Спросить
Войти

2015.01.018. БАТХАИ А. СТАМБУЛ - АФИНЫ. ПРАКТИКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АФГАНЦАМИ ЕВРОПЕЙСКИХ ГРАНИЦ. BATHAÏE A. ISTANBUL - ATHèNES. LES PRATIQUES CIRCULATOIRE DES AFGHANS à LA FRONTIèRE EUROPéENNE // HOMMES ET MIGRATION. - P., 2013. - N 1304. - P. 27-33

Автор: указан в статье

хозяйство, обучая фермеров передовой агротехнике урожая. С 2000 г. инвестиции Тайваня в экономику страны оцениваются примерно в 90 млн долл. (с. 10). Безусловно, от отношений с Китаем выгоды было бы значительно больше, но такова цена именно за независимый курс во внешней политике. Также играет роль и то, что Китай, проводя свою внешнюю политику, зачастую действует очень напористо, рассчитывая на то, что экономические выгоды окажутся сильнее местных традиций и обычаев, а также сложившейся манеры поведения. Именно это и не сработало в Свазиленде. Следует отметить, что, несмотря на рост деловой активности и потепление в отношениях, Китай не сворачивал теневых действий по дальнейшей международной изоляции Тайваня. Так, например, сейчас у Тайваня установлены дипломатические отношения не более чем с 25 странами, среди которых Ватикан и Свазиленд, а значительное количество африканских стран готово традиционно поддержать Китай и его политику, чтобы не терять давно устоявшихся экономических связей, которые приносят серьезный доход их дефицитным бюджетам. Однако, несмотря на сильное давление, Свазиленд так и не стал официально устанавливать дипломатические отношения с Китаем.

В заключение автор отмечает, что с 1949 г. Тайбэй и Пекин активно боролись в поисках зарубежной поддержки, продвигая в мире собственную идеологию. Сейчас это противостояние практически сошло на нет. Страны перестали быть конкурентами, более того, стали партнерами. Китай сделал ставку на развитие отношений с крупными странами, что приносит быструю выгоду, но, для того чтобы стать доминирующей силой в капиталистической системе, ему придется налаживать отношения и с небольшими независимыми центрами и делать ставку в этих отношениях на уважение и терпимость к местным обычаем и политической культуре.

Д.В. Палаткин

2015.01.018. БАТХАИ А. СТАМБУЛ - АФИНЫ. ПРАКТИКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АФГАНЦАМИ ЕВРОПЕЙСКИХ ГРАНИЦ. BATHAÏE A. Istanbul - Athènes. Les pratiques circulatoire des afghans à la frontière européenne // Hommes et migration. - P., 2013. - N 1304. -P. 27-33.

Азита Батхаи (Университет Западный Париж - Нантер-ля-Дефанс, Франция) описывает типовую схему проникновения в Европу нелегальных иммигрантов из Афганистана1.

Отток граждан из Афганистана начался в 1970-х годах вследствие охватившей страну засухи и продолжался во время пребывания советских войск (1978-1989), гражданской войны, начавшейся после их ухода, и в период режима талибов (1994-2001). Главным образом люди переселялись в соседние государства - Иран и Пакистан, где в результате осели 6 млн афганских беженцев (с. 27).

В настоящее время молодые афганцы (это касается как граждан Афганистана, так и выходцев из семей беженцев) стремятся перебраться в Европу. Столкнувшись с жестким пограничным контролем и условиями миграционного законодательства, они стали использовать нелегальные способы проникновения на территорию европейских государств.

Типовая экспедиция мигрантов обычно разбита на несколько этапов. Упрощенно схема выглядит так: из Ирана в приграничные районы Турции и оттуда в Стамбул, из Стамбула в Грецию, из Греции в государства Европы.

Формирование группы потенциальных нелегалов происходит на территории Ирана. Такая группа может состоять из людей, связанных какой-то степенью родства или более или менее знакомых. Однако часто по маршруту приходится вместе идти и тем, кто прежде друг друга не знал. Опыт афганских иммигрантов показывает, что связи, возникающие между людьми в процессе совместного преодоления опасностей, чрезвычайно надежны. Случается так, что в дальнейшем нелегалам удается выживать в Европе именно благодаря контактам, состоявшимся во время перехода через границу.

Каждый из членов группы обычно имеет с собой заранее скопленную сумму денег. Кому-то ее может хватить на то, чтобы добраться до намеченной цели, понеся по пути всевозможные издержки. Иногда же мигранту по материальным или иным причинам удается преодолеть лишь несколько этапов. Тогда он вынужден на какое-то время осесть в том месте, до которого смог добраться,

1 В основу статьи положены реальные сведения, полученные автором от иммигрантов-афганцев в период пребывания в Афинах (с 2006 по 2012 г.).

чтобы обеспечить себе возможность продолжить путь позднее. Для некоторых путешествие в Европу растягивается на годы. Однако именно из них, осевших на разных точках маршрута, формируется неформальная сеть, обеспечивающая очередных мигрантов временным пристанищем, жизненно важной информацией и связями.

Детали прохождения первого этапа маршрута оговариваются во время общего сбора группы и знакомства с проводником еще в Иране. Там же оплачиваются услуги по сопровождению из Ирана (например, из Тебриза) до Стамбула. В условленное время членов группы (по двое - трое) на автомобилях доставляют в некий «накопитель». Оттуда уже на других машинах людей переправляют в горы и передают проводникам. И поездка в горы, и все последующие перемещения осуществляются только по ночам. Роль проводников выполняют курды. Во главе с ними группы передвигаются по горным тропам в сторону турецкой границы. Переход сложен не только из-за рельефа местности. Он должен, насколько это возможно, осуществляться бесшумно. При возникновении опасности (приближении иранского или турецкого пограничного патруля, например) переход прерывается, и вся группа столько времени, сколько это необходимо, должна сидеть или лежать в темноте. После пересечения границы проводники распределяют людей по дворам в горных курдских деревнях. Обычно пребывание там растягивается на несколько суток. Затем, дождавшись благоприятного момента, курды помогают мигрантам добираться до какого-нибудь крупного города (например, Вана). Путешествие в Стамбул обычно осуществляется на грузовых машинах, и путь может занять около двух недель.

Благодаря тому что маршрут востребован не только афганцами, но и выходцами из Индии и Ирана, «проводники-курды со временем сумели разработать целую систему переправки через границу. Будучи родом из этих краев и обладая сетью всевозможных связей, особенно среди деревенских жителей, они успешно обходят контролирующих рубежи иранских и турецких пограничников. Деятельность по обслуживанию нелегалов является для курдского населения, живущего по обе стороны границы, важным источником средств к существованию» (с. 28).

Афганцы, которым удалось благополучно попасть в Стамбул и сохранить средства на оплату услуг нового проводника, сразу же

пытаются переправиться в Грецию. Те же, у кого денег больше нет, вынуждены на какое-то время поселиться в городе, чтобы заработать себе на дорогу. Временную работу и жилье они находят, как правило, с помощью местных афганцев. Многочисленная афганская община возникла в Турции в период, последовавший за вводом советских войск. Ее появлению способствовали исторически сложившиеся контакты турецких властей с тюркоязычным населением Афганистана, в особенности с узбеками. Такие связи благоприятно сказываются на отношении в Турции к выходцам из Афганистана. Пребывание в Стамбуле для задержавшихся в пути мигрантов важно не только в плане заработка. История жизни многих из них показывает, что помимо необходимых средств здесь можно приобрести обширные связи в иммигрантской среде, которые с точки зрения реализации дальнейших планов представляют не меньшую, чем деньги, ценность.

Следующим после Стамбула пунктом маршрута является Греция. Одно время афганцы нанимали проводников, которые по ночам перевозили их небольшими группами на весельных лодках с турецкого берега (в районе Айвалык или Чешме) на какой-либо ближайший греческий остров. До 2009 г. этим путем успели воспользоваться многие. Однако к концу десятилетия контроль со стороны пограничных служб многократно усилился, и данный вариант проникновения в Европу сделался практически нереальным. Теперь афганцы часто пользуются услугами проводников, которые переводят группы нелегалов по суше через территорию Болгарии. К морскому пути в настоящее время на свой страх и риск прибегают лишь единицы.

Афганцы обычно стремятся попасть в Западную Европу, и Греция рассматривается как перевалочный пункт. Согласно сложившейся практике, нелегал, как только попадает туда, старается немедленно отправиться дальше. Обычно он садится в каком-нибудь греческом порту на судно, следующее в Италию. Высадившись на итальянском берегу, он ищет грузовик, чтобы добраться, например, до Рима, откуда уже по железной дороге его путь лежит во Францию, Германию, а также популярные среди афганцев Скандинавские страны и Великобританию.

Некоторые афганцы временно оседают в Афинах. Обычно это те, кто был задержан на территории Европы и выслан назад в

Грецию, поскольку это первое государство - член ЕС, в которое попал нелегальный мигрант. По правилам ЕС (Дублинская конвенция, к которой Греция присоединилась в 2004 г.) именно здесь должна решаться его будущая судьба. Процедура экстрадиции чрезвычайно сложна и осуществляется крайне редко. Обычно нелегал подает прошение о предоставлении статуса беженца, что вследствие запутанной и долгой бюрократической процедуры гарантирует ему продолжительный (иногда до 10 лет) период законного пребывания на территории страны. Проситель получает временный вид на жительство, который необходимо продлевать каждые полгода. Он имеет разрешение на работу, но не может воссоединиться с семьей и не должен покидать место, откуда было подано прошение. Что касается афганцев, то само по себе законное нахождение в Греции делает каждого из них важной в стратегическом плане фигурой, поскольку у других выходцев из Афганистана появляется возможность рассчитывать на помощь и содействие.

Опыт афганских мигрантов, пишет в заключение автор, свидетельствует о том, что в настоящее время миграция приобрела транснациональный характер. «В течение 10 лет на турецко-греческой границе сложилась настоящая сетевая структура, обеспечивающая циркуляцию мигрантов. Прочные сетевые связи, основанные на родственных и дружеских отношениях или возникшие при определенных обстоятельствах, позволяют преодолеть жесткий контроль на европейских границах и перемещаться дальше, несмотря на ужесточение европейской миграционной политики» (с. 33).

Н.Б. Шувалова

КУЛЬТУРА

2015.01.019. БУНАЙРАД А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ, ЛИТЕРАТУРНАЯ И ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ФЕСЕ В XVI-XVII вв. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФАКТОРОВ, ПОВЛИЯВШИХ НА ЕЕ РАЗВИТИЕ.

БУНАЙРАД А. Ал-хайат ал-фикриййа ва-л-адабиййа ва-л-лугавиййа би-Фас хилал ал-карнайн ал-хади ашар ва-с-сани ашар ал-хидж-риййайн (дираса фи авамил издихариха ва-мазахириха). - Афак ас-сакафа ва-т-турас. - Дубай, 2013. - Н. 83. - С. 62-83. - Араб. яз.

АФГАНИСТАН НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов