Спросить
Войти

Формирование ценовых цепочек в промышленном секторе экономики региона

Автор: указан в статье

В. В. Шарипова

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНОВЫХ ЦЕПОЧЕК В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин

Статья посвящена изучению проблемы реализации региональной промышленной политики. Внимание акцентируется на разработке методологии формирования ценовых цепочек в промышленном секторе экономики региона. Автором предлагается применение концепции «цепочки создания ценностей» для регионального промышленного сектора.

The article is devoted to the problem of the regional industrial policy realisation. Special attention is paid to elaboration of the methodology of price chains& formation in a region&s industrial sector. The author proposes the concept of «price creation chain» for the regional industrial sector.

Перспективы развития российской экономики неразрывно связаны с развитием ее промышленного сектора. Регулирование развития промышленности, как

это показывают теория и практика, осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях.

Формирование ценовых цепочек в промышленном секторе экономики региона

За последние 10-20 лет проведено большое количество исследований, особенно за рубежом, на тему регулирования развития предприятий промышленного сектора на корпоративном уровне. В то же время остается нераскрытым в полной мере вопрос регулирования развития промышленности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В России при проведении рыночных экономических преобразований центры ответственности за данное развитие постепенно перемещаются от федерального центра в регионы, муниципальные образования и корпоративный сектор. Если в процессе приватизации корпоративный сектор получил достаточные полномочия и в той или иной мере принял на себя ответственность за развитие промышленности, то на федеральном, региональном и муниципальном уровнях до сих пор ведутся дискуссии о полномочиях, степени ответственности и методологии управления развитием промышленного сектора экономики.

До сих пор дискутируется вопрос о необходимости государственной промышленной политики и ее содержании. В частности, Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, О. А. Би-яков отмечают, что промышленная политика как один из важнейших институтов рыночной экономики в последние несколько лет, после почти абсолютного отрицания (на федеральном уровне), постепенно занимает «свое» место среди инструментов, формирующих экономическую политику1 .

Одним из центральных вопросов промышленной политики является вопрос: «на каком уровне следует формулировать и проводить промышленную политику»? С одной стороны, существуют серьезные основания полагать, что промышленная политика должна формироваться на федеральном уровне по типу национальных проектов. С другой стороны, федеральный центр, особенно в последнее десятилетие, «активно стимулировал» субъекты Федерации разрабатывать и реализовывать собственную региональную промышленную политику.

Основной проблемой реализации промышленной политики является проблема согласования интересов общества и бизнеса. Целесообразным можно считать подход, направленный на балансировку интересов развития территориального образования и интересов промышленного сектора экономики. Очевидно, что данный подход наиболее продуктивен не для разрешения сиюминутных местных конфликтов на тему собственности, а при определении баланса интересов на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации сложилась парадоксальная ситуация, когда на уровне субъектов Федера-ции принимаются нормативные акты и региональные целевые программы по развитию промышленного сектора экономики регионов, а на федеральном уровне только лишь дебатируется вопрос о необходимости принятия федерального закона о промышленной политике.

В этих условиях в поддержку действий региональных властей, очевидно более за -интересованных в развитии промышленности, необходимо выработать методологическую базу для разработки промышленной политики региона. В этом смысле представляют интерес концептуальные основы подхода к решению проблем на региональном уровне, которые предлагают Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, О. А. Бияков1, но в следующем виде:

• формулирование понятий промышленной политики на федеральном и субфедеральном уровне;

• измерение и оценка уровня согласованности социальных, экономических, экологических и институциональных интересов для каждого уровня рассмотрения пары «объект-субъект» в рамках региональной промышленной политики;

• построение многомерной модели для измерения и оценки уровней согласованноОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

сти социальных, экономических, экологических и институциональных интересов при формировании стратегии устойчивого развития субъекта Российской Федерации.

В развитие данного концепта мы предлагаем использовать идею М. Портера о том, что «... стратегия представляет собой хорошо продуманные и рассчитанные решения в том, как направлять конкретную деятельность и как должны работать ценовые (производственные) цепочки (value chain)»2. М. Портер относил концепцию «цепочки создания ценностей» к процессу изготовления продукта внутри предприятия. По нашему мнению, предложенный М. Портером подход, уместно применить к промышленному сектору экономики региона.

В отечественной литературе производственной цепочкой называют комплекс предприятий (организаций) различных отраслей, связанный единым технологическим процессом создания какого-либо готового изделия, продукта, предназначенного для конечного потребления. В большом количестве работ отечественных исследователей экономика укрупненно представляется как объединение трех экономических блоков отраслей народного хозяйства: добывающих отраслей промышленности, обрабатывающей промышленности и потребляющих (использующих продукцию) отраслей.

Основной поток продукции по производственным цепочкам идет от добывающих отраслей промышленности через обрабатывающие к потребляющим отраслям, корпорациям и объединениям. Часть продукции идет в противоположном направлении (капитальное имущество и оборудова-ние, вспомогательные материалы), т. е. от обрабатывающих отраслей к добывающим, хотя ее объем невелик по сравнению с массой продукции, идущей от обрабатывающих отраслей к конечным потребителям (отдельным физическим лицам и домохо-зяйствам, покупающим товары для удовлетворения личных нужд), к государственным учреждениям, к представителям институционального рынка, к промышленным коммерческим потребителям и экспортерам.

Результатом деятельности каждого блока отраслей промышленного сектора экономики региона является создание определенных товаров, имеющих свою ценность, что позволяет рассматривать промышленный сектор экономики с точки зрения ценовых (производственных) цепочек.

В данном аспекте уместно применение теоретических положений и методических рекомендаций, сформулированных В. В. Леонтьевым в области межотраслевого баланса и Л. В. Канторовичем в области оптимального управления народным хозяйством.

Методология построения межотраслевых балансов на базе коэффициентов «затраты - выпуск» (input - output analysis) позволяет представить экономическую систему в виде набора линейных производственных функций, описывающих взаимосвязи ее секторов в виде статических и динамических моделей. Кроме того, В. В. Леонтьевым изучались вопросы влияния экономического роста на состояние окружающей среды, что отвечает концепции устойчивого развития, которую российские регионы берут за основу при формировании стратегий своего развития.

С точки зрения формирования ценовых (производственных) цепочек промышленного сектора экономики региона работы В. В. Леонтьева дополняют работы Л. В. Канторовича по теории оптимального планирования и управления народным хозяйством, а также по теории оптимального использования ресурсов.

Подтверждением целесообразности такого подхода является то, что в настоящее время ведется разработка «модельно-программ-ного комплекса для сценарного прогнозирования экономики России в разрезе макрорегионов. Этот комплекс предназначается для Министерства экономического развития и торговли. Данная разработка развивает математические модели планирования нобелев Функции лексических новообразований в повседневной разговорной речи

ских лауреатов В. В. Леонтьева и Л. В. Канторовича, оказавшие огромное влияние на мировую экономическую науку»3.

Перечисленные подходы предполагают необходимость разработки методологии

формирования ценовых цепочек в промышленном секторе экономики региона для устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фридман Ю. А., Речко Г. Н., Биякое О. А. Согласование промышленной и региональной политики на уровне субъекта Федерации при формировании модели его развития (постановка проблемы) // Региональная экономика и управление. 2007. № 2(10).
2 Hodgetts Richard M. A Conversation with Michael E. Porter: A «Significant Extension Toward Operational Improvement and Positioning». Organizational Dynamics, Summer 1999. Vol. 28. Issue 1. P. 24-33.
3 Гранберг А. Г. Выступление на заседании Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию // Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Москва, 30 ноября 2007 года. Электронный ресурс. - Режим доступа: [http:// president.kremlin.ru/text/appears/2007/11/152987.shtml]
ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНОВАЯ ЦЕПОЧКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЦЕПОЧКА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты