МАНСКОВ С.А.
(Барнаул)
ЦВЕТОСИМВОЛИЗМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПОЭЗИИ Б.ПОПЛАВСКОГО
Художественное пространство характеризуется особой структурой и определенными свойствами: членимостью, ограниченностью, наполненностью. "Понятия "Цветового пространства", "фазового пространства" лежат в основе широко используемых в оптике или электротехнике пространственных моделей. Особенно существенно это свойство пространственных моделей для искусства" - отметил Ю.М.Лотман [1]. Наиболее часто встречаемой классификацией художественного мира поэтических произведений является бинарная классификация пространств: внешний и внутренний мир или визуальное (физическое) и ментальное (направленное в сознание лирического [2]. Визуальное и ментальное пространство, по определению Л.О.Чернейко, находятся в отношении противопоставления [3].
В поэзии Б. Поплавского эти пространства строят особую систему отношений, так как они находятся в отношениях взаимопроникновения и соподчинения. Граница перехода одного пространства в другое условна, для ее определения необходимо наличие выраженного психопомпа или цветовой характеристики художественного мира, которая в стихотворениях Б.Поплавского, по определению З. Шаховской, имеет сюрреалистический характер [4]. Цветовая характеристика позволяет четко определить семантику той или иной пространственной структуры. Выяснение значения каждого цвета в лирике Б.Поплавского позволяет выявить динамику поэтического мира. Цветосимволизм как семантическое явление в стихотворениях Б.Поплавского - главная тема нашей статьи.
В исследованных нами 49 стихотворениях Б.Поплавского [5] обнаружено 107 упоминаний цветов и цветовых оттенков, представленных цветовыми прилагательными, колоративными глаголами и другими частями Наиболее часто встречаются три цвета: черный, белый и серый. Оттенки цвета создаются насыщенным цветом (бледный) и светом! - серый, темно - синий). Постоянное повторение одних и тех же цветов у Б.Поплавского не случайно. Сам поэт в "Дневниках" дает концептуальное определение только трем цветам: белому, черному и серому:
"Психоаналитическая космогония... Что было сначала... Вообще универсально - серое... Потом тихое веяние расчистило место будущего мира, сдуло, отмело все черное книзу и белое сосредоточило наверху" [5].
Мир, созданный поэтом, предстает в трех оптических визуальных характеристиках: монохромный; полихромный сюрреалистический; ослепляющий, наполненный блеском. Монохромным является визуальное (физическое) пространство, сюда входят предметные составляющие, в этом же пространстве находятся лирические персонажи, предметы космоса (луна, небо, облака). Монохромный мир у Б.Поплавского строится следующим образом. Космос [7] нечто вроде окружности белого цвета с вписанной в нее черной точкой. Черная точка - лирический субъект (в цветовой характеристике лирического субъекта и его составляющих этот цвет встречается наиболее часто) [8]. Слияние черного и белого цветов дают ахроматический серый. В серый цвет окрашен реальный мир вокруг лирического героя [9]. Положение лирического героя в поэтическом мире Б.Поплавского таково: чем больше лирический герой централизован, целен, обращен в самого себя, тем ближе он к земле, тем более свободен. Свободным и органичным лирический герой ощущает себя только тогда, когда ему удается перейти в другое пространство (это пространство мы будем называть "полихромное сюрреалистическое пространство" или "пространство сознания" героя), что достигается в ходе реализации парадигмы "кокон - тепло - сон". Мотив "сворачивания в точку" проходит через многие стихотворения Б. Поплавского. Не случайно цвет лирических персонажей
[10] в мире поэта черный, это цвет, связанный с зародышевым состоянием, с начальным, с земным. Чем более лирический герой растворен в окружающем космосе, который в художественной системе Б.Поплавского окрашен в белый цвет, чем он "серее" (таков оптический закон взаимопроникновения цветов, ему соответствует закон цветообразования и в художественной системе поэта), тем более он зависим от судьбы, тем иллюзорнее его существование. А. Белый в статье "Священные цвета" обозначает серый цвет как "воплощение небытия в бытие, придающее последнему прозрачность"
Значения серого цвета в поэзии Бориса Поплавского достаточно однозначны. 1. В серый цвет окрашен городской пейзаж. Для обозначения пейзажа, представленного в стихах Б. Поплавского лучше всего подходит термин М.Н. Эпштейна "унылый", или "серый" пейзаж. Для унылого пейзажа
характерна "монотонность, отсутствие не только мирной завершенности, но и резких порывов, в подтексте унылого пейзажа - болезни, голод, нищета" [12]; "во всем какое - то равномерное движение, изводящее душу, которая жаждет либо взрыва, либо вечного успокоения" [13]. 1.1. В серый цвет окрашен день. "Серый день смешается, все гаснет // медленно идет дождливый год” ("Бескорыстье"), "В серый день у железной дороги // Низкорослые ветви висят" ("Белое сияние"). Серый день для Б.Поплавского является воплощением посредственности и бессмысленности, скучной бесконечности жизни. О дне, как времени суток, П.А.Флоренский писал в своей работе "Иконостас": "Трезвый день, когда он держит во власти нашу душу, слишком явно отличен от области духовной, то есть потусторонней, чтобы притязать на обольщение, и его вещественность сознается как тяжкое, но полезное нам иго" [14]. Это понимание дня близко пониманию дня Б.Поплавским. 1.2. Пейзаж, окрашенный в серый цвет, создается и за счет наполнения цветом отдельных предметов, составляющих городской пейзаж. "Над рядами серых саркофагов, // Где уже горел огонь слепой, //Под дождем промокший, ангел флагов // Продолжал склоняться над толпой" ("Флаги спускаются"), "Здесь в городе, за серою агавой, //Который раз мне здесь открыглся мир" ("Над солнечною музыкой воды..."). Отдельные предметы пространства города не только окрашены в серый цвет, но и наделены постоянным эпитетом, употребляемым для их световой характеристики, -"бледный".
Для "серого" дня характерно отсутствие динамики, что проявляется в медленном течении художественного времени: "В серый день у железной дороги // Низкорослые ветви висят" ("Белое сияние"), "В бледно - сером сумраке весеннем // Спит закат, поднявшись в чистоту" ("Все спокойно раннею весною"). Динамика представлена медленным равномерным движением, направленным вниз. Равномерное медленное течение дня создает возможность погружения лирического субъекта в сон, в особое пространство - "пространство сознания" [15].
Полихромное сюрреалистическое пространство является пространством сознания лирического героя (онейросфера, мечтания, бред, видения). Это пространство наполнено ярким сочным цветом, причем цветовые характеристики предметов в этом пространстве отличны от традиционных: "зеленый" и "розовый" снег, "оранжевая земля", "лиловый лес". Данное пространство имеет сюрреалистические характеристики: предметы не имеют четких границ, в нем происходят события, которые в реальности не могут происходить одновременно, и, наконец, поэзия направлена на изображение интуитивных озарений, открывающих тайны, внутреннего мира и всего бытия, а это является одним из положений эстетики сюрреализма. Наличие ярких окрашенных предметов, лишенных ослепляющего блеска, делают окружающий мир четким, реальным и объемным [16]. Возможность зрительного, объемного восприятия мира - постоянное стремление лирического героя. Отсутствие блеска, который в поэтической системе Б.Поплавского связан с холодом и отражением (через парадигму "луч - вода / хрусталь, зеркало, золото / отражение"), создает возможность наиболее "комфортного" существования лирического героя. Лирический герой Б.Поплавского постоянно стремится в пространство сознания, "сюрреалистическое пространство", которое заполнено полихромными цветами. Если монохромное пространство статично и вневременно, то пространство полихромное динамично; первое пространство - "небытие в бытии", второе же - "бытие в небытии". По П.Флоренскому, сновидение и видение (что является состояниями полихромного пространства - С.М.), есть "почти чистый смысл, заключенный в смысл, заключенный в оболочку тончайшую, и потому почти всецело оно есть явление другого мира, того мира" [17]. Постижение "чистого смысла" есть постоянное стремление лирического героя. Момент "взаимопонимания" лирического героя и Бога присутствует именно в полихромном пространстве [18].
Ослепляющее, наполненное блеском, пространство занимает центральное место в художественном мире Б. Поплавского Явление "блеска" проходит через большинство стихотворений поэта. Данное пространство является пространством мира, окружающего лирического героя. Цветовое наполнение этого пространства, необычно: преобладают ахроматические цвета, гаммы желтого и золотого цвета, металлические цвета [19]. Другие цвета неопределенны в силу непрозрачности (наполненности непрозрачной субстанцией - дымом и паром [20]). Непрозрачность и ослепление (через блеск) - свойства этого пространства. Блеск [21] - отличен от прозрачной ясности, характерной для "уютного" полихромного пространства, но по своей семантике восходит к божественному знанию [22]. Связь блеска с холодом (через постоянно повторяющийся мотив отражения солнца от льда) разрушает эту корреляцию и создает новую. Ослепленный лирический герой теряет ощущение реальности его мира (на визуальном уровне) и вынужден уходить в пространство сознания, постигая смысл мира через микрокосм. События, имеющие свое начало в мире физическом, после ослепления героя, разворачиваются в мире ментальном. В художественной
системе Б. Поплавского естественному освещению (холодному) противопоставлено искусственное [23]. Солнцу противопоставлена лампа (лампада), которая излучает ровный неслепящий свет и появляется в поэзии Б.Поплавского тогда, когда лирический герой укутывается, "сворачивается в точку", что означает корреляцию тепла, света лампы, знания. Характеристику непрозрачности несут s себе дым и пар. "Дым" и "пар" - "знаки дематериализации вещества" [24]. Но если блеск, дематериализующий мир, "неприятен", лирическому герою, так как он постоянный спутник холода и ослепления, то "пар" и "дым", несмотря на разрушение мира, являются тем, куда стремятся лирические персонажи; нахождению в этом пространстве сопутствует ощущение беззаботности, которое не характерно для художественного мира поэзии Б.Поплавского; "Ночь на мосту, где прячась в дыме белом /В снежки играют мокрые солдаты "("Как холодно. Молчит душа пустая"). В данном случае "переразложение земных форм есть, вместе с тем, приобщение формам более космической жизни" [25]. Таким образом, перед нами возникает движение, которое строит художественную систему поэта, Это движение направлено от монохромного, статичного, бесцветного пространства - к слепящему цветному, от которого через погружение и пар осуществляется переход в полихромное, динамичное, прозрачное и объемное пространство. Только в полихромном пространстве собственного сознания лирический герой свободен, отсутствуют пространственные и временные границы. Они появляются, когда лирический герой возвращается в монохромный, ограниченный предметными "делимиторами" [26] (забор, мост, лес, дорога) мир. Лирический герой спроецирован в бесконечное, безвременное, но не лишенное динамики пространство. Отделение в данном пространстве настоящего от будущего невозможно. Близкое будущее не интересно так же, как близлежащий временной отрезок (завтра, послезавтра). С возвратом в монохромное пространство, через слепящее и непрозрачное, окружающий лирического героя мир теряет цвета, преобладает бело-черная гамма, которая несет с собой семантику "скуки", "одиночества"; мир становится статичным. Цикл движения по пространствам замыкается и начинается снова: лирический герой снова стремится в полихромное пространство, яркие оттенки которого связаны с полнотой жизни, свободой, знанием. Таким образом, движение в художественном мире поэзии Б.Поплавского бесконечно осуществляется по кругу, что находит отражение в семантике цвета. Разреженные светом, неяркие цвета (белый, серый) волей лирического героя становятся все более концентрированными: ахроматический до черного, хроматические до блеска непрозрачности, после чего становятся яркими и объемны; передавая состояние мира, легко познаваемого визуально, чего и добивается лирический герой.
Примечания
("Черная Мадонна"), "Черный рыцарь глаза закрывал... "Будь как черные дети..." ("Морелла 1"). На уровне определения места в пространстве / "Я произвольно черный цвет во мгле.. " ("Дождь") I; 3. На уровне составляющих внутренний мир лирического субъекта "И заплачут - музыканты в оба // Черным пивом из вспотевших рук" ("Черная Мадонна").
К непрерывным источникам света относится лампа, остальные источники света дают неровный, прерывистый свет, который мерцает, отражается от воды, предметов и создает слепящий блеск.