Спросить
Войти

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА В РОССИИ И В КИТАЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Автор: Киракосян Мариам Аршаковна

Международные и национальные рейтинговые агентства в России и в Китае,

перспективы их развития

International and national rating agencies in Russia and China, their development prospects

Киракосян Мариам Аршаковна

Студент 2 курса Факультет Налогов и налогообложения Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г.Москва e-mail: mari29031999@mail.ru

Kirakosyan Murium Arshukovnu

Student 2 term Faculty of Taxes and Taxation Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow e-mail: mari29031999@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается функционирование национальных и международных рейтинговых агентств в Российской Федерации и в Китае, анализируется процесс и перспективы развития рейтинговой отрасли в стране и создание объединенного международного агентства на уровне стран БРИКС. Также сопоставляются их рейтинговые шкалы относительно компаний и финансовых институтов и выявляются существенные различия в стандартах присвоения рейтингов. В связи с отсутствием общей методики оценивания кредитоспособности эмитентов возникают ситуации с отличающимися рейтингами применительно к одним и тем же компаниям у различных рейтинговых агентств. Особенно на фоне политических разногласий такие различия становятся более выраженными, что препятствует развития финансовой системы не только России, но и на мировом уровне. Поэтому в статье проводится поиск вариантов улучшения работы рейтинговых агентств и повышения качества их оценок путем снижения зависимости национальных агентств от международных. Описывается предложение создания единого рейтингового пространства на территории России, а также рассматривается объединение усилий стран БРИКС и дальнейшее усовершенствование агентств.

Annotation

This article discusses the functioning of national and international rating agencies in the Russian Federation and China, analyzes the process and prospects for the development of the rating industry in the country and the creation of a joint international agency at the level of the BRICS countries. They also compare their rating scales with respect to companies and financial institutions and identify significant differences in the standards for assigning ratings. Due to the lack of a common methodology for assessing the solvency of issuers, situations arise with different ratings applied to the same companies by different rating agencies. Especially against the background of political disagreements, such differences become more pronounced, which hinders the development of the financial system not only in Russia, but also at the global level. Therefore, the article searches for options for improving the work of rating agencies and improving the quality of their ratings by reducing the dependence of national agencies on international ones. It describes the proposal to create a single rating space on the territory of Russia, and also considers the unification of the efforts of the BRICS countries and the further improvement of agencies.

На данный момент рынок рейтинговых агентств играет стратегически значимую роль в развитии финансовой системы стран мира. Рейтинги представляют собой важную информационно-аналитическую составляющую в современных финансово-экономических отношениях, а также они необходимы в формировании и реализации разных бизнес-процессов.

Рейтинговые агентства играют ключевую роль в оценке уровня финансовой надежности компаний. Исходя из этого, основным принципом применения рейтингов является то, что они могут дать полноценную оценку рисков.

Одним из основных критериев работы агентств является их объективность в оценивании эмитентов ценных бумаг. Однако, учитывая различия в методиках оценки компаний, рейтинги агентств зачастую существенно отличаются, в связи с чем существует необходимость в унифицировании критериев оценивания либо создании общего единого рейтингового агентства.

Понятие, цель и виды рейтинговых агентств

Рейтинговые агентства, которые также называют кредитными рейтинговыми агентствами, в настоящее время являются перспективным инструментом в экономике, который определяет финансовое положение эмитентов, меру кредитного риска, качество управления активами и платежеспособность финансовых организаций. Такие агентства позиционируют (рейтингуют) компании, давая им конкретную рейтинговую оценку в соответствии с той методикой и шкалой, которую данные рейтинговые агентства применяют.

Целью ранжирования экономических субъектов с помощью рейтинговых агентств является определение уровня потенциальной прибыльности и надежности инвестиций в активы данных субъектов. Рейтинги присваиваются на длительный срок и меняются в случае изменения каких-либо финансовых показателей деятельности эмитентов. Основная задача рейтингового агентства - оценить риск и тем самым определить, сможет ли эмитент ценных бумаг погасить обещанную основную сумму и проценты для инвестора.

Существование рейтинговых агентств и присваиваемых ими рейтингов стимулирует более активное обращение ценных бумаг на вторичном рынке. Это оказывает некоторое влияние на изменение процентной ставки, которая уплачивается по ценной бумаге. Таким образом, такие агентства играют немалую роль в экономической ситуации в стране.

Учитывая рейтинговые шкалы зарубежных и российских рейтинговых агентств, необходимо обратить внимание на их следующую классификацию.

Рейтинговые агентства можно разделить на два вида:

1. Международные рейтинговые агентства (они предоставляют возможность международного сопоставления рейтингов);
2. Национальные рейтинговые агентства (дают возможность внутригосударственного сравнения рейтингов).

Однако следует учитывать, что методы присвоения рейтингов различных агентств могут иметь существенные различия в связи с применением разных методик оценки и шкал градации экономических субъектов, что приводит к определенным трудностям в понимании данных рейтингов и их интерпретации.

Таким образом, по международной шкале рейтинг эмитента определяется в зависимости от суверенного рейтинга (иными словами, учитываются риски ведения бизнеса в конкретной стране) и не должен его превышать.

С другой стороны, такое сравнение стало возможным благодаря тому, что некоторые рейтинговые агентства отзывают свои рейтинги по национальной шкале.

Деятельность рейтинговых агентств, несомненно, связана с рисками, основными из которых являются риски неправильных и некорректных рейтинговых оценок. Такие неточности могут быть обусловлены следующими причинами:

• необъективность, связанная с заинтересованностью в случае контактных рейтингов (рейтинг оплачивается эмитентом);

• несовершенство рейтинговой методологии;

• несоблюдение задекларированных принципов и методик;

• несвоевременное реагирование на изменение финансового положения эмитента;

• недостаточность возможности уведомления об изменениях в рейтинге.

Рейтинговые агентства в Российской Федерации

Международные рейтинговые агентства играют важную стратегическую роль в мировой экономике. Их оценочная деятельность создает определенную степень доверия к банковским учреждениям, привлекательность отдельных компаний или целых стран для инвесторов, увеличивает или уменьшает шансы на получение кредита и влияет на расчет цен на акции.

Зарубежные агентства оценивают страны и крупные компании по их кредитоспособности. То, какой рейтинг они дают конкретной стране или предприятию, часто зависит от того, может ли эта страна или это предприятие получить кредит под умеренную процентную ставку. Во всем мире банки, предприятия и правительства в связи с мировой практикой ведения бизнеса, сложившейся в конце 20-го века, учитывают при принятии решений данные рейтингов международных агентств, и зачастую необходимость такого учета разъясняется в существующих правилах и законодательстве.

Международные рейтинговые агентства, по сути, представляют оценку заемщиков и эмитентов со стороны иностранных институциональных инвесторов. Они не учитывают национальную специфику в развивающихся странах либо учитывают ее недостаточно.

Российский рынок рейтинговых услуг представлен такими зарубежными агентствами, как Moody&s I.A., StandardPoor&s A., Fitch R.A.

Рейтинговые агентства после аналитических работ присваивают кредитный рейтинг эмитенту или заемщику по его шкале. Многие из них выражены в виде букв: от «AAA» - максимальная надежность, до «D» -дефолт (полный список шкалы рейтинга «большой тройки» приведен в таблице 1 ниже). Таким образом, чем ближе рейтинг к «AAA», тем выше мнение рейтингового агентства относительно кредитоспособности заемщика или эмитента, и наоборот, чем ближе к букве «D», тем выше вероятность дефолта (несостоятельности, неплатежеспособности) заемщика.

Для привлекательности долговых ценных бумаг большое значение имеет не только сам рейтинг, но и прогноз его изменения: положительный, стабильный, отрицательный. Также стоит упомянуть классическое правило: рейтинг компании не может быть выше суверенного рейтинга страны. Оценки зарубежных рейтинговых агентств представлены в таблице 1.

Таблица 1. Описание рейтинговых шкал Standard Poor&s, Fitch Ratings и Moody&s

Способность выполнять обязательства Standard Poor&s Fitch Ratings Moody&s

Рейтинги «инвестиционного» уровня

Максимальная платежеспособность AAA AAA Ааа

Очень высокая платежеспособность АА AAA Aa

Высокая платежеспособность, но зависящая от внутренней экономической ситуации A A A

Хорошая платежеспособность, зависящая от внутренней экономической ситуации в период платежей ВВВ ВВВ ВВВ

Рейтинги «спекулятивного» уровня

Платежеспособность может быть под угрозой при нестабильной внутренней экономической ситуации BB BB Ba

Ограниченная платежеспособность, соответствующая текущему объему долга B B B

Риски высоки, не исключен дефолт CCC CCC Caa

Платежеспособность слишком зависит от внутренней экономической ситуации, дефолт вероятен CC CC Ca

Платежеспособность полностью зависит от внутренней экономической ситуации, дефолт неизбежен C C C

Выборочный дефолт SD - Нарушение графика платежей - RD Объявлен дефолт D D D

Как видно из данной таблицы, международные рейтинговые агентства ранжируют эмитентов на несколько групп, учитывая их инвестиционную надежность. При этом их обозначения различаются, что приводит к некоторым трудностям в понимании и интерпретации этих рейтингов.

Рейтинги, опубликованные зарубежными агентствами, помогают при принятии инвестиционных решений национальным и коммерческим банкам, Международному валютному фонду, инвестиционным и пенсионным фондам, а также частным инвесторам. Такие рейтинги важно учитывать и анализировать в случаях размещения собственного капитала в ценные бумаги определенных эмитентов.

Новые перспективы для отечественных агентств открылись в 2014 году в рамках государственной политики импортозамещения. Санкции также сыграли свою роль, когда спрос отечественных компаний на услуги зарубежных рейтинговых агентств снизился.

Основным нормативным актом по регулированию деятельности рейтинговых агентств является Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации», согласно которому все российские игроки на этом рынке ставятся под строгий контроль Центрального банка. Международные рейтинговые агентства лишаются права отзывать рейтинги, присвоенные по национальной шкале российским экономическим субъектам. Законодательство призвано защищать национальные кредитные рейтинговые агентства от внешнего политического давления. Таким образом, национальный рейтинг объявлен приоритетным по отношению к международному.

Недостатком импортозамещения является то, что присутствие международных агентств в России сокращается. Однако это не значит, что «большая тройка» из России уйдет. Сейчас они активно отзывают рейтинги по национальной шкале у более чем 150 российских эмитентов и у самой Российской Федерации. Но следует учесть, что эти процедуры связаны с выполнением норм нового закона. Все ранее присвоенные международные рейтинги остаются в силе.

Международные рейтинговые агентства «большой тройки» фактически оценивают эмитентов со стороны инвесторов и учитывают присвоенные суверенные рейтинги. В то же время компаниям, которые не планируют выход на зарубежные рынки, нужны оценщики, знакомые с местной деловой культурой, и поэтому они часто пользуются услугами национальных рейтинговых агентств. По сути, каждая страна имеет свои внутренние риски, которые можно оценить с точки зрения внутренней оценки, что объясняет возникновение национальных рейтинговых агентств.

Российский рынок услуг имеет собственную систему национальную кредитования. Российские рейтинговые агентства - это агентства, созданные на территории России и получившие аккредитацию в Минфине РФ. В настоящее время такую аккредитацию имеют только два агентства: АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» и АО «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА)»

«Рус-Рейтинг» и «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) находятся в процессе ожидания и исправления замечаний Центрального Банка. Российским рейтинговым агентствам очень важно быть включенными в реестр Центрального Банка, поскольку без этого они лишаются возможности вести полноценную деятельность.

Кроме перечисленных агентств, в России также действует рейтинговое агентство, которое было создано в форме совместного предприятия. Минфин РФ пока не аккредитовало его, однако оно является дочерней компанией агентства Moody&s, которое имеет аккредитацию. Данная организация Moody&s Interfax Rating Agency появилась после того, как было реорганизовано РА «Интерфакс» и заключен договор о стратегическом сотрудничестве с зарубежным агентством Moody&s Investors Service.

Национальные агентства относительно молодые в сравнении с международными и не могут похвастаться длинной историей работы, однако для работы внутри страны с другими национальными рейтинговыми агентствами они является более удобными, поскольку они понимают специфику отечественного бизнеса и могут анализировать информацию, предоставленную в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учёта.

Кроме того, национальные агентства имеют существенное преимущество с точки зрения цены рейтинга: российские рейтинговые агентства оценивают компании по более низким ценам, и эта оценка осуществляется быстрее и учитывает национальные особенности ведения бизнеса. Компании, которые не планируют осуществлять свою деятельность на международном рынке, будут охотнее прибегать именно к услугам национальных агентств.

Ещё одним преимуществом российских агентств является то, что они, в отличие от международных, помимо рейтингов также предоставляют широкий спектр дополнительных информационно -аналитических услуг, такие как рэнкинги компаний в различных сферах (оценивают объем средств проводимых операций). То есть они преследуют цель создать эффективную инфраструктуру финансовых рынков.

Национальные рейтинговые агентства лучше понимают специфику и особенности российских рынков и компаний, что приводит к их более эффективной оценке. Но наиболее важным аспектом является то, что российские агентства заинтересованы в развитии национального рынка ценных бумаг, что даёт уверенность в качестве рейтингов и их качестве.

Развитие и структура рейтинговых агентств в Китае

Кредитная рейтинговая индустрия Китая зародилась в конце 1980-х годов и является результатом реформ и открытости. Первоначальное рейтинговое агентство было создано Народным банком Китая и является частью системы филиалов каждой провинции и города. После 1990-х годов, после нескольких исправлений, рейтинговые агентства начали работать независимо.

В 2005 году Народный банк Китая содействовал сформировал четыре рейтинговых агентства с национальными рейтингами рынка облигаций Китая Chengxin, Dagong, United, Shanghai New Century. По сей день данные агентства остаются крупными национальными рейтинговыми агентствами Китая.

После более чем десятилетней долгосрочной подготовки Moody&s, Standard Poor&s и Fitch использовали слабые звенья Китая в управлении кредитным рейтингом для продвижения на китайский рынок кредитных рейтингов без каких-либо препятствий.

В 2006 году американские рейтинговые агентства начали всесторонний контроль проникновения китайских рейтинговых агентств.

Среди рейтинговых агентств, приобретенных в США, China Chengxin и United имеют филиалы во всех провинциях страны, они могут участвовать во всех внутренних рейтинговых операциях с общей долей рынка более 2/3. Располагая филиалом приобретенной компании, американские рейтинговые агентства быстро распространили свою деятельность на весь Китай, прямо или косвенно участвуя во всех рейтингах.

Государство не имеет четкой политики и нормативных актов, ограничивающих доступ иностранных учреждений на китайский рейтинговый рынок. До сих пор в Китае нет нормативных актов, уточняющих, какой государственный департамент отвечает за управление рейтинговыми агентствами. Соответствующие департаменты только выбирают, какие рейтинговые результаты использовать в соответствии со своими бизнес -потребностями. Не существует нормативно-правовой базы для выбора капитала. Правительство Китая не включило отрасль кредитного рейтинга в свои обязательства перед ВТО.

Крупным и достаточно авторитетным незападным рейтинговым агентством является китайский Dagong Global Credit Rating Co, который ставит России гораздо более высокие оценки, чем западные агентства (так, в начале 2015 года кредитоспособность России была оценена выше, чем кредитоспособность США).

Агентство Dagong было создано в 1994г. Народным банком Китая и китайским департаментом экономики и торговли. В июне 2013г. оно было официально признано Европейской организацией по ценным бумагам и рынкам. Dagong оказывает кредитные услуги более 5 тыс. клиентам в год.

В 2018 году китайское рейтинговое агентство Dagong Global Credit Rating Co. снизило суверенные кредитные рейтинги США в национальной и иностранной валюте с "А-" до "ВВВ+". Прогноз по рейтингам -"негативный". Это резко контрастирует с позицией нью-йоркских рейтинговых агентств. Moody&s Investors Service присвоило США рейтинг "Aaa", SP - рейтинг "AA+".

Частное агентство Dagong, основанное в 1994 г., официально не связано с китайским правительством. Оно начало присваивать суверенные рейтинги в 2010 г. в попытке устранить монополию американских рейтинговых агентств. Это соответствует стратегии правительства Китая по усилению влияния на мировой арене.

Однако, как отмечает Bloomberg, китайские кредитные рейтинговые компании еще не завоевали доверия среди глобальных инвесторов из-за завышенных оценок, которые они дают местным облигациям. Китайские агентства присвоили значительной части местных компаний рейтинг "AAA". Это намного выше, чем международные рейтинговые агентства обычно оценивают китайские компании.

Перспективы развития рейтинговых агентств

Любое рейтинговое агентство - это коммерческая организация, одной из целей которой является максимизация прибыли. Это и мешает им быть полностью объективными. После мировых кризисов были явные случаи, когда агентства умышленно завышали или же, наоборот, занижали рейтинги компаний.

Так, например, в период кризиса 2008-2009 гг. компании, которым рейтинговые агентства давали безупречные оценки в докризисный период, разорялись и лопались. Это серьезно пошатнуло репутацию рейтинговых агентств, поэтому даже отчеты «большой тройки» нельзя воспринимать как точные.

К тому же рейтинги международных агентств имеют политическую окраску. Они представляют собой мощный инструмент воздействия на финансовую систему.

Азиатский валютный кризис показал, что крупные рейтинговые агентства оказались не готовы к оценке кредитной деятельности компаний на развивающихся рынках. Одним из критериев в присвоении рейтинга являются статистические базы данных агентств по соотношению "уровень рейтинга - вероятность дефолта". Но стоит учесть тот факт, что данные базы составлялись на развитых рынках, в частности, США. Поэтому эти закономерности не могут применяться в отношении развивающихся и стран, что и подтвердил азиатский кризис.

Поскольку отсутствует единая методика рейтингования компаний, оценка кредитоспособности эмитентов существенно усложняется, что приводит к различным оценкам в отношении одних и тех же компаний.

Риск неправильного использования рейтинга осознается международными организациями. Вследствие этого разрабатываются новые стандарты, которые будут регулировать деятельность агентств.

В России рассматриваются несколько вариантов развития национального рейтингового агентства. Одним из них является создание нового агентства, который будет действовать на основе того же законодательства, что и «большая тройка». Тем самым данное агентство будет иметь равные права с международными рейтинговыми агентствами.

Вторым возможным способом развития является выбор одного среди уже действующих национальных агентств и сделать его основным в стране. Данный вариант представляется более жизнеспособным.

Таким образом, в России сможет появиться такое агентство, которое будет составлять рейтинг эмитентов страны на основе значимых и реальных экономических показателей компаний и их ресурсов. При этом оценки данных агентств не будут завышены или занижены под влиянием политических или каких-либо иных факторов. Также следует принять во внимание тот факт, что Россия имеет все перспективы и необходимые ресурсы для создания такого агентства.

Правительство РФ уже определило, что национальные агентства не должны формироваться на основе государственной структуры, они должны быть частными структурами. Таким образом рейтинговые агентства смогут сохранить независимость и в то же время у них будет возможность сотрудничать с государственными органами.

В связи с существующей необъективностью и монополией зарубежных рейтинговых агентств можно считать создание собственного агентства в России необходимостью, поскольку это позволит отечественным компаниям избежать нечестных оценок.

На данный момент также существуют планы по созданию общего российско-китайского рейтингового агентства. Или же на российском рынке может появиться китайское рейтинговое агентство Dagong, которое уже аккредитовано агентством ESMA - Европейским агентством по надзору за финансовыми рынками. Такое рейтинговое агентство может применяться в случаях, когда российские компании осуществляют совместную деятельность с китайскими.

В то же время обсуждается возможность появления некоего международного рейтингового агентства, которое будет создано совместно усилиями сразу нескольких стран: России, Китая, Индии и другими развивающимися странами.

В будущем развитие и расширение работы национального рейтингового агентства может быть в виде выхода на международный уровень также и с участием стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮжноАфриканская Республика).

Страны-участницы БРИКС одними из наиболее крупных развивающихся стран. Значительным преимуществом этих стран является наличие в них огромного количества ресурсов, важных для мировой экономики, что стимулирует их прогрессивный рост.

При наличии такого объединения страны БРИКС смогут развиваться быстрее, координируя свои действия, так как смогут прекратить пользоваться услугами других стран, создав рейтинговое агентство в рамках своего союза. А если учитывать развитие МВФ в рамках стран БРИКС, то эта идея представляется более актуальной, поскольку государства смогут создать резервный фонд, из которого будут удерживаться средства для оплаты услуг международного рейтингового агентства этой организации.

Создание подобного рейтингового агентства уже обсуждалось и его появление ожидается в 2020-х годах. Вероятнее всего, данное агентство будет работать как наднациональный орган и будет размещен вне пределов стран-участниц БРИКС.

Анализируя деятельность рейтинговых агентств, можно сделать вывод, что рейтинги - это актуальный источник и инструмент комплексной оценки компаний.

Ввиду отсутствия общепринятой методики рейтингования оценка кредитоспособности эмитентов усложняется. Зачастую рейтинговые агентства присваивают одной и той же компании отличающиеся кредитные рейтинги. Подобная ситуация вызывает усложнение процесса управления и свидетельствует о наличии конфликта интересов, если перед инвестором стоит выбор между альтернативными ценными бумагами, которым рейтинги присвоены разными рейтинговыми агентствами: для него будет важна возможность сопоставить такие рейтинги.

Более того, сам по себе кредитный рейтинг никогда не был и не будет рекомендацией к покупке или продаже любых активов. Рейтинги показывают всего одну характеристику - уровень кредитоспособности отдельных компаний или государств. А такому явлению, как дефолт, подвержены даже компании и государства с рейтингом ААА. Отличие состоит в том, что среди компаний с рейтингом ААА случаи банкротства будут единичными, в то время как среди предприятий с более низкими показателями банкротства повторятся значительно чаще.

Таким образом, демонополизация рынка рейтинговых услуг, формирование государственных национальных рейтинговых агентств, официальное принятие рейтингов и рейтинговых агентств как необходимых компонентов систем управления рисками и регулирования, деятельность самих рейтинговых агентств по предоставлению бизнес-сообществу объективной и независимой оценки рисков, несомненно, станут содействовать обеспечению устойчивого развития экономики, ее банковского и финансового секторов.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Источник публикации: СПС КонсультантПлюс.
2. Галяева Л. Е., Котляр Е. А. Тенденции развития деятельности кредитных рейтинговых агентств в России // Вестник ВГУИТ. 2016. № 2. С. 307-313.
3. Глигич-Золотарева М. В. Международные рейтинги как инструменты глобального влияния // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. №10-1.
4. Дьячкова Н.Ф. Сопоставление рейтинговых шкал российских и зарубежных агентств: промышленные и финансовые компании // Корпоративные финансы. - 2018. - № 2. - С. 35-52.
5. Насреддинов Ф. Ш. Роль рейтинговых агентств в управлении качеством кредитного портфеля в коммерческих банках // Статистика и экономика. - 2012. - №. 6.
6. Хван Чжиен. Анализ регулирования деятельности кредитных рейтинговых агентств в России и рекомендации // Бизнес в законе. 2016. №5.
7. Ховина Е. С. Роль рейтинговых агентств и эффективность их деятельности в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 921-924.
8. White, Lawrence J. The Credit Rating Agencies and Their Role in the Financial System // Oxford University Press. - 2018. - N 15. - pp. 1-33.
9. Китайское рейтинговое агентство снизило рейтинг США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/96358 (дата обращения: 28.06.2019).
10. Кредитные рейтинговые агентства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv ra/ (дата обращения: 23.06.2019).
РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА НАЦИОНАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ РЕЙТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА» МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ КИТАЙСКИЕ РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА СТРАНЫ БРИКС rating agencies national credit rating agency the big three international rating agencies chinese rating agencies brics countries
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты