Спросить
Войти

ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НКВД И НКО СССР В ХОДЕ РЕПАТРИАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВО II ПОЛ. 40-Х ГГ

Автор: указан в статье

Самым ценным, на наш взгляд, в этом законопроекте были идеи об адресности государственной помощи, «всетерриториальности» и обязательности такой поддержки лицам (до 30 дней), временно терпящим лишения в местах не прописанных, но оказавшихся там и др.

Следует заметить, что хотя правительственными кругами и лично императором в начале XX в. признавалась необходимость создания государственной системы социальной помощи, но ни один из предложенных ранее проектов устройства общественного призрения, законом так и не стал. Одна из причин этого, скорее всего, коренилась в опасении императора и коронной администрации на местах о невозможности ресурсного обеспечения этих долговременных программ, что неизбежно дискредитировало бы власть вообще. Об этом косвенно свидетельствуют отказы в изданиях и публичных слушаниях К.К. Грота, В.Н. Ге-рье, Е.Д. Максимова и др. Наше исследование показало, также что сам государственный строй России, господствующие в нём политико-правовые идеи конца Х1Х-нач. XX вв. и широкая государственная программа борьбы с бедностью были попросту несовместимы22.

A.B. Маркитан

Организационно правовые основыдеятельности органов НКВД и НКО СССР в ходе репатриации жителейЛенинградской области во II пол. 40-хгг.

Возвращение на родину лиц, бывших в плену и окружении противника, а также оказавшихся насильственно вывезенными с территории СССР, сопровождалось тщательной их проверкой как со стороны органов государственной безопасности (НКГБ СССР), так и контрразведки НКО СССР (с апреля 1943 г. - ГУКР НКО «Смерш» - A.M.). Различные подразделения и службы РКМ НКВД СССР привлекались исключительно на этапе сбора установленного материала по репатриантам или для участия в разного рода оперативных комбинациях при разработке подозрительных по шпионажу или измене.

Во II разделе «Положения о Главном Управлении контрразведки НКО «Смерш» и его органах на местах», где определялись задачи органов армейской контрразведки в п. «е» устанавливалось, что они осуществляют проверку военнослужащих и других лиц, бывших

22 Федорова О.Г. Государство и бедность в России (историко-правовое исследование). Монография. СПб., 2007. С. 21.

в плену и окружении23, а в п. 2 совместного приказа НКВД СССР и НКГБ СССР № 00706/00268 от 16 июня 1945 г. «О порядке проверки и фильтрации по месту постоянного жительства возвращающихся на родину репатриируемых советских граждан», основные задачи по проверке гражданских лиц возлагались на территориальные органы госбезопасности24.

Как в первом, так и во втором случаях главная цель проверки и фильтрации заключалась в выявлении агентуры противника, изменников Родины, пособников врага и т.п. То есть это был перечень лиц, которые действующими ведомственными нормативными правовыми актами определялись как «подучётный материал» органов госбезопасности и по которым территориальные подразделения НКГБ СССР и армейские КРО НКО «Смерш» были обязаны проводить оперативные мероприятия, а также следственные и судебные разбирательства. Решать эти задачи предстояло силами оперативных подразделений через агентурный аппарат и проверенную сеть.

Однако именно в этом исполнительском звене накопилось немало проблем, которые снижали эффективность мер по обеспечению государственной безопасности при проведении фильтрационных мероприятий. Прежде всего это касалось качественного состава агентурно-осведоми-тельной сети. О том, что он был крайне низок свидетельствуют выводы констатирующей части приказа МВД и МГБ СССР № 001113/00536 от 9 декабря 1946 г. «О работе органов МВД-МГБ по репатриированным советским гражданам»25. Ещё ранее об этом упоминалось в постановлении ЦК ВКП(б) «О работе органов МГБ СССР» от 20 августа 1946 г.26.

Так, к 1 апреля 1945г. для освещения положения среди репатриантов в агентурно-осведомительную сеть РО НКВД и милиции Ленинграда и области было привлечено чуть более 2 тыс. чел., в том числе 140 агентов, 123 резидента и 1896 осведомителей. Для сравнения: в IV кв. 1945 г. было завербовано лишь около 1,5 тыс. чел. К концу 1946 г. из приобретённой в начале 1945 г. сети осталось не более 26%. Остальная часть была исключена как непригодная для выполнения задач по проверке и фильтрации репатриантов27.

23 Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939-март 1946/ Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. Под общей ред. акад. А.Н. Яковлева; Сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. М., 2006. С. 373.
24 Иванов В.А. Миссия Ордена. Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-х-40-х гг.(на материалах Северо-Запада РСФСР). СПб., 1997. С. 309.
25 Отдел специальных фондов Информационного Центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ОСФ ИЦ ГУВД СПб и области). Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 121 Лл. 676-677.
26 Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. Учебное пособие. М„ 1998. С. 58.
27 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и области. Ф. 28. Оп. 1. Ед. хр. 9. Лл. 2,3.

Нельзя сказать, что к качественным параметрам агентурно-осведо-мнтельной сети руководящие органы госбезопасности не предъявляли взыскательных требований и не давали им объективных оценок, как это пытается представить историк И.В. Говоров28. Специально принятые по этому вопросу ведомственные нормативные акты, такие как директива НКВД-НКГБ СССР № 478/89 от 1 октября 1943 г. и директивы Управления НКВД-НКГБ по Ленинградской области № 32/21 от 11 октября 1943 г., № 34/23 от 15 октября 1943 г., № 29 от 12 сентября 1944 г. и № 37/16 от 4 июля 1945г. свидетельствовали об обратном. В них отмечались просчёты в руководстве агентурной работой с репатриантами, типичные недостатки в вербовке и воспитании агентурной сети, приводились данные по не разоблачённым в ходе фильтрации агентам и пособникам врага и т.п.

Ещё одной проблемой заметно влияющей на обеспечение государственной безопасности в процессе репатриации советских граждан в 1944-1946 гг. стало слабое взаимодействие оперативных подразделений друг с другом в интересах скорейшего выявления среди них преступных элементов29.

В ПФЛ НКВД основными подразделениями осуществляющими процедуру фильтрации бывших военнослужащих Красной Армии и репатриантов призывных возрастов были созданные в них оперативно-чекистские отделы (ОЧО). Цели, задачи и типовая структура ОЧО ПФЛ НКВД определялись директивой НКВД СССР № 63 от 13 апреля 1945 г., вводившей в действие «Инструкцию о работе оперативно-чекистских отделов ПФЛ НКВД СССР», утверждённую Зам. Наркома внутренних дел СССР В.В. Чернышевым и Зам. Наркома госбезопасности Б.З. Кобуловым.

В отличие от приказа НКВД-НКГБ СССР от 16 июня 1945 г., в котором нормативно закреплялись мероприятия по процедуре проверки и фильтрации репатриантов по месту их постоянного жительства, Инструкция от 13 апреля 1945г. практически не содержала конкретных положений по организации взаимодействия ОЧО ПФЛ НКВД с другими оперативными подразделениями органов милиции и безопасности. Во-первых, предполагалось, что достаточно и тех нормативных оснований, выработанных военной контрразведкой в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны, по которым строились отношения армейских и территориальных органов контрразведки30.

Во-вторых, в Инструкции от 13 апреля 1945 г. и Приказе от 16 июня 1945 г. обязательными объявлялись мероприятия проверки ре28 Говоров И.В. Негласная агентура советской милиции в 1940-х годах// Вопросы истории. 2004. № 4. С. 110-111.

29 «СМЕРШ»: Исторические очерки и архивные документы. М., 2003. С. 64.
30 Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш».... С. 240, 262, 324 и др.

патриантов (как гражданских лиц, так и бывших военнослужащих A.M.) по розыскным спискам 2 Управления НКГБ СССР, ГУКР НКО «СМЕРШ» и по розыску, объявленному 1 Спецотделом НКВД СССР. Поэтому, многие сотрудники ОЧО ПФЛ НКВД полагали, что этих нормативных положений для их деятельности и взаимодействия с другими оперативными структурами вполне хватает31.

Однако в обстановке усилившегося потока репатриантов с лета по осень 1945 г. в устоявшуюся схему взаимодействия предстояло внести существенные коррективы. И прежде всего это касалось численности аппаратов руководства агентурно-оперативной сети, оперативных сотрудников, изменения некоторых способов обмена оперативной информацией и т.п. Например, выполнение приказа НКВД-НКГБ СССР-ГУКР НКО «СМЕРШ» № 001027/00381/00169 СШ от 8 сентября 1945 г. по активизации агентурной работы с репатриированными контингентами силами районных и городских Проверочно-фильтрационных комиссий было не возможно, так как эти органы никакого агентурного аппарата не имели.

В интересах фильтрации репатриантов местные оперативные подразделения госбезопасности перенацеливали свои аппараты на организацию и ведение агентурно-оперативной работы, вели оперативный учёт и розыск, как это требовала директива НКВД СССР № 62 от 13 марта 1946 г. «Об активизации агентурно-оперативной работы органов НКВД по репатриированным советским гражданам»32. Но с них никто не снимал решения повседневных задач своей компетенции. Напротив, они с начала 1946 г. заметно возросли, при практически том же штатном составе. Поэтому, в райгоротделах НКВД установленные сроки гос проверки репатриантов не соблюдались и как следствие, затягивалась процедура выдачи им документов установленного образца, паспортов, удостоверений, а также устройства на работу, поступления в вузы и др.

Но даже и в относительно благополучных (в смысле штатного обеспечения ОЧО - A.M.) ПФЛ НКВД сроки проверки репатриантов часто нарушались. Анализ архивных фильтрационных дел поступивших из ПФЛ № 0317 за период с 15 февраля по 15 марта 1945 г. показал, что оперуполномоченный мл. л-т госбезопасности И. Кожевников проверил 56 репатриантов. Капитан А. Харин за это время проверил 63 чел., остальные в пределах от 26 до 42 репатриантов. Таким образом, проверить примерно 1,5 тыс. репатриантов в месяц (а именно столько планировалось «фильтровать» силами ОЧО лагеря при штате в 5 чел.

- A.M.) можно было лишь увеличив численность оперчекистского

31 «СМЕРШ»: Исторические очерки... С. 222-223.
32 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и области. O.l.On.l. Ед. хр. 121.Лл. 202.

подразделения до 20-25 чел. В случае с ПФЛ НКВД СССР № 0317 так и произошло. Его отдел был усилен временно прикомандированными из Управления НКВД ЛО в количестве 22 чел. В остальных лагерях такая госпроверка велась штатными сотрудниками, что приводило к заметному увеличению нормативных сроков пребывания бывших советских военнопленных и лиц призывных возрастов в ПФЛ НКВД от 2-4 месяцев, доби более месяцев.

Чтобы как-то «вписываться» в установленные сроки фильтрации в ПФЛ (2-4 мес.) оперативно-чекистские отделы нередко форсировали проверочные мероприятия через наспех завербованных осведомителей, агентов и резидентов, в отношение которых были получены компрометирующие материалы. Так, из 251 осведомителя, агента и резидента, завербованных в ПФЛ № 0317 с января по октябрь 1945 г., около 90% были именно такие люди33. Не смотря на попытки перепроверок некоторых заключений, приостановку выдачи общегражданских документов и даже повторные задержания (аресты) и т.п., среди репатриантов находились граждане, совершившие преступления и не изобличённые в ходе фильтрации. Немало репатриантов вообще укрывалось от проверок и не являлось в районные и городские ПФК НКВД. Например, Отдел по борьбе с бандитизмом У НКВД ЛО за первые три месяца 1949 г. установил и задержал более 1,6 тыс. дезертиров и репатриантов, сбежавших и укрывшихся от фильтрации. В IV кв. 1948 г. их было свыше 2,6 тыс. чел.

По некоторым из проверенных ранее репатриантов проводились специальные мероприятия оперативно-чекистского характера (разработка, прикрытие, подстава, провокация, задержание и др.). В частности, весной 1946г. органы УМГБ СССР по Ленинградской области обезвредили агентов бывшей немецкой разведки среди прошедших в 1945 г. проверку репатриантов, получившую наименование «операция «Десант»34.

Тщательное расследование всех деталей проверки бывших военнослужащих Красной Армии и лиц, призывных возрастов, завербованных в плену и оккупации немецкой разведкой и подготовленных ею для конспирированной работы в военное и мирное время, показало, что во фронтовых СПП, пограничных КПП и специальных лагерях (ПФЛ) НКВД СССР госпроверка осуществлялась без достаточно глубоких обследований оперативного плана.

Вся нормативная правовая база проверочно-фильтрационных мероприятий была нацелена на процедурную сторону агентурно33 Иванов В.А. Указ. соч. С. 313.

34 Маркнтан А. Операция «Десант» (мероприятия органов УМГБ СССР по Ленинградской области по ликвидации агентов немецкой разведки среди репатриантов весной 1946 года)// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005 № 3.

С. 41-44.

оперативной работы, производство допросов и других следственных мероприятий. Вопросом взаимодействия всех оперативных подразделений и служб различных органов репатриации в центре и на местах уделялось в 1944-1946гг. недостаточное внимание. Эти недостатки порождали серьёзные промахи в обеспечении безопасности страны, что подтверждалось серией арестов и разоблачений бывших вражеских агентов, пособников врага и уголовных преступников ещё долгое время, вплоть до сер. 80-х годов.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты