Спросить
Войти

Международный правопорядок в мировой финансовой системе как составная часть международно-правового режима в сфере международных экономических отношений

Автор: указан в статье

В. А. Никифоров

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК В МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье исследуются вопросы международного правового регулирования мировой финансовой системы как составной части международно-правового режима в сфере международных экономических отношений, показывается роль Международного валютного фонда (МБРР) — специализированного учреждения ООН и других финансово-кредитных международных организаций в правовом регулировании финансово-кредитных отношений в международной торговле.

V. Nikoforov

INTERNATIONAL LEGAL ORDER IN THE WORLD FINANCIAL SYSTEM AS A CONSTITUENT PART OF THE INTERNATIONAL LEGAL REGIME IN THE SPHERE OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS

The problem of international law regulation of the world financial system as a constituent part of the international legal regime in the sphere of international economic relations is investigated in the article. The author shows the role ofthe International Currency Fund, a specialised establishment of the UN and other financial and credit international organisations in legal regulation of financial and credit relations in international trade.

Международный правопорядок в мировой финансовой системе, являющийся составной частью международно-правового режима в сфере международных экономических отношений, имеет свои особенности и тенденции развития, на которых следует остановиться.

Движение товаров и услуг сопровождается транснациональным движением ва-лютно-финансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах. В международных финансовых отношениях — так же, как и в международной торговой системе, отчетливо прослеживается тенденция взаимопроникновения международного права и внутригосударственного права, усиление воздействия международного финансового права на национальные системы регулирования финансовых отношений, конвергенции финансовых систем, унификации финансовых законодательств.

В международных финансовых отношениях (в широком понимании этого термина) участвуют не только государства, но и физические/юридические лица, преимущественно банки, биржи, фонды и другие кредитные учреждения. Предметом правоотношений в международном финансовом праве являются: национальные валюты, международные расчетные единицы, условия обратимости валют, национальные правовые режимы в финансовой сфере, формы международных расчетов, состояние платежного баланса, правовые режимы международных валютных рынков, кредиты, долговые обязательства и т. п.

Трансграничное движение финансовых средств осуществляется через механизмы платежно-расчетных валютных, кредитных операций. Международные расчеты — функция банков. Деятельность банков в сфере международных расчетов является объектом государственного регулирования. Расчетные операции между банками регламентируются сводами правил и обычаев, кодифицированных Международной торговой палатой, чековой и вексельной конвенциями, межбанковскими соглашениями, межправительственными платежными соглашениями и торговыми договорами.

Валютные операции осуществляются в форме купли-продажи валюты, ценных бумаг и в некоторых других формах, связанных с движением капитала (инвестиций). При Ямайской валютной системе, действующей в настоящее время, разрешен свободный выбор режима валютного курса. Именно поэтому в мире возросли масштабы валютных спекуляций.

Международный валютный рынок тесно связан с международным кредитным рынком, на котором происходит движение денежного (ссудного) капитала между странами. Основными участниками рынка кредитов выступают государственные органы, государственные предприятия ТНК, банки, международные финансово-кредитные организации.

В случаях банковского кредитования в качестве обеспечения возвратности кредита используют залог, поручительство, гарантию. Другие основные виды активных банковских операций — фондовые, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые, трастовые.

Рост внешней задолженности многих стран в 70-80-х гг. ХХ в. обострил проблему валютных рисков, платежеспособности заемщиков. В связи с этим усилилась координация политики государств в отношении стран-должников по надзору за деятельностью коммерческих банков. Осуществлению ряда межгосударственных мероприятий способствует деятельность неправительственных институтов, межбанковских клубов.

Важную роль в обеспечении правопорядка в мировой финансовой системе занимают международные организации — региональные и универсальные. По мере развития и усложнения валютно-финансо-вых отношений государства все чаще прибегают к созданию специализированных международных организаций. Среди них центральное место занимает созданный в 1945 г. Международный валютный фонд — специализированное учреждение ООН. Членами МВФ являются почти все государства, включая Россию и другие страны СНГ. При вступлении в МВФ каждое государство подписывается на определенную долю его капитала. Этой квотой определяется число принадлежащих государству голосов, а также размер помощи, на которую оно может рассчитывать.

Основная цель МВФ — содействие сбалансированному росту мировой торговли и поддержание стабильности валют, координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

В случае дефицита платежного баланса национальные правительства стремятся ликвидировать его всеми имеющимися средствами, в том числе за счет привлечения кредитов МВФ. Компетенция МВФ обладает по отношению к государствам-членам определенными наднациональными чертами. Наднационального регулирования объективно требуют те отношения и проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества. Элементы наднациональности были заложены в статье I Устава МВФ. На ее основании Фонд определял политику государств-членов в области паритета национальных валют, без согласия государств менял курсы валют. Государства были лишены права самостоятельно вводить валютные ограничения на покупку валют, изменять паритет, проводить девальвацию без согласия Фонда, должны были по требованию Фонда предоставлять отчеты о своем финансово-экономическом положении.

После внесения в статью IV в 70-х гг. некоторых изменений элементы наднациональности в МВФ приобрели более мягкую форму. С отменой золотого паритета повысилась роль государства в определении валютного курса, но все основные и правовые вопросы функционирования системы СДР по-прежнему находятся в компетенции МВФ.

Многие вопросы организации и управления в МВФ зависят от величины квоты государства-члена в уставном (подписном) капитале Фонда. На основе квоты определяется сумма, которую государство может взять в кредит у организации. Россия занимает 9-е место среди государств-членов МВФ по размеру выделенной ей квоты, получив возможность назначать своего Директора в Исполнительный директорат.

Всемирный банк представляет собой сложное международное образование. В его систему входят четыре автономных учреждения, подчиненных президенту Всемирного банка:

• Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это межгосударственный акционерный банк, в котором Россия является крупным акционером. Он выдает кредиты в целях капиталовложений на производственные цели, а также предоставляет гарантии частным и иностранным инвестициям.

• Международная финансовая корпорация (МФК) — специализированное учреждение ООН, за счет средств МБРР выдает кредиты развивающимся странам для поощрения частных производственных предприятий. Участвует большинство государств, включая Россию и страны СНГ.

• Международная ассоциация развития (МАР) — дочерняя организация МБРР, предоставляет беспроцентные займы беднейшим странам. Россия не участвует.

• Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) учреждено на основе Сеульской конвенции 1985 г. Агентство предоставляет гарантии частным иностранным инвесторам путем страхования и перестрахования некоммерческих рисков. К таким рискам отнесены запрет на вывоз валюты, национализация и аналогичные меры, нарушение контракта и, разумеется, война, революция, внутриполитические беспорядки. Членами Агентства могут быть только члены Всемирного банка. Сейчас их более 130, включая Россию и другие страны СНГ. Агентство обладает юридической и финансовой самостоятельностью. МАИГ заключает международно-правовой договор с государством, намеревающимся привлекать иностранных инвесторов. Затем отношения инвестора с Агентством оформляются частноправовым контрактом. Последний обязывает инвестора ежегодно выплачивать страховой взнос, определяемый как процент от суммы страховой гарантии. При наступлении страхового случая Агентство обязуется выплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины

убытков. При этом в порядке суброгации переходят претензии к соответствующему государству.

Таким образом, общей целью деятельности институтов, входящих в группу Всемирного банка, является поощрение экономического и социального развития менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультационной помощи и помощи в подготовке кадров. В рамках достижения этой общей цели каждая организация выполняет свои функции. Так, к задачам МБРР относятся содействие реконструкции и развитию экономики государств — членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др. В свою очередь, три дочерние организации Банка — МАР, МФК и МАИГ — созданы главным образом для того, чтобы способствовать развитию экономики развивающихся стран посредством предоставления кредитов, поощрения частных предприятий в производственном секторе и стимулирования иностранных инвестиций1.

Лондонский клуб — это международная организация частных банков, кредитующих государства. Он решает вопросы погашения и обслуживания внешнего государственного долга. Основные направления его работы — выработка и согласование условий, касающихся пересмотра ранее заключенных кредитных соглашений, перегруппировка долговых обязательств. Клуб не имеет устава или других формальных правил. Процедуры его работы основываются на 40-летней практике. В основе этой организации не лежат никакие учредительные документы, она действует на основе джентльменского соглашения. Банки вносят на рассмотрение вопросы о тех государствах, которые испытывают затруднения в погашении долга. Клуб от имени кредиторов проводит с государством-должником переговоры, результаты которых излагаются в согласованном тексте. После этого подписывается двустороннее соглашение между государством и банком, по которому долг может быть списан (очень редко), консолидирован и т. п.

Парижский клуб — это пара-организация государств-кредиторов, которая занимается вопросами реструктуризации задолженности. Основные направления его работы — выработка и согласование условий, касающихся пересмотра ранее заключенных кредитных соглашений, перегруппировка долговых обязательств. Клуб не имеет устава или других формальных правил. Он действует с 1956 г. Для начала процедуры реструктуризации государство должно заявить о своем банкротстве. После этого Парижский клуб совместно с МВФ разрабатывает программу стабилизации, а государства — члены Клуба финансируют структурную перестройку экономики должника. После этого заключаются двусторонние соглашения кредиторов и должника.

Россия является должником Лондонского клуба и кредитором Парижского клуба.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) занимает важное место в регулировании международных инвестиционных потоков. Тенденция к унификации инвестиционных режимов, к универсализации правил приема и защиты иностранных инвестиций находит свое проявление в создании различных национальных и многосторонних «кодексов поведения» и аналогичных актов. Так, «Кодекс либерализации движения капиталов» был принят в свое время решением Совета ОЭСР. В 1992 г. МБРР принял «Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций». В рамках АТЭС в 1994 г. был принят «добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций, который, по мнению специалистов, может быть использован в будущем Всемирной торговой организацией.

Источниками международного инвестиционного права являются, в частности, двусторонние международные соглашения

о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также многосторонние соглашения: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения споров между государством и лицом другого государства 1965 г.; Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.; Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ), действующее в системе ВТО.

ТРИМ предусматривает предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования в области прав интеллектуальной собственности гражданам других государств-участников.

Политика государств в отношении экспорта-импорта инвестиций в форме кредитов, портфельных инвестиций, исходит, как правило, из устранения ограничений в их движении при сохранении учета и контроля за перемещением инвестиций. Что касается прямых инвестиций, то государства более жестко регулируют их ввоз и вывоз, в том числе путем любых ограничений, в целях защиты национальных производителей и экономики в целом.

Соглашение ТРИМ запрещает государствам использовать меры торговой политики, оказывающие отрицательное влияние на иностранные инвестиции, противоречащие принципу предоставления национального режима. Так, государства не должны иметь во внутреннем праве требований к предприятиям с иностранным капиталом: об обязательном использовании определенной доли национальных товаров в своем производственном процессе; о закупке продукции по импорту в определенной пропорции по отношению к закупкам национальной продукции; об обязательном экспорте фиксированной доли производимой продукции и т. п. Очень часто, особенно если речь идет о разработке природных ресурсов, режим приема и защиты

инвестиций определяется в соглашении между принимающим государством и инвестором. Зачастую в них государство-импортер обязуется не предпринимать никаких мер по национализации или экспроприации имущества инвестора. Такие соглашения называются «диагональными», а в западной литературе — «государственными контрактами». Наиболее распространенными видами государственных контрактов являются договоры о концессиях и договоры о разделе продукции. Государственные контракты относятся к сфере внутреннего права. Многие западные юристы считают, что это сфера международного контрактного права.

К вопросу о государственных контрактах примыкает вопрос об иммунитете государства. Согласно концепциям «расщепления иммунитета», «функционального иммунитета», применяемым промышлен-но развитыми государствами, если государство вступает в имущественный, гражданско-правовой договор с иностранным физическим/ юридическим лицом для осуществления функции суверенитета (строительство здания посольства, например), то на него по этому договору распространяются иммунитеты: судебный, от предварительного обеспечения иска, от принудительного исполнения иска.

В то же время, если государство вступает в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом с коммерческими целями, то оно фактически приравнивается к юридическому лицу и не должно пользоваться перечисленными иммунитетами. В связи с этим интерес представляют принятые в ряде государств внутренние законы по вопросам иммунитетов — Закон США об иммунитетах иностранных государств 1976 г., Закон Великобритании об иммунитете государства 1978 г. и другие. В Законе США указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в Соединенных Штатах, или действие, совершенное за пределами Соединенных Штатов в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне Соединенных Штатов, если это действие имеет прямые последствия для Соединенных Штатов». Аналогичные законы действуют в Канаде, Австралии, Пакистане, Сингапуре, ЮАР и др.

Правовая доктрина СССР, социалистических государств, многих развивающихся стран исходила из концепции абсолютного иммунитета: даже в экономическом обороте государство не отказывается от суверенитета и не лишается его. В условиях рыночной или переходной национальной экономики подобная концепция вряд ли будет содействовать притоку частных инвестиций, поэтому правовая политика и позиция России, других стран СНГ должна исходить, по мере созревания условий, из доктрины «расщепления иммунитета».

В основе деятельности рассматриваемых организаций лежит не соглашение частных субъектов, а международный договор, который конституирует учредительный акт международной организации, существующей и действующей в области международного публичного права. «Вместе с тем международная организация не может осуществлять своей международно-правовой деятельности без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота — она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитетом субъектов услуги связи, энергоснабжения, пользоваться почтовыми, телеграфными, телефонными, железнодорожными, космическими и прочими объектами и предприятиями»2.

Следовательно, определенные действия международных межправительственных организаций подпадают под действие норм международного частного права.

Для того чтобы реально существовать в гражданско-правовых отношениях международные организации наделяются правами юридического лица. Международная организация, как правило, становится правомочным в юридическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (инкорпорации) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое в большинстве случаев указывается в ее учредительных документах. Поэтому правовой статус подобного юридического лица чаще всего определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира соответствующей международной межправительственной организации. Указанное правило не является универсальным. Правовой статус организаций Группы Всемирного банка и МВФ определяется прежде всего соглашениями об их создании. Например, в разделе 1 ст. VI Соглашения о создании Международной финансовой корпорации 1956 г. прямо оговаривается, что для того «чтобы предоставить Корпорации возможность выполнять возложенные на нее функции, на территории каждого ее члена ей предоставляются статус, иммунитеты и привилегии, изложенные в настоящей статье». В разделе 2 этой же статьи устанавливается, что «Корпорация является полным юридическим лицом и, в частности, имеет право: 1) заключать договоры; 2) приобретать и продавать движимое и недвижимое имущество; 3) возбуждать судебные дела»3.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. — М., 2000. — С. 259-261.
2 Международное частное право: Учебник / Под ред. Г. К. Дмитриевой. — М., 2000. — С. 237.
3 Гаврилов В. В. Международное частное право. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Норма, 2002. — С. 179—180.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты