Спросить
Войти

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЬИ И БЫТА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Автор: указан в статье

М.А. МАММАЕВА кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории Дагестанского государственного аграрного университета им. М.М. Джамбулатова

З.С. БИГАЕВА кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории ДагГАУ

З.Н. ЛОБАЧЕВА кандидат философских наук, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории ДагГАУ*

Специфика организации семьи и быта народов Дагестана в конце XIX - начале ХХ века

В статье предпринята попытка раскрыть важнейший этап развития материальной культуры Дагестана в конце XIX - начале XX в. Рассматриваются положительные сдвиги в развитии культуры Дагестана, на которые повлияло знакомство с русской культурой. Однако колониальная политика царской администрации, сохранение пережитков патриархально-феодальных порядков тормозили развитие дагестанских народов.

Mammaeva M.A., Bigaeva Z.S., Lobacheva Z.N. The specifics of organizing the family an life of the peoples of Dagestan in the late 19th and early 20th centuries. In this article, the authors attempted to uncover the most important stage in the development of the material culture of Dagestan in the late 19th and early 20th centuries. We consider the positive improvements in the development of the culture of Dagestan, which were influenced by familiarity with the Russian culture. However, the colonial policy of the tsarist administration, the preservation of the remnants of the patriarchal-feudal order, hampered the development of the Dagestan peoples.

* Маммаева Мадина Абдурахманова, Бигаева Зарема Саидовна, Лоба-чева Зоя Николаевна, e-mail: achmedov 69_@mail.ru

Конец XIX в. ознаменовал собой начало нового этапа в развитии материальной культуры народов Дагестана. Значительную роль в этом сыграло вхождение Дагестана в состав Российской империи после подписания Гюлистанского мирного договора с Ираном в 1813 г. С присоединением к России необходимость обороняться перестала быть актуальной для горцев при строительстве своих жилищ. Стабилизировалась политическая обстановка в Дагестане: гарантом мира в регионе теперь выступала Россия и необходимость отстаивать горцам свою независимость отпала.

В конце XIX - начале XX в. была построена Северо-Кавказская железная дорога, что способствовало активным взаимоотношениям дагестанских городов не только с кавказскими народами, но и со всей Россией. Наметились изменения и в быту горцев: появляются новые населённые пункты на равнине и в предгорье. В отличие от старых поселений, они имели прямые улицы и переулки, также стали появляться новые культурные центры и торговые кварталы.

Изменилось и жилище горца: планировка стала гораздо просторнее, при доме появились отдельные дворы для скота и для отдыха, а также сады и огороды. Основным типом жилья горцев стал дом из двух этажей с плоской крышей, с верандой и с традиционным использованием первого этажа под хозяйственные нужды. Имели место и трёхэтажные дома.

В основном народы Дагестана до начала ХХ в. жили в сельской местности, и лишь незначительная часть их проживала в городах и крепостях. Жильё строили из камня в горах и из глины на равнине. Исключение составляли ногайцы: у них были войлочные юрты. В горах было террасное домостроение: дома отличались теснотой, многоэтаж-ностью строений и почти полным отсутствием дворов (Кубачи, Чох, Гуниб и т.д.).

В конце XIX - начале XX в. зажиточные дагестанцы стали строить большие дома с множеством комнат и с застеклёнными балконами, с железными печами, с деревянными полами и потолками. В их домах появляется городская мебель, столы, стулья, ковры, дорогая посуда из стекла и фаянса, самовар, большие зеркала и сундуки. Всё это обычно размещалось в кунацкой, в которой на самом почётном месте висело оружие хозяина. «Дом, выстроенный и обставленный по-городскому, служил теперь предметом гордости князя или дворянина»1. Стремление богатых горцев выделиться излишней роскошью приводило к утрате самобытности архитектуры дагестанского дома.

В то же время значительная часть населения Дагестана жила в сырых и тёмных полуземлянках или турлучных (глиняных) домах, спала на полу, укрывшись овечьими шкурами и обходилась деревянной, гончарной или медной посудой.

В каждом селении обязательно была площадь - годекан, рядом с которой обычно располагалась мечеть. На площади собирались все мужчины села в свободное от работы время и для решения важных вопросов. Годекан делился на две части: для старшего поколения и для молодёжи. В крупных населённых пунктах при годекане проходила бойкая торговля на базарах.

Культурными центрами Дагестана в этот период были такие города, как Темир-Хан-Шура, Порт-Петровск, Дербент, которые внешне не отличались от других кавказских городов с величественными особняками в центре и скромными домиками на окраинах.

Зарождается и развивается торговое земледелие, что свидетельствовало о проникновении рыночных отношений в дагестанское село. «Его сущность в специализации отдельных сельскохозяйственных территорий в массовом производстве продуктов на рынок. Такая специализация ярко проявилась в Дагестане в рассматриваемый период. Нынешние Хасавюртовский и Бабаюртовский районы специализировались на массовом производстве зерна, горные

округа на торговом овцеводстве, Дербентский и Кизлярский

2

районы на виноградарстве, винокурении и садоводстве» .

Дагестанская пища оставалась в основном традиционной: молочные продукты и злаковые культуры в виде крупы. Мясо и рыба простыми горцами употреблялись нечасто. Из напитков были известны буза, щербет, чай и др. В результате присоединения к России появились и новые продукты: картофель, капуста, помидоры, а также горцы научились засолке овощей и приготовлению кондитерских изделий. На пищу горцев повлияло и отходничество: появились блюда кухни народов Закавказья, Северного Кавказа и России. Однако для

1 История народов Северного Кавказа. Конец 18 в. - 1917 г. М., 1988, с. 504.
2 История Дагестана. Учебно-методическое пособие / Маммаева М.А., Баглиева З.З., Бигаева З.С. Махачкала, 2017, с. 109.

большинства простых горцев основной пищей оставались кукурузный или ячменный чурек, кусок сыра и молоко.

К началу ХХ в. под влиянием России происходят изменения в одежде горцев: в городах зарождающая дагестанская интеллигенция стала носить европейскую одежду. Всё чаще горцы стали покупать готовую одежду: шапки, сапоги, кепки и т.д. Ткани домашнего производства начали активно вытесняться тканями фабричного производства: сатином, ситцем, бязью, которые были доступны по цене и простому народу.

Мужской костюм дагестанца был единым для всех горцев: бешмет, дополненный вооружением: саблей, кинжалом или ножом в кожаном чехле. Большим спросом у мужчин пользовались кавказская просторная рубаха и азиатские чувяки с отдельными голенищами. Парадной одеждой была черкеска, на которую надевался ремень с пряжкой и кинжал, свидетельствовавший о благосостоянии горца. Верхней одеждой служила шуба из овечьих шкур с шерстью внутрь. Одежда богатых дагестанцев шилась как из местных, так и из привозных материалов: шёлка, парчи, бархата, сукна и др.

В сёлах мужчины обычно не брились, ходили с бородой и наголо бритой головой. Обязательным аксессуаром горца была папаха. Считалось серьезным оскорблением снятие папахи с головы. Состоятельные горцы заказывали себе папаху из дорогого среднеазиатского каракуля, а простые горцы носили папахи из овчины.

Одежда горянок отличалась большим разнообразием, так как имела множество этнических особенностей. Часто она шилась из покупных фабричных тканей. Горянки носили длинную рубаху с шароварами, а на равнине девушки одевались в приталенные платья. Головным убором горянок было чохто, на которое нашивались украшения, изготовленные местными ювелирами.

Старинное золотое шитьё на платьях вытеснялось золотой гладью и тесьмой из шёлка. Праздничным и свадебным нарядом было платье-«къабалай», которое шилось из дорогих, тяжёлых и плотных тканей. Женский праздничный наряд дополнялся всевозможными изделиями из серебра, позолоты или металла с применением черни, которые отличались своей оригинальностью и местным колоритом. Среди богатых дагестанок были распространены шубы из привозных русских мехов, а простые горянки обходились верхней одеждой из овчины.

«К концу 19 - началу 20 в. в Дагестане было распространено более 30 видов кустарных промыслов...количество дагестанских кустарей в конце 19 в. колебалось от 10 до 16 тыс. человек. Кустарно-ремесленное производство в Дагестане было широко развито как ни в одном регионе Российской империи» 1.

Распространённым женским занятием, особенно в Южном Дагестане, было ковроткачество: ворсовые ковры изготавливались в Ахтах, Микрахе, Рутуле, Хучни, Эрпели, Ка-занище, Верхнем Дженгутае, а безворсовые ковры - в Хунзахе, в Тлярата и в кумыкских землях.

В конце XIX - начале XX в. Дагестан по развитию народных промыслов занимал одно из первых мест на Северном Кавказе, но из-за дешевой фабричной продукции, некоторые отрасли стали приходить в упадок.

В конце XIX в. благодаря возросшему интересу к парадному оружию искусство насечки по металлу получает развитие в Дагестане. Используются такие материалы, как серебро, слоновая кость, золото и др.

«Известными центрами оружейного дела и ювелирного искусства в Аварии были Гоцатль, Согратль, Ругуджа, Чир-кей, Унцукуль и др., у лакцев - Кумух, Унчукатль, Хурукра и др., у даргинцев - Кубачи, Харбук, Амузги и др., у лезгин -Хурюк, Шиназ и др., у кумыков - Казанище, Тарки и др.»2.

Влияние России проявилось в том, что «в изделиях ку-бачинских, кумухских и других мастеров прикладного искусства появились новые узоры. Наряду с традиционными видами стали всё больше изготавливать всевозможные кубки,

3

чайные сервизы, столовые принадлежности и т.д.» .

Резьбой по дереву украшали опорные столбы жилищ горцев, лари для хранения зерна и др. Но «дерево всё более исчезало с фасада жилого дома, что вело к постепенному отмиранию искусства его художественной обработки. Техника обработки камня, напротив, получила дальнейшее разви-тие»4. Резьба по камню получила распространение преиму1 Гаджимуратов М. Т. История Дагестана с древнейших времён до современности. Махачкала, 2012, с. 152.

2 История Дагестана с древнейших времён до конца 19 в. Часть 1. Махачкала, 1997, с. 281.
3 История Дагестана с древнейших времён до наших дней / Асваров Н.А., Амирова З.М., Гасанов М.Р. и др. Махачкала, 2012, с. 298.
4 История народов Северного Кавказа. Конец 18 в.- 1917 г., с. 504.

щественно в архитектуре домов и в надмогильных памятниках.

В конце XIX - начале XX в. сохранилась принадлежность каждого дагестанца к определённому тухуму - родственному объединению горцев во главе со старейшиной. Система родства в тухуме была арабской, браки заключались чаще всего внутри тухума, а их инициаторами выступала женская сторона.

Главой дагестанской семьи был мужчина - отец семейства, который обладал непререкаемым авторитетом и неограниченной властью в семье. Брак заключался согласно шариатским законам, согласие девушки было обязательным, но развод возможен был только по инициативе мужа. Свадьбы справляли поздней осенью, когда все сельскохозяйственные работы были завершены и весь урожай собран. В свадьбе участвовало всё село, а руководителем был избранный тамада. Зрелищным было шествие невесты в дом жениха, которое сопровождалось веселыми песнями и танцами.

Проникновение капиталистических отношений в Дагестан и их развитие приводило к расшатыванию патриархальных устоев горской семьи. Продолжалось дальнейшее расслоение дагестанских народов, и для бедняков соблюдение семейно-бытовых традиций, таких как покупной брак, свадебный обмен подарками, дорогостоящие поминки, было трудновыполним. Большой размер калыма для невесты, который должен был внести жених при обручении, вызывал недовольство со стороны прогрессивной части населения и сельских общин, которые выступали за полную отмену калыма, так как необходимость его уплаты была причиной ряда преступлений.

Для того, чтобы избавиться от свадебных расходов, у бедных горцев стало практиковаться фиктивное похищение, которое совершалось по взаимному согласию. Но часто встречалось и насильственное похищение девушек, что приводило к убийствам, раздорам и кровной мести.

На семейно-бытовых отношениях отрицательно сказывалось социальное расслоение: в состоятельных семьях женщины были избавлены от тяжёлой работы, в то время как на горянку из бедной семьи ложилась вся тяжесть домашнего повседневного труда.

Таким образом, в конце XIX - начале ХХ в. в Дагестане

налицо были положительные сдвиги в развитии культуры, на которую существенно повлияли знакомство с передовой русской культурой и проникновение капиталистических отношений. Появляются фабрично-заводская промышленность и новый тип населения, который работает на рынок.

Однако колониальная политика царской администрации сохранение пережитков патриархально-феодальных порядков, выступали тормозом культурного развития дагестанских народов. В результате рыночной экономики усугубляется и имущественное расслоение горцев, что приводит к дальнейшей трансформации семейных отношений.

В Дагестане растёт недовольство горцев политикой беков, с одной стороны, и царской администрации - с другой, что приводило к открытым столкновениям народа с военной силой и явилось предвестником политических потрясений ХХ в., которые впоследствии произошли в России.

КУЛЬТУРА ДАГЕСТАН ИСКУССТВО ГОРЦЫ СЕМЬЯ РЫНОК РОССИЯ МУСУЛЬМАНЕ БЫТ РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты