Спросить
Войти

Законодательные инициативы башкирских курултаев 1917 года по аграрному вопросу

Автор: указан в статье

Л.И. Лкманов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ БАШКИРСКИХ КУРУЛТАЕВ 1917 ГОДА ПО АГРАРНОМУ ВОПРОСУ

Одним из важнейших проблем для любого общества является регулирование земельных отношений. Особую актуальность аграрный вопрос приобретает в переломный период для того или иного общества, в условиях обострения социальных, экономических противоречий. Революционные события 1917 г. вскрыли целый пласт проблем, который был связан с политикой государства в предшествующий период времени.

Как известно, во второй половине XVI в. башкиры добровольно вошли в состав Русского государства. Одним из важнейших условий этого акта являлось признание царским правительством за башкирами вотчинного права на их земли, которое было зафиксировано в текстах жалованных грамот, предоставленных для каждого племени (волости1). В последующее время земельная политика правительства была официально направлена на сохранение земельных угодий за башкирами. Однако фактически власти проводили курс на постепенное изъятие и перераспределение башкирских земель для основания крепостей, строительства заводов, организации переселений дворян и различных групп крестьян из центральной части страны. Все эти действия властей встречали протест со стороны коренных жителей края, который выражался в подаче челобитных к властям до массовых восстаний. Двойственная земельная политика государства в XXVII— XIX вв. обусловила подъем общественно-политической активности башкир в 1917 г.

Начальным этапом для обсуждения земельного вопроса стала деятельность башкирских депутатов на Всероссийском мусульманском съезде (апрель 1917 г., Москва). Именно здесь возникла дискуссия о путях развития страны в целом. Именно после его проведения в мае 1917 г. 50 башкирских депутатов определили перспективы

развития своего народа. Организаторами съезда должны были стать Сагит Мрясов, Аллаберды Ягафаров, Заки Валиди [I, с. 39—40].

В связи с подготовкой I Башкирского съезда начался сбор информации и изучение истории земельных отношений в крае. К 18 июля 1917 г. К. Мухамедьяровым была подготовлена «Приблизительная схема земельной программы башкир Оренбургской губернии». В документе отмечался факт добровольного вхождения башкир в состав Русского государства, что стало основой для признания вотчинного права башкир на их земли. Однако реальная земельная политика оказалась иной и была направлена на их изъятие. Наиболее драматичным, по мнению К. Мухаме-дьярова, был период во второй половине XIX в., когда произошло расхищение башкирских земель. Эти события привели к существенному ухудшению положения башкир, несмотря на протесты общественности. В частности, башкиры сохранили к началу XX в. лишь 26% от площади своих прежних угодий. В программе отмечается необходимость юридического закрепления за башкирами всех занимаемых ими угодий с недрами и лесными ресурсами и возвращения тех, которые были незаконно изъяты в пользу государства и удельного ведомства. Принципиальными являются положения документа, подчеркивающие необходимость запрета купли-продажи и аренды земли в крае [1, с. 39—40]. Как видно из данного проекта, предполагалось сохранить и, возможно, даже расширить фонд башкирского землевладения в качестве основы при оформлении будущей территориальной автономии.

Эти идеи в определенной мере получили развитие в документах I Всеобщего съезда башкир (20—27 июля 1917 г., Оренбург). Именно здесь был официально определен ведущий выборный

1 Башкирские волости создавались на основе вотчинных земель отдельных племен или родов и первоначально (с момента присоединения Башкортостана к России) территориально совпадали с волостями.

Акманов Айтуган Ирекович, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ, заведующий кафедрой отечественной истории Башкирского государственного университета

©Акманов А.И., 2010

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ БАШКИРСКИХ КУРУЛТАЕВ 1917 ГОДА..

35

орган управления национальным движением — Башкирской областной совет (Шуро), который должен был урегулировать аграрный вопрос в крае. Так, в резолюции по земельному вопросу отмечалось, что земли, их недра, водные и лесные ресурсы, находящиеся во владении башкир, не могут быть отчуждаемы в частную собственность и должны быть сохранены за представителями коренного населения. Вновь обращалось внимание на последствия событий 70-х гг. XIX в., когда в результате изъятий было передано большое количество башкирских угодий для обеспечения различных чиновников. Предполагалось осуществить возврат этих земель в пользу башкир, наряду с дворянскими, удельными, государственными, церковными угодьями, изъятыми в XIX в. у коренных жителей края, в пользу малоземельных и безземельных [I, с. 42—43].

Важной инициативой Шуро являлось определение Главного башкирского земельного комитета как верховной инстанции по регулированию аграрных отношений в крае. При этом следовало обеспечить распределение земли исходя из реальной численности населения мужского и женского пола [I, с. 42—43].

Одним из требований было указание о том, что определение конкретных норм земельного обеспечения в Башкирии должно отвечать жизненным интересам народа. В случае же появления излишних площадей при организации зеРис. I. Карта-схема предполагаемых границ Башкирской республики, составленная А.-3. Валиди ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2010/4 (50)

мельного обеспечения башкир допускалось предоставление наделов «...между единоверцами, родственными башкирам племенам» [I, с. 42—43].

Второй съезд представителей башкирского народа проходил в г. Уфа с 25 по 29 августа 1917 г., на котором было внесено важное дополнение, связанное с обеспечением землей припу-щенников (арендаторов) из числа тептярей, мишарей. Предполагалось, что после полного возвращения всех незаконно изъятых земельных угодий в пользу башкир будут обеспечены наделами также тептяри и мишари. Таким образом, лидеры национального движения попытались расширить число своих сторонников среди других народов края [1, с. 55].

Широкий общественный резонанс получила публикация фарманов (приказов) №№ 1 и 2 Башкирского областного совета от 11 и 16 ноября 1917 г., адресованных ко всему народу. В первом приказе, изданном от имени Ш.А. Манатова, А.А. Валидова и др., была дана общая оценка ситуации в крае, сложившейся к ноябрю 1917 г. Отмечалось, что лидеры национального движения пытались на протяжении 1917 г. создать условия для официального утверждения статуса башкирской автономии. Одним из важных действий Шуро являлось публичное требование о передаче управления землями края в ведение Башкирского главного земельного комитета. Однако эта инициатива была отвергнута представителями Временного правительства [1, с. 58].

Во втором фармане объявляется о создании автономного управления на башкирских территориях Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской губерний. Это означало передачу в управление Башкирского областного совета соответствующих земельных ресурсов [1, с. 68].

Для понимания значения земельного вопроса представляется интересным по содержанию доклад одного из лидеров Башкирского шуро И.И. Мутина на съезде золотопромышленников Оренбургского края от 11 ноября 1917 г. В нем автор попытался детально разъяснить законность и обоснованность программы земельных преобразований, предлагаемых еще I Башкирским областным съездом. Мутин подчеркивал наличие особого правового режима применительно к башкирским землям, установленного во второй половине XVI в. и подтверждавшегося царскими властями в последующие столетия. В то же время докладчик признавал, что вхождение башкир

в состав Русского государства создало основу для расхищения земли различными группами переселенцев. Он представил информацию относительно земельной обеспеченности башкир. По его мнению, численность населения Башкирии к 1917 г. составляла от 1,7 до 1,8 млн чел., которые проживали на площади примерно в 11 млн десятин. Таким образом, средняя земельная обеспеченность населения края составляла около 6 десятин. Кроме того, Мутин обращает внимание на лучшую приспособляемость переселенцев к использованию небольших по площади наделов. Все вышеизложенное позволило ему сделать вывод о законности требований I Башкирского областного съезда относительно передачи земельного фонда в пользу коренных жителей и прекращения переселенческого процесса на территорию края [1, с. 61—65].

Важное значение имел наказ о порядке организации и деятельности башкирских волостных земельных отделов от 1 декабря 1917 г., подготовленный председателем Башкирского областного совета Ш. Манатовым совместно с заведующим главным земельным и лесным отделом Совета Г. Аитбаевым. Следует отметить, что еще с апреля 1917 г. в каждой волости края функционировали земельные комитеты. Они должны были провести подготовительную работу по реализации аграрной реформы под эгидой Временного правительства. Башкирский областной совет данным документом определяет состав и порядок организации волостных земельных отделов, которые должны были заменить существовавшие до этого волостные земельные комитеты Временного правительства. Весьма важным представляется определение круга задач, возложенных на новые структуры. Следовало осуществить подготовительные работы, только затем реализовать аграрную реформу. Содержание этих преобразований должно было обеспечить справедливое распределение различных видов земельных угодий (пахотных, луговых, сенокосных) среди населения Башкортостана. При этом земельным отделам следовало контролировать аграрные отношения и в последующее время. В частности, необходимо было оперативно разрешать земельные споры, способствовать рациональному и бережному использованию земельных и лесных ресурсов. Особое значение придавалось созданию условий, которые бы препятствовали спекуляции сельскохозяйственными угодьями. Пристальное

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ БАШКИРСКИХ КУРУЛТАЕВ 1917 ГОДА37

Рис. 2. Из документов учредительного курултая башкир. Фрагмент одной из страниц резолюции по земельному вопросу. Декабрь 1917 г.

внимание в документе обращается на порядок рассмотрения спорных дел между землевладельцами [I, с. 70—77].

Земельный вопрос стал одним из ключевых вопросов на III Областном съезде (курултае) Башкортостана (8—20 декабря 1917 г., Оренбург). Важнейшим принципом стало признание земельного фонда собственностью всего трудового населения автономного Башкортостана, отказ от признания частной собственности и лозунг на аннулирование неправомерных сделок на земли [1, с. 112—117].

Весьма важным было указание относительно принципов распределения различных угодий. В первую очередь, следовало предоставить их для малоземельного населения. При этом конкретные нормы земельного обеспечения следовало определять для каждого района автономии исходя из местных физико-географических, исторических, хозяйственно-бытовых и культурных условий. Эти реальные нормы можно было установить только после углубленного исследования жизни и деятельности народов края. В конечном итоге, правом наделения землей мог пользовать-

Рис. 3. Титульные листы печатных изданий Башкирского национального движения 1917-1918 гг.

ся каждый гражданин Башкирии без различия пола, возраста, религии и национальности, которые проживали в крае к 1917 г. В то же время иное отношение должно было быть к переселенцам, которые приобрели земли путем захвата в конце XIX — начале XX вв. Последние могли обменяться своими угодьями с башкирами или другими мусульманами, оказавшимися вне пределов республики [1, с. 112—117].

Земельный вопрос был одним из важных аспектов в программных документах Башкирского национального движения в 1917 г. Таким образом, постепенно разрабатывалась концепция решения аграрного вопроса в крае. Для этого руководителями движения были изучены исторические материалы, характеризующие земельную политику царского правительства на территории Башкортостана. Знание событий прошлого обусловило и выработку идеи о необходимости запрета сделок по купле-продаже и аренде земли, прекращения переселенческого движения на территорию края. При этом рассматривалась возможность возвращения в пользу башкир незаконно приобретенных угодий в XIX в. Функции верховной инстанции по урегулированию земельных отношений предполагалось возложить на органы управления будущей башкирской автономии, которые должны были обеспечить учет интересов различных этнических групп населения.

Литература

I. A.A. Валидов — организатор автономного Башкортостана: сб. док. Ч. I / под ред. С.Ф. Касимова. — Уфа, 2005.

eitugan I. ekmanov

LEGISLATIVE INITIATIVES OF THE BASHKIR CONGRESSES OF 1917 ON AN AGRARIAN PROBLEM

The article considers the legislative initiatives on an agrarian problem put forward by the representatives of the Bashkir peoples on the days of the revolutionary. The author points to the basic moments of the tsarist government&s land policy and underlines its duality. The crucial moment in starting the national movements in the country became the events in 1917 when the all-Bashkir congresses were held. Within the framework of preparing for the forums the representatives of the Bashkir national movement examined the material on the history of land relations on the territory. All that contributed to the development of the conception on an agrarian question that was being approved in the course of the 1st, 2nd and 3rd all-Russian congresses as well as other documents of the summer and autumn of 1917. The Bashkir national movement&s position on an agrarian question in 1917 shows the comprehension of the problem and tolerance towards various ethnic groups.

ВОТЧИННОЕ ПРАВО БАШКИР НА ЗЕМЛЮ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАСХИЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВО СЪЕЗД ШУРО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУПЛЯ-ПРОДАЖА АРЕНДА АВТОНОМИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты