Спросить
Войти

Социальная направленность развития рынка оптических услуг

Автор: указан в статье

4. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Б.М. Генкина. М., 1996.

5. Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. М., 1996.
6. Арзамасцева Л.П. Занятость молодежи. Воронеж, 2003.
7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон. Ростов н/Д, 2004.

Кубанский государственный университет 10 октября 2005 г.

© 2006 г. В.В. Келарев

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОПТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Повышение уровня жизни населения невозможно без современной системы медицинского обслуживания. Проводимые реформы данной отрасли, связанные с развитием рыночных отношений, высветили достаточно сложные проблемы. Все они в большей мере связаны с медицинским обслуживанием тех слоев населения, жизненный и прожиточный минимум которых не позволяет получать необходимое качество медицинского сервиса.

Зрение было, есть и будет важным органом человеческого организма. Следовательно, эта сфера медицины в полной мере заслуживает научного и экономического обеспечения в управлении со стороны государства в интересах всех слоев общества, в том числе малообеспеченных и социально незащищенных. Изменения, связанные в первую очередь с развитием страховой медицины, не могли не затронуть и рынок средств коррекции зрения. Рынки контактной коррекции зрения, офтальмологической хирургии, очковой оптики являются его частью, но последний отличается от вышеперечисленных тем, что связан с подавляющей частью населения нашей страны доступностью и относительной простотой удовлетворения соответствующих потребностей коррекции зрения.

Если рассматривать принципиальные основы, то стратегическая система управления рынком очковой оптики должна базироваться на сочетании процессов государственного регулировании и либерализации отношений, возникающих в процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов. Однако рациональная модель, на наш взгляд, пока не найдена, и одна из причин - недостаточное развитие теории управления рынком оптических услуг (РОУ).

Вместе с тем, проводимая административная реформа, направленная на совершенствование государственного управления во всех сферах жизни общества, в том числе и рынка средств коррекции зрения, не оправдывает ожиданий общества. Полагаем, что монетизация льгот населения, уровень страхового обслуживания, наличие институциональных структур по-прежнему слабо способствуют эффективному развитию этого рынка.

При анализе мировых тенденций в развитии исследуемого объекта можно отметить увеличение его емкости. В первую очередь связано это с неблагоприятной экологической обстановкой, напрямую влияющей на уровень и качество зрения. Вторым определяющим фактором является процесс глобальной информатизации всех сфер деятельности человека, вызвавший ухудшение зрения из-за сильного воздействия визуальных средств передачи информации (телевидения, компьютерной техники, и т.д.). Третий фактор -это мода. Оптика - не просто коррекция зрения, а имидж, красота, защита зрения. В совокупности это увеличивает значимость и объем рынка, в том числе и для жителей нашей страны.

Выработка государственной стратегии развития РОУ, задачи повышения экономической эффективности от его деятельности должны решаться, опираясь на интересы всех субъектов рынка. Прежде всего, это интересы всех слоев общества, главных потребителей рынка, в том числе социально незащищенных; отечественных производителей оптики; хозяйствующих субъектов всех форм собственности; объединений профессиональных участников рынка и интересы государства.

К сожалению, на современном РОУ практически незащищен отечественный производитель. Причина в том, что конкурентоспособность национальных производителей оправ и линз настолько недостаточна, что доминирующую долю потребления оптики составляет продукция зарубежных производителей. По некоторым оценкам, доля такого потребления составляет более 80 % по стране [1].

Другой особенностью нашего объекта исследования является то, что, как свидетельствуют многочисленные эксперты и аналитики, данный рынок буквально завален серой контрафактной продукцией низкого качества из стран Юго-Восточной Азии [2]. Как правило, она достаточно дешевая и доступная, и потребности малообеспеченного сегмента рынка удовлетворяются именно таким низкокачественным товаром, но такое положение дел неприемлемо ни для нашего общества, ни для обозначенных субъектов рынка.

Рассмотрев все вышеперечисленные аргументы, приходим к выводу, что актуальность научного исследования данного рынка определяется следующим. Несмотря на то, что РОУ можно назвать сформировавшимся, современное его состояние характеризуется рядом нерешенных проблем, обусловленных институциональными, инфраструктурными факторами развития, действующими механизмами регулирования рынка, менеджментом оптических компаний и предприятий. В связи с этим требует внимания выработка вымеренной научной концепции в управлении РОУ, учитывающая интересы всех субъектов рынка, и в первую очередь социально незащищенных слоев населения.

В числе важнейших стратегических установок социально-экономического развития России поставлена задача ускоренного роста ВВП и сокращения бедности. Необходимо конкретизировать эти важнейшие установки в контексте усиления социальной окраски региональных рыночных проблем.

Реализовать задачу удвоения ВВП при сложившейся в настоящее время экономической ситуации может быть и возможно в относительно короткие

сроки, однако осуществляться это должно в единстве с позитивными структурными сдвигами в различных рыночных сегментах экономики.

Одним из социально значимых сегментов рыночной экономики России является РОУ. Его развитие должно происходить не только на уровне стихийного спроса, но и как рационально организованный процесс, так как прежде всего данный рынок по своему экономическому содержанию представляет собой механизм, определяющий соотношение спроса и предложения на рынке, характеризующемся высокой значимостью социального компонента.

Особенности природы повышенной значимости социального компонента на РОУ обусловлены следующим: высоким динамизмом; индивидуальностью и нестандартностью оптических услуг; преобладанием малого и среднего бизнеса; территориальной фрагментацией; относительно высокой скоростью оборота капитала; информационной асимметрией у производителя и потребителя; непосредственной взаимосвязью со сферой здравоохранения.

Эти особенности во многом определяют развитие предпринимательства и маркетинга РОУ, выдвигая на первый план вопросы соотношения рыночных (платных) и нерыночных (бесплатных) услуг, внедрения концепции социально-этического маркетинга.

Важнейшей проблемой повышения социальной ориентации развития российского РОУ, является необходимость его государственного регулирования. Только государство способно учесть все его социальные аспекты, не допустить перекосов в развитии, обеспечить взаимосвязь социальной и экономической политики, вписать социальную составляющую в структурную, инвестиционную политику развития рынка.

Известно, что государственное регулирование рынка, в том числе и РОУ, представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями. Можно выделить комплекс мер прямого и косвенного воздействия на субъектов рыночных отношений. В настоящее время нормативно-правовая база регулирования процессов на РОУ включает следующие основные документы [3]: Конституцию РФ, ст. 7, 35, 38, 41, 42; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993; Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г.); Постановление Правительства Российской Федерации № 612 от 16.08.2002 «Об утверждении Положения о лицензировании производства медицинской техники» (с изменениями от 3 октября 2002 г.); Постановление Правительства РФ № 646 от 17.11.2004 «Об утверждении правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения»; Постановление Правительства РФ № 690 от 26.11.2004 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год»; и др.

Регулирование рыночных процессов осуществляется также путем разработки и реализации процессов финансирования участников РОУ, установлением принципов и методов контроля за их функционированием, есть ряд документов, определяющих систему развития малого и среднего бизнеса, так как большинство фирм по оказанию услуг на РОУ относится именно к этому формату деятельности.

Вместе с тем, государство как выразитель интересов общества не в полной мере реализует свои функции на РОУ. Это проявляется в недостаточном воздействии с его стороны на формирование важнейших приоритетов социального развития данного рынка. В настоящее время фактически не выработаны социальные нормы и нормативы развития отечественного РОУ, нет адекватной рыночным трансформационным изменениям социальной программы поддержки малообеспеченных граждан - потребителей оптической продукции и оптических услуг.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в условиях рынка государство должно по прежнему проводить активную социальную политику, используя для этого иные механизмы, нежели в условиях административно-командной системы хозяйствования.

Интеграция российской экономики в мировое экономическое сообщество предполагает усиление социального компонента в развитии рыночных отношений. Проблема повышения социальной направленности РОУ рассматривается нами как одна из ключевых в развитии российской экономики в целом. Это обусловлено непосредственной взаимосвязью и взаимодействием важнейших параметров развития РОУ с общеэкономическими, социальными и политическими параметрами развития российского общества.

В подтверждение можно привести аргументы, свидетельствующие о непосредственном воздействии совершенствования РОУ на показатели, характеризующие уровень развития населения России. Так, в соответствии с «Программой развития ООН», обобщающим индикатором уровня жизни населения страны является параметр, исчисляемый как среднее значение трех величин: ВВП на душу населения с учетом порога бедности; ожидаемая продолжительность жизни и уровень образования населения в возрасте 25 лет и старше. Наряду с индикатором уровня жизни населения начиная с 1990 г. ООН стал исчислять такой показатель, как «совокупный индекс развития человеческого потенциала». Он учитывает предполагаемую при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения и доход на душу населения.

Социально-ориентированная модель развития РОУ предполагает оценку не только экономического эффекта, но и медицинского, а также социального. Так, если первый оценивается с точки зрения влияния основных параметров развития РОУ, то медицинский - предполагает учет показателей, определяющих уровень и характер заболеваемости, тенденции развития (в

нашем случае глазных заболеваний), число заболевших и здоровых лиц, объем и качество оказываемых услуг по коррекции зрения, удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг и др.

Социальный эффект может измеряться такими показателями, как продолжительность жизни, демографические сдвиги и др. В этой связи социальная ориентация развития РОУ выдвигает на первый план проблему выработки интегрального показателя оценки деятельности субъектов во взаимоувязке с общеэкономическими показателями развития. В данном контексте могут оцениваться общие экономические потери, которые несет общество в связи с ухудшением или потерей зрения населения, включая прямые расходы (в связи с нетрудоспособностью населения) и косвенные (недопроизводство ВВП в связи с временной утратой трудоспособности или инвалидностью).

К сожалению, на практике социальный компонент развития РОУ реализуется с большими сложностями. Высокопоставленные правительственные чиновники в большей степени нацеливают свои усилия на сбор доказательственной базы относительно невозможности реализации установок на «удвоение ВВП» даже к 2010-2012 гг. Отсутствие со стороны российского правительства инициативного формулирования задач быстрого, устойчивого и высококачественного роста социально-ориентированных секторов экономики отрицательным образом сказывается на социально-экономическом развитии в целом. Приоритетным направлением государственной политики на РОУ должно стать нивелирование сложившихся противоречий между коммерческой и некоммерческой составляющими в его развитии, обоснование четкой государственной позиции относительно усиления социального компонента в данной сфере экономики. Такой подход позволит успешно решать главные проблемы современной России, включая экономические, социальные, политические задачи национальной безопасности.

Услуга является важным элементом общественного бытия, а результат деятельности предприятий, функционирующих в сфере услуг, непосредственно связан с удовлетворением социальных потребностей населения и деловых нужд различных предприятий, организаций и учреждений.

В истории развития научной мысли о природе и сущности услуг основополагающую роль сыграли марксизм и неоклассицизм. Классовый характер марксистского учения был положен в основу развития сферы услуг в бывшем СССР. Экономическая мысль советского периода в этой области сводилась к отрицанию товаро-денежных отношений и базировалась на выработке директив и резолюций партийных съездов, всецело определявших экономическую политику.

По нашему мнению, экономическая теория не сформулировала исчерпывающего определения исследуемого понятия как абстрактной категории, т.е. «услуги вообще». Это объясняется тем, что слишком неоднородны и противоречивы виды экономической деятельности, охватываемые термином «услуга». В отечественной и зарубежной литературе представлено достаточно большое количество наиболее часто встречающихся определений этого понятия. Например, в книге «Сервис промышленных товаров», авторами В.М. Семеновым и О.В. Васильевой предложена их развернутая характеристика [4]. Отметим, что формулировка сущности услуг носит дискуссионный характер. Так, с точки зрения классической экономической теории услуга представляет собой «...ту потребительную стоимость, которую доставляет труд, подобно всякому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название „услуги" потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, - что однако, нисколько не отличает его, скажем от какой-нибудь машины.». И далее: «Услуги - широкая экономическая категория, они обладают самостоятельной экономической формой, обособленной как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю, которые. способны сохранять свое существование в промежутке времени между производством и потреблением и, стало быть, могут обращаться в течении этого времени как пригодные для продажи товары» [4, с. 153]. У Ф. Котлера услуга, - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде [5]. В.М. Смирнова и О.В. Васильева настаивают, что услуга - «.специфический товар, представляющий собой последовательность процессов взаимодействия системы производителя и системы потребителя в установлении фундаментальной пользы, существующий и имеющий потребительную стоимость только при неразрывной взаимосвязи этих систем» [4, с. 160]. В.Ф. Уколов определяет услугу как полезное действие потребительной стоимости - товара или непосредственно труда [4]. В правовых документах РФ услуги трактуются как прежде всего результат взаимодействия их исполнителя и потребителя.

Не останавливаясь на сравнительном анализе вышеприведенных определений и понятий «услуга», предложим собственную трактовку этой категории. Услуга - это полезная деятельность, которую одна сторона оказывает другой, и которая по сути своей, хотя и не является осязаемой, может быть связана с физическим продуктом.

Услуги могут производиться людьми и оборудованием, в присутствии клиента и в его отсутствие, могут быть нацелены на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций, носить коммерческий и некоммерческий характер, осуществляться частными и государственными организациями. При этом для любой услуги характерны такие свойства, как: неосязаемость, неотделимость от производителя, непостоянство качества и несохраняемость [6].

Известно, что любая экономическая категория по своей внутренней природе двойственна. Следовательно, в формах её практического использования заранее заложены те или иные противоречия.

Для сферы услуг характерно противоречие между идеальными и реальными услугами. Идеальная - представляет собой некую теоретическую модель реальной. Это своего рода эталон, на который ориентируется исполнитель услуги. Развиваясь, реальная услуга стремится соответствовать эталону. Вместе с тем по мере развития потребностей общества должна быть скорректирована и сама идеальная услуга (эталон), без изменения которой невозможно и совершенствование сферы услуг.

Одним из фундаментальных и характерных как для производства товаров, так и в оказании услуг можно назвать противоречие между существующими потребностями и возможностями их удовлетворения. Отметим, что в сфере услуг возможности удовлетворения потребностей клиентов сдерживаются такими факторами, как ограниченность материальных ресурсов, включая и платежеспособный спрос, и финансовые, технические и другие ресурсные возможности предприятий исполнителей услуг. При этом ограниченность знаний, навыков и современных технологий не позволит развивать услуги даже при наличии достаточных материальных ресурсов.

Кроме того, в исследуемой сфере постоянно приходится искать баланс между стандартными, универсальными методами обслуживания и индивидуализацией услуги с учетом потребности каждого клиента.

Ограниченность ресурсов и другие причины экономического характера могут привести к тому, что максимизация прибыли становится возможной при ориентации услуги не на всех желающих, а лишь на некоторые специфические группы клиентов. В этом случае сознательное сужение клиентуры позволяет существенно повысить качество услуг и сделать их более привлекательными, хотя и для ограниченного круга потребителей.

В процессе оказания услуг может использоваться подход, связанный с приспособлением своей деятельности к уже существующему спросу на них или подход, ориентированный на формирование нового спроса. Необходимость удовлетворения существующих потребностей и приспособление к существующему спросу очевидна. Резкой грани между этими группами потребностей нет, однако всегда складывается некий вариант взаимодействия услуг, удовлетворяющих творческие и чисто развлекательные потребности личности. Каким образом разрешается это противоречие во многом зависит от конкретной общественной системы, роли государства, региона, социальной группы, от уровня социально-экономического развития. Существование вышеперечисленных противоречий, их периодическое обострение неизбежно изменяет и совершенствует систему услуг, приводя ее в соответствие с развивающимися индивидуальными потребностями и всего общества в целом.

Современный российский РОУ представляет собой сложную систему, основной задачей которой является удовлетворение потребности населения в качественных услугах, связанных с диагностикой, коррекцией зрения и поддержания его в нормальном состоянии. Использование методов разрешения противоречий оптических услуг, учет интересов социально незащищенных слоев населения и в связи с этим выработка вымеренной государственной политики позволят решить эту важную социальную задачу нашего общества.

Литература

1. Иванидзе В.Н. Очки надо заказывать у специалиста // Фармацевтический вестник. 2005. № 3 (366).
2. Лукьянов В. Современное состояние рынка очковой оптики // Российские аптеки, 2003. № 4.
3. http://www.roszdravnadzor.ru/
4. СеменовВ.М., Васильева О.Е. Сервис промышленных товаров. М., 2001.
5. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга / Пер. с англ. М., 1998.

Северо-Кавказская академия государственной службы 21 ноября 2005 г.

© 2006 г. Д.Ю. Савон

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

Экология в современном обществе является мерилом степени модернизации экономических отношений. Когда основой экономической деятельности перестает быть «доход любой ценой», а на первое место выходят блага отдельного человека, экология превращается в индикатор состояния экономики. В региональном аспекте она подчас становится самым действенным показателем ее эффективности.

В Российской Федерации за последние десятилетие произошло снижения антропогенной нагрузки на природу: уменьшились сбросы и выбросы загрязняющих веществ, улучшилось фоновое состояние воздуха.

Вместе с тем эффективность использования природно-ресурсного потенциала резко снизилась, наблюдается рост материалоемкости производства. В промышленности замедлилось внедрение природоохранных технологий, не получило распространение производство экологичной продукции.

Очевидно, в сложившейся ситуации необходимо совершенствование существующей системы управления охраны окружающей среды. Нужен поиск новых механизмов, которые, с одной стороны, создадут условия для обеспечения сбалансированного экономического роста, а с другой - будут способствовать сохранению природно-ресурсного потенциала. Возможно в долгосрочной перспективе в экологический ущерб войдут потери от таких явлений, как кислотные дожди, ухудшение здоровья людей, снижение во-доочищающих функций болот и др.

Экологический ущерб связан с повышенной заболеваемостью населения; сокращением продолжительности жизни; ускорением износа основных фондов; снижением продуктивности биотических и земельных ресурсов; гибелью отдельных видов растительного и животного мира; санацией загрязненных земель и осуществлением других мероприятий [1].

Пример, иллюстрирующий значение экологического фактора, показан в статье Л.Р. Брауна, директора независимого исследовательского Института политики Земли (США), в котором говорится, что в 1998 г. произошло

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты