Спросить
Войти

Обь-Иртышский бассейн национальное достояние России

Автор: указан в статье

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ОБЬ-ИРТЫШСКИЙ БАССЕЙН - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

Харючи С.Н.

В статье рассматриваются вопросы экологической безопасности окружающей природной среды Обь-Иртышского бассейна в условиях промышленного освоения Севера и с точки зрения общегосударственного социально-экономического значения Обь-Иртышского бассейна. Раскрывается роль органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в решении экологических проблем региона.

Развитие рыночных отношений привело к возникновению новых отраслей экономики России, обеспечивающих разнообразные потребности и отдельных граждан, и производственных предприятий, и страны в целом. Это, естественно, отразилось и на экологической сфере. Рост антропогенного и техногенного воздействия на экосистему речного бассейна, вызванный экономическим развитием страны, стал одним из мощных факторов нарушения устойчивости экосистемы.

Дестабилизация экологической ситуации в Обь-Иртышском бассейне может рассматриваться в первую очередь как внутренняя угроза экономической безопасности государства. Именно с этих позиций мы решили оценить состояние и использование природных ресурсов этой территории, проводя в начале октября 2006 года в столице Ямала г. Салехарде научно-практическую конференцию "Обь-Иртышский бассейн -национальное достояние России". Наша встреча была посвящена обсуждению вопросов экологической безопасности окружающей природной среды Обь-Иртышского бассейна, включающего в себя территории 14 субъектов Российской Федерации, составляющих в совокупности два федеральных округа Российской Федерации, 9 областей Казахстана и часть Синцзян-Уйгурского автономного района Китая. И поскольку на конференции был представлен широкий круг лиц, относящихся к региональным, федеральным и местным органам власти, к сфере российской науки, хозяйствующим субъектам, общественности, можно смело говорить о том, что проблема экологии реки Оби и её притоков, территории бассейна, расположенного в Алтае и Западной Сибири, на Урале и на Сибирском Севере, имеет общегосударственное значение.

Экологическая обстановка в бассейне Оби характеризуется как крайне напряженная. Негативное воздействие на качество вод оказывают промышленно развитые районы Урала, Кузбасса, Алтая, Новосибирской и Тюменской областей, сельскохозяйственное производство, коммунальное хозяйство. На территории бассейна представлены практически все отрасли, присущие развитой экономике, - от мощной сырьевой базы Западной Сибири и Кузнецкого бассейна, индустриального Урала до аграрного пояса Омской и Томской областей. В бассейне Оби расположен Семипалатинский ядерный полигон, находятся радиоактивные производства Томской и Челябинской областей, оказывается влияние Новой Земли. По объему сбрасываемых со сточными водами загрязняющих веществ бассейн реки Оби уступает только Волге, а по удельному сбросу загрязняющих веществ в расчете на одного жителя бассейны Иртыша и Тобола значительно превосходят показатели Волжского бассейна.

К плохому качеству воды в бассейне Оби добавляются тяжелейшие проблемы защиты от наводнений и размыва берегов.

Особенно страдают от неблагоприятного водного режима рек регионы, расположенные в нижних течениях рек Обь, Иртыш, Тобол и Тура, которые играют особую роль в экономике страны. В шести субъектах Российской Федерации (Омская, Курганская, Свердловская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), при населении в 9,6% от российского, производится 12% промышленной продукции и 7,5% сельскохозяйственной. Особенно велико значение Тюменской области (в целом), которая имеет огромные запасы нефти и газа и является основой топливно-энергетического комплекса России. Регион продолжает оставаться главной российской базой по черной и цветной металлургии (46,3% и 22,9% от общероссийского производства соответственно), а также машиностроению и металлообработке, производству электроэнергии. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах добывается 66% российской нефти и свыше 96% российского газа, а Кузнецкий угольный бассейн - один из крупнейших в мире. Балансовые запасы угля составляют 59 % от запасов каменного угля в России.

Освоение недр бассейна год от года становится все более интенсивным. Однако бурный рост экономики не сопровождается соответствующим ростом мощностей водоохранного и экологического назначения и переходом на новые ресурсосберегающие технологии, в результате чего водохозяйственная обстановка в бассейне неуклонно ухудшалась и продолжает ухудшаться.

Более 10% проб воды, взятых в разных регионах Российской Федерации, не отвечают нормативам по микробиологическим и более 20% проб санитарно-техническим показателям. В Обь-Иртышском бассейне в некоторых регионах дела зачастую обстоят еще хуже.

По данным Нижне-Обского бассейнового водного управления результаты государственного мониторинга водных объектов свидетельствуют о том, что с трансграничным переносом на территорию бассейна Нижней Оби поступают тяжелые металлы с Урала, пестициды и биогенная группа загрязнителей из Казахстана. Вода рек Иртыш и Ишим, поступающих в Тюменскую область из Казахстана, имеет пятый класс качества, то есть - "грязная", из Томской области - также "грязная", из Свердловской области - "очень грязная". В целом, вода в нижнем течении Оби оценивается как "грязная".

Особо подчеркнем, что во многих регионах бассейна многие населенные пункты испытывают дефицит питьевой воды не из-за ее недостатка, а по причине низкого качества поверхностных вод, так как основной проблемой в бассейне является их загрязнение. И большая доля загрязняющих веществ приходится на транзитный перенос с вышерасположенных территорий, а это 5 субъектов РФ в бассейне Верхней Оби, 9 областей Республики Казахстан и Китай.

В последние пять лет качество водоемов, используемых для питьевого водоснабжения, по санитарному состоянию, по химическим и микробиологическим показателям несколько улучшилось. Но причина этого не в повышении затрат на экологические мероприятия, а в сокращении объемов производства.

Северная природа ранима. В связи со сложными климатическими условиями поверхностные воды нашего региона имеют низкую способность к самоочищению и естественной регенерации, что приводит к быстрой аккумуляции как природных, так и техногенных загрязнителей в почве и водоисточниках. А как известно, Обь впадает в Карское море. В связи с этим нельзя не коснуться того вопроса, что Обь-Иртышский бассейн является важным звеном не только межрегиональной, но и мировой экосистемы.

В ближайшем будущем могут обостриться взаимоотношения со странами, территории которых расположены в бассейне Ледовитого океана. Уже не первый год международные институты по изучению Арктического региона обращают внимание на то, что существует проблема выноса загрязнений со стоками реки Оби в Арктический бассейн. Проблема имеет мировое значение и ее необходимо незамедлительно решать.

Надо сказать, что проблема возникла не сегодня. Еще летом 1990 года на Оби и Иртыше вела работу международная экологическая экспедиция "0бь-90", организованная Ямало-Ненецким общественным комитетом спасения Оби. На теплоходе "Механик Калашников" был пройден путь в 9 тысяч километров, собрано 70 образцов воды, 15 образцов донного грунта, взяты на исследования органы рыб, образцы загрязненного твердыми частицами атмосферного воздуха. Производилась общественно-экологическая экспертиза основных объектов-загрязнителей, оценивалось состояние очистных сооружений. В Сургуте была проведена научно-практическая конференция "Экологические проблемы Обь-Иртышского бассейна". Экспедицией был собран богатый материал наблюдений за состоянием прибрежных полос и водоохранных зон. Были составлены отчеты канадской, финской и норвежской делегациями, сняты фильмы. По результатам экспедиции "0бь-90" в 1991 году в Тюмени состоялась конференция, предварительный отчет был разослан во все регионы Обь-Иртышского бассейна. Но ещё до сих пор многие материалы, труды и выводы этой экспедиции широко не публиковались, они требуют глубокого осмысления и огласки.

В марте 1996 года по инициативе администраций Тюменской, Свердловской, Омской, Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в Правительство Российской Федерации было направлено предложение о создании Федеральной целевой программы "Обь". Предложение нашло положительный отклик в Правительстве Российской Федерации, и 17 июля 1996 года было подписано Распоряжение Председателя Правительства B.C. Черномырдина № 1127-р, согласно которому предписывалось Роскомводу, Координационному совету КЦП "Обь" и исполнительной дирекции Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" подготовить в 1996 - 1997 годах Федеральную целевую программу "Использование, восстановление и охрана водных ресурсов бассейна реки Оби" (программа "Обь").

По результатам детальных согласований сформулированы цели и задачи: комплексное водохозяйственное обустройство бассейнов рек Оби и Иртыша с целью устранения негативных экологических и социально-экономических последствий наводнений, маловодья, хозяйственного освоения территорий, рыбных запасов, предотвращение загрязнений водных ресурсов и создание условий для экономического и социального развития региона.

Принцип "федеральное™" программы определился значимостью проблемы, но, к сожалению, по ряду объективных и субъективных причин подключить к выполнению программы все субъекты Федерации, расположенные в бассейне верхней Оби, не удалось. Разработаны программы по Курганской, Свердловской и Тюменской областям, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.

Каждый из названных субъектов Российской Федерации на своей территории осуществляет свои природоохранные мероприятия. Нет сомнения и в том, что на территориях иных субъектов Российской Федерации есть свои программные мероприятия и они выполняются. Неоднократно разными субъектами Российской Федерации поднимались вопросы сохранения экологии Обь-Иртышского бассейна. Внимание к проблеме реки привлекалось проведением международных и межрегиональных конференций (Омская область, Алтайский край). Создаются общественные экологические фонды, такие как "ИСАР Сибирь", г. Новосибирск; организация "Информационное экологическое агентство" (ИнЭкА), г. Новокузнецк. Действуют международные и межрегиональные организации, например, международный координационный совет "Наш общий дом Алтай", возглавляемый В.И. Акаевым, который не один год занимается проблемами реки Обь.

Нельзя не отметить подписание Соглашения между органами власти 14 субъектов России и Правительством РФ в 1993 году о совместном рациональном использовании, воспроизводстве, охране водных ресурсов, восстановлении водных объектов и координации водохозяйственной деятельности на территории бассейна реки Оби. После подписания Соглашения был создан Обский бассейновый комитет (Совет) в г.Новосибирске под руководством академика АЕН, профессора B.C. Ревякина (однако бассейновый комитет в последние семь лет не работал). Промышленные предприятия осуществляют свои природоохранные мероприятия.

Но все же в таком важном деле все мы действуем разрозненно. И в этом мы усматриваем минус.

10 лет прошло с момента разработки целевой программы "Использование, восстановление и охрана водных ресурсов бассейна реки Оби". Возможно, многие и забыли о ней. Но проблемы остались прежними, и это заставило нас снова вернуться к их решению. Все мы в той или иной мере пытаемся улучшить экологическую ситуацию на своих территориях. Но хотя бы в силу пространственной распределенности, взаимозависимости друг от друга решать эту проблему в одиночку очень тяжело, а практически невозможно.

На нашей территории органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа постоянно ведется работа в этом направлении. Создано законодательство автономного округа, в пределах предоставленных полномочий. Вопросы экологии, экологической безопасности нашей реки, территории автономного округа, атмосферного воздуха постоянно находятся под пристальным вниманием депутатского корпуса, ибо это связано с качеством жизни наших граждан.

Экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе было посвящено выездное заседание Госдумы округа осенью 2004 года в п. Яр-Сале. Ситуация в регионе была изучена через призму ее влияния на здоровье населения, при этом особое внимание было уделено вопросам социальной ответственности бизнеса, так как большинство предприятий топливно-энергетического комплекса являются градообразующими для городов и районов. Мы пришли к выводу, что меры, принимаемые на территории автономного округа в отношении экологии Оби, её бассейна, недостаточны и при действиях в одиночку неэффективны. Решение экологических проблем отдельным субъектом такой великой реки невозможно без согласованного взаимодействия как законодательных, так и исполнительных органов всего региона. Необходима целенаправленная и систематическая работа всех органов государственной власти, предприятий, общественности и науки, при этом цели и задачи такой политики должны быть направлены на поддержание устойчивого равновесия между природой и человеком. И понятно, что охрана экологии рек Обь-Иртышского бассейна во многом зависит от совместного сотрудничества субъектов Российской Федерации, расположенных на территории бассейна. Для решения этого вопроса данная проблема была вынесена на рассмотрение Совета трех Дум (Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Думы Ямало-Ненецкого автономного округа). Рассмотрев на состоявшемся в январе 2005 года заседании указанный вопрос, Совет Дум решил обратиться к Совету Губернаторов трех субъектов Тюменской области, Правительству Российской

Федерации и к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Обь-Иртышского бассейна, с предложением к участию в рассмотрении вопроса об охране рек Обь-Иртышского бассейна, а также в разработке и реализации межрегиональной или федеральной программы "Обеспечение охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Объ-Иртышского бассейна".

Инициатива вызвала живой интерес и у иных государственных и общественных организаций, которые предлагали своё сотрудничество. Собственно это и подтолкнуло нас провести научно-практическую конференцию "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России". По ее итогам, участники конференции рекомендовали федеральным органам государственной власти разработать и принять федеральную комплексную целевую программу по оздоровлению экологической обстановки; нормативные правовые акты, направленные на развитие существующей нормативной базы в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования; создать единую систему экологического мониторинга. Также были приняты обращения к Президенту России, председателю Совета Федерации, председателю Государственной Думы, председателю Правительства России, полпреду Президента в УрФО о содействии в разработке федеральной комплексной целевой программы по обеспечению охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Обь-Иртышского бассейна.

Надо отметить, что решения конференции нашли понимание и у депутатского корпуса, и у представителей органов государственной власти. В частности, в Министерстве природных ресурсов, с учетом трансграничного территориального расположения Обь-Иртышского бассейна, сочли целесообразным поддержать рекомендации Конференции о создании межгосударственной комиссии по совместному решению проблем использования и охраны бассейна с участием Российской Федерации, Казахстана и Китая, а также о приглашении организаций Северного форума, Арктического Совета к решению проблем оздоровления и экологической безопасности Обь-Иртышского бассейна.

В то же время, несмотря на то, что планом мероприятий по реализации Основных направлений развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года (утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2004 года) предусматривается разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов по бассейнам основных рек Российской Федерации в целом, а также первоочередных мероприятий по предотвращению загрязнения водосборных территорий промышленными выбросами и снижению загрязнения водных объектов в бассейне реки Обь, нужно признать, что инвестиции в водное хозяйство даже страны в целом очень скромные. Сегодня эти инвестиции составляют в объеме России порядка 60 миллиардов рублей. Из федерального бюджета - примерно 15 миллиардов рублей, инвестиции в сельское хозяйство, мелиоративную систему - около 10 миллиардов рублей. Только оставшиеся 35 миллиардов рублей - на инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство, очистные сооружения. Это очень мало. Для примера: в Германии эти инвестиции составляют около 30 миллиардов евро, во Франции - 22 миллиарда евро, в США - примерно 60 миллиардов долларов. Можно сказать, мы относимся очень легкомысленно к тому, чтобы серьезно заняться очисткой стоков, ремонтом гидротехнических сооружений, поддержкой инфраструктуры водных хозяйств.

Обратим внимание еще на одну проблему, которая очень волнует нас на Ямале и о которой говорилось на конференции. Готовится и начинается промышленное освоение Полярного Урала. По своим богатствам это действительно настоящая бесценная кладовая полезных ископаемых. В связи с этим разрабатываются различные программы освоения этих богатств, уже начаты работы по созданию соответствующей транспортной инфраструктуры, проектируется развитие жилого фонда в местах добычи и переработки полезных ископаемых. В целом можно сказать, что в ближайшие годы богатства Полярного Урала, возможно, станут очень весомым аргументом в нашей государственной и экономической политике.

В то же время не следует забывать, что именно с гор Полярного Урала текут в дельту Оби многочисленные горные реки. Их сотни, тысячи. Крупнейшие из них, такие как Собь, Харбей, Щучья и другие, являются нерестилищами ценных пород рыб. Но кроме этого, важно, что все они несут потоки чистейшей воды, которая хоть как-то разбавляет замутненную, грязную воду Обской губы. Только совокупные эксплуатационные ресурсы горных рек Полярного Урала, стекающих в реку Обь, составляют, по приблизительным оценкам, более 100 тыс. куб. метров в сутки. По существу, если в верхних течениях рек Обь-Иртышского бассейна мы загрязняем воду сбросами, то в этом регионе хоть как-то разбавляем ее водой горных рек. И мы считаем, что, пока не начались интенсивные работы по разработке рудных и иных месторождений Полярного Урала, специалистам нужно срочно разработать и выдать рекомендации по сохранности качества воды в этих реках. Ямал богат газом, нефтью, полезными ископаемыми, но и вода полярных рек тоже, в какой-то мере, наш стратегический ресурс.

Надеюсь, что если спросить: "Каким,, бы мы хотели видеть будущее Урало-Сибирского региона?", - многие согласятся с тем, что это должен быть регион, где живет грамотное, культурное и здоровое население. Где работает экономика, основанная на высоких технологиях. Это регион, где чистые реки, озера, леса, красивые природные ландшафты для нас и наших потомков. Это регион, где культ природы в обществе ставится на первое место.

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов