Спросить
Войти

ДЕРУСИФИКАЦИЯ ТАТАРСТАНА

Автор: указан в статье

Ростислав Антонов

ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛИЗМА 2013 № 3 (15)

ДЕрусификАция Татарстана

Вокруг национального вопроса в Республике Татарстан сломано уже немало копий. Русские движения Татарстана утверждают, что в республике дискриминируется русское население, а республиканские власти заявляют, что права русского меньшинства в республике надежно защищены, отметая все соответствующие претензии как не выдерживающие критики.

Обе стороны высказывают массу эмоций, однако с цифрами у обеих сторон конфликта слабовато. Что ж, вооружимся циркулем и линейкой и попробуем восполнить этот досадный пробел.

Для начала немного истории. Соотношение между русскими и татарами в республике на протяжении всего XX века практически не менялось. Численность русского населения (в процентном соотношении) достигла максимума в 1989 г., когда на территории Татарстана проживало 43,26% русских и 47,65% татар.

Однако с конца 80-х этот баланс был нарушен в пользу «титульной нации». Количество русских начало снижаться, и к настоящему моменту в республике проживает 53,15% татар и 39,65% русских.

В количественном выражении потери русского населения Татарстана за прошедшие годы составили 73 992 человека, а численность татар выросла на 247 167 человек.

Объяснить возникшую диспропорцию только особенностями культуры и вдруг снизившейся рождаемостью нельзя, поскольку рождаемость в русских и татарских семьях практически 8 одинаковая, а потому попробуем подробно разобрать факторы, влияющие

на комфортность проживания в данном регионе.

Последние двадцать лет татарская национальная культура и ислам переживают период ренессанса. Во многом это происходит за счет государственной поддержки. Однако равного по масштабам возрождения русской культуры и Православия в республике не произошло. К началу 1917 г. в Казанской епархии насчитывалось 794 церкви, 27 монастырей и 419 часовен. Таким образом, культовых сооружений, относящихся к РПЦ, было 1240.

Действующих мечетей насчитывалось 1598.

К 1989 г. действовало 2 храма и 15 мечетей. За последние двадцать лет было восстановлено и построено заново более 1500 мечетей. В 1998 г. открылся Российский Исламский университет; кроме него действуют три высших и около десяти средних медресе по подготовке профессиональных священнослужителей. Количество православных храмов не превышает 150.

Таким образом, на одну мечеть приходится 1340 условных прихожан, а на один православный храм — 10 000 условных прихожан.

Возможно, основной причиной столь серьезного изменения баланса стал приход к власти национал-сепаратистов во главе с Минтеймиром Шаймиевым. В первую очередь это сказалось на этническом составе органов госуправления и экономического блока.

В книге «Самые влиятельные люди России-2003», выпущенной Институтом ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ) под редакцией

профессоров А.П. Ситникова, И.Я. Да-ровина и О.В. Гаман-Голутвиной, отмечается, что основным принципом формирования элиты в республике является принадлежность к клану — неформальной группировке, связанной тесными родственными или дружескими узами, а также местом происхождения, отношения внутри которой носят преимущественно иерархический, патронажно-клиентелистский характер.

Само по себе это не есть что-то уникальное для России, скорее уж наоборот, но в Татарстане на клановость накладывался национальный аспект.

В исследовании отмечается, что в 2002 г. более 80% местной политической элиты составляют татары, остальные — представители иных этнических сообществ. Если эти цифры сопоставить с данными о тогдашнем этническом составе населения Татарстана (48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей), то можно сделать вывод, что этнический состав элиты адекватно не отражает этнический состав населения Татарстана.

Среди основных механизмов рекрутирования элиты РТ — общность этнического происхождения, землячество, опыт совместной работы в прошлом, подчеркивается в исследовании.

Возникает вопрос: как изменилось данное соотношение за прошедшие десять лет? Чтобы на него ответить, была собрана информация о составе Правительства РТ, Госсовета, депутатах Государственной Думы от Республики Татарстан, Совета Федерации, а также мэрии г. Казани. Все указанные лица были условно разделены на «русских» и «татар». Сразу оговорюсь, что использованный метод дает определенную погрешность. Например, Захарова Светлана Михайловна, несмотря на русские ФИО, является татаркой по национальности, а Логинов Василий Платонович — мордвином. Обратной информации о том, что

чиновники и депутаты с татарскими фамилиями имеют иную национальную принадлежность, выявить не удалось. А потому национальность мы берем в кавычки.

Были привлечены данные о 150 чиновниках. Из них 99 — «татары», 51 — «русские». Таким образом, процентное соотношение «русских» среди чиновников составляет 34% (напомню, что по данным переписи 2010 г. в республике проживает 39,65% русских). Из этого можно сделать вывод, что общий национальный баланс в органах госвласти лишь немного смещен в пользу «титульной нации».

Стоит отметить, что в некоторых отделах мэрии города Казани «русских» численно больше, чем «татар». Например в отделах, связанных с делопроизводством, канцелярией, 1Т и информационной безопасности. Более половины «русских» в отделе дорожного строительства и в экономическом блоке.

Полностью «татарскими» является АХО, машинописное бюро, ЖКХ, отдел кадров, отдел поддержки и развития языков. В остальных структурах присутствуют обе национальные группы. В большинстве случаев отдел возглавляет «татарин», а «русским» отходит роль инженерно-технических специалистов.

Среди руководителей среднего звена доля «русских» не превышает 22%, а среди руководителей высшего ранга «русских» не более 10%.

Таким образом, за десять лет, прошедших с момента проведения исследования, доля русских управленцев среднего и высшего звена продолжает постепенно снижаться.

Аналогичная ситуация сказывается и в сфере образования. В Казанском федеральном университете среди восьми проректоров только один является русским.

В 2010 г. журналисты спросили пред- _

седателя республиканского Госсове- 9 та Фарида Мухаметшина: «По каким

Ростислав Антонов

причинам русских мало среди чиновников и руководителей разных отраслей?» Получили ответ: «Нам нужны профессионалы. Среди русских они отсутствуют». Никакой реакции от руководства республики не последовало. Как мы видим из вышеприведенного анализа, это высказывание не только не соответствует действительности, но и является оскорбительным по отношению ко всему русскому населению республики.

Следующая болевая точка — языковой вопрос. Согласно действующему республиканскому законодательству, русский и татарский языки имеют равное значение. Для них установлен равный объем изучения в школьной программе. В целом двадцатилетний опыт изучения татарского языка «как родного» для русских школьников можно признать неудачным. Обещанных «конкурентных преимуществ» русские не получили, зато получили заметное снижение уровня грамотности молодежи на фоне других регионов России.

Это в свою очередь уменьшает шансы на поступление в вузы за пределами Татарстана. По словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раиса Сулейманова, в школах Татарстана за 10 лет учащиеся «получают» 700 часов уроков по русскому языку. А, например, в Московской и Ульяновской областях — 1200. Разницу приходится компенсировать занятиями с репетиторами.

Все это вызывает вполне обоснованные вопросы и возмущение родителей. Родители стали выходить на пикеты, требовать предоставления их детям возможности изучать русский язык в полном объеме.

Большую полемику вызывает новый законопроект о языке, от которого русские жители республики ожидали устранения имеющихся диспропорций и выравнивания объема изучения русского языка с другими регионами

России. Однако этого не произошло. Новый законопроект по-прежнему противоречит федеральному законодательству.

Требования родителей разделяет и экспертное сообщество. По мнению руководителя Центра анализа этнокультурной, конфессиональной и миграционной образовательной политики Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольги Артеменко, в проекте закона «Об образовании в РТ», с которым она ознакомилась, имеются недочеты, в частности опять не указывается статус языка. Есть у эксперта и другие замечания: «Нужно ориентироваться в федеральном законодательстве. Сейчас в ст. 14 совершенно четко прописано: можно организовывать обучение на родном языке и изучение родного языка. В соответствии с Конституцией РФ родной язык определяется и выбирается самими учащимися или родителями (их законными представителями). И никто не вправе писать, что "в соответствии с законом Республики Татарстан"».

Что касается статусов государственных языков, то, по словам эксперта, она «пять лет билась за то, что язык не может быть "как"». Например, «русский как государственный», «татарский как государственный» и т.д. «Однако в проекте закона Республики Татарстан я снова это вижу, — удивляется Ольга Артеменко. — Я встречалась с учителями в Татарстане, и все они в один голос говорят, что русский — это язык конкурентоспособности, обеспечения мобильности на всей территории РФ. Поэтому русский язык должен преподаваться на грамматической основе и быть направлен на развитие речи. Это язык, которым все граждане РФ должны владеть качественно».

Впрочем, власти Татарстана имеют свое особое мнение на этот счет, считая, что русское население Татарстана должно в совершенстве освоить татарский, а не русский язык. В ответ на все возрастающее раздражение к делу

«повышения грамотности» подключился центр по противодействию экстремизму, суды и другие правоохранительные органы этой республики.

Суд Нижнекамска обязал Викторию Можарову научить своих детей говорить на татарском языке, а Павел Хо-тулев, выступавший за отмену обязательного изучения татарского языка, был обвинен в разжигании межнациональной розни.

Тем самым республиканские власти сами политизируют данный вопрос. В республике регулярно проходят акции протеста. Не особо рассчитывая на помощь федерального центра в решении языкового вопроса, русские жители Татарстана апеллируют к классикам русской литературы. Очередная акция протеста прошла 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина.

Остается надеяться, что великий русский поэт не станет объектом проверки татарских борцов с экстремизмом за то, что в поэме Бахчисарайский фонтан назвал татар «бичом народов».

Все эти действия республиканских властей воспринимаются русским населением Татарстана как дискриминационные и препятствующие получению качественного образования, сохранению национальной культуры и традиций, а также реализации человеческого потенциала.

Все это ведет к миграции русских в другие регионы, а в перспективе — к разрушению культурного и языкового единства России.

«ВН» в соцсетях

Новости «Вопросов национализма» можно узнать на страницах социальных сетей, посвящённых журналу.

Fаcebook: «facebook.com/vnatio»; «В контакте»: «vk.com/vnatio».

— Анонсы новых публикаций

— События журнальной жизни

— Оформление подписки

— Приобретение электронной версии

— Обсуждения и дискуссии 11

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты