Спросить
Войти

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮСТИЦИИ В СЕРЕДИНЕ 40-Х-НАЧАЛЕ 50-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Автор: указан в статье

X. С. Гамидуллаева

Воздействие местных органов власти надеятельность учреждений юстиции в серидине 40-х-начале 50-хгг.

(на материалахЛенинградской области)

После реформы 1936 г. органы юстиции в районах и областях формально становились независимыми от местной партийно-советской номенклатуры. Устанавливались их централизованные подчинение, система подбора кадров и продвижения по службе. Однако на практике местные партийные комитеты и исполкомы Советов сохранили мощные рычаги воздействия на систему правосудия. Как показывают архивные источники, основными методами влияния на деятельность прокуратуры и суда в послевоенном СССР со стороны местных властей были следующие.

• Прокуроры и судьи должны были регулярно отчитываться перед секретарями райкомов о ходе борьбы с преступностью и получать от них указания и рекомендации по улучшению своей деятельности. Чаще всего эти рекомендации включали указания о том, какие типы преступлений должны подвергаться более строгим наказаниям и требования более активных мер против тех или иных видов правонарушений.1 Партийные и советские органы строго следили и за тем, чтобы конкретные действия судей и прокуроров не сказывались негативным образом на политической ситуации в районе. Так, народный судья Сланцевского района Ленинграда Зеленский получил выговор по партийной линии за то, что он не согласовал с райкомом проведение открытого процесса.2

• В том случае, если деятельность прокуроров и судей не соответствовала партийным стандартам, руководители районов и областей могли вынести на рассмотрение партийных комитетов вопрос об их партийной ответственности вплоть до исключения из партии. Так, только за 1945 г. к партийной ответственности за «недостатки в работе» в Ленинградской области было привлечено 9 районных прокуроров.3

• Для назначения на должность прокуроры и судьи должны были пройти утверждение в партийных органах. В дальнейшем, если

1 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. (ЦГА СПб.). Ф. 7179., Оп. 33., Д. 1496., Л. 171-184
2 Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге. (ЛОГАВ). Ф. Р-3824., Оп. 3 Д. 94., Л. 13
3 ЦГА СПб., Ф. 7179., Оп. 33., Д. 300., Л. 241

«деловые отношения» между руководителями органов юстиции и партийно-советскими властями не налаживались, последние могли обратиться в партийные комитеты более высокого уровня с предложением сместить их с должности в партийном порядке. Так, в 1946 г. лишился своей должности «за непартийное поведение и игнорирование указаний обкома партии» прокурор Ленинградской области Дмитриев, а в 1948 г. — за «вынесение неоправданно мягких приговоров» член Военного трибунала войск МВД Ленинградской области Вайн-Риб и т.д.4

• От руководителей районных и областных исполкомов во многом зависели условия жизни и работы прокурорско-следственных работников. Именно первые могли выделить или не выделить учреждениям юстиции помещения для работы и жилье для их сотрудников, транспорт, канцелярские принадлежности и т. д.

Все эти причины побуждали сотрудников прокуратуры и суда не конфликтовать лишний раз с местной партийно-советской номенклатурой а поддерживать с ее представителями «нормальные рабочие отношения». Вот как сформулировал позицию партийных органов по вопросу взаимоотношений с учреждениями юстиции в своей речи на совещании народных судей Ленинграда секретарь горкома ВКП(б) Левин: «Вы независимы в хорошем ведении дел, правильном вынесении приговоров, большой работе, которую вы должны проводить с населением, но вы не независимы в неправильном вынесении приговоров, запущенности всего хозяйства судебных дел. В этом отношении мы будем вам помогать и исправлять».5

Однако зачастую отношения между прокурорами и судьями, с одной стороны, и местной номенклатурой, с другой, изобиловали конфликтами. Многие руководители аппаратов юстиции на местах предпочитали в своей деятельности руководствоваться словами В. М. Молотова, который утверждал, что они не должны придерживаться позиции «ни с кем не ругаться, чтобы все были довольны».6 Конфликтные ситуации между органами юстиции и местными властями обычно порождались следующими причинами.

Во-первых, ряд судебно-прокурорских работников не считал нужным отчитываться в своей работе перед органами, которым юридически они не были подчинены. В 1952 г. девять секретарей райкомов Ленинградской области жаловались в обком, что прокуроры в их районах ни разу в течение года не отчитывались перед ними.7

Во-вторых, причиной столкновений нередко становилось стремление местных властей использовать прокуроров и судей в несвойс4 ЛОГАВ. Ф. Р-3824., Оп. 3., Д. 65., Л.74: ЦГА СПб., Ф.9260., Оп1„ Д.55., Л.178-179

5 ЦГА СПб., Ф. 7384., Оп. 25., Д. 757., Л. 76
6 Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М.,1998., С.282
7 ЛОГАВ. Ф. Р-3824., Оп. 3., Д. 65., Л.75

твенных им функциях: в основном в качестве «уполномоченных» райкомов и обкомов во время посевных и уборочных, выборов в Советы различных уровней и т. д.

В-третьих, нередко судьям и прокурорам приходилось добиваться отмены незаконных решений местных властей.

Наиболее часто конфликты вспыхивали из-за стремления местных властей вмешиваться в расследования конкретных уголовных дел. Обычно такие ситуации возникали в тех случаях, когда объектами расследования становились руководители колхозов, совхозов, предприятий и учреждений, имеющие хорошие связи в партийно-государственном аппарате. По сформировавшейся еще в 20-е гг. практике согласие на возбуждение уголовного дела в отношении члена партии должен был дать партийный комитет. Обычно это происходило автоматически. В случае, когда речь заходила о близких к номенклатуре людях, ситуация становилась иной. Секретарь райкома не только не давал своей санкции, но и настоятельно требовал прекратить дело. Например, в 1950 г. прокуратура Рощинского района Ленинградской области уличила председателя колхоза и депутата Облсовета Евс-тихеева в должностных злоупотреблениях. Тем не менее, секретарь райкома отказался дать санкцию на привлечение его к уголовной ответственности и заявил районному прокурору: « Вы должны искать преступников в другом месте, а Евстихеев не преступник, а человек который пользуется авторитетом».8

Подобные ситуации были скорее не исключением, а правилом во взаимоотношениях между органами юстиции и местными властями. В выступлениях прокуроров и следователей на совещании в Ленинградской областной прокуратуры в 1948 г. постоянно всплывали примеры вмешательства партийных комитетов в следственную работу. Народные судьи в свою очередь жаловались на стремление партийных и советских органов повлиять на приговор по тому или иному хозяйственному делу.9

В случае подобных конфликтов работники юстиции аппелиро-вали к поддержке либо руководящих органов юстиции, либо вышестоящих партийных инстанций. В некоторых случаях они принимали сторону прокурорско-следственных кадров. В 1945 г. прокурор Киришского района Ленинградской области Иванищев вскрыл массовые злоупотребления при распределении американских подарков среди работников леспромхозов. В ходе расследования выяснилось, что значительное число подарков было расхищено районными чиновниками. Однако райком дважды отказал в возбуждении уголовного

8 Там же., Д.113.,Л.21
9 Там же., Д.65.,Л.27

дела против главного организатора хищений — заместителя начальника отдела гособеспечения райисполкома Логинова. Тогда Ивани-щев обратился в прокуратуру области, которая через обком ВКП(б) добилась привлечения Логинова к уголовной ответственности.10

Но гораздо чаще высокопоставленные сотрудники учреждений юстиции и партийного аппарата требовали от сотрудников прокуратуры и суда на местах лояльного сотрудничества с местными партийно-советскими властями.

Например, заместитель начальника областного Управления юстиции Кучерников указывал своим подчиненным: «Я никогда не поверю, чтобы нельзя было договориться с секретарем райкома по конкретному делу. Если хорошо изложить ему суть дела, если прокурор подойдет как следует и докажет неправильность того или иного лица, то секретарь райкома разберется и никогда не будет возражать». Его поддерживал заместитель начальника следственной части Генеральной прокуратуры СССР: «здесь имеется еще такое настроение, что в районе власть на власть наталкивается. Товарищи не должны забывать, что мы, прежде всего, члены партии». Еще более четко выразился заведующий отделом обкома ВКП(б) Яковлев в 1951 г.: «Некоторые молодые прокуроры ставят себя в позу командования райкомом и райисполкомом. Задача прокурора состоит в том, чтобы он врастал в партийный аппарат. Прежде всего райком ВКП(б) отвечает за прокурора».11

Даже в тех случаях, когда в конфликте признавалась правой сторона прокурора, природа конфликта руководящим работникам виделась в том, что прокурор не смог найти «общего языка» с местной властью. Так, в 1945 г. в Оятском районе Ленинградской области, после того как районный прокурор добился привлечения к уголовной ответственности заведующего торговым отделом райисполкома, секретарь райкома и председатель райисполкома обвинили прокурора в должностных злоупотреблениях. Хотя расследование областной прокуратуры и обкома партии показали ложность обвинений, прокурор получил выговор «за неумение наладить контакт с районным руководством».12

Подобное положение вещей было характерно не только для Ленинградской обрасти, но и для других регионов страны. На Втором всесоюзном совещании республиканских и областных прокуроров, состоявшемся в апреле 1948 г., многие областные прокуроры прямо заявляли о вмешательстве партийных руководителей в их деятельность. Руководство же союзной прокуратуры стремилось сгладить

10 Там же., Д.53.,Л.96
11 Там же., Д.65.,Л.74, 88; Д.124., Л.51
12 Там же., Д.53.,Л.54

остроту данной проблемы. Оно настаивало, что случаи конфликтов местных органов прокуратуры и властей случаются все реже и не носят принципиального характера.13

Таким образом независимость органов юстиции от местных партийно-советских властей все больше становилась фикцией. «Телефонное право» в 40-е гг. активно влияет на право «формальное». И в годы «оттепели» ситуация ничуть не улучшилась. Вот как описывал в одном из своих очерков положение во второй половине 50-х гг. во многих районах страны журналист В. Овечкин, вложив в уста своего героя — районного прокурора — следующие слова: «Не бывает разве таких случаев, когда совершил коммунист преступление, а вы, райком, не исключаете его из партии, а даете строгий выговор с последним предупреждением... Конечно нужно тщательно проверять поступившие на коммунистов материалы, нужно очень тщательно разбираться, где правда, где наговор. Но если уж точно установлено, что залез в государственный или колхозный карман, — зачем того миловать? Один мерзавец, растратчик до чего дошёл? Я завожу на него дело, а он мне заявляет: "Значит хотите меня в тюрьму упрятать? Неужели вам какие-то десять тысяч дороже хорошего коммуниста?"».14

Таким образом утвердившиеся в 30-40-е гг. механизмы влияния партийно-советской номенклатуры на органы правосудия в дальнейшем лишь укреплялись и совершенствовались. Прокуроры и судьи все больше превращались в послушных слуг своих партийно-советских патронов на местах.

13 Соломон П. Указ соч. С.285
14 Овечкин В. Районные будни// Собр. Соч. ВЗт. Т.2 М.,1989., С.152
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты