Спросить
Войти

2015. 01. 019. Бунайрад А. Интеллектуальная, литературная и языковедческая ситуация в Фесе в XVI-XVII вв. С точки зрения факторов, повлиявших на ее развитие. Бунайрад А. Ал-хайат ал-фикриййа ва-л-адабиййа ва-л-лугавиййа би-фас хилал ал-карнайн ал-хади ашар ва-с-сани ашар ал-хиджриййайн (дираса фи авамил издихариха ва-мазахириха). - Афак ас-сакафа ва-т-турас. - Дубай, 2013. - Н. 83. - С. 62-83. - араб. Яз

Автор: указан в статье

Грецию, поскольку это первое государство - член ЕС, в которое попал нелегальный мигрант. По правилам ЕС (Дублинская конвенция, к которой Греция присоединилась в 2004 г.) именно здесь должна решаться его будущая судьба. Процедура экстрадиции чрезвычайно сложна и осуществляется крайне редко. Обычно нелегал подает прошение о предоставлении статуса беженца, что вследствие запутанной и долгой бюрократической процедуры гарантирует ему продолжительный (иногда до 10 лет) период законного пребывания на территории страны. Проситель получает временный вид на жительство, который необходимо продлевать каждые полгода. Он имеет разрешение на работу, но не может воссоединиться с семьей и не должен покидать место, откуда было подано прошение. Что касается афганцев, то само по себе законное нахождение в Греции делает каждого из них важной в стратегическом плане фигурой, поскольку у других выходцев из Афганистана появляется возможность рассчитывать на помощь и содействие.

Опыт афганских мигрантов, пишет в заключение автор, свидетельствует о том, что в настоящее время миграция приобрела транснациональный характер. «В течение 10 лет на турецко-греческой границе сложилась настоящая сетевая структура, обеспечивающая циркуляцию мигрантов. Прочные сетевые связи, основанные на родственных и дружеских отношениях или возникшие при определенных обстоятельствах, позволяют преодолеть жесткий контроль на европейских границах и перемещаться дальше, несмотря на ужесточение европейской миграционной политики» (с. 33).

Н.Б. Шувалова

КУЛЬТУРА

2015.01.019. БУНАЙРАД А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ, ЛИТЕРАТУРНАЯ И ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ФЕСЕ В XVI-XVII вв. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФАКТОРОВ, ПОВЛИЯВШИХ НА ЕЕ РАЗВИТИЕ.

БУНАЙРАД А. Ал-хайат ал-фикриййа ва-л-адабиййа ва-л-лугавиййа би-Фас хилал ал-карнайн ал-хади ашар ва-с-сани ашар ал-хидж-риййайн (дираса фи авамил издихариха ва-мазахириха). - Афак ас-сакафа ва-т-турас. - Дубай, 2013. - Н. 83. - С. 62-83. - Араб. яз.

Автор рассматривает культурную жизнь г. Фес (Марокко) в ХУ1-ХУ11 вв. в контексте политических влияний, сформировавших национальную идентичность страны. Отмечая преимущественное значение миграционных потоков извне, а именно из стран арабского Востока, Африки и Европы, автор считает необходимым подчеркнуть важность внутренних миграций, обычно игнорируемых; именно им «культура страны обязана своей жизненностью» (с. 79). Нельзя, однако, не отметить, что гетерогенность, способствовавшая бурному смешиванию культур в низах, на уровне, приближенном к официальному, вызывала стремление к унификации, что не могло не отразиться «в практически полном отсутствии духа новизны и выдумки» в рассматриваемый период (с. 79).

Фес - один из четырех главных городов Марокко - был основан в 1Х в., а в Х1 в. превратился в важнейший центр мусульманской учености и культуры, преимущественно умеренного шиитского толка (как столица шурафа, или шарифов, на протяжении веков создававших в Марокко правящие династии, - потомков Али ибн Аби Талиба, четвертого халифа и зятя Мухаммада). С самого начала став привлекательным центром притяжения для переселенцев (что отразилось в некоторой эклектичности тамошней культуры) и противостоя (в значительной степени идеологически, как и прочие имперские города) сельской округе, находившейся сначала под влиянием хариджизма, а затем - суфизма, Фес имел ключевое значение в процессе выработки национальной идентичности страны, ее государственной идеи.

В рассматриваемый период огромное значение имела религиозно-политическая ориентация того или иного литератора или ученого, одни из которых были связаны с шарифскими династиями, правившими Марокко, а другие - с суфийскими завиями. Исторически наиболее тесные отношения с Фесом сложились у завии Дила, контролировавшей Средний Атлас и стремившейся подчинить своему влиянию всю страну, чтобы от ее имени вступить в контакт с Европой. Один из видных дилаитов - Мухаммад ал-Хаджж ад-Дилаи - даже был провозглашен в 1659 г. султаном Марокко после падения шарифской династии Саадидов.

С дилаитами конкурировала сусская завия Тазарвальт (или завийя семлалитов - Южное Марокко), осуществлявшая торговые контакты с голландцами и англичанами и пытавшаяся распространить свой контроль на Тафилалет (Восточное Марокко) - исторический центр шерифской династии Филалидов, правящей по настоящее время. Противоречия между шарифами, опиравшимися на арабские племена и заключившими союз с семлалитами и бербера-ми-дилаитами, союзником которых стал ксар (по сути дела, укрепленные склады) Табуассамт, важный перевалочный пункт в торговле с Суданом, вылились в войну, в которой шарифы до 1660 г. терпели поражения. В конце ХVII г. Маулай ар-Рашиду удалось после захвата Феса и Северного Марокко разгромить дилаитов.

Подчеркивая важность миграций для культурной жизни Феса, автор отмечает, что к числу переселенцев принадлежат виднейшие фесские семьи, на протяжении многих веков составлявшие гордость марокканской культуры (например, ал-Каттани, ал-Кадири и др.). Автор приводит пример неудачного похода Саади-дов на Тлемсен в 1561 г., после которого в Фес переселились многие тлемсенские ученые, поддержавшие Саадидов. При Филалидах аналогичное значение имел разгром дилаитской завии - многие тамошние улама, получив прощение султанов, также обосновались в Фесе и значительно обогатили культурную жизнь города (особенно в области языковедения). За дилаитским родами (ал-Бунани и ал-Фаси) были закреплены важнейшие религиозные должности (кади, муфти и т.д.).

То обстоятельство, что Фес исторически был местом встречи представителей самых различных религиозных и культурных течений, не могло не сказаться как в синкретизме произведений науки и литературы, так и в попытках власти найти для подобного синкретизма исторические параллели и тем самым придать правлению дополнительную легитимность.

В период, предшествовавший воцарению Филалидов, наибольшее влияние на культуру имело правление султана Ахмада ал-Мансура ас-Саади (1578-1603), пытавшегося возродить при своем дворе традиции Аббасидов: «научные дискуссии в присутствии самого султана, а также чтение касид в его честь, вознаграждавшихся весьма щедро» (с. 71) вошли в обыкновение.

Виднейшими поэтами при дворе Ахмада ал-Мансура были Ахмад ибн ал-Кади ал-Микнаси (1553-1616), факих, математик, историк и библиограф (в частности, он составил «Джазват ал-иктибас фи ман халла мин аалам мадинат Фас» - биографический словарь ученых, переселившихся в Фес); Абд ал-Азиз ал-Фиштали (1549-1621) - один из виднейших саадитских чиновников, автор 69 касид; Ахмад ал-Маккари (1578-1632) - историк, посвятивший султану свой труд «Раудат ал-ас» о фесских улама. Смешение культурных влияний, по мнению автора, решающим образом отразилось на характере поэзии этого времени, которая «была окрашена цветами той эпохи, впитав в себя искания, имевшие место в сфере калама; широко использовались в поэзии и термины других научных дисциплин...» (с. 79). В свою очередь поэтические, литературные и языковедческие труды наложили отпечаток на калам и фикх.

Сравнивая Саадидов с Филалидами, автор отмечает, что ни первой, ни второй династии в указанный период не удалось развить сколько-нибудь значительные культурные потенции. Так, династия Саадидов в целом была лишь «наследницей предшествовавшего научного развития. по причине значительного регресса, связанного с саадитскими междоусобицами после заката их влияния в 1603 г. Однако культура бурно развивалась в среде бедуинов, где действовали дилаитская и аййашитская завии» (с. 67). Культурный расцвет в Фесе при филалидском султане Исмаиле (1672-1727) в немалой мере был связан с тем, что привнесли дилаиты; однако и эти успехи были сведены на нет культурной реформой султана Мухаммада ибн Абдаллаха (1757-1790), который повелел «всем желающим. изучать калам, логику и философию... заниматься этим дома и не мешать простым людям осваивать необходимое из религиозных наук» (с. 68).

К.Б. Демидов

2015.01.020. ЧЕЛИК З., ГЮР Б.С. ТУРЕЦКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПСР (20022013).

£ELIK Z., GUR B.S. Turkey&s education policy during the AK party era (2002-2013) // Insight Turkey. - Ankara, 2013. - Vol. 15, N 4. -P. 151-176.

МАРОККО КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ШАРИФЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты