Спросить
Войти

2001. 02. 009-011. Вопросы российской государственности: история и современные проблемы: сб. Ст. / Ин-т молодежи. Каф. Истории; под ред. Мухамежданова М. М. М. , 1999. 187 с. Библиогр. В конце ст. (сводный реферат)

Автор: указан в статье

2001.02.009-011. ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Сб. ст. / Ин-т молодежи. Каф. истории; Под ред. Мухамежданова М.М. - М., 1999. - 187 с. - Биб-лиогр. в конце ст. (Сводный реферат)

Из 12 статей сборника в реферате представлены лишь первые три, касающиеся наиболее общих проблем истории российской государственности.

2001.02.009. АЛЕКСЕЕВ С.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ. - С.3-15.

Одной из важных проблем, встающих при изучении ранних этапов Киевской Руси, является характер внутреннего устройства первого русского государства, соотношение в его политической структуре центральной власти и местных, племенных институтов.

"Русский каганат" первой половины 1Х в. представлял собой довольно рыхлое объединение самостоятельных племенных союзов. Их связь с центром (или центрами) русов была основана на военной силе и выражалась прежде всего в уплате дани.

Следующий этап политической организации русов - период трех политических и экономических центров Руси: на юге Куяба-Киев, на севере Славия и Арса. Объединение двух последних в "северную конфедерацию" происходит примерно в середине 1Х в. По структуре она, вероятно, повторяла прежний "русский каганат" с той разницей, что новый союз был свободным объединением славянских и финских племен перед лицом внешней угрозы - норманских набегов. Здесь отсутствует общая для всех военно-административная или хотя бы только военная надстройка, какой являлась в каганате разноплеменная дружина русов. Власть выборного главы - новгородского посадника - была лишь объектом распрей, а не гарантией против них. "Призвание" по договору в качестве арбитров и наемных защитников норманских конунгов и последующая узурпация ими власти в союзе были логичным завершением его недолгой истории.

Первоначально призванные князья обосновались как выборные правители в окраинных центрах союза. Объединение славянских и финских племен под властью династии Рюриковичей на севере Руси стало началом становления единого восточнославянского государства.

Древнерусское государство с начала Х в. представляло собой федерацию автономных княжеств во главе с великими и светлыми князьями. Они стояли в основном во главе прежних племенных союзов, но подчинялись власти великого князя русского, были обязаны платить ему дань и посылать войска в помощь. Единство государства поддерживалось ежегодным объездом князем своих земель, включавшем сбор дани.

Княжения, вошедшие в состав Древнерусского государства, делились на две категории: племенные княжения ("рядники") и княжества, возглавляемые представителями династии Рюрика.

Установление реального единовластия киевского князя произошло при Ярославе Мудром к 1036 г., а сразу после его смерти начинается процесс дробления единого государства.

2001.02.010. ЕГОШИНА В.Н. ГОСУДАРСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В РОССИИ Х1Х - НАЧАЛА ХХ В. - С.15-28.

Система социальной помощи в императорской России имела ярко выраженный государственный тип, обусловленный патерналистским характером российского самодержавия, а также традиционным недоверием российской монархии к любым общественным инициативам.

После реформы 1860-1870-х годов к концу столетия насчитывалось 8105 частных благотворительных обществ, однако объем помощи государственных ведомств намного превышал помощь частных благо -творителей. Общественные благотворительные организации находились под жестким контролем государства. Господствующее положение там занимали различные ведомства, находящиеся под непосредственным покровительством императора или членов его семьи. Наиболее влиятельным было Ведомство учреждений императрицы Марии. Другим подобным ведомством было Императорское человеколюбивое общество. Императрица Александра Федоровна в 1895 г. возглавила Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Для своего времени это ведомство было уникальным по масштабу и разнообразию форм и методов работы. Его деятельность охватывала до одного млн. человек и влияла на внутриполитическое и экономическое положение страны.

Деятельность церкви по оказанию социальной помощи также находилась под государственным контролем и осуществлялась через приходские попечительства отдельных храмов.

В 1894 г. по инициативе С.Ю.Витте было образовано Попечительство о народной трезвости, относившееся к разряду государственных общенациональных ведомств. Финансирование попечительства практически целиком шло за счет казны.

В ХХ в. в России продолжали создаваться все новые ведомства социального характера, находящиеся под "высочайшим покровительством": Алексеевский главный комитет, Романовский комитет и др.

В начале ХХ в. в России был принят ряд законов, соответствующих уровню социального законодательства в наиболее развитых государствах.

2001.02.011. ЖУКОВА Л.А. ЗЕМСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. - С.28-42.

Земская реформа 1864 г. повлияла на изменение властных структур государства и вызвала новые социальные конфликты в сфере управления. Основной тип конфликта в сфере земского самоуправления находился на уровне самодержавного государства и формирующегося гражданского общества в России. Конфликт полицейского государства и общества и определил взаимоотношения между самодержавием и земством. Земская реформа, рассчитанная на достижение консенсуса центральной власти с местной, привела к обратным результатам.

Вторая группа конфликтов находилась в сфере управления и определялась взаимодействием бюрократии и земских учреждений. Создав земское самоуправление, бюрократия шаг за шагом стала ограничивать сферу деятельности земств, стремясь свести их функции к чисто хозяйственным.

Еще один род конфликтов - между бюрократией и земской интеллигенцией. Именно земская интеллигенция повлияла на политическую культуру общества.

Судьба земского самоуправления в конечном итоге была обусловлена отсутствием в России сформированного гражданского общества, оказывающего постоянное и существенное влияние на автократическую власть.

Для полноценной системы местного самоуправления в нынешней России требуются соответствующие экономические условия и развитая политическая и управленческая культура.

К. Ф.Загоруйко

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - КИЕВСКАЯ РУСЬ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - РФ - ИСТОРИЯ ЗЕМСТВО - РОССИЯ ГОСУДАРСТВО - РФ - РОССИЯ - 19 В
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов