без работы. И потому проблема безработицы в стране фактически отсутствует [4].

Основные особенности данной политики включают: снижение инфляционной конкуренции между высокодоходными и менее прибыльными компаниями и фирмами; принцип солидарности оплаты работникам за адекватный труд, независимо от финансового состояния предприятия; целевое создание необходимых в регионе рабочих мест, а также специализированных центров профессиональной подготовки и переподготовки востребованных кадров; выборочную поддержку отдельных секторов экономики с низкими экономическими показателями для решения особо важных социально - экономических задач.

Выявленная специфика моделирования рынка труда в мировой экономике важна при построении и выборе профессионально-практических ориентиров отечественной системы высшего образования, в условиях востребованности вызовов времени.

Не менее значимой является обоснованность противоречий высшего образования, влияющих на возникновение в ней модернизированных подходов по усилению профессионально-экономической нацеленности в подготовке кадров для экономики [5].

Система образования сегодня интегрирует совокупность преемственных программ и государственных стандартов, характеризующихся различным уровнем и направленностью, и развивается, благодаря наличию комплекса противоречий, как источника ее развития.

Целенаправленный поиск путей разрешения каждого противоречия в условиях системы и приводит к модернизации отдельных ее элементов, звеньев и свойств.

Рассмотрим данные противоречия относительно системы высшего образования в вузах страны, на основе анализа исследований по изучаемой проблеме:

- между запросами личности, общества и рынка труда, в частности на специалистов по наукоемким и высокотехнологичным технологиям, и уровнями профессионального образования;

- между скоростью изменений в научной информации и сокращением сроков ее освоения при уровневой специализации в вузах;

- между объемом узко-эмпирической информации для профессии в ущерб фундаментальности знаний, требующей времени и психологических сил для ее обдумывания и осмысления, для развития мышления;

- между современным содержанием образования и слабой потребностью общества в массовой подготовке креативного потенциала специалистов;

- между заявленными от работодателей характеристиками для работников, среди которых взаимоисключающие: наличие опыта и стажа работы и отсутствие такового по объективным причинам у начинающих выпускников вуза; недостаточность умений и навыков делового общения, способов работы в команде, ответственности, что вырабатывается только в практике осуществления конкретной профессии;

- между готовностью работодателей содействовать в профориентационной работе с выпускниками и дальнейшей социально-психологической и экономической поддержке начинающим специалистам, отсутствием налаженного сотрудничества со стороны высших учебных заведений;

- между количеством желающих поступить в вузы получить высокого качества образование и количеством образовательных для удовлетворения этих потребностей;

- между уровнем притязаний обучающихся в вузах, и их индивидуальными возможностями, сложившихся под влиянием различных социально-психологических и экономических факторов [5].

В отечественном высшем образовании принцип практикоориентированности базируется на интеграции фундаментальности теоретического обучения и подготовки профессионально - прикладного характера [2].

С одной стороны, в образовательной деятельности происходит внедрение практикоориентиро-ванных технологий, позволяющих расширить опыт будущих специалистов уже в стенах вуза, тренировка способности и готовности продуктивно применять полученные компетенции на практике, в соответствии со стандартами качества и уровня отраслевых и региональных рынков труда и услуг. Это, несомненно, способствует формированию конкурентоспособности и жизнестойкости будущих рабочих и служащих [3].

С другой стороны, ресурсы образовательного процесса расширяются за счет приближения образовательного вуза к потребностям практики, жизни, социума. Опыт показывает, что в вузах открываются мастерские, профессиональные лаборатории; конструкторские бюро;

- студенческие бизнес-инкубаторы; центры профессиональной деятельности;

- структурные подразделения вуза по прикладным направлениям, а также, используются практико-ориентированные тренажеры.

Теоретически обоснованы и практически проверены исследователями наиболее информативные критерии практической ориентированности образования в высшей школе.

Среди них: количество исследовательских, инновационно-практических и внедренческих структур; наличие при ВУЗе или на предприятиях особых форм совместных экспериментальных площадок для занятости студентов практикой или стажировками по профилю обучения, при участии наставников - профессионалов; количество выбранных студентами практико-ориентированных курсов; количество договоров о сотрудничестве между вузами и предприятиями отраслевых и региональных рынков услуг.

Наиболее важным элементом профессионального высшего образования становится практика студентов, на разных этапах обучения обеспечивающая их погружение в реальную производственную среду, с целью превентивного познания требований к профессии и для осознания роли и места выпускника в будущей трудовой деятельности. Модель практики, учитывающая цели деятельности предприятий и организаций отраслевых и региональных рынков труда и услуг, повышает и возможности вуза в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста, содействуя качественному выполнению ими функциональных обязанностей в рамках избранного профиля [7].

В различные периоды отечественной системы высшего образования наблюдались перекосы в направленности образовательной деятельности вузов на потребности социальной практики и запросы производственной сферы. Потому сегодня реализуются новые пути сотрудничества образования, социума и производства, или восстанавливаются с учетом современных реалий, ранее себя зарекомендовавшие в качестве наиболее эффективных.

Также очевидна тенденция к социальному партнерству, заменяющему в какой-то степени, бывшие шефские связи предприятий и вузов, и убирающие возникший разрыв между экономической сферой и высшим образованием. Неправомерно исчезнувшее понятие «профессиональное» в отношении к системе высшего образования незримо присутствует, дабы не усиливать оторванность от реальной действительности, и снизить социальный статус образования ради образования, ради диплома, что фактически ведет к кризису в глазах заказчиков образовательных услуг, населения и общества, в целом.

Постоянно и последовательно решаются проблемы прикладного и академического бакалавриата, чтобы полученные практические умения не оказались на уровне среднего профессионального образования, а дополнялись знаниями насз о со "О

1=1 а

сз т; о т о от

и о со

учно - исследовательского характера в соответствии и в сочетании с программами высшего образования.

Поэтому реализуются программы практик, поэтапно дающие профессиональные умения и опыт деятельности по профессии, которые при необходимости дополняются, в частности, включены такие виды, как технологическая, проектно - технологическая, эксплуатационная практика, а также, научно - исследовательская работа.

При этом учебная практика и ее виды осуществляются на выбор вуза, по усмотрению разработчиков программ. Предусматривается участие в создании совместных программ практики с работодателями, учитывается эффективность взаимодействия вуза с ними.

Варианты образовательных стандартов совершенствуются в сторону практикоориентированно-сти, в частности, исключена аналитическая деятельность, как наиболее теоретизированная часть практики.

Современной тенденцией является ориентация на предпринимательскую и инновационно -предпринимательскую деятельность как обязательную часть профессионального образования. И это находит подкрепление в регионах, заинтересованных, в том числе, в программах, позволяющих реализовать собственные идеи выпускников вуза.

Продуктивно решаются проблемы в целях минимизировать оторванность теории от практики при корректировке программ вместе с работодателями. В рамках госпрограммы развития образования до 2020 года федеральные образовательные стандарты проектировались в соответствии с профессиональными стандартами. Во избежание сужения до требований работодателя предлагались и внедрялись дополнительные меры [5].

Включалась совокупность компетенций в области применения правовых и экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности. Укреплялись возможности профессиональной мобильности в связи с возникновением неопределенности выбора профессии и снижении адаптации за рамками профессии от работодателя.

Модернизировались организация практик и стажировок с использованием материально -технической базы работодателей и предприятий экономической сферы, использовалось практическое обучение выпускников в профессиональных центрах целевой переподготовки производственных организаций.

Таким образом, обеспечение профессионально-практической ориентированности высшего образования содействует стимулированию темпа и глубины развития образовательных пространств регионов в сотрудничестве с вузами. Именно этот фактор позволяет удовлетворить востребованный вызов времени, ведущий к интеграции взаимно § заинтересованных в общих результатах участников рынка труда и образовательных услуг. еЗ Происходит явная переоценка значения прак-ав тико-ориентированного высшего образования,

закладывающего основы становления и развития трудовых ресурсов. Общественное признание получает факт гарантии успеха качественного образования для личности каждого гражданина, для экономической сферы и производства, и для общества в целом, получающего фундамент стабильного положительного развития.

В итоге возрастает спрос на кадры с высшим уровнем образования и квалификации; увеличивается спектр специальностей и профилей различного уровня и направлений, для региональных рынков труда и услуг; усиливается интерес и спрос населения на высшее образование как в достаточной мере квалифицированное и предоставленное для выпускников профессорско-преподавательским составом вузов на наиболее качественном уровне.

Немаловажным является и повышение значимости высшего образования в глазах студентов, осознающего его практическое значение при освоении личностного содержания полученных знаний и опыта. На практике овладевая технологиями познавательной и творческой деятельности, обучающиеся проявляют свои потенциальные возможности и определяют необходимые в профессии способности, сравнивая свои умения и навыки с требующимися компетенциями в будущей профессии. В этом плане усиливается необходимость изменения парадигмы высшего образования с усвоения образовательных стандартов и изучения информации на добывание знаний о реальных практических объектах и процессах. Это, свою очередь требует особого организационно -технологического и методического оснащения образовательного процесса вуза в изучаемой области профессиональной деятельности будущих выпускников.

Подчеркнем также наличие в образовательной деятельности вузов метапредметности, как характеристики, отражающей усиление смыслов высшей ступени образования, в плане того, что студенты изучают не просто многообразие понятий, терминов, категорий, закономерностей и принципов определенной теории, но и связывают их как с предстоящей профессиональной деятельностью, так и со смежными направлениями предстоящей работы. Этот фактор обеспечивает возможность применить фундаментальность в отношении конкретных, определенных областей реальности и расширить познание за счет выхода в смежные темы других дисциплин и курсов. И данное обстоятельство остается, несомненно, значимой специфической характеристикой высшего образования при всей социальной и принципиальной важности его профессионально-практической направленности на данном этапе социально экономического развития.

Литература

1. Балыхин, Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект /

Г.А. Балыкин. - М., 2003.- 144с.

2. Бондаренко, Т.Н. Роль практикоориентиро-ванного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг / Т.Н. Бондаренко, А.П. Латкин // Современные проблемы науки и образования.- 2012.- № 6. [Электронный ресурс] http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=7784 (дата обращения: 12.02.19).
3. Питухин, Е.А. Алгоритмы формирования прак-тико-ориентированной образовательной программы на основе профстандартов / Е.А. Питухин, О.А. Зятева, Л.В. Щеголева// Университетское управление: практика и анализ. - Т. 222018.- 22(3). - С. 49-60 [Электронный ресурс] https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.026 (дата обращения 7.02. 19
4. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: моногр. / А.Г. Мокроносов [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010.- 111 с.
5. Сенашенко, В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС образования / В.С Сенашенко // Высшее образование в России.-2015.- № 6. - С. 31-37
6. Стратегия социально экономического развития страны до 2020 года. [Электронный ресурс] http//2020strategy/ru (дата обращения 16.02.19)
7. Филимонова, Е.А. Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ / Е.А. Филимонова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий.- 2017.-№ 2(22) - 136-141

professional and practical orientation of higher education as a popular challenge of the time

Somov D.S., Mukhametshin A.T.

Moscow Institute of modern academic education, Moscow

The article reveals the challenges of time, contradictions and challenges in the field of higher education, the main approaches to ensuring professional and practical orientation of higher education. In this regard, special attention is focused on the principle of practice-oriented training, as the main method that contributes to the

successful development of students & professional competencies. The article describes informative criteria for practical orientation of education in higher education, justifies the orientation to innovative, entrepreneurial and other types of activities as a mandatory part of professional education. At the same time, the need to modernize practices and internships using the material and technical base of employers and economic enterprises, the use of practical training of graduates in professional centers for targeted retraining of industrial organizations is justified.

The article considers a model of practice that takes into account the specifics of regional labor and service markets, analyzes the experience of updating the professional and practical orientation of higher education, and gives an expanded interpretation of the concept of "metasubject".

The article also describes the national models of higher education, focused on the professional and practical component of higher education, used in developed countries and reflecting the specifics and state of labor markets. As an example of this approach, the Japanese, American, and Swedish schemes of higher professional education are analyzed.

References

1. Balykin, G.A. Management of education development: organizational and economic aspect / G.A. Balykin. - M., 2003.- 144c.
2. Bondarenko, T. N. the Role of practice-oriented approach in the educational process of higher education in the formation and development of industry and regional markets of services / T.N. Bondarenko, A. p. Latkin // Modern problems of science and education.- 2012.- № 6. [Electronic resource] http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=7784 (accessed: 12.02.19).
3. Pitukhin, E.A. Algorithms for forming a practice-oriented educational program based on professional standards / E.A. Pitukhin, O.A. Zyateva, L.V. Shchegoleva// University management: practice and analysis. - Vol. 22-2018.- 22(3). - P. 49-60 [Electronic resource] https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.026 (accessed 7.02. 19
4. Forecasting the needs of the regional economy in the training of qualified personnel: Monogr. / A.G. Mokronosov [et al.]. - Yekaterinburg: Publishing house of the Russian state prof. - PED. UN-TA, 2010.- 111 p.
5. Senashenko, V. S. on the ratio of professional standards and FSES of education / V. With Senashenko // Higher education in Russia.- 2015.- № 6. - P. 31-37
6. Strategy of socio-economic development of the country until 2020. [Electronic resource] http/ / 2020strategy/ru (accessed 16.02.19)
7. Filimonova E. A. the Problem of adaptation of students to the future profession in the framework of educational programs / E.A. Filimonova // Bulletin of the Siberian Institute of business and information technologies.- 2017.- № 2(22) - 136-141
высшее образование профессионально-практическая ориентированность профессиональная компетентность моделирование социальное партнерство. higher education professional and practical orientation professional competence modeling social partnership
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты