Спросить
Войти

2009. 01. 009. Бриккелл К. Символико-интеракционистская история сексуальности? Brickell Ch. A symbolic interactionist history of sexuality? // Rethinking history. - L. , 2006. - Vol. 10, n 3. - p. 415-432

Автор: указан в статье

2009.01.009. БРИККЕЛЛ К. СИМВОЛИКО-ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ ИСТОРИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ?

BRICKELL CH. A symbolic interactionist history of sexuality? // Rethinking history. - L., 2006. - Vol. 10, N 3. - P. 415-432.

Настоящая статья, написанная Крисом Бриккеллом (университет Отаго, Данидин, Новая Зеландия), - это введение в экспериментальную исследовательскую область, называемую автором символико-интеракционистской историей сексуальности (symbolic interactionist history of sexuality).

История сексуальности - признанная научная область, которая прослеживает, какие формы в разные исторические периоды принимали любовь и сексуальные проявления. Существует и историческая социология, которая рассматривает различные явления в общественном контексте; у исторической социологии могут быть самые разнообразные объекты, в том числе сексуальность.

Автора интересует, как в различные времена сексуальность конструировалась и понималась в обществе. По его мнению, в наибольшей степени характеру социального конструктивизма соответствует символический интеракционизм. Последний, по собственному определению К. Бриккелла, изучает, как члены общества манипулируют культурными ресурсами (а именно смыслами и символами) с целью построения общего мира и своего места в нем. Кроме того, напоминает исследователь, наше понимание любого явления зависит от того, с каких теоретических позиций мы его рассматриваем. С этой точки зрения символико-интеракционист-ская история сексуальности - это и интегративная область, объединяющая в себе подходы истории сексуальности и исторической социологии сексуальности, и в то же время особый взгляд на вопросы сексуальности, формирующий своеобразное видение данного предмета.

Эмпирической базой исследований К. Бриккелла послужили письма и материалы истории болезни некоего Перси Оттивелла (Percy Ottywell), который в 1891 г. был направлен для принудительного лечения в психиатрическую больницу в местечке Сик-лифф близ Данидина. Основанием для помещения молодого человека в больницу стало его «ненормальное» влечение к другому молодому человеку.

Обращаясь к общему контексту теоретической традиции символического интеракционизма, Бриккелл отмечает, что на ее формирование повлияли феноменология и этнометодология. В центре внимания представителей символического интеракционизма - то, как члены общества производят, аккумулируют и модифицируют смыслы, которыми они обмениваются друг с другом. В рамках этого динамического процесса постоянного изменения и обмена смыслами мы создаем и периодически пересматриваем также и свой собственный образ, в частности нашу сексуальность. Ничто не является сексуальным, пока не будет признано таковым в обществе. Впервые этот момент был отмечен на рубеже 1960-1970-х годов Джоном Гэньоном и Уильямом Саймоном. Согласно данным исследователей, индивиды проявляют свою сексуальность в соответствии со сценариями, которые им предоставляет общество. А сценарии эти со временем изменяются. В частности - подходя ближе к рассматриваемому автором эмпирическому материалу, - в начале XIX в. было распространено такое явление, как мужская романтическая дружба, и она считалась вполне приемлемой, поскольку в ее определении отсутствовал сексуальный аспект. Позже, с развитием психиатрии, проявлявшей особый интерес к человеческой сексуальности во всех ее формах, подобные отношения стали определяться исключительно в сексуальных категориях; итогом стало признание такого рода отношений извращением.

Это подводит нас к истории Перси Оттивелла, истории, которую Бриккелл рассматривает с позиций символического интерак-ционизма. Оттивелл, по происхождению шотландец, был послан своими родными в колонии. На момент помещения в лечебницу ему было 22 года. До этого в течение двух лет он скитался по новозеландскому Южному острову и перебивался различными случайными заработками, пока, наконец, не устроился клерком в Данидине и не встретил там 15-летнего Лесли Дугласа. Оттивелл преследовал юношу, обещая ни перед чем не останавливаться, чтобы добиться его взаимности, и угрожал покончить с собой, если не сможет быть с ним. Родители Дугласа сочли поведение Оттивелла «странным» и поместили его в психиатрическую больницу, по их словам, для его же собственного блага.

Первый источник, используемый автором статьи в настоящем исследовании, - это письма Оттивелла к сэру Джону Холлу,

новозеландскому парламентарию, который на определенном этапе оказал ему финансовую помощь и которого Оттивелл, видимо, считал своим покровителем и оттого отчитывался перед ним в своих действиях. Эти письма служат для восстановления биографии молодого человека; кроме того, в них он частично излагает мотивы и обстоятельства своего поведения. Однако основным источником для К. Бриккелла стала история болезни Оттивелла. В ней передано основное содержание бесед Оттивелла с главврачом Труби Кингом и записаны суждения Кинга, а также других врачей, о состоянии пациента. Это взгляд извне, взгляд общества.

Врачи оценивали состояние Оттивелла в самых разных категориях - от странной влюбленности до маниакальной патологии. Наиболее подробное описание болезни Оттивелла составил Труби Кинг. Будучи в целом непредвзято настроен к своему пациенту, он тем не менее считал его привязанность к другому молодому человеку ненормальной и абсурдной. С его точки зрения, она вполне вписывалась в рамки психического расстройства. Молодой человек испытывает безудержную страсть (т.е. не владеет собой, что является признаком безумия), по его собственному признанию, мастурбирует (а это в викторианской Англии считалось одной из причин помешательства) и, наконец, угрожает покончить с собой, что также не может считаться нормальным поведением. Тем самым, заключает К. Бриккелл, Кинг судил о состоянии Оттивелла именно так, как это было принято на тот момент в среде, к которой он принадлежал.

Через несколько месяцев пребывания в лечебнице Оттивелл сам стал именовать свое увлечение не иначе как абсурдным. Теперь его определение собственных действий вполне соответствовало заключению главврача. Бриккелл выдвигает ряд потенциальных способов интерпретации подобной перемены во взглядах Оттивел-ла. Наиболее очевидный вариант: Оттивелл действовал из прагматических побуждений, стремясь как можно быстрее покинуть стены учреждения, для чего ему необходимо было доказать, что ему там не место. Еще ранее Оттивелл пытался представить свою привязанность то как интерес, вызванный публикациями на тему однополой любви в прессе, то как исключительно «чистое» чувство.

С другой стороны, возможны и другие интерпретации - и здесь Бриккелл опирается на идеи Эрвина Гоффмана, концепции

которого относят либо к символическому интеракционизму, либо -шире - к интеракционизму вообще. Во-первых, стремление произвести благоприятное впечатление на окружающих влияет на то, как человек выстраивает свой рассказ о себе. Во-вторых, как отмечал Гоффман, психиатрическая больница - это один из тех институтов, где особенно приветствуется конформизм, и пациентам дают это почувствовать. Наконец, после того, как в течение 10 недель Отти-велл строил свою «карьеру» в качестве пациента психиатрической лечебницы, беседовал с врачами, выдвигал различные версии своего поведения и впитывал местную атмосферу, он действительно мог переоценить свою жизнь до больницы и сконструировать совершенно новый образ себя.

Итак, на основе ряда источников, а именно писем и записей в истории болезни, Бриккелл проанализировал, как представления о сексуальности, циркулировавшие в обществе того времени, воспринимались и видоизменялись отдельным индивидом, как они влияли на его идентичность и использовались им для самопрезентации. Применение подходов символического интеракционизма, по утверждению Бриккелла, позволяет не просто выстраивать насыщенную фактами телеологическую историю сексуальности, что характерно для данной научной области в ее традиционном виде, но и исследовать, как сексуальность конструировалась в различных обществах на протяжении веков. А субъективная сексуальность конкретного человека формируется в процессе обмена сексуальными смыслами с окружающими. В частности, сексуальность Перси Оттивелла последовательно развивалась в общении с другими людьми, прежде всего другими мужчинами, кульминацией чего стала его встреча с Лесли Дугласом, в чтении литературы и прессы, в беседах с врачами, в частности с Труби Кингом. Таким образом, заключает Бриккелл, мы не сможем узнать «правду» о сексуальных желаниях отдельных индивидов, но мы можем проследить, как они конструировали свою сексуальность, что она в их понимании значила и какими словами они считали возможным и нужным о ней говорить.

Я. В. Евсеева

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты