Спросить
Войти

К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Автор: указан в статье

А.С. КАПТО доктор философских наук, зав. отделом политического анализа и стратегических оценок ИСПИ РАН, почетный профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

К вопросу об институализации политической науки

К числу актуальных проблем политической науки относится проблема ее институализации (наряду с социологией) в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины. Прежде всего обратим внимание на такие особенности процесса институализации отечественной политологии.

Во-первых, о ее (институализации) хронологических рамках. Если в Европе сам термин «политическая наука» утвердился на рубеже XIX-XX вв., после чего вскоре заблистали не только имена отдельных выдающихся западных политологов, но и появились целые научные школы, то институа-лизация отечественной политологии в собственном смысле (а не политической мысли, политических идей и теорий) произошла в 1960-1980-е гг., т.е. в период между двумя советскими либерализациями - хрущевской «оттепелью» и горбачевской «перестройкой». Доктор исторических наук, профессор Г.Г. Дилигенский, говоря о советском периоде в развитии политологии, в свое время выделил внутри его «подпериод», «который начинается с середины или конца 60-х гг. и продолжается до перестройки»1.

Причем, неоднозначный и извилистый путь становления политологии и ее институализация фактически один в один (в своих плюсах и минусах) повторяют судьбу возрождающейся в это же время социологической науки. У этих двух дисциплин удивительно одинаковыми оказались и хронологические рамки их институализации: для политической науки таким начальным официальным рубежом стал 1960 г., когда была учреждена Советская ассоциация политических наук, а завершающим

* Капто Александр Семенович, e-mail: 339vnv@mail.ru

1 Интервью с Г.Г. Дилигенским опубликовано в № 1 сборника «Политическая наука» за 2001 г., с. 41.

- 1989 г., когда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС произошли легализация политологии и ее оформление в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины; для социологии соответственно - создание в 1958 г. Советской социологической ассоциации и ее вступление в Международную социологическую ассоциацию (в соответствии с Постановлением Комиссии ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и межпартийных связей от 11 февраля 1958 г.) и признание самостоятельного статуса социологической науки Постановлением Политбюро ЦК КПСС от 7 июня 1988 г.

Во-вторых, в отличие от классического становления абсолютного большинства научных дисциплин путем их внутренней постепенной интеллектуально-поисковой эволюции на становление политологии (как и социологии) во многом решающее воздействие оказывали крутые зигзаги политического пути каждого нового лидера страны с ярко выраженными акцентами на критику предшественника и с претензией на новации с чистого листа. В самом деле, одному поколению политологов довелось преодолевать вначале в молодые годы последствие сталинского культа личности, а потом хрущевский «волюнтаризм», брежневский «застой», чернен-ковско-андроповские геронтологические издержки. Да и сам акт оформления самостоятельного статуса политологии в 1989 г. происходил не в тиши кабинетов мудрецов-интеллигентов, а в условиях политического Чернобыля в стране, уже разразившейся «катастройки» (А.А. Зиновьев).

В-третьих, институализация политологии в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины началась фактически на «чистом» исследовательском поле: не был определен ее (политологии) предмет, не отработан понятийный аппарат, не определено место этой дисциплины в системе наук, полностью отсутствовала инфраструктура этой дисциплины (первая в нашей стране кафедра политологии была открыта в 1981 г. (!) на философском факультете Ленинградского университета).

В-четвертых, если дамокловым мечом для возрождающейся социологии был догматизированный исторический материализм, то политическое исследовательское поле «аннексировалось» такими «идеологическими дисциплинами», как История КПСС, научный коммунизм, марксистская философия.

В-пятых, политологи, в отличие от многих социологов, не занимались созданием мифов о партийных «погромах» их детища, а более правдиво оценивали как объективные трудности в этой сфере, так и издержки субъективизма и некомпетентности, в том числе и со стороны властей. Здесь не было и «героев» в борьбе с режимом, так как многие политологи сами входили в состав структур режима в качестве консультантов отделов ЦК КПСС, секретарей ЦК партии, помощников генерального секретаря и т.д. Достаточно назвать таких молодых исследователей, входивших в те годы в партийную элиту, как Ф. Бурлацкий, Г. Арбатов, О. Богомолов,

A. Бовин, Ф. Петренко, Г. Шахназаров, Г. Герасимов - некоторые из них со временем стали академиками АН СССР и руководителями академических институтов, продолжая пребывать в этом статусе и в составе постсоветской РАН.

Замечательной страницей в истории становления политической науки стало создание в самом начале 1950-х гг. ректором МГИМО Ю.П. Францевым кружка молодежи («Кружок Францева»), занявшегося изучением проблем политологии и социологии. Среди этих энтузиастов были будущие академики Г.А. Арбатов, Д.М. Гвишиани, Н.Н. Иноземцев,

B.В. Журкин, профессора Г.К. Ашин, Э.А. Араб-оглы, Д.В. Ермоленко, Ю.А. Замошкин, Э.А. Баграмов, И.В. Бестужев-Лада, Г.Л. Епископов, В.С. Семенов, Ю.Н. Семенов. Со временем в эту школу вошли более молодые мгимовцы Э.Я. Баталов, В.М. Володин, А.М. Мигранян, Т.В. Панилова, М.Т. Степанянц, А.М. Салмин, Б.С. Старостин, А.В. Шестопал.

Зарождение профессионального сообщества отечественных политологов связано с созданием в 1955 г. Секции экономических, философских и правовых наук Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). Участие этой секции в том же году в III Всемирном конгрессе Международной ассоциации политических наук (МАПН) в Стокгольме дало ей статус коллективного члена МАПН. В этом качестве Секция как структура созданного в 1958 г. на основе ВОКС Союза советских обществ и организаций участвовала в IV конгрессе МАПН в Риме. В апреле 1960 г. была осуществлена реорганизация Секции в Советскую ассоциацию политических (государственных) наук (САП(г)Н), что подтверждено решением общего собрания членов Секции в мае и сентябре 1960 г. В декабре 1960 г. Ассоциация по решению Президиума АН СССР переходит в Отделение экономических, философских и правовых наук Академии наук при сохранении ее участия в МАПН. Сотрудничество САПН/РАПН и

АН СССР/РАН продолжалось до 2000 г. 20 декабря 1991 г. преемницей САПН стала Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация политической науки» с сохранением за собой статуса члена МАПН.

В соответствии с Уставом Ассоциация стала добровольным научным обществом, объединяющим лиц, занимающихся вопросами политической науки. Ее цель - содействие развитию политических наук в духе демократии, развитие международного сотрудничества специалистов в этой области, ознакомление общественности с актуальными проблемами этой научной дисциплины посредством проведения научных конференций, совещаний, публикации статей, научных докладов, ознакомление мирового научного сообщества с развитием политической организации российского общества.

Однако политическая наука продолжительное время пребывала в двусмысленной ситуации, так как неясно было, принимается ли политология в качестве самостоятельной научной дисциплины, обладает ли она собственным предметом и методологией исследования, есть ли у нее свой теоретический инструментарий и понятийный аппарат и др. Поэтому и эволюция отечественной политологии в период ее возрождения отмечена извилистым путем: были как крупные резонансные шаги, так и малозаметные, на первый взгляд, но тоже имеющие определенное значение шажки. В тематическом отношении по известным причинам основное внимание концентрировалось на партийной политической и идеологической проблематике, интенсивно набирала силу внешнеполитическая ветвь политической науки, налаживались механизмы постоянного творческого взаимодействия советских политологов со структурами Международной ассоциации политических наук, а также с коллегами исследовательских и аналитических центров партий соцлагеря и развивающихся стран.

В институционализации политологии в СССР большую роль сыграл проведенный в Москве 12-18 августа 1979 г. XI Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. К открытию конгресса вышел в свет специальный выпуск Ежегодника САПН, содержавший материалы советской делегации . Открывал и закрывал заседания конгресса и выступил на нем президент САПН Г.Х. Шахназаров, который был представителем Советского оргкомитета по подготовке и проведению конгресса. Основной доклад, который произнес на конгрессе вице-президент АН СССР академик П.Н. Федосеев, - «Политические науки и современность». С докладом «Накопление политических знаний с 1949 г.» на пленарном заседании выступил член Программного комитета конгресса В.С. Семенов, получивший со стороны участников конгресса высокую оценку.

Значение этого форума для отечественной политологии определялось по крайней мере такими двумя факторами: во-первых, советские ученые продемонстрировали достаточно высокий профессиональный уровень, что свидетельствовало о возросшем потенциале политической науки в СССР, а, во-вторых, впервые происшедшее на таком уровне соприкосновение советских политологов «лицом к лицу» с крупнейшими фигурами зарубежной политологической элиты, занимавшей кстати, в условиях «холодной войны» нередко враждебные позиции - все это стало серьезным испытанием, в котором исследователи СССР показали себя с самой лучшей стороны.

С точки зрения положительных последствий конгресса важным является и то, что в его подготовке и проведении большую роль сыграли такие академические отраслевые и страноведческие институты, как Институт США и Канады, Институт Латинской Америки, Институт востоковедения, Институт Африки, Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). Все они со временем стали признанными исследовательскими центрами, сыгравшими важную роль в институционализации отечественной политологии. Официальные и итоговые материалы конгресса, обзорные статьи по трем основным темам конгресса и ряд статей советских ученых, в частности, Б.Л. Губмана, М.Н. Руткевича, Р.О. Карапетяна, Р.Г. Яновского, М.Т. Иовчука, В.В. Лазарева, Э.Н. Ожиганова, Р.Н. Исмаи-лова, были опубликованы в еженедельнике САПН тиражом 3700 экземпляров2. Позже на основе переработанных док1 Политика мира и развитие политических систем. Навстречу XI конгрессу Международной ассоциации политических наук. М., 1979.

2 См.: Проблемы политических наук. К итогам XI Конгресса МАПН. Ежегодник Советской ассоциации политических наук. М., 1979.

ладов советских участников XI Всемирного конгресса МАПН была издана монография.

С начала 1960 г. САПН стала выпускать свои ежегодники, тематика которых была достаточно разнообразной. Вслед за уже упоминавшимся ежегодником, опубликованным по итогам работы XI конгресса МАПН, ежегодники последующих лет посвящались таким темам, как «Взаимосвязь и взаимовлияние внутренней и внешней политики» (1980 г., издан в 1982 г.), «Новый мировой порядок и политическая общность» (1981 г., издан в 1983 г.), «Политическая наука и политическая практика» (1982-1983 гг., издан в 1984 г.). Два ежегодника - «Политические науки и НТР» и «Развивающиеся страны в мировой политике» - вышли в 1987 г.; теме «Новое политическое мышление и процесс демократизации» был посвящен ежегодник за 1990 г.

К числу важных акций, связанных с постановкой вопроса о том, чтобы «узаконить» политическую науку, относится опубликованная 10 января 1965 г. в газете «Правда» статья Ф. Бурлацкого «О политической науке». Под таким названием она появилась в первом, утреннем выпуске газеты, но в московском издании была переименована главным редактором на другое - «Политика и наука», сохранившее при этом призыв к созданию самостоятельного научного направления. Но в появившемся летом того же года газетном обзоре «Правды» прозвучало предложение отказаться от названия «Политическая наука» на том основании, что, мол, «все марксистские науки - политические», и обсуждать вопрос о политологии можно главным образом как о преподавательской дисциплине1.

Известный политолог, дипломат и журналист А. Бовин, работавший в 60-70-е гг. вместе с Ф.М. Бурлацким на политологическом поприще, в свое время отметил, что Федор Михайлович «вполне и по заслугам может быть назван основоположником советской политической науки» (подчеркнуто нами. - А.К.). О том, что «для нас важен тот факт, что Ф.М. Бурлацкий первым из советских ученых публично выступил за восстановление в правах политологии как научной и учебной дисциплины» (подчеркнуто нами. - А.К.)

1 См.: Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М., 2009, с. 21.
2 Бовин А. XX век как жизнь. М., 2003, с. 115.
3 См.: Бурлацкий Ф.М. О политической науке. М., 2013, с. 7.

- пишут пользующиеся высокой профессиональной репутацией профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.Ю. Шутов и Е.Б. Шестопал. Из множества областей политологии, которые успешно исследовал Ф.М. Бурлацкий, особо выделяются такие три направления: развитие самой политической науки на этапе ее институализации, дизайн политической системы, проблематика политического лидерства и политических элит.

Важнейший шаг в становлении политологии - организация в рамках созданного в 1968 г. Института конкретных социальных исследований АН СССР отдельного и самостоятельного (наряду с социологическим) политологического направления, курирование которого было поручено Ф.М. Бурлацкому как заместителю директора ИКСИ. Во всем этом проявилась большая прозорливость и смелость вице-президента АН СССР А.М. Румянцева, ставшего первым директором нового ИКСИ. Говоря о смелости Алексея Матвеевича мы не хотели бы растворить такую оценку в па-фосном возвеличивании его, а подкрепить наше утверждение конкретным аргументом - во всех документах Президиума АН СССР, Отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС, Секретариата ЦК, связанных с учреждением ИКСИ -политологическая составляющая как терминологически (упоминание терминов «политология», «политические науки», «политологические исследования»), так и содержательно (определение политологической проблематики, основных направлений этих исследований) вообще отсутствовала, все сводилось только к конкретным социальным исследованиям, т.е. к сфере социологии1.

И вот на свой риск А.М. Румянцев за счет внутриинс-титутских резервов сформировал первое политологическое подразделение в системе Академии наук СССР. Ввиду уточнения функций ИКСИ и концентрации его внимания на социологической проблематике Президиум АН СССР 18 мая 1972 г. принял решение о передаче на правах сектора группы сотрудников ИКСИ вместе с Ф.М. Бурлацким в Институт государства и права, а отдел проблем социально-политической динамики в условиях научно-технической революции в составе сектора динамики социальной структуры и сектора поли1 См.: Социология и власть. Сборник 1. Документы. 1953-1968. М., 1997, с. 137.

тической динамики упразднил в связи с переводом этих структур в Институт международного рабочего движения. Получившее распространение в постсоветское время заявление о том, что создание в ИКСИ политологического направления «фактически ... было сделано за счет науки социологической», что в результате того, что А.М. Румянцев «продолжил линию на привлечение к работе в нем близких ему по духу политологов, отчего многим специалистам из смежных областей ... не нашлось места» для проведения конкретных социологических исследований, и что создание в таком формате ИКСИ «не только не улучшило положение социологической науки, но даже усугубило ее», так как из-за этого «с первых дней работы нового научного подразделения (ИКСИ. -А.К.) в нем сложилась довольно странная, явно не способствующая слаженной продуктивной работе ситуация»1, - все это свидетельствует о том, какие трудности пришлось преодолевать директору ИКСИ внутри института по воплощению в жизнь инициированной им лично идеи создания академической политологической структуры.

Фактом является и то, что продолжительное время отечественную политологию отличали аморфный, импульсивный, крайне слабый уровень ее развития, отсутствие собственных научных школ и центров подготовки профессиональных кадров. Сказывалось отсутствие концептуальных документов (прежде всего Президиума АН СССР и Министерства высшего и специального образования СССР), определяющих предмет политологии как научной и учебной дисциплины, ее понятия и категории, структуру политологического знания, основные направления развития этой ветви науки.

Словом, в сторону своей институционализации политическая наука двигалась «шагами» и «шажками», благодаря которым и накапливался определенный опыт. Одним из таких шагов явилась подготовка и издание в 1980 г. «Краткого политического словаря» под общей редакцией Л.А. Оникова и Н.В. Шишлина. Среди многих достоинств этого издания следует отметить и то, что наряду с трактовкой абсолютного большинства терминов и определений с позиций господствовавшей в СССР идеологии в нем нашли отражение и интерпретации западных политологов, что позволило советским исследователям познакомиться со взглядами

1 Осипов Г.В. Возрождение социологической науки в России. М., 2012, с. 31.

своих зарубежных идеологических оппонентов. Осуществлена также попытка дать определение политической науки: «Политическая наука (политология) - термин, утвердившийся за общественной наукой, изучающей всю область политических отношений. ...Политическая наука развивалась в тесной связи с историей, юриспруденцией и политической экономией, постепенно выделялась в самостоятельную сферу исследований. К предмету политической науки относятся прежде всего принципы политической системы общества, роль и соотношение ее основных компонентов - государства, политических партий, общественных организаций; способы проведения в жизнь государственной политики; регулирование общественно-политических проблем, составляющих понятие демократии»1. Такое определение было воспринято научным сообществом в основном положительно (при некоторых дискуссионных моментах), и оно стало хорошим подспорьем в дальнейшей «шлифовке» понятийного аппарата политологии.

Институционализация же политологии, как и социологии, состоялась перед самым закатом советской эпохи. К числу глубоких разработок этой проблемы следует отнести монографические исследования Я.А. Пляйса2. Важным шагом стало принятие 13 марта 1987 г. совместного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 327, в котором предлагалось Государственному комитету СССР по науке и технике (ГКНТ СССР) совместно с Министерством высшего и среднего образования СССР, Академией наук СССР и с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР «пересмотреть и утвердить номенклатуру специальностей научных работников, по которым должна проводиться подготовка докторов и кандидатов наук, в соответствии с новым перечнем специальностей по подготовке специалистов с высшим образованием и учетом развития новейших направлений науки и техники»3 (подчеркнуто нами. - А.К.). Подчеркнутая нами фраза Постановления, хотя изложена и в общей, абстрактной форме, для политологии и социологии звучала обнадежи1 Краткий политический словарь / Под общей редакцией Л.А. Оникова и Н.В. Шишлина. М., 1980, с. 319.

2 См.: Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М., 2009.
3 Собрание постановлений правительства СССР (отдел первый). 1987, № 24, с. 498, п. 6.

вающе. Это подтвердилось после того, как ГКНТ своим постановлением № 386 от 4 ноября 1988 г. «О номенклатуре специальностей научных работников» внес в номенклатуру следующие специальности по политическим наукам: «теория и история политической науки»; «политические институты и процессы»; «политическая культура и идеология»; «политические проблемы международных систем и глобального развития».

По специальности «политические науки», но в разделе «социологические науки» в том же постановлении проходили еще две специальности: «социально-политические процессы, организация и управление» и «общественное мнение»1. Номенклатура, утвержденная ГКНТ, была по приказу ВАК при СМ СССР №1 от 25 января 1989 г. принята к руководству всеми органами аттестации научных и научно-педагогических кадров. После этого открылись реальные возможности для создания инфраструктуры политологии, открытия специализированных кафедр, отделения по подготовке профессиональных политологов, формирования диссертационных советов. Осенью 1990 г. в ВАК был создан первый Экспертный совет по политическим наукам в составе 26 видных ученых; председателем совета был утвержден директор Института Европы АН СССР, член-корреспондент АН СССР В.В. Журкин. Первые специализированные диссертационные советы по политологии были созданы в 1990 г. - в Институте общественных наук при ЦК КПСС и при Уральском отделении АН СССР. В том же 1990 г. состоялась первая защита докторской диссертации, и произошло это в диссертационном совете Института общественных наук при ЦК КПСС под председательством Ф.М. Бурлацкого. Номенклатура политологии со временем менялась и уточнялась несколько раз, пока она не была утверждена в окончательном на данный момент виде.

Отечественная политология, пройдя сложный путь становления и институализации в условиях господства теоретико-методологических доктрин советского обществоведения, вскоре оказалось перед новыми вызовами, порожденными цивилизационным сломом всей общественно-политической системы страны. Многие из этих вызовов не менее сложные, чем те, которые пришлось преодолевать ранее. Но это отдельная тема, требующая тщательного исследо1 Бюллетень ВАК при Совете Министров СССР. 1989, № 3, с. 18.

вания. Мы же из множества острых проблем отметим одну. Речь идет о нависшей опасности оказаться реформирующейся ныне Академии наук без института политологии. Для политологического сообщества обнадеживающим было преобразование в 1990-е гг. Института международного рабочего движения в Институт сравнительной политологии, который стал первой легитимной самостоятельной политологической структурой в системе РАН. Однако он вскоре был расформирован, его исследовательские подразделения были переданы в другие институты. В нынешней же «реформаторской утряске» системы институтов РАН места для академического института политологии пока не нашлось. Неужели кто-то всерьез считает, что сложнейшие проблемы современности можно решать без важнейшего научного направления - академической политологии. Или может быть порой дающий о себе знать нигилизм по отношению к фундаментальной науке открывает дорогу для лишения политологии академического статуса.

Капто А.С. К вопросу об институализации политической науки. Рассматривается процесс институализации отечественной политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины, хронологическими рамками которой (институализации) стали создание в 1960 г. Советской ассоциации политических наук и оформление в 1989 г. постановлением ЦК КПСС политологии в качестве обществоведческой дисциплины. Охарактеризован вклад в становление отечественной политологии академического сообщества и системы высшей школы страны.

Kapto A.S. On the question of institutionalizing political science. The process of institutionalizing domestic political science as an academic discipline is considered. The time-frame of institutionalization became the creation of the Soviet political association in 1960 and the formation of political science as a social science discipline in 1989 by the Decree of the CPSU Central Committee. The contribution to the formation of domestic political science of academic community and the system of higher education of the country is characterized.

ПОЛИТОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА political science ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ political studies ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ institutionalization ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ differentiation ИНТЕГРАЦИЯ (В НАУКЕ)
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты