Спросить
Войти

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СЕКТОРА НЕФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ

Автор: Бадрудин Александр Валентинович

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336.6

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СЕКТОРА НЕФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ

Бадрудин Александр Валентинович, магистрант; Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА», Москва,

Российская Федерация

Аннотация: В статье проведен анализ перспектив развития финансов сектора нефинансовых корпораций. Предложены1 перспективные направления развития финансов нефинансовых корпораций под контролем государства, частных национальных нефинансовых корпораций указанного сектора в плане направлений вложения средств и источников их получения.

PROSPECTS FOR FINANCIAL DEVELOPMENT OF THE SECTOR OF NON-FINANCIAL

CORPORATIONS

Badrudin Aleksandr Valentinovich, master degree; Moscow University of Finance and Law MFUA, Moscow, Russian Federation

Abstract: The article analyzes the prospects for financial development of the sector of non-financial corporations. Promising directions for the development of finance of non-financial corporations under state control and private national non-financial corporations in terms of investment directions and sources of their receipt are proposed.

Для цитирования: Ьадрудин А.В. Перспективные направления развития финансов сектора нефинансовых корпораций // Наука без границ. 2020. № 4(44). С. 80-86.

For citation: Badrudin A.V. Prospects for financial development of the sector of non-financial corporations // Scince without borders, 2020, no. 4(44), pp. 80-86.

Целью настоящей статьи является определение перспективных направлений развития финансов сектора нефинансовых корпораций. На наш взгляд, принадлежность конкретного предприятия к определенному сектору экономики является основным фактором, определяющим построение его финансов.

В практическом плане разработка перспективных направлений развития финансов сектора нефинансовых корпораций неразрывно связана с анализом ситуации, сложившейся в настоящее время в этом секторе. Данная ситуация явилась следствием влияния на нашу экономику как внешнеполитических, так и внутренних факторов, рассмотрение которых не является нашей целью. Автором представлено описание тенденций в российской экономике в целом и в ее нефинансовом секторе в частности и выработаны перспективные направления развития финансов указанного сектора.

По данным некоторых публикаций в электронных изданиях, в экономике России в настоящее время сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать следующими факторами:

- закрытие за последние три года более чем 800 000 предприятий [1];

- уменьшение и без того небольшой доли малого бизнеса по разным оценкам всего до 20 % от общего оборота всех предприятий России. В развитых странах мира этот показатель составляет 60-70 % [2];

- увеличение количества таких форм организации бизнеса, как ИП в общем количестве компаний, в результате

чего достигнуто превышение общего количества ИП над количеством юридических лиц [3].

Разработка перспективных направлений развития финансов сектора нефинансовых корпораций поможет преодолеть наметившуюся негативную тенденцию в экономике сектора.

Какие же направления развития финансов предприятий сектора нефинансовых корпораций можно считать перспективными? Очевидно, те, которые приведут к созданию конкурентных преимуществ в среднесрочной и долгосрочной перспективе у данных предприятий, будут способствовать освоению ими новых рынков и улучшению экономических показателей их деятельности.

Конечно, нас будут интересовать как источники получения финансов для предприятий указанного сектора, так и направления их вложения для достижения вышеуказанных целей. Рассмотрим вначале именно направления вложения финансов указанных предприятий. Несомненно, вложения в основные средства предприятий, нематериальные активы, в конкретные инвестиционные проекты упрочат положение предприятий на рынке, улучшат их экономические показатели. Предприятия нефинансового сектора занимаются кроме сферы торговли и услуг, еще и реальным производ-ством,выпускают продукцию, а значит ,любое обновление основных средств является их простой жизненной необходимостью. Перспективными же вложениями в основные средства предприятий указанного сектора можно

считать такие вложения, которые принесут экономическую выгоду в будущем - большую, чем выгоду от простого обновления основных средств. То есть перспективные вложения в основные средства, нематериальные активы должны быть предварительно рассчитаны и обоснованы. Также перспективность инвестиционных проектов должна быть обоснована, то есть доказана их инвестиционная привлекательность.

Однако вложения предприятий указанного сектора в перспективные инвестиционные проекты , основные средства или нематериальные активы хотя и дают определенную экономическую отдачу, но в инновационном понимании ничего не дают. Человечество прошло путь от доиндустриаль-ного развития, когда основным фактором экономического развития была мускульная сила человека или животных, к индустриальному развитию, когда на первый план вышли машины, которые вместо человека и животных делали всю работу, и наконец, сейчас мы живем в эпоху постиндустриального развития, когда наука и технологии, инновации вытеснили машины. Именно наука, инновации, то есть научные идеи, выраженные в передовых технологиях, являются основным фактором экономического роста в наши дни. Поэтому, говоря о перспективных направлениях развития финансов предприятий указанных секторов экономики, нельзя обойти вниманием науку и инновационные технологии.

Инновации как раз и приводят к созданию конкурентных преимуществ в среднесрочной и долгосрочной перспективе у предприятий, успешно их применяющих, способствуют освоению предприятиями новых рынков и

улучшают экономические показатели их деятельности. Поэтому вложения предприятий указанного сектора в инновационные технологии будут являться основным перспективным направлением развития финансов данных предприятий.

В 2011 г. в России была принята Стратегия инновационного развития на период до 2020 года [4].

Проведем анализ данных инновационного развития России за 2016 -2019 гг. на основании статистических данных Федеральной Службы государственной статистики - «Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5].

Согласно рассматриваемым данным доля организаций, осуществляющих технологические инновации, составляет лишь 7-8 % от их общего числа,до-ля инновационных товаров и услуг от 2014 к 2018 г. неуклонно снижалась от 11,5 % до 6,6 %, доля затрат на технологические инновации также снижалась за указанный период, при этом предприятия тратят на инновации лишь 1,5-2 % от общего уровня своих затрат. Доля же инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта, составляет всего около 1 %. Доля организаций промышленного производства, осуществляющих инновации, составляет примерно 10 % от общего их количества.

На основании статистических данных Федеральной Службы государственной статистики отметим, что доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте страны составляет примерно 21 % [6].

Связаны ли между собой виды нефинансовых корпораций и способы создания и использования инновационных технологий? Безусловно, определенная зависимость имеет место. Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-2012 существуют следующие виды нефинансовых корпораций [7]:

- нефинансовые корпорации под контролем государства;

- частные национальные нефинансовые корпорации;

- нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

Нефинансовые корпорации под контролем государства выполняют его решения в сфере инновационных технологий, создание и применение инноваций в таких корпорациях обеспечивается государственной поддержкой. В нефинансовых корпорациях под контролем государства могут функционировать целые инновационные отделы, занимающиеся научными разработками в этой области, цель которых - создание новых инноваций. С другой стороны, нужно понимать, что направления и активность научных исследований в указанных корпорациях непосредственно зависят от политики государства в сфере инноваций и конкретной, во многом проблемной ситуации, сложившейся в сфере инновационных разработок в России.

Так, по сведениям Счетной палаты, полученным по результатам проверки, бюджетные средства в сфере инновационных разработок распределяются лишь среди ограниченного числа научно-исследовательских учреждений, что сдерживает конкуренцию на рынке инноваций [8]. Кроме того отмечаются затруднения в доступе малых и средних предприятий к бюджетным средствам с целью финансирования инновационных разработок.

Большую свободу в инновационных разработках по сравнению с нефинансовыми корпорациями под контролем государства имеют частные национальные нефинансовые корпорации. Их научные исследования не регулируются государством, но зависят от менеджмента данных компаний и его решений.

Подсектор частных национальных нефинансовых корпораций представлен компаниями самых различных размеров бизнеса, причем далеко не все компании данного подсектора могут себе позволить финансовые вложения в инновационные исследования. Для небольших компаний указанного подсектора было бы предпочтительней использовать уже готовые инновационные решения, вкладываясь в уже существующие инновационные технологии, а не в разработки новых инноваций. Средние и крупные компании данного подсектора, хоть и способны финансировать собственные инновационные исследования, но указанные исследования не относятся к числу основных видов деятельности данных компаний, поэтому в качестве перспективных направлений развития финансов можно предложить создание этими компаниями инновационных стартапов. Такие стартапы, находящиеся под контролем указанных компаний, позволили бы последним сосредоточиться на основных видах своей деятельности, а в случае успеха инновационных разработок -воспользоваться их достижениями.

Политика нефинансовых корпораций под иностранным контролем в сфере инноваций зависит от решений иностранных владельцев данных корпораций.

Какие еще перспективные направления развития финансов существуют у предприятий указанного сектора в плане источников их получения?

Универсальный ответ на этот вопрос трудно дать, так как сектор нефинансовых корпораций объединяет предприятия различных организационно-правовых форм, видов собственности и размеров самих предприятий. Решения, которые подойдут для частных предприятий, трудно рекомендовать крупным государственным компаниям. Например, государственные унитарные предприятия (ГУПы) испытывают трудности с финансированием частными банками, так как их имущество не является их собственностью, а лишь находится в оперативном хозяйственном ведении, а значит, не может являться обеспечением по банковским кредитам. Для частных нефинансовых корпораций, в том числе небольших, предпочтительным источником финансирования инноваций являются банковские кредиты, плата за использование которых меньше, чем плата за использование прибыли самих корпораций. С любой прибыли необходимо уплатить налог, который взимается по ставке 20 %, а проценты по кредиту в два раза меньше - примерно 10 % годовых. Привлечение же средств учредителей частной нефинансовой корпорации в ее уставный капитал трудно назвать предпочтительным источником финансирования инноваций, так как выплачиваемые учредителям дивиденды превысят проценты банка по кредиту.

Поскольку создание новых инновационных технологий также, как и применение уже существующих, является процессом, требующим определенных затрат времени, то долгосрочное банковское кредитование должно

иметь приоритет перед краткосрочным. К тому же ставки процентов банков при долгосрочном кредитовании инноваций часто ниже, чем при краткосрочном.

Безусловно, перспективным направлением развития финансов публичных акционерных обществ указанного сектора в плане источников получения средств на инновации является привлечение средств частных инвесторов через выпуск данными предприятиями корпоративных ценных бумаг и размещение их на фондовых площадках с заключением договоров страхования со страховыми компаниями для уменьшения возможных рисков. К сожалению, в России наиболее распространено преимущественно банковское финансирование бизнес-проектов, рынок корпоративных ценных бумаг плохо развит. Публичные акционерные общества указанного сектора имеют перспективы роста финансирования инноваций через более широкое привлечение заемных средств частных инвесторов в свои бумаги. К тому же это будет способствовать развитию рынка корпоративных ценных бумаг в России и приблизит нас к уровню развития этого рынка в развитых странах мира.

В качестве заключения перечислим наиболее перспективные с нашей точки зрения направления развития финансов предприятий сектора нефинансовых корпораций:

- предварительно рассчитанные и обоснованные вложения в инвестиционно-привлекательные основные средства, нематериальные активы, инвестиционные проекты;

- вложения предприятий указанного сектора в различные виды эффективных инновационных технологий;

- для небольших компаний подсектора частных национальных корпораций указанного сектора предпочтительней использовать уже готовые инновационные решения;

- для средних и крупных компании подсектора частных национальных корпораций указанного сектора - финансирование собственных инновационных исследований, создание подконтрольных инновационных стартапов наряду с использованием уже готовых инновационных решений;

- в плане источников получения средств на финансирование инноваций для частных нефинансовых корпораций, в том числе небольших, -использование банковских кредитов, преимущественно долгосрочных;

- для публичных акционерных обществ сектора нефинансовых корпораций также в плане источников получения средств на инновации -привлечение средств частных инвесторов через выпуск данными предприятиями корпоративных ценных бумаг и размещение их на фондовых площадках с заключением договоров страхования со страховыми компаниями для уменьшения возможных рисков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. За 3 года количество предприятий в России сократилось на 800 000 [Электронный ресурс] // Финэкспертиза. - Режим доступа: https://finexpertiza.ru/press-service/ researches/2019/kol-predpr-rossii-sokratilos/ (Дата обращения: 02.07.2019)
2. Росстат зафиксировал снижение доли малого бизнеса в экономике [Электронный ресурс] // Росбизнесконсалтинг. - Режим доступа: https://www.rbc.rU/economics/28/0 1/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (Дата обращения: 28.01.2020)
3. Число юрлиц в России упало до 2008 г. и количество ИП впервые превысило количество компаний [Электронный ресурс] // Вести^и. - Режим доступа: https://www. vesti.ru/doc.html?id=3135046cid=6 (Дата обращения: 08.04.2019)
4. Стратегия инновационного развития на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_123444/
5. Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: https://www.gks.ru/
6. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте (Данные по ОКВЭД 2): Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: https://www.gks.ru/
7. ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) (ред. от 24.10.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_139192/
8. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых» (Утвержден коллегией Счетной Палаты РФ 07.02.2020): Счетная Палата РФ. - Режим доступа: https://www.ach.gov.ru/

REFERENCES

1. Za 3 goda kolichestvo predpriyatij v Rossii sokratilos& na 800 000 [In 3 years the number of enterprises in Russia has decreased by 800,000]. Finekspertiza. Available at: https:// finexpertiza.ru/press-service/researches/2019/kol-predpr-rossii-sokratilos/ (accessed 02 July 2019)
2. Rosstat zafiksiroval snizhenie doli malogo biznesa v ekonomike [Rosstat recorded a decrease in the share of small businesses in the economy]. Rosbizneskonsalting. Available at: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (accessed 28 January 2020)
3. Chislo yurlic v Rossii upalo do 2008 g. i kolichestvo IP vpervye prevysilo kolichestvo kompanij [The number of legal entities in Russia fell until 2008 and the number of sole proprietors exceeded the number of companies for the first time]. Vesti.Ru. Available at: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3135046cid=6 (accessed 08 April 2019)
4. Strategiya innovacionnogo razvitiya na period do2020 goda (Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel&stva Rossijskoj Federacii ot 8 dekabrya 2011 g. №2227-r). [Innovative development strategy for the period up to 2020]. Konsul&tantPlyus. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_123444/
5. Celevye indikatory realizacii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Target indicators for the implementation of the innovation development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2020]: Federal&naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: https://www.gks.ru/
6. Dolya produkcii vysokotekhnologichnyh i naukoemkih otraslej v valovom vnutrennem produkte (Dannye po OKVED 2) [The share of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross domestic product (data on OKVED 2)]: Federal&naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: https://www.gks.ru/
7. OK 028-2012. Obshcherossijskij klassifikator organizacionno-pravovyh form (utv. Prikazom Rosstandarta ot 16.10.2012 N 505-st) (red. ot 24.10.2018) [OK 028-2012. All-Russian classifier of organizational and legal forms]. Konsul&tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139192/
8. Otchet o rezul&tatah ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Opredelenie osnovnyh prichin, sderzhivayushchih nauchnoe razvitie v Rossijskoj Federacii: ocenka nauchnoj infrastruktury, dostatochnost& motivacionnyh mer, obespechenie privlekatel&nosti raboty vedushchih uchenyh» (Utverzhden kollegiej Schetnoj Palaty RF 07.02.2020) [Report on the results of the expert-analytical event "Identification of the main reasons that hinder scientific development in the Russian Federation: assessment of the scientific infrastructure, sufficiency of motivational measures, ensuring the attractiveness of the work of leading scientists" (Approved by the Board of the accounting Chamber of the Russian Federation 07.02.2020)]: Schetnaya Palata RF. Available at: https://www.ach. gov.ru/

Материал поступил в редакцию 13.04.2020

© Бадрудин А.В., 2020

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕКТОР НЕФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ НЕФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ ПОД КОНТРОЛЕМ ГОСУДАРСТВА ЧАСТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ promising directions for the development of finance innovative solutions innovative technologies sector of non-financial corporations
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты