Спросить
Войти

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В КОМИ АССР В ПЕРИОД РЕФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1987-1991)

Автор: указан в статье

Организация и технология

таможенной деятельности

% В. павлина

Организация таможенного дела в Коми АССР в период реформы внешнеэкономической деятельности (1987-1991 гг.)

Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Не менее важная задача — определение модели таможни, адекватной ее роли базового звена таможенной системы, несущего основную нагрузку по осуществлению таможенного дела в своей зоне деятельности. Становление единой системы таможенных органов Российской Федерации, формирование их организационной структуры были обусловлены процессами создания российской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности.

В этой связи значительный интерес для исследования отечественного опыта создания таможенной службы представляет период реформы внешнеэкономической деятельности 1986-1991 гг. Перестройка механизма управления внешними связями СССР в рамках данной реформы поставила перед советской таможенной системой задачу превращения "в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима"1.

В этот период с образованием в феврале 1986 г. Главного управления государственного таможенного контроля (далее — ГУ ГТК) при Совете Министров СССР таможенная служба выделяется организационно. Воссоздается промежуточное звено таможенной системы — региональные таможенные управления. С отменой государственной внешнеторговой монополии, ростом объема международных грузоперевозок и пассажиропотока увеличивается сеть местных таможенных учреждений, меняются их функции и структура.

С периодом реформы внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в СССР 1986-1991 гг. связан начальный этап организации таможенного дела на территории Коми АССР, этап становления и развития структур, заложивших фундамент современной Сыктывкарской таможни. Попытка обобщения и изучения накопленного в данном отношении опыта предпринята в настоящей работе.

1 Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993. С. 30.

Создание таможенных учреждений в Коми было связано с одним из приоритетных направлений реформы ВЭД — расширением и углублением социалистической экономической интеграции. В ходе реализации соглашения 1982 г. между правительствами СССР и Народной Республики Болгария (НРБ) о сотрудничестве в заготовке леса, производстве технологической щепы и товаров культурно-бытового назначения на территории Удорского района Коми АССР возникли проблемы, вызванные задержкой на пограничных таможнях контейнеров с технологическим оборудованием и личным багажом болгарских граждан. С созданием таможенной службы в Коми АССР время прохождения указанных грузов сокращалось с 3 месяцев до 2 недель.

В целях обеспечения государственного таможенного контроля за грузами и вещами лиц, следующих через государственную границу СССР в соответствии с указанным Соглашением, приказом ГУ ГТК N 52 от 22 апреля 1987 г. образованы Сыктывкарская таможня в столице Коми АССР и подчиненный ей Усогорский таможенный пост в поселке Усогорск Удорского района. Начальником таможни назначен А. М. Карпунов, возглавлявший до этого оперативный отдел Архангельской таможни.2

Ему предстоит в сжатые сроки решить первоочередные организационные вопросы: набрать и обучить кадры, создать зоны основного технологического назначения, обеспечивающие проведение таможенного оформления и контроля на подведомственной территории. Следует отметить, что указанные задачи решаются одновременно с осуществлением основных функций таможенного учреждения.

Уже 3 июля 1987 г. таможня приступила к практической деятельности: в этот день был оформлен в таможенном отношении первый авиарейс по маршруту Сыктывкар—Киев—София. Июль и август таможня работала за счет сотрудников, командированных в Сыктывкар из Пулковской и Бо-риспольской таможен.

Первый штатный сотрудник, старший инспектор А. В. Анисимов, принят в таможню 17 августа 1987 г. К1 января 1988 г. в штате таможни состоит 5 сотрудников. Как свидетельствует отчет начальника таможни в ГУ ГТК, "подбор кадров осуществлялся в тесном контакте с ГК КПСС, обкомом ВЛКСМ." Четверо из принятых сотрудников — члены КПСС, один — кандидат в члены КПСС, что оценивалось как залог политической бдительности — важнейшего делового качества советского таможенника.

С сентября 1987 г. в таможне начато обучение кадров по 6-месячной программе подготовки работников учреждений государственного таможенного контроля. Основное внимание при этом, учитывая задействован-ность всех сотрудников в проведении досмотра багажа пассажиров, уделяется практическим аспектам таможенного дела и, в частности, правилам оформления таможенной документации.

2 Текущий архив Сыктывкарской таможни (далее — ТА СТ. Ф.Р-.). Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Оп. 2. Д. 1 Л. 1.
3 Там же. Д. 8. Л. 1.

Весомую роль в приобретении необходимых практических навыков на данном этапе сыграли командировки по обмену опытом работы в другие таможенные учреждения. За период с октября по декабрь 1987 г. в таких командировках побывал каждый сотрудник Сыктывкарской таможни: 2 — в Архангельской таможне, 1 — в Бориспольской, 1 — в Шереметьевской.4

К 1 сентября 1987 г. в таможне организованы следующие зоны основного технологического назначения.5

1. Международный сектор аэропорта в здании Сыктывкарского аэровокзала площадью 128 м2 (из них 88 м2 — досмотровой зал, 40 м2 — служебные помещения таможни).

В секторе осуществлялось таможенное оформление и контроль багажа пассажиров международных рейсов Сыктывкарского авиапредприятия, основным направлением которых являлась перевозка рабочих и членов их семей из НРБ на лесозаготовки в Коми АССР, а также советских туристов в НРБ.

Первоначально, в связи с отсутствием накопителя для пассажиров и контрольно-пропускных пунктов погранвойск, сотрудники таможни занимались только оформлением багажа пассажиров, следующих в НРБ и из НРБ. Досмотр ручной клади, оформление валюты и паспортный контроль производились в пункте промежуточной посадки киевского аэропорта "Борисполь".

В международном секторе также располагались служебные помещения таможни: кабинеты руководства, отдела кадров и бухгалтерии, красный уголок, склад.

2. Коммерческий склад аэропорта, находящийся на режимной территории аэропорта в 300 м от помещений таможни.

На склад поступали авиагрузы из НРБ для совместного советско-болгарского лесозаготовительного предприятия, из Австрии для Сыктывкарского лесопромышленного комплекса (далее — СЛПК).

3. Контейнерная площадка железнодорожной станции "Сыктывкар" в 15 км от таможни.

Здесь оформлялись контейнера советских и болгарских граждан, пересекающих границу по служебным делам, выезжающих на постоянное место жительства, а также поступающие в контейнерах выставочное имущество и оборудование для СЛПК из Австрии.

4. Усогорский таможенный пост, расположенный на железнодорожной станции "Кослан" в Удорском районе Коми АССР, на расстоянии 300 км от Сыктывкара. Через Кослан следовали контейнера с личными вещами болгарских граждан, вагоны с промышленными и продовольственными товарами, ввозимые болгарской администрацией совместного лесозаготовительного предприятия для своих рабочих.
4 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 1. Д. 8. Л. 3.
5 Там же. Д. 7. Л. 3-6.

На железнодорожном вокзале для Усогорского таможенного поста было выделено 2 служебных кабинета площадью 25 м2. На контейнерной площадке болгарской стороной совместного предприятия был оборудован вагон для проведения досмотра. Обеспечение поста мебелью также взяла на себя болгарская администрация. Свою работу пост в количестве 6 штатных единиц начал 1 января 1988 г.

Решение первоочередных организационных задач позволило приступить к разработке структуры таможни, отвечающей качественному выполнению возложенных на советское таможенное учреждение функций. Таковыми согласно Таможенному кодексу 1964 г. являлись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и установленного порядка перемещения через границу товаров, предметов личного потребления, советской и иностранной валюты и валютных ценностей, борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Первоначально данные функции были закреплены приказами по таможне за отдельными сотрудниками. Так, например, на старшего инспектора А. В. Анисимова был возложен "учет пропуска грузов и багажа пассажиров, следующих через границу", на инспектора А. Б. Шумкина — ведение "картотеки на лиц, уличенных в контрабанде и нарушениях таможенных правил" и т.д.6

Следующим шагом в этом направлении было выделение специализированных структурных подразделений.

Необходимость в создании первого такого подразделения была продиктована ростом числа таможенных и валютных правонарушений в Коми АССР. Оценивая их социально-экономические предпосылки, А. М. Карпунов докладывал в ГУ ГТК: "Нелегальный вывоз в НРБ... советской валюты... характеризуется спросом ее в НРБ у болгарских граждан, собирающихся посетить СССР с целью туризма и по личным делам, для покупки золотых изделий советского производства и электротоваров, пользующихся спросом в НРБ... "

Отмечены попытки нелегального вывоза советскими туристами советской валюты в НРБ. Это объясняется не только отсутствием на внутреннем рынке промышленных товаров достаточного ассортимента и качества (при покупке товаров для себя и членов своей семьи), но и возможностью реализовать их в северных районах Коми АССР по спекулятивной цене, в 2-3 раза превышающей номинальную стоимость товара.

По имеющимся в таможне сведениям, в Удорском районе Коми АССР, где проживают и работают болгарские граждане, имеются подпольные ви-деотеки, в которых просматриваются порнографические видеокассеты. Кроме того, нелегально ввезенные видеокассеты порнографического характера продаются гражданам СССР..."7

В целях пресечения социально опасных нарушений таможенного зако6 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 1. Д. 1. Л. 21об.-24, 39-41.

7 Там же. Д. 40. Л. 28.

нодательства приказом N 79 от 24.11.1988 г. в Сыктывкарской таможне создается группа по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (далее — ГБК и НТП) в количестве 4 человек.

Выделение в структуре таможни специализированного грузового подразделения было обусловлено как ростом пассажиропотока на международном сообщении (количество мест оформленного таможней в 1988 г. багажа почти в 8 раз превысило показатели предыдущего года)8, так и выходом на внешний рынок в ходе реформы ВЭД предприятий и организаций Коми АССР.

По заявкам последних сотрудники таможни командируются для проведения государственного таможенного контроля на места. Так, например, 28 февраля 1988 г. начальник таможни вылетает в Ухту для таможенного оформления оборудования, направляемого Коми управлением гражданской авиации в гДр для производства совместных работ.9

В связи с появлением новых участков перевалки внешнеторговых грузов, увеличением объемов экспортно-импортных операций в декабре 1988 г. приказом по таможне N 92 создаются грузовые группы численностью по 3 сотрудника в самой таможне и на Усогорском таможенном посту.

1 февраля 1989 г. грузовые группы и группа по борьбе с контрабандой включаются в состав нового подразделения Сыктывкарской таможни — оперативно-грузового отдела (далее — ОГО). Создание данной структуры явилось важным шагом в ходе реализации положений приказа ГУ ГТК от 27.05.1988 г. N 110 об организации целенаправленной работы по осуществлению государственного таможенного контроля в закрепленной зоне деятельности Сыктывкарской таможни — на территории Коми АССР.

Новый этап в организации таможенного дела в Коми АССР связан с началом работы таможенных уполномоченных в населенных пунктах республики.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности, с отменой государственной монополии в области внешней торговли многие предприятия и организации получили право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность местных таможенных учреждений и освободить их от существенного объема по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей таможенным уполномоченным.

С целью обсуждения данных вопросов на местах в июле 1989 г. в города Воркуту, Печору и Ухту выезжают сотрудники Сыктывкарской таможни А. М. Карпунов, А. В. Анисимов, А. В. Игнатов, А. П. Малафеев. В индустриальных центрах республики проводятся семинары с руководителями

8 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 1. Д. 40. Л. 26.
9 Там же. Д. 1. Л. 15.

предприятий, организаций, кооперативов — участников внешнеэкономических связей, а также железнодорожных станций региона и служб организации перевозок аэропортов.

В течение августа решение кадровых и иных вопросов, связанных с началом деятельности таможенных уполномоченных на местах, продолжено в ходе командировок А. М. Карпунова в Ухту, Печору, Инту, Воркуту. К 1 сентября прием на работу уполномоченными Сыктывкарской таможни в указанных населенных пунктах завершен.

Изданный 18 сентября 1989 г. приказ N 102 закрепил изменения в составе оперативно-грузового отдела и зоны деятельности структурных подразделений Сыктывкарской таможни на территории Коми АССР.

В соответствии с данным приказом численный состав грузовой группы ОГО таможни был увеличен до 12 сотрудников. За руководителем грузовой группы А. В. Игнатовым, закреплено таможенное оформление грузов участников ВЭД, расположенных в г. Сыктывкар (кроме СЛПК), Сык-тывдинском, Сысольском, Койгородском, Прилузском, Усть-Вымском, Корткеросском, Усть-Куломском, Княжпогостском районах, а также контроль за работой с грузами Усогорского таможенного поста в его зоне деятельности — Удорском районе. За старшим инспектором С. А. Пшени-цыным — учет и оформление таможенных грузов на СЛПК, выставочного имущества и отдельно следующего багажа, контроль за работой с грузами таможенных уполномоченных в городах Воркута, Инта, Печора, Ухта.

Зоны деятельности таможенных уполномоченных, входивших в состав грузовой группы, обозначены следующим образом: старший инспектор Квасов В. И. — г. Воркута, Воркутинский район; инспектор Русаков К. А. — г. Инта, Интинский район; старший инспектор Долбе-жов О. Э. — г. Печора, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский, Усин-ский, Вуктыльский районы; старший инспектор Сухинский Н. А. — г. Ухта, Ухтинский, Сосногорский, Троицко-Печорский районы.10

На протяжении нескольких месяцев идет подготовка таможенных уполномоченных к самостоятельной работе. Так, в сентябре с целью их обучения на местах в двухнедельные командировки выезжают наиболее опытные сотрудники Сыктывкарской таможни А. Б. Шумкин, С. А. Пше-ницын, В. В. Ниронен, А. В. Попов. Практическая помощь оказывается таможенным уполномоченным и в процессе осуществления контроля и оформления сложных таможенных грузов. В частности, в ноябре 1989 г. в проведении гостамконтроля в отношении бартерного груза из Финляндии, поступившего в адрес кооператива "Олень-ЭССПО", участвуют командированные в Воркуту, в помощь уполномоченному В. И. Квасову, старшие инспектора А. В. Игнатов и А. Б. Шумкин.11

15 декабря 1989 г. после прохождения в Сыктывкарской таможне учебных сборов и успешной аттестации приказом по таможне N 136 таможен10 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 2. Д. 5. Л. 2-2об., 6-6об.
11 Там же. Д. 1. Л. 94-94об.

ные уполномоченные В. И. Квасов, К. А. Русаков, О. Э. Долбежов, Н. А. Сухинский допущены к самостоятельной работе.

Тогда же, в декабре 1989 г., в составе грузовой группы ОГО выделена постоянная дежурная группа в количестве 4 сотрудников для осуществления гостамконтроля на Сыктывкарском лесопромышленном комплексе в круглосуточном режиме.

Подводя итоги работы в 1989 г., начальник Сыктывкарской таможни отмечал: "Работая в условиях перестройки внешнеэкономических связей... внедрения ГТД и дальнейшей демократизации таможенного контроля, коллектив таможни добился определенных успехов... Были проведены семинары с участниками ВЭД, организована работа таможенных уполномоченных, существенно повысилась роль Сыктывкарской таможни в Коми АССР, упрочилось ее место во внешнеэкономическом комплексе республики..."12

Внешнеторговый грузооборот в зоне деятельности таможни увеличился в 1989 г. по сравнению с предыдущим почти в 5 раз и достиг 512 тыс. т, количество мест оформленного в таможенном отношении багажа граждан выросло вдвое, превысив отметку 251700 единиц.13

Вместе с тем увеличилось и количество правонарушений в таможенной сфере, изменился их характер.

В качестве примера можно назвать выявленный сотрудниками Сыктывкарской таможни в начале 1990 г. факт незаконного перемещения через государственную границу кооперативом "Олень-ЭССПО" лома рогов северного оленя на сумму свыше 84 тыс. руб. Материалы заведенного по данному факту дела были переданы в следственные органы по признакам

уголовно-наказуемой контрабанды с обманным использованием тамо14

женных и иных документов и в крупных размерах.

Правонарушения, связанные с вывозом за границу сырьевых товаров, приобрели в СССР к началу 90-х гг. массовый характер (около 60% дел, переданных таможнями в следственные органы, касалось таких фактов) и наносили серьезный ущерб экономике страны. "Вторгаясь с этими материалами на западные рынки, вновь испеченные "бизнесмены" по бросовым ценам реализовывали вывезенные из СССР товары, нарушая стабильность рынка и... сложившуюся систему торговых взаимоотношений."15

Эффективность борьбы с правонарушениями во внешнеторговом обороте в Коми АССР существенно снижал слабый уровень развития таможенной инфраструктуры, отстающий от темпов роста внешнеэкономической деятельности в республике. Не хватало служебно-производственных помещений, техническая оснащенность имеющихся не обеспечивала проведение качественного контроля за таможенными грузами.

В целях повышения эффективности государственного таможенного

12 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 2. Д. 5. Л. 11об.-12.
13 Там же. Оп. 1. Д. 40. Л. 42-43.
14 Там же. Д. 17. Л. 10.
15 Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М., 1995. С. 203.

контроля в Коми АССР и усиления борьбы с правонарушениями во внешнеэкономической деятельности 31 июля 1990 г. Совет министров Коми АССР принял постановление за N 160 "О мерах по совершенствованию таможенного дела в Коми ССР".

Документом предусматривалось осуществить в 1990-1995 гг. комплекс мер по "приведению структуры, материальной базы, технической оснащенности и социальной сферы Сыктывкарской таможни в соответствие с качественными изменениями задач таможенных органов на современном этапе социально-экономического развития страны".16

В частности, планировалось выделение земельных участков для строительства служебного здания таможни, таможенной лаборатории, склада таможенных грузов в Сыктывкаре, а также комплексов таможенной обработки грузов на железнодорожных станциях Сыктывкар и Кослан. Для таможенных уполномоченных в Воркуте, Ухте, Инте, Печоре предусматривалось выделение служебных помещений.

В соответствии с данным постановлением Сыктывкарской таможней была разработана схема оптимального размещения на территории Коми АССР таможенных учреждений и других объектов таможенной инфраструктуры. Главным при разработке схемы было условие, чтобы таможенное оформление всех экспортно-импортных грузов производилось в месте их получения-отправления.

На основе подготовленного таможней проекта Совет Министров Коми АССР издал распоряжение N 532-р от 11 ноября 1990 г., согласно которому все внешнеторговые грузы должны были предъявляться предприятиями и организациями Коми АССР для таможенного оформления Сыктывкарской таможне или ее подразделениям в Воркуте, Ухте, Инте, Печоре, Усогорске. Декларирование указанных грузов должны были производить только признанные Сыктывкарской таможней в качестве декларанта организации. Транспортным организациям запрещалось принимать экспортные грузы к перевозке без таможенного оформления на месте.

Указанные меры способствовали обеспечению "реального контроля за вывозом (ввозом) товаров с территории (на территорию) Коми АССР... за своевременным и полным перечислением участниками внешнеэкономических связей средств в бюджет местных Советов", получению "достоверной количественной и качественной характеристики внешнеэкономической деятельности Коми АССР".17

Структура управления Сыктывкарской таможней в данный период совершенствуется с учетом возросших объемов работы таможни, расширения и усложнения выполняемых ею функций.

Так, приказом по таможне от 10 октября 1990 г. N 125 организация оперативной деятельности таможни возложена на заместителя начальника таможни. К его ведению отнесены вопросы осуществления государствен16 Текущий архив Правительства Республики Коми (далее — ТА ПРК). Постановления Совета министров Коми АССР. 1990 г. N 138-165. Л. 77-78.

17 Там же. Распоряжения Совета министров Коми АССР. 1990 г. N 515-575. Л. 41.

ного таможенного контроля на территории Коми АССР, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, взаимодействия со смежными службами, информационно-разъяснительной работы среди участников внешнеэкономической деятельности.18

Этим же приказом доработаны положения о структурных подразделениях таможни.

В частности, в составе оперативно-грузового отдела для осуществления функций по подготовке статистической отчетности, касающейся оперативной деятельности таможни, выделена должность старшего инспектора по статистике.

На группу по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил возложена организация взаимодействия по вопросам деятельности группы со смежными службами. На основании нового Положения, руководитель ГБК и НТП А. В. Колегов в ноябре 1990 г. вошел в состав совместной рабочей группы, созданной Комитетом государственной безопасности, Министерством внутренних дел Коми АССР и Сыктывкарской таможней для координации действий в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, в пресечении незаконного вывоза и ввоза в СССР оружия, наркотиков, валюты и валютных ценностей.19

Приказом от 10.10.1990 г. N 125 в таможне образовано новое подразделение — группа бухгалтерского учета. Помимо выполнения задач организации бухучета в таможне в соответствии с нормативными документами Минфина, группа обязана была контролировать своевременность поступления платежей за таможенные процедуры и таможенной пошлины, ведение складских и кассовых операций.

Вышеуказанным приказом, кроме того, была определена группа сотрудников таможни, имеющих право давать официальную информацию по таможенным правилам, проводить лекции и беседы по их разъяснению. Данная мера предпринималась с целью исключения обращения граждан в ГУ ГТК по вопросам, отнесенным к компетенции Сыктывкарской таможни.20

Нововведением являлось также выделение должностей старшего инспектора по системно-техническому обслуживанию вычислительной техники, старшего инспектора по кадрам, инспектора по делопроизводству и инспектора по хозяйственным вопросам, непосредственно подчиненных начальнику таможни.

Начало качественно нового этапа в организации таможенного дела в Коми АССР связано с принятием в марте 1991 г. Таможенного кодекса СССР и Закона о таможенном тарифе, легализовавших преобразования, произошедшие в таможенной сфере за период реформы ВЭД.

Во-первых, указанными правовыми актами было восстановлено промежуточное звено таможенной системы — региональные таможенные

18 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 1. Д. 17. Л. 29-30.
19 Там же. Л. 63-64.
20 Там же. Л. 35-37, 40.

управления. Состояние дел в таможенных учреждениях на территории Коми АССР стало курировать Северо-Западное управление ГУ ГТК (далее — СЗУ). Приоритетными направлениями деятельности данного управленческого звена, по оценке одного из руководителей СЗУ А. В. Козлова, являлись "обновление и совершенствование таможенных структур на территории региона, обеспечение таможенных учреждений и подготовка кадров для них в регионе."21

Во-вторых, функции таможенного ведомства в значительной мере были ориентированы на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. И, прежде всего деятельность таможни должна была стать одним из факторов пополнения государственного бюджета.

В соответствии с новыми требованиями 12 мая 1991 г. приказом N 72-к в Сыктывкарской таможне создается отдел таможенных платежей. Его основные задачи — обеспечение полной и своевременной уплаты участниками ВЭД всех платежей, связанных с таможенным оформлением товаров и имущества, контроль за соблюдением ими налогового законодательства, взаимодействие с участниками ВЭД, банковскими, налоговыми учреждениями по вопросам контроля за внесением в государственный бюджет и на соответствующие счета ГУ ГТК СССР таможенных платежей.22

К новым функциям экономического характера, возложенным на таможенное ведомство, относилась и работа по организации таможенной статистики внешней торговли на основе обобщения данных грузовых таможенных деклараций. В целях автоматизации сбора таможенной информации по внешнеторговому обороту с 1 июня 1991 г. в таможенных учреждениях СССР был намечен переход к 100%-ому вводу и обработке грузовой транспортной декларации (далее — ГТД) с помощью "Автоматизированного рабочего места таможенного инспектора" и передаче их по электронным каналам связи в Главный научно-информационный вычислительный центр (далее — ГНИВЦ).

Для проведения указанной работы совместным приказом СЗУ и ГНИ-ВЦ N 21/9 от 24.04.1991 г. в Сыктывкарской таможне организована группа технического и программного обеспечения в количестве 3 человек. Помимо функций обработки и передачи ГТД на группу возложены задачи поддержания работоспособности ПЭВМ, прикладного математического обеспечения, обучения сотрудников таможни работе на персональных компьютерах, а также правильной эксплуатации и технического обслуживания технических средств таможенного контроля и оргтехники.23

В рассматриваемый период актуальными остаются вопросы организации и развития таможенной инфраструктуры, обеспечивающей условия для эффективного осуществления функций таможенного оформления и контроля в зоне деятельности Сыктывкарской таможни.

В связи с этим приказом N 118-к от 4.07.1991 г. в таможне образована

21 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 1. Д. 9. Л. 74.
22 Там же. Д. 19. Л. 12-14.
23 Там же. Л. 22-23.

группа капитального строительства в количестве 3 человек. В ее задачи входят организация капитального строительства, эксплуатация служебных помещений таможни, склада таможенных грузов, а также решение вопросов материально-технического снабжения и социального развития таможни.24 Одним из первых результатов работы группы стало решение вопроса о передаче на баланс Сыктывкарской таможни служебного помещения по ул. Тентюковской, 101 и организация переезда в него в декабре 1991 г.

Позднее, учитывая расширение автопарка (к декабрю 1991 г. в таможне имелось 5 автомобилей), на данное подразделение была также возложена ответственность за техническое состояние и эксплуатацию, снабжение автозапчастями и топливом служебного автотранспорта. 5

В 1991 г. завершилось действие межправительственного соглашения 1982 г. между СССР и НРБ о совместной деятельности в заготовке и переработке лесопродукции, в ходе реализации которого прошли первые мероприятия по организации таможенного дела в Коми АССР. С его окончанием и массовым выездом болгарских граждан на родину в истории таможенного дела на территории Коми завершается период "чемоданной таможни". Дальнейшее формирование организационной структуры таможенного дела на данной территории происходит в соответствии с установкой на максимальное приближение процедур таможенного оформления и таможенного контроля к местам интенсивной внешнеэкономической деятельности.

Так, создание приказом ГУГТК при СМ СССР N 113 от 11 апреля 1991 г. таможенного поста "Микунь" в структуре Сыктывкарской таможни, назначение таможенных уполномоченных в поселках Княжпогост и Троицко-Печорск связано с внешнеторговой деятельностью лесоперерабатывающих предприятий, организация таможенного пункта в Усинске — с экспортно-импортными операциями нефтедобывающих предприятий республики.26

В связи с увеличением объемов работы по осуществлению государственного таможенного контроля назревает необходимость в укрупнении ранее созданных подразделений таможни на территории Коми АССР. Образованы таможенные пункты со штатной численностью в Воркуте — 3 единицы, в Ухте — 2 единицы. Позднее, приказом Таможенного комитета СССР от 29.11.1991 г. N 223 создаются Воркутинский и Печорский таможенные посты штатной численностью по 4 единицы.27

В условиях увеличения числа структурных подразделений и роста штатной численности таможни (в 1991 г. она увеличилась до 63 единиц) особую актуальность приобрели вопросы установления четких взаимосвязей между подразделениями, распределения между ними прав, обязанно24 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 2. Д. 8. Л. 64.

25 Там же. Оп. 1. Д. 19. Л. 69-70.
26 Там же. Д. 1. Л. 10; Оп. 2. Д. 8. Л. 10, 32.
27 Там же. Оп. 1. Д. 1. Л. 13.

стей и ответственности в целях повышения эффективности управленческой деятельности.

Большую роль в решении указанных вопросов сыграл подписанный 11 октября 1991 г. приказ за N 198 "О распределении обязанностей, структуре управления Сыктывкарской таможней и утверждении Положений". Он определил права, обязанности и ответственность начальника таможенного поста, руководителя таможенного пункта, начальника отдела, старшего группы, заведующей канцелярией. Приказом была утверждена структура таможни и распределен личный состав таможни, усовершенствованы положения об оперативно-грузовом отделе, об отделе бухучета и контроля, о группе по расследованию таможенных правонарушений.28

Упорядочению информационного обмена в таможне способствовало создание приказом N 118-к от 4 июля 1991 г. канцелярии. Этим решались задачи "обеспечения правильного и единообразного ведения делопроизводства в структурных подразделениях таможни, своевременного доведения до них нормативных актов, осуществления всех видов связи с Таможенным комитетом СССР, организациями, предприятиями и таможенными учреждениями"29.

С целью координации работы подразделений таможни и повышения исполнительской дисциплины приказом начальника таможни N 227 от 27.11.1991 г. было установлено еженедельное проведение оперативных совещаний руководителей подразделений, определен состав оперативного совещания. 2 декабря 1991 г. было проведено первое такое совещание.30

28 ноября 1991 г. с изданием указа Президента Российской Федерации "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" Сыктывкарская таможня включается в российскую исполнительную структуру, а с подписанием Минского соглашения и прекращением существования СССР, как и все таможенные органы, действовавшие на территории СССР, переходит под полную юрисдикцию России.

Дальнейшее развитие организационной структуры таможенного дела на территории Республики Коми будет определяться новыми задачами, поставленными перед таможенными органами России постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. N 65: обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле и экономической безопасности республики, совершенствование средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений.

28 ТА СТ. Ф.Р-. Оп. 1. Д. 19. Л. 32-55.
29 Там же. Оп. 2. Д. 8. Л. 64-65.
30 Там же. Оп. 1. Д. 19. Л. 58.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты