Спросить
Войти

"ХЛЕБНЫЕ ДЕЛА" 1962 ГОДА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА И УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

Автор: указан в статье

А.А.Георгиев

«Хлебныедела» 1962 года в Новгородской области: экономика, политика и уголовныедела

В начале 1960-х гг. борьба с уголовной преступностью в Новгородской области приобрела характер более целенаправленной системной деятельности различных государственных органов, непосредственно отвечающих за это направление. Прежде всего, усилились меры борьбы с уголовными проявлениями со стороны органов внутренних дел, суда и прокуратуры. Более конкретными стали действия подразделений органов милиции и государственной безопасности не только по общей организации борьбы с преступностью, но и по ее предупреждению, а также привлечению к этому процессу населения области и т. п.

Это объяснялось, во-первых, возросшими требованиями ЦК КПСС и советского правительства к обновлению всей прежней практики уголовно-правового воздействия на преступную среду, к гуманизации и сужению сферы действия уголовного закона. Фактически, провозглашался примат предупредительной деятельности, в котором ключевое место отводилось раннему предупреждению, т. е. недопущению криминальной деформации как личности, так и общественных отношений.1

Во-вторых, обнаружились определенные тенденции к усложнению самой преступности. Она все более проявлялась как общественно опасное социальное явление, обнаружившее в своей структуре немало новых свойств и т. и.2 Понятно, что не учитывать эти новые тенденции означало на практике совершение большого числа ошибок правоприменительного и правоохранительного характера. К тому же, принятиеновыхреспубликанскихуголовныхкодексовв 1960-1962 гг. сопровождалось, по точному замечанию В. Н. Кудрявцева, адаптационным синдромом (отсутствие следственно-судебной практики по новому законодательству, перегибы в исполнении новых законов, недостаточная осведомленность граждан о новых запретах), который привел к росту преступности в 1960 г. на 5,9, а в 1961 - на 34,7%.3 В 1962 г. положение не изменилось, но судебная практика стала коррек1 Устинов В. С. Система предупредительного воздействия на преступность; (Криминологические и уголовно-правовые проблемы): Автореф. дисс. юрид. Наук. — М., 1988. С. 31.

2 Власов В. С. Причины и условия преступности в СССР: Учебное пособие. — Ярославль, 1987. С. 8-11.
3 Криминология: Учебник под ред. Кудрявцева В. Н., Эминова В. Е.; 2-е изд. пере-раб. и доп. — М., 1999. С. 107.

тироваться, на что существенно повлиял курс партии на искоренение преступности, провозглашённый в программе КПСС 1961 г.4

Особенно вызывающими становились факты массового хищения социалистической собственности и спекуляции, разбазаривания дефицитных промышленных и продовольственных товаров, взяточничества и злоупотреблений служебным положением. В ряде регионов советской России они приобрели масштабный характер и заметно влияли на общую криминогенную ситуацию. Крайне нетерпимыми к началу 60-х гг. стали участившиеся случаи массового хищения хлеба, леса и других «стратегических» товаров, которых по ряду причин остро не хватало предприятиям и населению.

Хотя в Новгородской области с конца августа 1956 г. действовало известное постановление СМ СССР №1192 «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту»5 эффективность мер по реализации его требований была оценена в закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» как слабая и безадресная6. Более того, в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР №900-377 от 17 августа 1962 г. «О мерах по улучшению деятельности милиции» прямо указывалось на то, что многие крупные хищения, в том числе хлеба и леса, своевременно не выявлялись органами власти и управления на местах и не пресекались ими7. Аналогичная ситуация по противодействию крупным хищениям драгоценных металлов отмечалась и в постановлении СМ РСФСР №1315-132 от 4 октября 1962 г.8

В постановлениях формулировались жесткие требования по наведению порядка в отраслях, связанных с добычей, хранением, переработкой и реализацией ценных для народного хозяйства товаров и продукции. Необходимость выработки этих требований объяснялась рядом факторов.

Во-первых, в ряде районов Новгородской области из-за злоупотреблений и недостатков в торговле хлебом возникли, в буквальном смысле, конфликты населения с представителями местных властей. Даже весьма поверхностный анализ их причин показал, что острую нехватку печеного хлеба спровоцировало само население сельских

4 Материалы 22 съезда КПСС. - М„ 1962. С. 400.
5 Государственный исторический архив Новгородской области (Далее — ГИАНО). Ф. Р-3686. Оп. 32. Д. 37. Л. 24.
6 Государственный архив новейшей истории Новгородской области (Далее- ГАНИ-НО), Ф. 260. Оп. 19. Д. 64.Л. 35-38.
7 Отдел специальных фондов Информационного центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Далее-ОСФ ИЦ ГУВД СПб и области). Ф. 2 Оп. 1. Ед. хр. 272. Л.224.
8 Там же. Л. 427, 427 об.

районов, скупающее хлебные изделия на корм скоту из личного подворья и т. п. Учитывая какой политический резонанс получили летние события в Новочеркасске, а также в ряде других городов РСФСР, местные партийно-советские власти в короткие сроки попытались разобраться с ситуацией на местах и резко изменить ее, придав ей управляемый, регулируемый характер.

Во-вторых, принимаемые властями меры административного и даже уголовно-правового характера по фактам злоупотреблений и недостатков в торговле продуктами питания в районах Новгородской области, желаемых результатов не дали. Например, только в апреле 1962 г. в Крестецком сельпо произошло перерасходование более 50 тонн муки, о чем было своевременно проинформировано руководство Новгородского облисполкома9. Принятые меры не остановили процесс масссовой скупки хлеба. К лету этого же года он пробрел тотальный характер. Лишь в середине июля Новгородский облисполком вынес на свое закрытое обсуждение этот вопрос, назвав одну из причин многочисленных фактов нарушения правил торговли хлебом в районах области - рост личных подсобных хозяйств, не обеспеченных комбикормами 10. Хотя теперь властями санкционировались жесткие административные меры (штрафы в 50 рублей при первом факте покупки хлеба для корма скоту и 100 рублей — при повторном - А. Г.), их реализация носила эпизодический характер. По данным на середину июля 1962 г. по всей Новгородской области к административной ответственности было привлечено лишь 30 человек и 5 человек- к уголовной11.

Удар по сельским завмагам и заведующим пекарнями скорее носил не профилактическую направленность, а имел психологическую цель. Все в том же решении Новгородского облисполкома от 16 июля 1962 г. прямо указывалось исполкомам, управлениям торговли, правлению облпотребсоюза на необходимость «создать вокруг нарушителей (продавцов и покупателей) негативное общественное мнение»12.

Разумеется, руководство области понимало всю уязвимость такого подхода к решению данной проблемы. Отдавало себе отчет оно и о возможных последствиях нерегулируемого процесса продовольственного и товарного разбазаривания. Однако радикальных мер по исправлению ситуации руководство области принять также не могло. С одной стороны, областные фонды по хлебу и другим продуктам питания были ограничены и по объему мало чем отличались от прежних (для середины и конца 50-х гг. — А. Г.). С другой стороны, при планиро9 ГИАНО. Ф. Р-3686. Оп. 32. Д. 37. Л. 26,27.

10Там же. Л. 24, 25.
11 Там же. Л. 33.
12 Там же. Л. 24, 25.

вании областных бюджетов почти не учитывались заявки районных администраций на дополнительные поставки «неосновных» продуктов сельскохозяйственного производства, идущих для развития личных подсобных хозяйств селян (комбикорма, жмыхи, концентраты и тп.). Значительная часть их поставок была, в основном, обращена на нужды животноводства и птицеводства коллективных хозяйств области и в свободную продажу не поступала. То есть, экономические рычаги регулирования данной проблемы были ограничены соображениями организационно-политического плана и не способствовали развитию сельских домохозяйств.

К тому же, в большинстве решений Новгородского обкома партии и облисполкома начала 60-х гг., одной из причин повсеместных нарушений поставок хлеба и его продажи, называлась слабая работа правоохранительных органов по борьбе с хищениями социалистической собственности, по профилактике хозяйственных и должностных преступлений.

Складыванию «силового» подхода к разрешению проблемы с реализацией хлеба в области способствовали несколько обстоятельств.

Прежде всего, этому способствовали уже действующие правовые акты, регулирующие участие органов милиции, суда и прокуратуры в борьбе с хищениями соцсобственности и спекуляцией. Например, требования секретного приказа МВД РСФСР от 6 февраля 1962 г. «О мерах по усилению борьбы органов милиции с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством», ориентировали милицейские подразделения на усиление агентурного обеспечения всех мероприятий по «хлебным делам» в сельских районах республики13.

Упор на силовое решение этой чисто хозяйственно-экономической проблемы объяснялся властями ростом преступности в районах области, в общем и явным увеличением числа растрат и хищений соцсобственности, в частности. Особенно это было заметно по росту удельного веса осужденных за эти преступления. Так, в 1961 г. в Новгородской области судимость лиц за хищения соцсобствености составила 15,8% от числа всех осужденных14. Велика была и сумма растрат и хищений. Если в 1960 г. по области она составляла чуть более 121 тысячи рублей, то в 1961 г. эта сумма возросла почти до 242 тысяч рублей.

По оценкам областного руководства, рост нарушений правил торговли хлебом, способствующих росту преступлений в этой области, происходил по причине заметного ослабления деятельности органов милиции, суда и прокуратуры по профилактике преступлений, не13 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и области. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 85. Л. 16.

14 ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 19. Д. 64. Л. 9.

удовлетворительной оперативной и следственной работы. Считалось, что при достаточно комплексном осуществлении борьбы с преступностью можно серьезно изменить и положение с «хлебными делами» в области. По крайней мере, в секретном приказе начальника УВД Исполкома Новгородского облсовета от 22 января 1962 г. «О неудовлетворительном состоянии работы по борьбе с хищениями и спекуляцией в некоторых органах милиции области» приводились примеры, раскрывающие эти зависимости15.

Чуть позже, в начале февраля, в приказе МВД РСФСР № 0010 вновь было обращено внимание на необходимость проведения широкой профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществляемых замаскированными способами16. Например, во многих районах Новгородской области была распространена выпечка хлеба пекарями-надомниками, с которыми заведующие магазинами заключали договора. На деле часто этот канал использовался для преступных сделок. Так, пекарь-надомник Ново-Рахинского сельпо Лунева ежемесячно выпекала не более 2-х тонн хлеба, а заведующая магазином деревни Болошково Скороходова оформила на нее только в феврале 1962 г. выпечку хлеба в пределах 6,6 тысячи килограммов17. Мука, предназначенная для изготовления хлеба, продавалась, а вырученные средства присваивались.

В области и на местах в районах полагали, что при существующей ситуации с фондами товарного хлеба и сравнительно быстром росте поголовья скота и птицы в домохозяйствах селян, будут неизбежны преступные проявления в товаро-проводящей сети области, рост преступности вообще. Не случайно в подразделениях БХСС повсеместно создавались группы оперативных сотрудников, работающих по «хлебным делам», а в начале января 1963 г. приказом начальника УВД ставилась задача полного агентурно-оперативного обеспечения объектов, где возможны преступные сделки18. Впервые, за несколько лет прямо указывалось на небходимость проведения мероприятий работниками ОУР, ОБХСС, и участковыми уполномоченными «по увеличению из числа общественности сотрудников милиции на общественных началах»19. В значительной мере это было проявлением реакции на неудовлетворительную ситуацию с профилактикой преступности в советской России в начале 60-х гг. Не будучи удовлетворены уров15 Отдел специальных фондов и реабилитации Информационного центра УВД Новгородской области (далее - ОСФ иРИЦ УВД НО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 211.Л. 20, 21.

16 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и области. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 270. Л. 33, 33 об.
17 ГИАНО. Ф. Р-3686. Оп. 32. Д. 37. Л. 30.
18 ОСФ и РИД УВД НО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 217. Л. 3.
19 Там же. Л. 4.

нем правового регулирования профилактики преступлений, многие представители «силовых» структур высказывали предложения об издании закона (Основ законодательства) о профилактике правонарушений. Они, в частности, надеялись, что такой правовой документ будет содержать не только исчерпывающий перечень оснований для постановки граждан на профилактический, оперативно-профилактический учет, но и предусмотрит виды мер индивидуально профилактического воздействия применительно к отдельным категориям подучетных и др.

Ни в начале 60-х гг, ни позже эта идея легализации превентивных мер принуждения, которые могли бы применяться в отношении «про-филактируемых» лиц, так и не была реализована. Привлечение общественности к борьбе с недостатками и злоупотреблениями в торговле хлебом носило половинчатый характер, не было оформлено соответствующими нормативными актами и фактически не регулировалось.

Таким образом, в начале 60-х гг острые перебои с хлебом в Новгородской области во многом были спровоцированы слабой и крайне непоследовательной организаторской работой партийных и советских органов, делающих вид, что коренная причина «хлебного кризиса» весны-лета 1962 г. заключается в неудовлетворительной деятельности органов милиции, суда и прокуратуры. Ослабление репрессий, ориентация на предупредительную работу со стороны органов внутренних дел воспринималось руководством области как некое отступничество от принципов социалистического возмездия нарушителям и преступникам вообще за совершенные правонарушения. Понадобилось некоторое время, чтобы стало понятным, что усилия государственных органов в борьбе с преступностью могли увенчаться успехом лишь при комплексном решении многих народнохозяйственных проблем и при опоре и поддержке широких слоев населения.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты