Спросить
Войти

ОБ ИСТОРИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Автор: указан в статье

О. К. Гожева

Об истории межэтнических отношений в Карачаево-Черкесии

В последние годы проблема межнациональных отношений становится одной из главных тем обсуждения во всех слоях нашего общества. Она становится «камнем преткновения» в диалоге между различными нациями и народностями. Россию захлестывала волна этнических конфликтов, нередко переходивших в вооруженное противостояние. Возрождение национального самосознания чаще соседствует с национальным и религиозным экстремизмом, язык общения которого весьма далек от того, на котором должны разговаривать народы, стремящиеся к согласию и мирному, цивилизованному решению возникающих коллизий. Во многих частях страны национальный вопрос превращается в главный нерв общественно-политической ситуации. Многотысячные митинги, конгрессы политических организаций, религиозный экстремизм, невинные жертвы, беженцы - вот, что такое национальный вопрос не только для государства. Выборы руководителя Карачаево-Черкесии резко обнажили проблемы взаимоотношений населяющих данный регион этнических общностей. В общественно-политической жизни республики наиболее важным всегда будет являться проблема межнациональных и межконфессиональных отношений.

Нами использована концепция Э. Гелиера, согласно которой существует критическая связь культуры и политики, составляющая сущность национализма. В основе стремления к формированию национальной государственности лежит необходимость защиты национальной культуры. Такую функцию даже в современном глобализирующем мире может выполнить государство ( к чему стремятся все народы Карачаево-Черкесии).

Национализм, по нашему пониманию, — это, прежде всего, политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать. Объектом исследования явились межэтнические отношения в КЧР в прошлом.

Психология межэтнических отношений

Одним из ключевых моментов нынешней ситуации является появление национального насилия или угрозы его применения. Однажды примененное насилие становится фактором общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности

и вражды. Насилие или даже его угроза немедленно стимулирует массовость, делает ситуацию трудноуправляемой и непредсказуемой.

Особенно остро стоит проблема межнациональных отношений в республиках Северного Кавказа. Северный Кавказ — это один из немногих регионов Российской Федерации. И, как всякий регион, он имеет свои отличительные черты, которые, в свою очередь, и формируют специфические проблемы. Первоочередные, насущные вопросы некоторых регионов России могут совпадать, однако на Северном Кавказе они имеют ярко выраженную индивидуальность. Причиной этого является довольно пестрая мозаика народов, культур и конфессий. Поэтому на передний план выходит проблема взаимоотношений народов, живущих на данной территории. Доказательством тому служит тот факт, что подавляющее количество межнациональных конфликтов имело место именно здесь.

С незапамятных времен на Северном Кавказе сталкивались интересы различных государств, идеологий и религий. Поле для маневра было более чем обширным. Внести раскол в противоборствующий лагерь не составляло особого труда. Кавказ не представлял и не представляет собой какого-либо монолитного образования. Пожалуй, единственной чертой всех кавказцев являются социальные нормы поведения. Однако и этот фактор не может служить цементирующим началом, так как основным его элементом является ярко выраженный индивидуализм горцев.

Вооруженные столкновения, войны происходили здесь с удивительной периодичностью. В основном это были конфликты из-за плодородных земель и пастбищ, но практически никогда они не проходили под знаменем национализма.

Однако сейчас надо признать, что мы сталкиваемся именно с проявлениями национальной вражды, которая является вдохновителем, движущей силой межнациональных столкновений. Экономический аспект отодвигается аспектом политическим. Идея превосходства одной нации над другой, идеи собственной исключительности, создание образа «чужого», стремление решить свои проблемы за счет других -вот основные мотивы межэтнических конфронтаций дня нынешнего.

Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и, если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако такое утверждение неверно. Любому акту познания, общения предшествует установка, означающая определенное направление личности, состояние готовности к определенной деятельности. Установки такого рода существуют и в сфере человеческих взаимоотношений. Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенной нации, мы

заранее ожидаем от него определенного поведения. Предвзятое, т. е. не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений называется стереотипом. Стереотип - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип может быть истинным и ложным. Его суть в том, что он выражает отношения данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из связок всех народов четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам.

И в национальной психологии существуют такого рода стереотипы. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения, прежде всего, сквозь призму своих собственных обычаев. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа называется этноцентризмом. То, что каждому человеку ближе свои обычаи, а чужие кажутся не только странными, но и неприемлемыми, является вполне естественным. Проблема возникает лишь тогда, когда эти различия выводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе. Это и есть этническое предубеждение. М. Горький в книге «Жизнь Клима Самгина» писал: «Когда русский украдет, говорят: "Украл вор", а когда украдет еврей, говорят : "Украл еврей". Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (еврей — жулик) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора». Такими же классическими стереотипами пользуются во многих сферах: «лицо кавказской национальности», «чеченский след» и др.

Таким образом, наше восприятие действительности построено на определенных стереотипах, которые передаются нам из поколения в поколение. Поэтому и других людей, другие народы мы оцениваем при помощи все тех же стереотипов. В прошлом эти установки были весьма живучи. Это объяснялось отсутствием необходимой объективной информации о других народах. Наши знания были весьма скудны, поэтому мы пользовались теми шаблонами, которые составлялись людьми, имевшими непосредственный контакт с представителями других наций. Зачастую их оценки были весьма далеки от действительности. Сегодня, в век информации, мы могли бы разрушить сложившиеся стереотипы, естественно, при наличии целенаправленной миролюбивой политики. Но такая постановка вопроса абсолютно невыгодна большинству политиков. Наоборот, средства массовой информации в их руках часто служат укреплению старых и созданию новых стереотипов. Цели очевидны. Все наши предубеждения и стереотипы практически не способны вызвать к жизни межнациональные столкновения. Но они являются своеобразным топливом для их разжигания, именно той последней соломинкой, которая переламывает спину быка. Стереотипы формируют образ чужого, врага, оправдывают действия своей стороны, нас охватывает праведный гнев. Мы идем защищать справедливость от злых и коварных недругов. Однако большинство войн и конфликтов было порождено не ложными представлениями и отнюдь не негативными национальными стереотипами, а реальными экономическими, политическими, социальными причинами.

Согласно теории Геллиера, национализм — это, прежде всего, политический принцип, требующий, чтобы политические и национальные единицы совпадали. Нарушение этого принципа, недостаточность политических и государственных институтов, гарантирующих развитие нации и ее культуры, вызывают обострение националистического чувства и мощные движения протеста. Всюду, где есть такие нарушения, конфликт потенциально неизбежен.

Национализм — это особое историческое состояние, соответствующее периоду индустриализации, переходному этапу. Национализм вовсе не признак отсталости общества: он расцветает в условиях достаточно высокой грамотности, появления национально-интеллектуальной элиты и потребности в квалифицированных кадрах. Национализм приходит и уходит, когда для него складываются определенные исторические обстоятельства. Происходит национальное «пробуждение», массы крайне болезненно ощущают несоответствие между возможностями и состоянием своей национальной культуры, обеспеченностью ее средствами политической власти. В такой период национализм крайне чувствителен, агрессивен.

По словам Геллиера, национализм — дитя новой формы общественных отношений, ориентированной на создание новых национальных культур, каждая из которых стремится быть защищенной собственным государством. Но таких культур слишком много, а места под солнцем слишком мало. И в этом заключается основной конфликт эпохи национализма.

Традиционные механизмы и институты решения межнациональных вопросов

Ярко выраженных межнациональных проблем на территории нынешней КЧР в прошлом практически не существовало. Основные противоречия, возникавшие между народами данной территории, были сконцентрированы на главном богатстве того времени — земле. В условиях малоземелья этот вопрос являлся первостепенным для каждой этнической общины. Установление контроля над плодородными землями и пастбищами одними народами фактически ставило в зависимость остальные народы. Поэтому расценивать столкновения, например, кабардинцев могли балкарцы другого общества и наоборот.

Однако механизмы разрешения конфликтов само собой существовали. Одним из таких институтов являлось аталычество. Аталычес-тво подразумевало под собой передачу детей на воспитание в другие семьи. Широко практиковалась отдача детей на воспитание в семьи других народов. Например, осетины и карачаевцы отдавали своих детей кабардинцам и наоборот. Ребенка отдавали с малых лет. Срок его пребывания в доме аталыка (т. е. лица, принявшего ребенка на воспитание) определялся для мальчика — 8-13 годами, а для девочки — до 12-13 лет. При завершении срока воспитания аталык дарил воспитаннику парадную одежду, коня, оружие и возвращал его в родной дом. Семья воспитанника устраивала по этому поводу большие торжества, преподносила аталыку и его семье дорогие подарки. Аталычество, таким образом, являлось одной из форм искусственного родства и способствовало укреплению связей не только между семьями, но и между народами.

В связи с расширением межэтнических контактов значительное развитие получило куначество. Кунаки постоянно находились в дружеских отношениях. Куначество могло завязываться при первых же встречах. Для этого давались клятвы быть верными, как родные братья, обменивались подарками и т. д. Кунаков отныне связывала взаимопомощь и участие в важнейших делах друг друга. В ряде случаев кунак заменял детям умерших родителей.

Сложившаяся в XIX в. на Северном Кавказе обстановка значительно усилила распространение куначества как между горцами, так и между горцами и русскими.

Куначество играло в жизни народов Северного Кавказа важную роль. Благодаря этому институту развивались экономические, культурные и брачные связи, взаимно обогащались культура и быт как горцев, так и народов всего Кавказа. Существовали и другие формы, способствовавшие налаживанию межэтническихконтактов и устранению противоречий, например, карачаево-балкарский тере. Слово тере означает почетное место в доме. Формирование тере способствовало процессу феодальной раздробленности и междоусобицы. Предметом постоянных забот тере были также вопросы суверенитета и территориальной неприкосновенности, войны и мира, укрепления дружественных отношений с соседними народами. Однако перестройка общественной жизни горцев на основе государственного управления и внедрения царского административного права подорвала все тере.

Северо-Кавказские народы поддерживали между собой тесные взаимоотношения. Этому, прежде всего, способствовало то, что между ними не было резко очерченных границ территориальных. Имелись также поселения со смешанным населением. Все это предопределяло развитие добрососедства, укрепление дружеских отношений, куначества, возникновение родственных связей между ними. Добрососедские отношения имели и экономическую основу. Жители высокогорной зоны (балкарцы, карачаевцы) приобретали зерно у абазин и кабардинцев. Абазины и кабардинцы покупали металл у карачаевцев. Кабардинские лошади пользовались большим спросом у всех СевероКавказских народов. Близ «стоянки Дудуркай», где жили абазины, ежегодно устраивался базар, посещаемый многими торговыми людьми из разных мест Северного Кавказа. Между народами Северного Кавказа существовали и другие формы экономических контактов. Абазины и карачаевцы пасли свой скот на землях кабардинцев и бес-ленеевцев. Имели место совместная заготовка зерна и рыбная ловля. В процессе длительного общения между собой горцы перенимали друг у друга трудовые навыки ведения хозяйства. Феодальные владетели поддерживали между собой тесные политические связи. Однако эти связи не всегда были дружественными. К середине XVI века кабардинские феодалы контролировали значительные районы СевероКавказских просторов. В вассальной зависимости от них находились абазины, карачаевцы, осетины, ингуши и др.

Однако не феодальные междоусобицы определяли взаимоотношения народов Северного Кавказа. В основном между трудовыми слоями народов поддерживались мирные и добрососедские отношения. Этому во многом содействовало установление родственных отношений. Известно, что феодальные владетели заключали между собой династические браки. В таком родстве друг с другом находился целый ряд кабардинских, западно-адыгских, абазинских, дагестанских, карачаевских, балкарских и ногайских владетелей. Браки совершались и между простыми людьми. Важное место в укреплении дружественных отношений между различными народами имело куначество и аталычество.

Владетели разных народов приглашались в качестве посредников для разрешения различных внутренних споров, связанных с внешнеполитической обстановкой. Установление мирных взаимоотношений между феодальными правителями объективно сказывалось на отношении между народами.

На основе укреплявшихся торгово-экономических, политических, добрососедских и иных связей между народами усиливалось и развивалось их культурное сотрудничество и взаимообогащение. В

результате всего этого сложилось много общих черт в материальной и духовной культуре, развитию которой способствовали сравнительно одинаковые экономические и социально-политические условия. Это четко прослеживается в предметах хозяйственного и домашнего обихода, в национальной одежде и пище, декоративном искусстве, в празднествах, в семейном и общественном быту.

О длительных и тесных связях свидетельствует также и словарный фонд кавказских языков. В каждом языке встречается масса слов, заимствованных у близких и далеких соседей. К тому же, народы Северного Кавказа владели языками соседей. Особенным даром полиглота отличались абазины.

Все сказанное свидетельствует о том, что при всей раздробленности и разобщенности постепенно складывались условия, объективно способствовавшие укреплению добрососедских отношений и дружбы между народами. Показателем этих дружественных связей, взаимовлияния и взаимоотношения материальной и духовной культуры являлось сходство быта и нравов, социальных и общественно-политических институтов.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты