Спросить
Войти

Творческие практики и технологии в масс-медиа

Автор: Месеняшина Людмила Александровна

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 108-109.

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «Творческие практики и технологии в масс-медиа»

Л. А. Месеняшина

ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В МАСС-МЕДИА

22-23 января 2013 г. в «Ильменах» - Доме творчества ГТРК «Южный Урал» - состоялась традиционная научно-практическая конференция преподавателей направления «журналистика». Эта 10-я, юбилейная конференция была посвящена теме «Творческие практики и технологии в масс-медиа». Актуальность этой темы была обусловлена насущной потребностью в обсуждении новых форм творческой работы СМИ в условиях конвергенции. Как известно, юбилей - хороший повод сосредоточиться на нерешенных проблемах, в том числе проблемах организации подготовки журналистов к работе в новейших технических и технологических условиях современного медиапространства.

Именно по этой причине конференция открылась докладом директора Института гуманитарного образования профессора М. В. За-гидуллиной: «К проблеме “экзистенциальной теории журналистики”». Для обсуждения был представлен принципиально новый подход к таким традиционным категориям, как публицистика и беллетристика. Доклад вызвал большой интерес и интенсивную дискуссию, которая из-за жесткого регламента продолжалась в кулуарах вплоть до завершения работы конференции.

С большим вниманием был выслушан доклад заведующего кафедрой теории массовых коммуникаций почетного профессора ЧелГУ Б. Н. Киршина о перспективах освоения немецкого опыта практико-ориентированного и мультимедийного обучения журналистов. Докладчику пришлось ответить на множество вопросов заинтересованных слушателей.

Третьим стратегически ориентированным докладом был доклад заведующей учебной лаборатории телевидения и радио, начальника Управления электронных СМИ ЧелГУ Е. Б. Футерман, посвященный форматным и стилевым особенностям теледокументалистики Л. Парфенова. Доклад вызвал серьезную дискуссию по вопросам категориального аппарата исследований, посвященных современной журналистике.

Внимание аудитории привлекли доклады, посвященные актуальным социальным вопросам: С. И. Симакова рассматривала проблему «социализация как миссия университета», особое внимание уделив роли преподавателя; а Е. А. Сарасов доложил о законодательном регулировании журналистской деятельности как гарантии свободы слова.

Проблемам работы СМИ в современных технических, технологических и социальных условиях были посвящены доклады А. С. Сумской, С. Н. Поповой, Д. М. Бочко и М. М. Овчинниковой. Так, в докладе А. С. Сумской сообщалось об использовании технологий событийного продюсирования для развития рекламных возможностей медиагруппы «ЧР-Менеджер»; С. Н. Попова анализировала феномен современного делового телевидения в Росси; в докладе Д. М. Бочко был всесторонне рассмотрен вопрос о том, что собой представляет такое востребованное в наши явление, как универсальный тележурналист; М. М. Овчинникова на конкретном примере охарактеризовала типологические и функциональные черты вузовской газеты.

Проблемам воздействия СМИ на общество были посвящены доклады Т. М. Артишевской («Роль СМИ в создании негативной символической системы»); Н. Ш. Белоусовой («Контент-анализ ценностно-смысловых доминант журналистских текстов»); А. А. Морозовой («Медиабезопасность в Сети: информационное зомбирование как способ манипуляции общественным сознанием (на примере «конца света» 21 декабря 2012 г.); А. А. Селютина («Верификация информации интернет-источника: к вопросу о критериях достоверности»); В. В. Федорова («Рецептивное конструирование “образа человека” в медийном тексте»).

Проблемы взаимодействия между СМИ и художественной литературой рассматривались в докладах Н. С. Комар («Индивидуальноличностные основания стиля Б. Пильняка») и А. В. Слеповой («Интервью как художественный прием»).

Неотъемлемой частью традиционных конференций преподавателей направления «Журналистика» являются доклады, анализирующие

проблемы медиаобразования. В этом году внимание исследователей привлекли особенности медиаобразования в современных условиях. В докладе И. А. Фатеевой анализировалось медиаобразование в России в 2011-2012 гг. Л. А. Месеняшиной был обобщен опыт работы студентов выпускного курса и магистрантов по мониторингу речевой культуры полу- и непрофессиональных СМИ в целях поддержки массового медиаобразования.

Масштабность и глубину исследования проблем современного медиапространства получили благодаря включению в программу конференции докладов, посвященных истории русской и мировой журналистики. Так, в докладе Е. Ю. Пановой был исследован потенциал публицистического текста на рубеже веков (на материале деятельности Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус), а И. М. Удлер проанализировала опыт издания первой афроамериканской газеты «Фридомс джорнал» (1827-1829).

Живой интерес слушателей вызвал доклад А. Д. Соловьевой, продемонстрировавшей новейшие фразеологизмы с семантикой действия в современных СМИ.

Всего на конференции было сделано и обсуждено 22 доклада и представлено 8 докладов заочных участников. Несмотря на тематическое разнообразие, во всех выступлениях отчетливо прослеживалась смысловая доминанта: стремление понять, выявить характерные черты новейшего времени, определить собственные задачи в стремительно меняющихся условиях. Возможно, именно поэтому все доклады были встречены с пониманием и вызвали заинтересованное обсуждение. Большое место было уделено пожеланиям и предложениям по совершенствованию названий и текстов докладов. Было принято решение - переработать тексты докладов в научные статьи и рекомендовать их к публикации в «Вестнике Челябинского государственного университета».

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты