Спросить
Войти

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Автор: Пепеляева Анастасия Романовна

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 4[44] 2020

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.8

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

К ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Пепеляева Анастасия Романовна, студент; Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь,

Российская Федерация

Аннотация: В статье кратко рассмотрено возникновение и развитие теории конкуренции в ходе формирования новых форм рыночных отношений; описаны основные подходы к определению понятия конкуренции с целью продемонстрировать многоа-спектность изучения данной категории

THE FORMATION OF THE THEORY OF COMPETITION AND THE MAIN APPROACHES

TO ITS DEFINITION

Pepelyaeva Anastasia Romanovna, student; Perm State University, Perm, Russia

Abstract: This article briefly discusses the emergence and development of the theory of competition during the formation of new forms of market relations; describes the main approaches to the definition of competition in order to demonstrate the multidimensional nature of the examination of this category.

Для цитирования: Пепеляева А.Р. Формирование теории конкуренции и основные подходы к ее определению// Наука без границ. 2020. № 4(44). С. 102-105.

For citation: Pepelyaeva A.R. The formation of the theory of competition and the main approaches to its definition // Scince without borders, 2020, no. 4(44), pp. 102-105.

Понятие конкуренции зародилось практически одновременно с появлением в экономике торговых отношений и продолжило развитие по мере увеличения степени свободы действий экономических субъектов, ведущих борьбу за потребителя. Сформировавшись в сфере экономики, которая сама по себе является подвижной и изменчивой системой, конкуренция трансформировалась в новые модели, соответствующие текущему состоянию экономической сферы общества, заняв на сегодняшний день позицию

одной из важнейших категорий рынка, обеспечивающей эволюцию экономических отношений и функционирование рынка. Практическая сущность конкуренции определяла ее теоретическое обоснование на каждом моменте ее развития, и, таким образом, с момента зарождения и до современной интерпретации теория конкуренции прошла пять основных этапов формирования, традиционно выделяемых в экономической науке.

Однако, несмотря на всю важность явления конкуренции, более двухвекоЕсаыам!с б^БЫСЕБ

Б^ЕЫСЕ Ш!ТН0ЫТ ВОРйЕРБ N0. 4[44] 2020

вой период исследований и многочисленные труды ученых-экономистов, в экономической науке до сих пор не выведена отдельная, целостная и относительно самостоятельная теории конкуренции. Это частично можно объяснить тем, что исследователями по-разному трактуется само понятие конкуренции, исходя из различных подходов к ее определению, основными из которых являются структурный, функциональный (ролевой), поведенческий и комплексный. Каждый из подходов подробнее рассмотрен далее.

Один из первых экономистов, кто ввел в употребление понятие конкуренции, был Адам Смит (1723-1790 гг.), за что, собственно, признан первым теоретиком конкуренции. Определяя конкуренцию как ««невидимую руку» рынка, координирующую деятельность его участников», Смит охарактеризовал ее, основываясь на выполняемых ею функциях. Позже данный подход был назван функциональным (или ролевым) подходом к определению конкуренции. Исследованием конкуренции с точки зрения ее функционала также занимались представители классической экономической школы 19 века, среди которых самыми яркими теоретиками рыночных отношений были Давид Рикардо и Жан Батист Сэй. Впоследствии труды классиков пересматривал основоположник неоклассической школы экономической мысли - Альфред Маршал (18421924 гг.), уточняя и добавляя открытые его предшественниками знания. В своем произведении «Принципы экономической науки» (1890 г.) Маршал раскрывает действие свободного предпринимательства (как коренной черты современной жизни) и приходит к выводу, что оно порождает две взаимосвязанные тенденции: тенденцию к конкуренции и тенденцию к сотрудничеству. Собственно конкуренция оказывает как положительное воздействие (совершенствование технологии производства, рост качества и объемов продукции, дополнительно с падением цен), так и имеет значительный «привкус зла». Государству для регулирования действия конкуренции Маршал дает следующую рекомендацию: сравнить последствия самой конкуренции и последствия ее отсутствия и принять решение о поддержке или пресечения данного явления.

Последователями функционально подхода, помимо названных авторов, также являются Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Э. Черберлин, А. Шаститко, А. Кондрашов, В Новиков и другие. Перечисленные теоретики определяют конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночной экономики, выполняющий ряд различных функций, к которым традиционно относят:

1. Формирование рыночной цены механизмом спроса и предложения;
2. Регулирование всех сфер экономики;
3. Способствование научно-техническому прогрессу и внедрению инноваций;
4. Совершенствование процесса производства и стимулирование экономного использования ограниченных ресурсов;
5. Стимулирование макроэкономического роста.

Следующий подход к определению понятия конкуренции - это структурный подход, последователями которого являются К. Макконелл, С. Л. Брю, М. Буйи, Н. Г. Менкью, Ф. Найт. В рамках данного подхода конкуренция расНАУКА БЕЗ ГРАНИЦ ■ № 4[44] 2020

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

сматривается как ситуация на рынке, характеризующаяся, во-первых, наличием на рынке большого числа независимых продавцов и покупателей и, во-вторых, возможностью покупателей и продавцов свободного входа и выхода на рынок.

Другими словами, структурный подход фокусирует внимание на модели совершенно конкурентного рынка, где множество экономических субъектов не способно оказать существенного влияния на изменение цены товара. Данная модель долгое время считалась эталоном развития рыночных отношений, и отклонение от него нуждалось в немедленном государственном регулировании. Согласно структурному подходу, конкуренция выступает в качестве критерия, определяющего тип рынка: монополия, олигополия, рынок совершенной либо монополистический конкуренции.

Довольно распространённым, особенно в отечественной науке, является поведенческий подход, где конкуренция рассматривается как процесс, основанный на соперничестве хозяйствующих субъектов. К последователям данного подхода относят М. Портера, Р. Фатхутдинова, Н. Перцовского, И. Спиридонова, А. Юданова, каждый из которых выделяют различные цели поведения конкурентной фирмы, исходя из которых выводят несколько трактовок понятия конкуренция. К основным целям чаще всего относятся:

1) завоевание доли рынка (предпочтений потребителя) и максимизация прибыли, в таком случае, конкуренция определяется как соперничество между отдельными конкурентами, заинтересованных в достижении одинаковых целей;
2) завоевание рынков сбыта продукции и ресурсных рынков, тогда конкуренция трактуется как легализованная борьба за существование и наиболее действенный механизм отбора.

Невозможно выделить единую цель, охватывающую все аспекты конкурентного поведения. Максимально приближенной к ней и традиционным вариантом называют цель получения прибыли, которую принято считать универсальным решением. К прочим целям конкурирующего субъекта относят также завоевание рынка и обладание ресурсами, определяющими возможность прибыльной деятельности фирмы, что в свою очередь является условием ее дальнейшего существования и улучшений условий ее деятельности.

Значительный вклад в изучение сущности конкуренции и определяющих ее целей внес американский теоретик Майкл Юджин Портер (род. 1947 г.). Результатом его исследований стала концепция пяти сил конкуренции, согласно которой в процесс конкуренции вовлечены не только непосредственно конкуренты-производители, но также потребители, поставщики, продукты-субституты и потенциальные участники рынка. Все эти перечисленные силы формируют условия функционирования конкретного рынка и остальных его участников, непосредственно и опосредованно оказывая влияние на их деятельность и конкурентный потенциал.

Теоретики следующего, комплексного, подхода объединяют в понятии конкуренции все ее перечисленные ранее признаки. Изучение в совокупности всех трех подходов позволяет понять сущность конкуренции в ее целостности и многогранности. Так, например, Г. Киперман, теоретик данECONOMIC SCIENCES

SCIENCE WITHOUT BORDERS NO. 4[44] 2020

ного подхода, характеризует конкуренцию как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции; экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками за наиболее выгодные условия.

В заключение можно сказать, что глобальные трансформации в мировой экономике и постоянная деформация моделей экономических

отношений, в том числе и механизма самой конкуренции, послужили предпосылками для возникновения отличных друг от друга школ теории конкуренции, выведения различных толкований понятия данного явления. Вследствие этого, существующие на сегодня теории конкуренции не способны сформировать единое и четкое понятие сущности конкуренции, продолжая рассматривать данное явление с различных аспектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // Научное обозрение. 2014. № 12-1. С. 234-241.
2. Осипов В.В. «Золотое правило конкуренции» как основа материалистической модели конкуренции // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 8. С. 94-103.
3. Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. История экономических учений: учеб. пособие для вузов. - М.: Март. 2011. - 288 с.

REFERENCES

1. Gulyaev G.Y. Konkurentsiya: sushchnost& i struktura vzaimosvyazannykh kategoriy [Competition: essence and structure of interconnected categories]. Nauchnoe obozrenie, 2014, no.12, pp. 234-241.
2. Osipov V.V. «Zolotoe pravilo konkurentsii» kak osnova materialisticheskoy modeli konkurentsii [The Golden rule of competition as a basis of a materialist model of competition]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika, 2015, no. 8, pp. 94-103.
3. Denisova I.P., Klinovenko L.R. Istoriya ekonomicheskih uchenij: uchebnoe posobie dlya vuzov [History of economic thought: textbook for universities]. Moscow, «Mart», 2011, 288 p.

Материал поступил в редакцию 19.04.2020

© Пепеляева А.Р., 2020

КОНКУРЕНЦИЯ РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕОРИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ competition market relations theory definition
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты