Спросить
Войти

ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Автор: Амонова Хикоят Иноятовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Амонова Х.И. Email: Amonova1170@scientifictext.ru

Амонова Хикоят Иноятовна - кандидат технических наук, доцент, кафедра медицинской химии, Бухарский государственный медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется формирование и особенности активных методов обучения. Уделяется особое внимание совершенствованию и активизации учебного процесса в высшей школе. Автор учитывает, что активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Предполагается использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Ключевые слова: активные методы обучения, интерактивные методы, эвристическая беседа, активность студента.

FEATURES OF ACTIVE LEARNING METHODS Amonova H.I.

Amonova Hikoyat Inoyatovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor,

DEPARTMENT OF MEDICAL CHEMISTRY, BUKHARA STATE MEDICAL INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the formation and characteristics of active teaching methods. Particular attention is paid to improving and enhancing the educational process in higher education. The author takes into account that active teaching methods encourage students to actively think and practice in the process of mastering educational material. It is supposed to use such a system of methods, which is mainly aimed not at the teacher&s presentation of ready-made knowledge, their memorization and reproduction, but at students& independent mastery of knowledge and skills in the process of active thought and practical activity. Keywords: active teaching methods, interactive methods, heuristic conversation, student activity.

УДК 37.013

DOI10.24411/2312-8267-2020-10603

Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования в высших учебных заведениях. Активное обучение - это, прежде всего, новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных. Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако, главное в учебном процессе - активность студента. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. Для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет учет особенностей вузовского обучения, которое требует перестройки у студентов стереотипов учебной работы сложившейся в школе и вооружение новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности.

Формирование активного обучения студентов одно из средств развития познавательной деятельности. Применение на практике проблемного и развивающего обучения привело к возникновению методов, получивших название «активные». Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я.Лернер, М.М. Леви. Но в связи с тем, что данные исследования по активным методам

проводились в основном на материале школьного обучения, что затруднило внедрение активных методов в вузе, так как требовалась определенная адаптация для теории активных методов к вузовскому дидактическому процессу. Надо отметить, что А.М. Матюшкин в своих работах не только обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, но и ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателей и студентов, а также их взаимной активности в рамках «субъект-субъективных» отношений [1]. Вместе с тем, в основе исходных положений теории активных методов обучения находится концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А.Н.Леонтьевым, именно с тем познание определяется как деятельность, направленная на освоение предметного мира. Поэтому, вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него [2]. Исходя из сказанного и подходов ученных к проблеме с точки зрения педагогики, методы активного обучения, как средство развития познавательной активности студентов, можно разделить на три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формирования мышления.

Эти методы программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения. Следует лишь подготовить, что во время занятия от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит пассивно, в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Интерактивные методы будут иметь наибольший эффект не только обучающийся, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказываний научно-аргументированной точки зрения, но и выражением своего личного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции. Формы участия преподавателя в дискуссии студентов могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссии, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины. Это, как показывает практика, возможно тогда, когда преподаватель высказывает свою точку зрения лишь в порядке извлечения выводов из высказываний студентов и аргументированного опровержения ошибочных суждений. Разумеется, его позиция может совпадать с мнениями студентов, поскольку они появились в результате наводящих вопросов преподавателя. Но именно такими приемами можно не просто и не только направлять содержательную, интеллектуально-познавательную сторону обсуждения теоретических вопросов, но и конструировать совместную продуктивную деятельность, тем самым влияя на личностную позицию студентов, преобразовывая их учебную деятельность в учебно-воспитательную [3]. Активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Предполагается использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда [6].

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих

81

средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом [4]. Они, стимулируют познавательную деятельность студентов и строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства преподавателя. Активных методов обучения в педагогике существует множество. Одним из таких является интерактивный метод.

«Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты учебной группы оказываются не только вовлеченными в процесс познания, но они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [5].

Таким образом, к методам интерактивного обучения могут быть отнесены: эвристическая беседа, метод дискуссии, мозговая атака, метод круглого стола, метод деловой игры, кейс-метод, конкурсы практических работ с их обсуждением и некоторые другие, применяемые отдельными преподавателями-энтузиастами активных методов обучения. Разумеется, каждый из них имеет не только ценность, но и свои особенности.

Список литературы /References

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.
2. Газизова Г.М. «Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями».//Труды МЭЛИ: электронный журнал, 2008.№ 7. С. 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.meli.ru/e-magazine/vipusk7.htm/ (дата обращения: 29.06.2020).
3. Огольцова Е.Г., Хмельницкая О.М. «Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов» // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции, 2009. С. 129.
4. Xajieva I., Babadjanova U., Kenjayeva Kh., Adambaeva F. The importance of spiritual values in the upbringing of the harmoniously developed person in teaching and learning process. //International Journal of Advanced Science and Technology. Vol.29 No: 5 (2020). Р. 14961499. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/10058/5475/ (дата обращения: 22.06.2020).
5. Ниязов Л.Н., Содикова С.Ш. Сравнительный анализ обучения студентов технического и медицинского направления методом кейс // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн., 2020. № 4 (70). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/9202/ (дата обращения: 26.05.2020).
6. Amonova H., Sadikova S. Modular educational system in higher education institutions: objective reality and increasing. //Innovations in pedagogy and psychology. Special Issue 2. P.488-493. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tadqiqot.uz/wp-content/uploads/2019/11/pedagog-2019-03/35-41 .pdf/ (дата обращения: 23.06.2020).
активные методы обучения интерактивные методы эвристическая беседа активность студента active teaching methods interactive methods heuristic conversation student activity
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты