Спросить
Войти
Категория: Литература

Образ "душа" в сборнике "Избранное" как основа мировоззрения x. Тхазеплова: изображение, восприятие, истолкование, символика

Автор: Куянцева Е.А.

производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации конечным потребителям, являются более эффективными и приспособленными к условиям рыночной экономики. Они получают распространение во многих регионах Российской Федерации и характеризуются большим разнообразием организационно-правовых форм, составом участников, видов деятельности, форм собственности.

Таблица 2.- Концепция развития интеграционных процессов в аграрном предпринимательстве

Фйрны ни ю ряшш Ха|жпф№тн1£й Прбннуиисш. + li&.M.t>:i лки, - КООШНШНН PUBHIHM ПрЫШ1£Ш1

1. ikplilKalUlül Ümpa на предпрнвпш, сгсскоАныс 1 риöu гынитъ Вдиплшийп вечнж сиры: и РСЙПНТЮИТЪ С HJWKOfl реитнбелыюлю (■¡■чкчпую продукции». 1) vj icl tu: Hin cipaтори вдт шадпиь ммочиьк нмбннкгы. ГШЦС+ОЙрИКН, иеЮТСфЦ, iVI КПрмОЧНЫС хщяйпм. + мш1кт№111шя дрвингыюел. нишрошров nivuiru&i пол контролен прониюяпежй cu|Hifl исширздтАдшп, .11160 i1 II&X"|X.1 OKI 1 El 1 II &К[X1 !• Hip.&l№]J03I]IK& ИЧ HiiTCjWW PWyjHpCTMillUHS лдовды 1 1ереэдя и uiiHM.iLuiiibhi щ полисным меж.1,;, Ш1ЬК1ШШрйвр4ШЗМД11ШН1 и нрсшрмнгнняи- ни i ti i^i KipuMii. i&fiiiir-iiiii^irEiHiii; ни ^риырипгшие ДО с ^аионрушшм пакетам акпан у пройзвшгкжй «ш№ырм н впшнтршпк регнйнв.

ДОцртршшю- iilfXipilH HmcrpawfMi iwvT/iM-i цртппрнти il:ii.i.Y&c rpIiujiЫСС-11> гоин.шгса, шик гiiiaiiu nnrapun lrJJ ipHR&ITK> 1 i фйрШрйЫНК АО 11.1 Sttt lITHH^lfipMK, pfcllKfi hilf, Mit&1 91 ,ip ЭффйктмшюСТъ иршпкшпы бужт ивиа&и г полнены проняожтвениоЯ цепочки н m гскреднавв. + пфешпвы ii внмийнкп! HCC ТНЮШ1Е1Ш1 [WH ПЖМГ0 «IlbMrilipUHHtfMk&lШ 11 рнчдччН* ЛЬГОТ И ПрНВН.КГНГр ПОЛ ф|ш:нрусм1*: в ¿niueäfm. жичшиичйкнс. cuiiiiiLibiiuC. .&ко. ин нчаш& lapäiium ii|!<iiipiiwny:ire-.iu;i;i!fl,iiL1Bnii.ii,iiLXiii HlfTCI ffiipU&Ml.lli XLVlffHLIft

1.1 Opll 11Ш:1.ШШ ["Тбмдаиенис тп u|fi ii f>Mi Mi ьд 11 re.i ей лмруг ЮИбоЛК уСТоАчШШ Ш11 лтнпи ¡kr НП II IblS ГфШрНПН^ рзспаигшиисч. PCICPMVI ш^оиокилифмнирппыпии унршиимшскнх nxip.t ИЙШМЗ1 üpi* и .ip^j Iii jiiHUinrici.ip TllKHÜ XLTIBlli&Till Мйгут L-.l. IL-Ilu 1 M.ik.111. .LF.L& ЫЧ t uuivil&iihii синшими, рснмтым тлилнмин. н транкпБрлфонш щыунин и тл + МНМНШШДОТ HÜIIlflOMIblü & №1.4 II l МИ 4 L&CGJI Г. CO 1 II ULI Ы1 Ui! II экодолжок нькрннн епчужиию ССбсЛИШЮСТИ ПП ХИЛО, HRKpMUUUE pivvpvbi 11 iipMMfcurrM iip.i.iymuiii. LihKViiHjmyei iiinni>.iiteiiHiLi Аншпггов p Miiiinn и spm, Эффпп unpc.ic.iiirrcTi KPMHTHfclN И шроеыч WKWWtM иишра mpue; их сакюбшялг ршзтмап П|Н1№ЖН1ф№ ЦрЩуйШН на уШШШ« lli^ihVIHkilll>l4 ПО IIUX Il.ki piKiIHkfTVIllblbiiB 1И ПО.П&ЧСШПШ фСПИ IE IIU.iyiH&l b lipniiini. SONlIül kl-IOIIih рйиГри ДО U&ilM £ТПТ1 ih&c глшшкамп чий^шьмня .in ННГСГрИртСНЬИС ИЧН WIHÜVIK, !!W,U:Jj«m: H t№K> OIIi&P^I. УГ1ГЧТ Ij.&Op. lHlliqVillüTli [4llli«IT TCKIIHKU II jpyгнн тешйлшчйскн iтш и öi bti стенные piCWrru.

■1. Чстцхгнинш- I Ipt.nviiMi :ifi [Ч&и imi) ы акктшпжнть и ИПЭДЦВД« (ДОНДО» фйКртМКГО tf НШКП] ij ресурса субъектов lr piii"+i iitaa n paшнчиыу регношх страны - Отчуждение iipuwjHii.iim.iL&ii: н части iIikl&.Il&IIjIh TCp^llTCipHil Ii 1 0.>?ч:1НьЧ1ккн:1И ll:i МНСЧИуИ ПЩДртШПЮ + пювонкт лабщнягронзъ лнтслыюст* сслиеюкгайстмниих н 1К&Р1Т«Ч1 l.&IRIIUIIIIIX IlfX.II фНИ1 ИИ Сщцмйс жжритншьныя нриияшлпшив-ким^ерчеикнч i(c4irpcih Fi ijüipue ЛИ, KiHtfipiiie wi нпрнгпнт imiLiav w:ivr прсииг^пивап. лропшктн Ii Й0ЫТ В ООф^ШЮИШ ¡4M вож ii-рна, мка. in Illing и и нрщуюпш их псрср^&шгкн. HIIHVB HWPUiHKÜV

01 Z

СО □

01 о

Литература:

^Предпринимательский тип хозяйствования.- М.: Изд. Дом. "Путь России"; ЗАО "Издательский дом "Экономическая литература"", 2002.- 278 с.

2.Бололобов А., Проблемы развития и регулирования агробизнеса / АПК. Экономика, управление.- 2003, №3.-С. 40-45.

КУЯНЦЕВА Е.А.

ОБРАЗ "ДУША" В СБОРНИКЕ "ИЗБРАННОЕ" КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯX. ТХАЗЕПЛОВА:

ИЗОБРАЖЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ, СИМВОЛИКА

Проблемы изучения современной кабардинской лирики весьма актуальны в литературоведении. Несмотря на несомненный интерес учёных к проблемам эволюции поэтики лирических произведений в кабардинской литературе, вопрос об этом слабо изучен. Х.И. Баков, З.М. Налоев, Ю.М. Тхагази-тов, Н.А. Шогенцукова неоднократно в своих работах указывали на недостаточное внимание исследователей к проблеме художественного образа. Так З.М. Налоев справедливо замечает: "...поэта меньо

ше всего интересует фактическая достоверность рассказа... Поэт даёт полную волю своей фантазии и создаёт художественный образ" [9, с. 29]. Но образ этот - не зеркальное отражение, не фотография. Поэты мыслят шире. Образ становится для современной кабардинской поэзии "результатом освещения сознанием... окружающей действительности" [4, с. 209]. Любой образ - это внешний мир, попавший в "конус" сознания. Поэт же мыслит образами. Следовательно, уместно говорить об отдельных образах, чтобы показать своеобразие лирики поэта. В литературе (Ю.Степанов, С.А. Аскольдов) мы встретили понятие "концепт". Ю.С. Степанов говорит о концептах как о "сгустках культуры" [12,с. 40]. С.А. Аскольдов считает, что есть концепты "познавательные", которые "противопоставлены концептам художественным". "Художественный концепт является как бы заместителем образа" [1, с. 269]. Следовательно, концепт и образ - синонимичные, взаимозаменяемые понятие. Почему объектом нашего исследования стал сборник X. Тхазеплова?

X. Тхазеплов родился в 1943 году, закончил сельскохозяйственный факультет КБГУ, параллельно учился в литературном институте им. М. Горького, окончив и его, стал профессиональным литератором. X. Тхазеплов - член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, академик Адыгской (Черкесской) Международной Академии наук, автор пятнадцати книг, главный редактор журнала "Литературная Кабардино-Балкария". Критика всегда была благосклонна к поэту: А.Гутов, Ю. Лопусов, А. Созаев, М.Добрынин, Т. Чаниева раскрыли перед читателем сложный и многогранный мир поэта. Хотя до сих пор нет ни одной монографии о его творчестве, а на исследуемый сборник -ни одной рецензии. А.Гутов писал о X. Тхазеплове: "Я покривил бы душой, если бы не признался в том, что и сейчас... достаточно глубоко понимаю его стихи" [5,с. 30]. В. Кузьмин замечает: "Он обращается к извечной проблеме единства и мироздания и человека, как к неотъемлемой его частице, к проблемам эволюции конечного торжества человеческого духа" [5, с. 38]. Поэт на Кавказе, в частно-¡Ё сти, в традиционном адыгском обществе, никогда не отгораживался от проблем как своей среды, так и всего человечества. Древние джегуако (сказители) славились тем, что были способны вдохновлять д воинов на битву, воспевать лучших сынов своего народа, в песнях запечатлевать радость и беды на-□ рода. Устами поэта, как считалось, говорил сам народ.

^ X. Тхазеплов, следуя этим традициям, стремится охватить все стороны нашей жизни - с её трево-<> гами и радостями, с философским осмыслением. Не стал исключением и последний сборник поэта а "Избранное", который мы исследуем через отдельный образ.

® В истории развития любой литературы есть образы, которые составляют ядро национального

образа мира. В первом ряду в сборнике Х. Тхазеплова "Избранное", несомненно, находится образ

® "душа

"Словарь Русского языка" С.И. Ожегова даёт такое толкование слова: 1. Внутренний и психологический мир человека, его сознание.

о 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

Ее 3. В религиозных представлениях сверхъестественное, нематериальное, бессмертное начало в

£ человеке, продолжающее жить после его смерти.

а 4. Перен. - вдохновитель чего-нибудь, главное действующее лицо.

< 5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях).

^ 6. В Царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к подданноз му сословию [10, с. 179].

о X. Тхазеплов использует в основном в сборнике 3 первых значения этого слова:

^ 1 значение: "Текут сквозь душу времена" [14, с. 4]; "Готов ли душу он открыть?" [14, с. 4]; 2

значение: "вечно душа страдает" [14, с. 7]; "А душа - как пропуск/этой детворы" [14,

£ с. 8]; 3 значение: "Наш спаситель водит Душу,/Повергая Зло во прах" [14, с. 10]; "Человек, как

вид, - не болен, -/В нём бессмертная душа" [14, с. 99].

^ В "Словаре символов" Трессидер рассматривает душу как "символ духовных или телесных аспек® тов человеческой личности" [13, с. 88]. В большинстве традиций считалось, что у человека существу>| ет по крайней мере одна, а иногда и несколько душ. Располагали её в различных частях тела, иногда

5 душа могла покидать его во время сна и существовала некоторое время после смерти тела. В Древнем

® Египте душа, которая покидала тело, изображалась в образе ястребе с человеческой головой. В Древ2 ней Греции в этот момент душа выглядела как бабочка, вылетающая изо рта умершего человека. Другой

^ персонификацией души в греческой мифологии была красавица Психея, что, возможно, повлияло и на христианское поверье, согласно которому душа выглядит как маленькая крылатая женщина. Изо

рта святых вылетали голуби; орлы - из погребальных костров древнеримских императоров. В более поздний период в западном искусстве души стали изображать в виде обнажённых детей. В мистических традициях, таких, например, как семитская, души представляли как вспышку света. У Маковского согласно широко распространённой мифопоэтической традиции, души умерших пребывают в деревьях, горах или в море. Английское слово "soul" - "душа" - соотносится с латинским "solum" - "нижний мир". По поверьям древних, душа - женская сущность: с английским "soul" следует сопоставить русское "сила", немецкое "seil" - "канат", литовское - "saulis" - "Вселенная" [8, с. 248-249].

Нами было проанализировано 10 стихотворений, в которых встречается концепт "душа". Для поэта X. Тхазеплова душа - эта та загадка, тайна, над которой бьётся любой человек, а тем более поэт, которому Богом дано видеть больше, чем всем остальным: "от души моей игривой/Отражается луна./ Я - как звёздная струна" [14, с. 163]. В какие же моменты жизни поэт обращается к душе? Когда любуется картинами природы: "Шелест звёздный/В душу шепчет,/Месяц ласково/Зовёт./В чистой речке/Рыба плещет..." [14,с. 65]; когда говорит о высшем мире: "... Чтобы, страдая, научилась/Душа открыть для неба слух" [14, с. 4]; о боге; "Боже! Душу ты открыл" [14, с. 137]. Одно из первых стихотворений сборника "Спасти бы Душу!" [14, с. 51] как бы задаёт тон в постижении поэтом этого образа: по ритму, рифме, внутреннему строю оно перекликается с известным стихотворением Н. Заболоцкого "Не позволяй душе лениться". Лирического героя обоих стихотворений переполняет оптимизм, жизнелюбие. "Спасти бы Душу! Но не знаю,/Каким путём её спасти?" [14, с. 51]. Лирический герой X. Тхазеплова говорит о "душевной выси", к которой стремится душа. Второе и третье четверостишья строятся по принципу антитезы: "... Ослабли чувства - донельзя! Но мы ещё владеем мыслью", "Глубины зренья не пророчат,/Не строят дальние мечты,/Но сила стойкая поможет/ Значенье мыслей обрести" [14, с. 51]. Смысл такой антитезы - показать, что душа неотделима от мыслей, она не существует сама по себе. Поэтому "Душу, молодо цветущую,/Никак нельзя заставить спать" [14, с. 51]. ^ Рефрен стихотворения "Спасти бы Душу" становится нравственным ориентиром поэта, повторённым в последнем четверостишье. Он акцептирует внимание читателя на библейской заповеди: "Спасти бы □ Душу.. .Так Она ведь/Спасает нас самих всегда!/А мы-то позабыли заповедь,/Беречь в любви с вой О сердца" [14, с. 51].

Л.Н. Толстой писал: "Когда писатель задумывается о смысле жизни и о смерти, там начинается ^ философская литература". Исходя из этой мысли, можно с уверенностью скачать, что перед нами а философская лирика поэта. X. Тхазеплов пытается заглянуть за пределы земного бытия. Естественно, ® это и придаёт его стихам философскую направленность, что важно для писателя, который пытается о постигнуть душу своего народа. Через умолчание, обилие риторических восклицаний и вопросов перед ®

нами проходит не просто процесс поиска истины. Лирический герой X. Тхазеплова мучительно ищет | ответы на извечные вопросы бытия: "Есть ли жизни иные./Чтобы у каждой имелся свой край?" [14:79] ^ "Что Я несу и куда Я иду?" [14, с. 79]. "В муках живя, что возносится нами?" [14, с. 79]. Это вопросы о другого стихотворения, центральным образом которого становится концепт "душа". Поэт обращается ^ к Богу через личное местоимение: "Ты изнурил мою душу и тело,/Ты откровения в муках даёшь" [14, i с. 79], в третьем четверостишье автор, чуть изменив эти строки: "Так изнурил Ты и душу и тело,/Что g-откровения в муках даёшь" [14, с. 79] - добивается иного эффекта: сомнения лирического героя сменяются уверенностью в том, что "Всё же иду Я, пусть тяжко, но смело./ Если не всё было так, Ты спа- о сёшь" [14, с. 79]. Автор уверен, что "Душа - небесный посол", она должна быть "воспитана строго". 0 Человек несовершенен, отсюда столько вопросов, неразумных порой: "В разных Мирах эта мука со о мной?" [14, с. 79]. Поэтому лирический герой в последнем четверостишье обращается к Богу, просит со прощенья за людей: "Боже, прости их нескладные речи./...Только когда зажигаю Я свечи/Горестно £ думаю: что же потом?" [14, с. 79]. Появление в последних строках свечи вполне объяснимо с точки £ зрения символики. Свеча - символ устремлений человека вверх, к Богу, символ единения внутренне- ;= го и внешнего, своеобразная ось между Богом и человеком. Кстати, в другом стихотворении есть фраза ^ "душа отдыхает, как ровное пламя" [14, с. 60]. Таким образом, соотнесение двух этих понятий "душа £ - пламя" в сборнике не единично. А продолжает это единение другое стихотворение, в котором поэт >| объединяет с понятием "Душа" извечные человеческие ценности: "Вера", "Сила", "Воля", "Мир", "Со- о гласье". Это те острия, "на которые натянута ткань повествования" [4, 64]. Бог - судья для человека | "...в точке единства Души и Вселенной", - утверждает автор [14, с. 78]. Душу можно сохранить - уве- ^ рен поэт: "Душу в мирах охранять научили..." Кто за этим "научили"? Видимо, не Бог, т.к. в стихот- о ворении поэт прямо в других строфах обращается к нему: "Господи!", "Боже", "Ты". Ответа на этот ö

вопрос нет. Может быть, некие иные силы? Стихотворение композиционно можно разделить на две части: размышление лирического героя о душе, судьбах мира и обращение к Богу, молитва: "Дай же нам, Господи, мир и согласье!/Ты же надежда на все времена!/...Не допусти убиенья надежды/В душу безверия не допусти!" [14, с. 78]. Объединив в одном стихотворении три образа - "душа", "Бог", "вера", - автор добивается того, что мы погружаемся в уникальный мир, построенный воображением поэта, то есть деятельностью, "соотносящей зрительные, слуховые, осязательные и другие впечатления с реальными формами и свойствами вещей" [7, с. 46].

Автор через образ "душа" стремится к определению себя в мире посредством поэтического текста. Человек всегда стоит перед выбором, "попав в силки неверья и соблазна" [14, с. 90]. Это "губит душу". Но на помощь приходит "благости небесной проявленье", творец. Тогда "душа любая разглядит/Что надо жить, стремясь к тому мгновенью/Когда природа вновь нас возродит/Несгубленною сущностью своею" [14,

с. 90]. В этих строфах не только признание вечности жизни, но и целая жизненная программа. Это стихотворение очень ровное в эмоциональном и синтаксическом плане: ни риторических вопросов, восклицаний, столь традиционных для X. Тхазеплова, ни умолчаний, передающихся многоточием. Стихотворение - неторопливый разговор поэта об открывшихся ему истинах, сложившихся в поэтические формулы: "Безмерна в мире только власть Творца/Гармония сильнее всякой смуты..." [14, с. 90].

В приведённых выше стихотворениях X. Тхазеплов предстаёт перед нами гражданином мира, живущим вне времени и вне пространства. На национальный колорит (в рамках исследуемого концепта) указывает лишь несколько строчек: "...бытие между Богом и мною,/...Кажется мне неприступной горою/Где обитает Душа у вершин" [14, ¡Ё с. 88]. "И снова дадим/Своим детям заветы/Где Хабзе, Немые -/Есть души высота". [14, с. 55]. В

другом стихотворении автор активно использует научную лексику XX века: "Душу мою охватил резо-д нанс" [14, с. 93]; "циклический транс"; "аргумент"; "доктрина"; "амплитуда". Тема величия Бога, Веры □ в жизни человека приводит лирического героя к мысли: "Мой резонанс амплитудами сложными/Душу ^ врачует, свой бег затая" [14, с. 93].

-<> Мысль о мгновенности жизни станет центральной не только в философской лирике поэта, но и

в теме любви, причём осмысление поэтом любви идёт сквозь призму его философского отношения к ® жизни: "Мои годы - как звёзды падучие,/А душа не насытилась жить" [14, с. 67], "Ах, душа - порожде-и нье природы,/ Миг со мной согласилась ты жить/...А я только что понял планету/И людскую любовь ф лишь постиг" [14, с. 67]. В этом стихотворении появляется пейзажная зарисовка, столь нехарактер-^ ная для этого сборника поэта: "А деревья, как прежде цветущие./В почках зреют, бушуя, плоды" [14,

| с. 67]. Эти стр очки, повтор ённыейрефреном Стихотв°рения, стали фоном стихотворения, они

о говорят читателю о жизни, душе вечной и бесконечной.

Ее И ещё четверостишье из стихотворения "Стрелец", где встречается мотив любви: "Великий Дух

ЕЕ Стрельца укажет/Дороги, судьбы. Знак крови,/Что на душе тревогой ляжет/ Как ожидание любви" [14,

о. с. 106]. Любовь для поэта необъятна: она охватывает всё сущее, всё, что ему дорого.

< Кроме философской лирики, своеобразной любовной лирики встречается поэтическое завеща^ ние. Взор лирического героя стихотворения обращён к людям "из глубин таинственного мира" [14, с.

о 113]. Стихотворение построено по схеме пушкинского "Памятника". Что удалось сделать поэту? О чём

о он мечтает? А.С. Пушкин использует в стихотворении прошедшее время, X. Тхазеплов - прошедшее и

^ настоящее.

£ Позиция поэтов схожа: оценить свою роль в жизни общества, говорить с миром строго, без при° крас.

В жанровом отношении лирика поэта (в рамках исследуемого концепта) весьма однородна. Это

^ философские рассуждения и стихотворения - послания. Философские рассуждения - это все анализи® руемые ранее стихотворения.

>| Так в послании "АХ Карову" личные мотивы: "До конца ещё далече/А с душой разрыв растёт..."

5 [14, с. 49] совмещаются с болью за судьбы родины. Такая композиция схожа с пушкинским "К Чаада® еву". Совмещение в одном стихотворении трёх временных планов: прошлого и настоящего, настоя2 щего и будущего - позволяет лирическому герою обозреть мир до границ Вселенной, через душу заг§ лянуть в человеческую сущность: "Брат идёт войной на брата" [14, с. 49]. И уверить читателя в вели<т) ком предназначении России: "Ведь Россия не такая,/Как другие, что во мгле./Возродится Русь святая/

На святой своей земле" [14, с. 49]. Но возрождение страны возможно, если "...Россия душу лечит,/ Обожжённую в огне!" [14, с. 49]. Так в одном стихотворении философская лирика тесно переплетается с лирикой гражданской. Продолжает тему ответственности человека за всё происходящее на земле послание "И. Гадиеву". Если ранее мы увидим, что автор говорит о человеческой душе, то в этом послании X. Тхазеплов допускает, что душа есть у всего сущего: "Душа у планеты усталой болит" [14, с. 103]. Используя риторический вопрос: "Откуда ж в тебе, Человек, кровожадность?", поэт приводит читателя к поэтическим философским формулам: "Ведь ты (т.е. человек) предназначен бессмертье творить", "Твоё милосердье - спасенье от порчи!", "И ключ от небес заключили в тебя же,/И путь до небес осветили Душой..." [14, с. 103].

А-С- Пушкин: Пшт Ii iifiiuttTBii; "Hti. вкь я не умру — душа в заветной лире/Мой прах переживет н члены) избежит" L11.1, ?]Ч го сделал поэт: "Чувства добрые л лирой пробуждал ./Что в мой жесткий бсиг во ославил я Свободу/] I милость к родщим призывал" ¡11 h t. 5].

Иоп меч ■ der: "Слух обо мне- пойдёт по uteri Руси великон/И назовет меня веян сущий я jti[KM 111, с. 5]. Iii» I i нчиских "&Хвалу и клевету

гтрнемлп раннодушно/И но оспаривай глупца" | [],(. J],

Х- Тхазеплов: Поэт il обшгство; "Себя От уннжееья спае"; "И теперь, не может высший свет/ Moi сер.ine рветотать гуманно!"; "Помогал и каждому, как мог. Каждого я звал через порог/И нетайывал всегда молиться41 |14, с. I 13].

Что сделал пшт: "Помогал я каждому, как мог./Каитдого и j-рэл через порог/ И не

забывал всегда молиться"; "Душу ограждал и от соблазна" [ 14, с. 113].

Unir мечтает: "Чтобзвучала н. Душах моя лира" [14, с. ] 13].

ПютнчССкин флрщулйЕ "ПОТОМУ, HÛBépHO, чслоеск/Познаег и похоть, и жестокость,/ Чтобы OII И-Я HÎH1HH (ЩПЬ ИЗВЛЁК,/

Отравляя жизненную стойкость"; "Потому, наверно, по судьбе/Я не шёл по правилам приказа" [ 14, с. II3 j.

01 Z
01 о

о а ф

Итак, поэт выводит на первое место в жизни, судьбе человека душу. Продолжает эту мысль X. Тхазеплова послание "А. Урусмамбетову". Мысль о том, что душа должна "гореть" не нова в литературе. Но X. Тхазеплов идёт дальше: не просто гореть призвана душа: "Я душу вверяю единству движенья..." И движенье это вверх, в "непроглядные дали", только возносясь туда, "душа... зовёт человека в глубины свои" [14, с. 153]. Такое отношение к миру и человеку даёт возможность поэту "обрести энергию жизни". Лирическому герою дано увидеть, как "открывалось и небо, очнулась душа". Она, душа, "Нутро озарила, устои круша" [14, с. 154]. Вера в светлые начала жизни, в духовность, в душу как мерило нравственных ценностей - вот жизненная позиция поэта. Также интересно обращение с пространственно - времеными координатами. "Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе" [2, с. 121] М.М. Бахтин назвал хронотопом. Это формально-содержательная категория литературы. В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмыслении и конкретном целом. "Время года здесь сгущается, уплотнятся, становится художественно-зримым; пространство же втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп", - отмечает М.М. Бахтин [2, с. 122]. Именно хронотоп позволяет поэту добиваться убедительности своих стихов. Способ представления пространства и времени у X. Тхазеплова "предельно приближен к естественному" [4, с. 50]. В нём не обострены, а напротив, размыты противопоставление верха и низа, внутреннего и внешнего, земного и небесного. Пространство проницаемо, открыто, причём не только для обзора близких и далёких предметов (их, предметов, как таковых вообще нет у X. Тхазеплова), но и для времени: "Душа! А может, всё же/Ког>

да-то ты была звездою..." [14, с. 82].

Лирический герой постигает мир в единстве внешнего и внутреннего. Его взор простирается от границ Вселенной, от Бога до души: "Душа, возносясь/В непроглядные дали,/3овёт человека/В глубины свои" [14, с. 153]. Только так, соединив микро- и макрокосм, можно постичь душу человека -уверен X. Тхазеплов. У поэта (в рамках исследуемого концепта) отсутствует цвет. Возможно, указание на отсутствие цвета есть в понятии "чистота", с которым поэт связывает душу. "От души всё зло отводят/Ко всеобщей чистоте" [14, с. 147]. или "А на небе шёлковом и ясном/Чудеса небесные горят,/ И мечты в кораблике атласном/С Божьей Верой и с душой парят" [14, с. 138]. Цвет появляется лишь один раз: "Душа! А может, всё же/Когда-то ты была/Звездою голубою" [14, с. 82]. "Голубой" -символ чистоты, ясности. Автору, используя метафоры к образу "душа", удаётся выстроить такой метафорический ряд: душа - "порожденье природы", душа - "заря", душа - "Вселенский друг", душа -"берег", душа - "звезда". Этот метафорический ряд не только показывает механизм поиска поэтом смысла бытия, но и выражает его нравственную позицию, объединившую в концепте "душа" внутреннее и внешнее, микро- и макрокосм, те ценности, которые дороги поэту: вера, Бог, Россия. Таким образом, концепт "душа" становится образом мира X. Тхазеплова.

Изучив образ "душа" в сборнике X. Тхазеплова "Избранное", мы увидим, что поэтический образ мира есть всякий раз "отлёт" от его действительного образа, субъективная его модель. Но она возникает в сознании автора и воплощается в текст во имя приближения к реальности, в которой объективно присутствуют возможности, скрытые до поры от глаз и сердца свойства. X. Тхазеплов ощущает единство всего, что живёт, дышит, происходит, проявляется. Крайние начала бытия - внутреннее и внешнее пространства, рациональное и иррациональное - всё стремится к синтезу через образ души. В тематике лирических произведений: философская, любовная, тема поэта и поэзии. Но в любой теме ¡Ё присутствует философичность. В жанровом отношении лирика в сборнике однородна: философские размышления и стихотворения-послания. Хронотоп поэта разомкнут. Огромность обозреваемого про-д странства не подавляет читателя, потому что оно близко благодаря соседству и сопряжённости вели-□ кого и малого: души и Вселенной, отдельного человека и Бога. С точки зрения А. Блока, "есть как бы ^ два пространства, одно - историческое, календарное, другое - неисчисляемое, музыкальное. Только -<> первое время и первое пространство неизменно присутствует в цивилизованном сознании, во втором

же мы живём тогда, когда... отдаёмся музыкальной волне" [9, с. 53]. ф X. Тхазеплов обжил второе пространство и время. Его художественный мир через образ "душа"

и наполнился музыкой и ритмом идущего в ногу со временем. Он поэт мира, поэтому в его стихах так ф мало национального колорита. Даже отсутствие цвета с позиции символики вполне объяснимо: чиссо | тота в душе - соответствие высшему. Об этом свидетельствует и метафорический ряд, выстроенный поэтом. X. Тхазеплов, используя многообразие лексических значений слова "душа", его символичесо кое значение, создаёт посредством этого образа свой поэтический мир, в котором присутствуют не

Ее только традиционные образы - понятия: Душа, Бог, Россия, но и вторгаются новые слова... (см. разЕЕ бор стихотворений) Через образ "душа" X. Тхазеплову удалось показать единство всего сущего. Боо. жественное присутствие в мире: неожиданные связи слов, выразительный синтаксис, который берет

< на себя роль изобразительно-выразительных средств, интонация взволнованности даёт возможность

^ поэту не только поведать о красоте Божьего творения, о любви и страдании, о смерти и бессмертии,

о но и приблизить человека к Богу, отразить глубинную сущность своего времени. Но остаётся ещё

о "тайна" поэзии, то, что трудно поддаётся логическому объяснению, поэтому прав был Л.Н. Толстой,

^ утверждая: "Самое важное в произведении искусства (а поэзия тоже такое произведение), чтобы оно

£ имело нечто вроде фокуса, то есть чего-то такого, к чему сходятся все лучи и от чего исходят. И этот

£ фокус должен быть недоступен полному объяснению словами. Тем важно хорошее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им" [3, с. 129].

® Литература.

>| 1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре

5 текста. Антология. М., 1997.

® 2. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.

Л 3. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. М.: Художественная литература, 1965.

§ 4. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы. Поэзия Северного Кавказа в контексте

<т) постмодернизма. Нальчик: Эльбрус, 1994.

5. Гутов А. В поисках духовного / Ю. Лопусов. Масштаб личности / С. Дудченко. Четверть века дружбы / В. Кузьмин. Всегда в седле / А. Созаев. Пора зрелости // Литературная Кабардино-Балкария. 2003. № 2.
6. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: Наследие, 1994.
7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.: Просвещение, 1972.
8. Маковский М.М. Язык - миф - культура: символы жизни и жизнь символов. М.: Просвещение,
1996.
9. Налоев 3.М. Послевоенная кабардинская поэзия. Нальчик: Эльбрус, 1970.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973.
11. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. М.: Современник, 1974.
12. Степанов Ю.С. Изменчивый "Образ языка" в науке XX века // Язык и наука конца XX века. М.:
1995.
13. Трессидер Д. Словарь символов. М.: Прогресс, 2001.
14. Тхазеплов Х. Избранное. Нальчик: Эльбрус, 2004.

ШУСТОВА Е.С.

РОЛЬ МОНИТОРИНГА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проблема обеспечения экономической безопасности существовала всегда, однако сегодня она приобрела особую остроту в связи с негативными последствиями реформирования экономики, дезин- ^ теграцией в её реальном секторе, разрывом хозяйственных связей, разбалансированностью между добывающими и перерабатывающими производствами, а также разной степенью готовности регионов к 0 функционированию в условиях рыночной экономики с учётом имеющихся у них потенциалов разви- 0 тия.

На современном этапе развития российской государственности важнейшее значение начинают приобретать региональные аспекты ее безопасности. Анализ ситуации показывает, что причины скла- а дывающихся угроз экономической безопасности страны имеют ярко выраженный региональный ха- ® рактер. Они регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработи- о ца, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, низкая ®

финансовая дисциплина, слабая защищенность отечественных товаропроизводителей и др. Положе- | ние усугубляется возрастающей дифференциацией экономического развития российских регионов и

уровня жизни их населения. о

В основе экономической безопасности региона, как категории, прежде всего, отражаются реги- х ональные интересы, среди которых: обеспечение и поддержание достойного уровня жизни населе- £5 ния, рациональное использование имеющегося экономического потенциала, реализация независимой о. региональной социально-экономической политики региона, сбалансированность и интегрированность < в финансовую систему страны. А также необходимость их защиты от различного рода внутренних о (возникающих в рамках региона) и внешних (со стороны проводимой экономической политики госу- 0 дарства, администраций других регионов, иностранных государств) угроз при соблюдении баланса с о общенациональными

интересами. т

Угрозы социально-экономической безопасности регионов представлены на рисунке 1. £

Упреждение зарождающихся угроз является основным элементом в комплексе мер, формирую- £ щих систему экономической безопасности. В этой связи необходим мониторинг показателей разви- ;= тия региона, дающих сигналы, в случае необходимости, о корректировке курса в сторону улучшения ^ на-званных показателей. ®

Мониторинг экономической безопасности региона в широком смысле заключается в сборе не- >| обходимых данных и их последующей аналитической обработке. о

Одной из основных проблем при построении системы мониторинга является выбор необходи- | мых макропоказателей, характеризующих социально-экономическое состояние региона. Выбор пока зателей осуществляется на основе структуры угроз экономической безопасности региона (см. рис. 2)

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты