Спросить
Войти

Г. О. Усатенко. «Когнитивный поворот» как основа для изучения истории литературы

Автор: указан в статье

Г. О. Усатенко

«КОГНИТИВНЫЙ ПОВОРОТ» КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ*

Когнитивный (т.е. познавательный) поворот в истории литературы во второй половине ХХ в. привел к новому подходу в анализе и исследовании литературных произведений. Дело в том, что за последние 20 лет в Украине и в других славянских странах активно работают над подготовкой академических историй литератур. Но это касается и постмодернистского понимания прошлого, ибо современные тенденции европейского осмысления истории уходят от концепции универсальной истории как совокупности фактов и исторических данных.

Постмодернистская культура акцентирует внимание на необходимости новых принципов и моделей интерпретации истории и исторической культуры. Один из таких подходов основывается на разграничении эстетического, политического и когнитивного измерений исторической культуры. В связи с этим возникает проблема интерпретации исторического прошлого в художественной культуре ХУ11-ХУ111 вв.

Когнитивный подход учитывает язык произведения, социально-историческую действительность, прежнюю и современную рецепции произведения, наконец, смысл художественного кон* Усатенко Г.О. «Когнитивный поворот» как основа для изучения истории литературы: (На материале украинской литературы XVII-XVIII вв.) // Славянские языки и культуры в современном мире. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. -С. 186-187.

Г. О. Усатенко

цепта, т.е. «результата столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека» (определение академика Д. С. Лихачёва). Украинская литература ХУ11-ХУШ вв. дает основания говорить о целом ряде концептов-образов: «Христос», «Богородица», «времяЛешрш Г^й»1, «герой-казак», «государственность» и др. Так, метаконцептами ядра концепта-образа «государственность» (укр. «державшсть») являются «казаки-народ» и «отчизна-автономия», а согласно мнению автора реферируемой статьи, метаконцептом ядра «государственности» можно назвать также «вольность-свободу» (с. 187).

1 Tempus fugit (лат.) - время бежит.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты