Спросить
Войти

Особенности резистентности современного человека репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции психикой

Автор: Михайличенко Дмитрий Георгиевич

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 54-56.

д. Г. Михайличенко

особенности резистентности современного человека репрессивному воздействию технологий ма ссовой ма нипуляции психикой

В статье анализируются особенности резистентности современного человека репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции психикой. Рассматривая резистентность в качестве неотъемлемого атрибута любой формы жизни, автор доказывает, что проблема противодействия репрессивному потенциалу технологий массовой манипуляции психикой диктует необходимость развития собственных навыков, интеллектуальных способностей современного человека.

В современном социогуманитарном дискурсе все чаще звучит мысль о технологиях манипуляции как феномене, преобразующем современные практики, институты и социальное бытие современного человека. Как правило, речь идет о массовых манипуляциях психикой и интеллектуальных потенциях современного человека, что делает правомерным утверждения о новом типе репрессивности общества.

Модернистская репрессивность, концептуализированная «паноптиконом» М. Фуко и аннигилировавшая принцип прав человека (Беломорканал, Освенцим, фордизм, Холокост и др.), дополняется сегодня информационнопсихологической репрессивностью, которая во все большей степени использует символическое насилие (П. Бурдье). В этой связи неминуемо встает вопрос о том, что можно противопоставить технологиям массовой манипуляции психикой, как им можно сопротивляться? Иными словами речь идет о резистентности (от лат. «resistentia» - сопротивление, противодействие) современного человека репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции психикой.

Резистентность, являясь атрибутом любой формы жизни, выступает структурирующим социальные отношения элементом и разворачивается в таких формах, как война, защита, нейтрализация, гражданское неповиновение, конфронтация, месть, саботаж, сопротивление и др., а ее онтологическим основанием выступает свойство устойчивости, характерное для всякой органической системы. Резистентность понимается нами как целенаправленный процесс противодействия субъекта тем или иным социальным действиям или процессам. Резистентность в социуме - это не просто «негативное» сопротивление или противодействие, но структурированные действия, направленные на субъективацию и «самостояние» человека. Применительно к социальному бытию такие практики, как противостояние, противодействие или сопротивление неразрывно связаны с процессом становления человека, его изменения и субъ-ективации, что и фиксирует категория «резистентность».

Важнейшей особенностью резистентности современного человека репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции психикой является адекватное представление

о характере этого воздействия, которое может быть получено только посредством научного знания.

Поскольку технологии массовой манипуляцией психикой - феномен, прежде всего, информационно-психологический, то зачастую невозможно объективно оценить ущерб от его репрессивного воздействия. Если, например, число жертв Холокоста или сталинских репрессий поддается подсчетам, хотя сами эти подсчеты нередко являются объектом политических и иного рода манипуляций, то оценить ущерб репрессивного воздействия технологий массовой манипуляции психикой гораздо трудней.

Насильственные и запретительные меры в отношении технологий массовой манипуляции психикой выявляют свою апори-стичность: чем больше запретов, тем более изощреннее становятся сами технологии. Технологии массовой манипуляции психикой прочно вплетены в структурообразующие институты и практики современного общества, и их невозможно в одночасье революционным или насильственным способом нейтрализовать. К тому же, далеко не все участники социального процесса осознают репрессивный потенциал технологий массовой манипуляции психикой, что делает саму резистентность проблематичной, так как ее наличие предполагает осознание объекта и методов сопротивления. Вместе с тем, необходимо четко представлять пределы резистентности. Как показывает опыт мировой истории1, излишняя апологетика резистентности, поднятие ее до уровня самодостаточной сущности может генерировать новые, более мощные капилляры репрессивности.

В отличие от эпохи модерна, репрессивность современного общества в меньшей степени основывается на физическом насилии. Деструктивность манипулятивного воздействия относительна, собственно разрушения здесь нет2, но есть репрессивность. Технологии массовой манипуляции психикой представляют собой разновидность «символического насилия», репрессивно воздействующего на социальное бытие современного человека.

Отсюда вытекает и то, что репрессивность современного общества может быть объектом свободных, дискурсивно выражаемых коммуникативных актов. В современном демократическом обществе репрессивность не является запретной темой. Этого не было при репрессивных режимах индустриального общества (будь то сталинизм или нацизм). Впрочем, вопрос, дает ли такое положение дел какие-либо стратегические преимущества для субъектов резистентности, остается открытым.

Далее, сами технологии массовой манипуляции психикой преобразуют формы резистентности современного общества. Классические формы социальной борьбы устарели и приобрели романтический вид. Баррикады утратили свою революционную значимость, а забастовки свое революционное содержание3. Пространство репрессивного в современном обществе трансформируется, делая неминуемым изменение форм резистентности: вызов во многом определяет, каким будет ответ.

Другой особенностью резистентности в современном обществе является то обстоятельство, что для ее развития подходят те же технические средства, что и для трансляции репрессивности (Интернет, телевидение, радио и другие СМК). Однако резистентность технологиям массовой манипуляции психикой современного человека не сводится к самим технологиям массовой манипуляции психикой, но обладает субстанциональным статусом и представляет собой набор нема-нипулятивных практик, не позволяющих манипулятору добиться преследуемых целей. В отношении технологий массовой манипуляции психикой применимо выражение «клин клином вышибают»: эффект от репрессивного воздействия одних технологий массовой манипуляции психикой может нейтрализоваться репрессивным же воздействием других, типологически схожих технологий массовой манипуляции психикой. Впрочем, такого рода взаимоналожения и нейтрализации не являют собой резистентность репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции психикой, но представляют собой разновидность последствий целенаправленных действий.

Специфика технологий массовой манипуляции психикой как «капилляра» репрессивного воздействия на современного человека формирует ситуации, в которых сама резистентность выявляет свою репрессивность. Как отмечает Е. Л. Доценко, технологические ухищрения манипулятора бывают столь искусны и трудоемки, сложны и неясны, что в них нарастает тенденция к саморазрушению. Эффективность таких воздействий в том, что они рассчитаны на сопротивление4.

Вплетенность технологий массовой манипуляции психикой в важнейшие социальные институты и практики базовым элементом резистентности современного общества заставляет признать психологоинформационную защиту, что свидетельствует о повышенной значимости психологических и информационно-аналитических структур в современном обществе. Поскольку возможности информационно-психологической защиты современного человека репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции психикой ограничены, его степень ответственности перед ними также должна быть пересмотрена. Концепция человека как самодостаточного «неделимого атома», сложившаяся в эпоху модерна, в контексте технологий массовой манипуляции психикой демонстрирует свою ошибочность, даже анахроничность, и требует корректировки.

Высокий уровень скрытности манипулятора, отсутствие непосредственной коммуни-цируемости с объектом манипуляции делает проблематичным эффективную резистентность, осуществляя которую, необходимо не только выработать способы нейтрализации конкретных технологий, но и тратить энергию на диагностику и идентификацию субъекта манипуляции и характера его воздействия. Так, например, нередко, «разоблачающие» заявления о политических обманах, экономических махинациях или приватных скандалах звезд шоу-бизнеса в современном обществе сами являются продуктами технологий массовой манипуляции психикой.

При этом для таких феноменов современного общества, как терроризм, распространение эпидемий и пандемий, статус резистентности репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции психикой в значительной степени остается неопределенным.

Во всяком случае резистентность современного человека репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции психикой во многом зависит от его интеллекта, воображения и форм интеллектуального досуга. Именно от резистентности зависит, сможет ли современный человек стать сознательным и автономным созидателем собственной жизни. Поэтому мы считаем, что современному человеку необходимо развивать собственные навыки, умения, интеллектуальные способности, которые позволят эффективно сопротивляться технологиям массовой манипуляции психикой.

Примечания

1 Подробней см.: Хардт, М. Множество : война и демократия в эпоху империи / М. Хардт, А.Негри. М. : Культур. революция, 2006. С.95-99.
2 Доценко, Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо : Юрайт, 2000. С. 175.
3 Маркузе, Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб. : Владимир Даль, 2000. С. 532.
4 Доценко, Е. Л. Указ. соч. С. 227.
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ТЕХНОЛОГИИ МАССОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ ПСИХИКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ РЕПРЕССИВНОСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты