Спросить
Войти

РОССИЯ ПОД НАДЗОРОМ: ОТЧЕТЫ III ОТДЕЛЕНИЯ 1827-1869

Автор: указан в статье

Ööjofeu и fteupfrjuct

H.B. Колошинская

Россия под надзором: отчёты III отделения 1827-1869

Сборник документов/ Сост, М.Сидорова и Е.Щербакова. М.: «Рос. фонд культуры»:«Российский архив», 2006. 706с.

Издание сборников документов, отражающих специфику государственного строя и политико-правовые идеи России XIX столетия, всегда было событием в научной жизни, особенно если тематика издания оказывалась посвященной обзору социально-политической и экономической ситуации в империи в богатое революционными событиями время 20-60-х годов. Интерес к проблеме усиливался ещё и тем, что ключевая информация представлялась главе государства Третьим Отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии («высшей полицией» - Н.К.), которая практически до 90-х гг. ХХв. освящалась советской историко-правовой наукой, как образование исключительно вредоносное и реакционное.

Впервые в историко-правовом и историческом литературном собрании появилась работа, содержащая ежегодные отчёты III Отделения о состоянии дел в империи и за рубежом с 1827 по 1869 гг. и которая совсем по-иному раскрывает читателю как правовой статус данного государственного органа, так и характер его охранительной деятельности. На этот раз составители сборника известные московские историки М.В. Сидорова и Е.И. Щербакова осуществили подборку материала позволяющего уяснить саму лабораторию аналитического процесса, в котором участвовали немногочисленные сотрудники этого учреждения, во многом сумели документально реконструировать сущность надзорной идеологии самодержавия, существо общественного неблагополучия, игру умственных воображений просвещенной части общества и др.

В предисловии к сборнику авторы уместно напоминают о причинах создания Третьего отделения, ссылаясь на известный указ 3 июля 1826 г., а также задачах и структурном построении этого «странного сочетания гражданского учреждения с военизированной организацией». Как отмечают составители «многообразные обязанности и широчайшие полномочия III Отделения не были обусловлены никакими юридическими нормами, кроме служебных инструкций». Управление страной через собственную канцелярию, «находящуюся вне состава других государственных учреждений и не подлежащую ничьему рассмотрению, ни отчётности», помимо самого монарха, являлось одной из наиболее характерных черт политико-правовой системы той эпохи.

III Отделение объявлялось органом «высшей полиции». Это означало, что в сферу его задач входили вопросы обеспечения государственной безопасности: сбор сведений о религиозных сектах и расколах, антиправительственных организациях, слежка за иностранцами, борьба с фальшиво-монетчеством. К функциям III Отделения относилось составления для императора обзоров о «всех без исключения происшествиях», а также статистических сведениях, «до полиции относящихся». Хотя авторы не упоминают о последнем обстоятельстве, а также о том, что жандармские офицеры, относительно независимые от местной коронной администрации сообщали в III Отделение о всех недостатках в её деятельности, в том числе и в области охраны общественного порядка, всё это порождало серьёзные трения между МВД и III Отделением. Более чем полувековое (с 1826 по 1880 гг.) карательное существование органов руководства политической и общей полицией сопровождалось постоянным соперничеством III Отделения и МВД.

Опираясь на более ранние работы авторы сборника документов ещё раз возвращаются к штатному расписанию III Отделения (20 чел. на момент создания и 58 при упразднении), составу и общей характеристике его кадров. Заметное место в изданном предисловии уделено общей характеристике Корпуса жандармов и «Положению» о нём, вступившему в силу с 1 июля 1836 г. Это было важно, так как редко кто из исследователей этого института политического сыска в России обращал внимание на то обстоятельство, что именно жандармы явились его главным инструментом до образования III Отделения6. М. Сидорова и Е. Щербакова довольно точно подмечают, что новое «Положение о Корпусе жандармов» (1836 г.) хотя и определяло должностные обязанности жандармских чинов, они, тем не менее, вплоть до введения «Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов» (1871г.) руководствовались «особыми инструкциями шефа жандармов», т.е. строго говоря даже не ведомственными нормативно-правовыми актами, а установлениями для оперативного управления. Скорее всего, такое положение с нормативным регулированием деятельности исполнительного органа тайной полиции свидетельствовало не о её всесилии (или бессилии), а об отсутствии чёткой законодательной базы.

В предисловии восстанавливается история с порядком и процедурой поднесения всеподданнейших отчётов, закреплённым Указом 1802 г., в том числе и аппаратом III Отделения. Авторы вносят уточнение, весьма важные для понимания правовой природы названных отчётов. Например, первые два отчёта III Отделения (за 1827 и 1828 гг.), как считают составители сборника, собственно отчётами назвать было нельзя, так как они представляли собой лишь изложение общественного мнения за указанные годы, собственноручно составленные М.Я. фон. Фоком. Первый полноценный отчёт был представлен в начале 1829 г. К нему прилагались финансовые ведомости и нравственно-политическое обозрение состояние империи, из которых не трудно было обозреть правовое поле деятельности коронной администрации и общественных возможностей (степеней свобод) в этот период.

Сборник поделён на два раздела, отразившим в своих содержательных аспектах два значительно различавшихся между собой периода: царствование императора Николая I (1825-1855 гг.) и царствование императора Александра II (1855-1881 гг.). Различия оказались заметны не только в структуре и объёме представленных документов сборника, но главным образом в содержании и направленность обзорного материала. И если в эпоху Николая I Третье отделение представляется как мощный механизм военно-полицейского характера, способного решать многотрудные задачи охранительного порядка, то в период царствования Александра II на лицо падение влияния III Отделения. Представленные в сборнике документы лишь подтвердили выводы сделанные Ч. Руудом и С. Степановым.

Действительно, тайная полиция вынуждена была на ходу перестраивать свою деятельность в условиях либеральных реформ 60-70-х гг. Новому поколению жандармов пришлось столкнуться с проблемами, которые не возникали в предыдущее царствование, - с широким обсуждением условий освобождения крепостных крестьян, реорганизацией административного аппарата, растущим количеством частных газет и журналов. Судебная реформа 1864 г., провозгласившая независимость суда и судебного следствия, заставила тайную полицию пересмотреть методы и способы своей работы.

Авторы сборника как бы «анатомируют» и сам процедурный механизм аналитической деятельности III Отделения. Важно, что они «паспортизируют» каждую проблему, пытаются объяснить для не специалистов содержательную сторону регламента, статусные возможности организации. Они напоминают, что по заведённым в делопроизводстве Отделения делам составлялись опубликованные отчёты, и что именно по ним можно судить не только о надзорных приоритетах в его деятельности, но и экспертных возможностях &«высшей полиции» в России на протяжении полувека.

Если в первые десятилетия существования III Отделения главным был контроль за административным аппаратом, то в 50-60-е годы в центре внимания оказались проблемы обеспечения политической безопасности. Вне всякого сомнения это отразилось в представленных документах в полном объёме. При этом созданный аппарат тайной полиции выполнял одновременно задачу контроля за действиями всей административной машины империи и не был строго говоря «разящим мечом» самодержавия и т.п. Из отчётов, например, видно, что постепенно в них назревала потребность в специальном разделе о жалобах и просьбах разного характера (в т.ч. социального плана и т.п.). Авторы упоминают о более чем 5 тыс. подобного рода запросов в Отделение ежегодно, а некоторые исследователи утверждают об обвальном потоке разного рода прошений на имя А.Х. Бенкендорфа . Как подмечают составители, «справедливо считалось, что просьба или жалоба, поданная в III Отделение, скорее и вернее дойдёт до государя».

Раздел периода царствования Николая I содержит в сборнике почти 30 различных отчётов тайной полиции, среди которых преобладали такие формы как нравственно-политические отчёты; обозрения расположения умов и различных частей государственного управления; отчёты о действиях III Отделения собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов и др. В разделе периода царствования императора Александра II представлены несколько другие отчётные формы, такие как политические обозрения; нравственно-политические обозрения и др.

Понятно, что источниками информации для составления, особенно нравственно-политических обзоров, служили доклады губернаторов и министров, донесения жандармских штаб-офицеров и чиновников III Отделения, командируемых во внутренние губернии и за границу, материалы перлюстрации и агентурные1 сведения. Как замечают составители сборника документов, первоначально эти обзоры именовались «обозрением расположения умов и различных частей государственного управления», «обозрением происшествий и общественного мнения» и лишь в 40-е годы - «нравственно-политическими обозрениями».

В сущности не трудно догадаться какую цель преследовали аналитики того времени, составляя подобные отчёты и обзоры: реконструируя нравственно-политическую ситуацию и «расположение умов», обнаружить господствующие доминанты общественного неблагополучия, неудобства государственного управления, нездоровые хозяйствования и уклада народной жизни, сформулировать проблему

в её ясном и не двусмысленном виде и исключая даже отдалённый намёк на покушения на высочайшую компетенцию, предложить одну из наиболее эффективных моделей её разрешения. В некоторой степени III Отделение выступало не «институтом социальных исследовании», а скорее «бюро нравственно-политических прогнозов», значение которого особенно возрастало когда давали о себе знать стратегические неопределённости как в государственном строительстве, так и в общенациональной идее.

Сборник документов, составленный М.В. Сидоровой и Е.И. Щербаковой содержит весьма ценный вспомогательный материал биографического характера, наиболее полный именной указатель и что самое важное на 90% состоит из материалов публикуемых впервые.

Появление данной работы как никогда своевременно и актуально. Укрепление современной российской государственности не может быть успешным без учёта исторических традиций государственного строительства и управления в России, без понимания специфики участия в нём всех государственных органов, в том числе специальных подразделений и служб.

Литература

1. Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России: 1826-1880. М., 1982; Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М, 1983; и др.
2. Рууд Ч.А., Степанов С.А. ФонтанкаДб: Политический сыск при царях. М, 1993. С. 41. «Россия под надзором»: отчёты III Отделения 1827-1869: Сборник документов/ Сост. М. Сидорова и Е. Щербакова. М., 2006. С. 6.
3. Сизиков М.И., Борисов A.B., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917 гг.). Вып. 2. М, 1992. С. 19. Значительно позже, 8 ноября 1880 г. министр внутренних дел граф М.М. Лорис-Меликов циркуляром № 8363 предписал начальникам губернских жандармских управления отсылать донесения о своей деятельности не в Департамент государственной полиции, а губернаторам, сняв таким образом проблему полувекового межведомственного соперничества.
4. Сидорова М.В. Штаты III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии// Из глубины времён (альманах). Вып. 4. СПб., 1995. С. 9. Упомянутая М. Сидоровой первоначальная цифра 20 чел. является более точной по сравнению с данными К.Эндрю и О. Гордиевского (16 чел.), указанными в их книге «КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачёва» (Торонто, 1990 г.). С. 37. Галвазин С.Н. Охранные структуры Российской империи: Формирование аппарата, анализ оперативной практики. М., 2001. С. 97.
5. Скрипилев А.Е. Реорганизация управления полицией в России в начале 90-х годов XIX столетия/ Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия. Межвузов-скийсборникнаучныхтрудов. Воронеж, 1987. С. 106-114.
6. Рууд Ч.А., Степанов С.А. Указ. соч. С. 42.
7. Севастьянов Ф.Л. История отечественной юриспруденции: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006. С. 45.
8. Седунов A.B., Стусенко А.Ю. Проблемы истории правоохранительных органов России. Часть I. С древних времён до 1917 года. Учебное пособие. СПб., 2006. С. 84.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты