Спросить
Войти

Социокультурные доминанты современного инновационного образования

Автор: Тюкульмина Ольга Ивановна

УДК 378:316.422

Тюкульмина Ольга Ивановна

старший преподаватель кафедры истории и философии науки и техники Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета

Халдеева Марина Александровна

Tyukulmina Olga Ivanovna

Senior Lecturer, Department for History and Philosophy of Science and Technology, Institute of Humanities, Social Science and Technologies, Tomsk National Research Polytechnic University

Khaldeeva Marina Aleksandrovna

магистрант кафедры менеджмента Томского государственного педагогического университета

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДОМИНАНТЫ СОВРЕМЕННОГО

ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Applicant for a Master&s degree, Management Department, Tomsk State Pedagogical University

SOCIOCULTURAL DOMINANTS OF THE MODERN INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация:

В статье проведен анализ влияния социокультурных аспектов на развитие инновационного образования. Актуальность исследования определяется формированием гуманитарного и инновационного императивов современного образования. Предпринята попытка раскрыть основные направления инновационного развития гуманитарной составляющей образования. Сделан акцент на понимании гуманитарно-антропологического измерения образования. Обозначены основные взгляды на систему образования в западной литературе.

инновационное образование, гуманизация, гуманитаризация, философия образования, социокультурный аспект.

Summary:

The article analyses the influence of sociocultural aspects on the development of innovative education. The scientific relevance of the research is determined by the formation of humanitarian and innovative imperatives of the modern education. The authors consider the major courses of the innovative development of humanitarian content of education. Understanding of humanitarian and anthropological dimensions of education is discussed. The principle opinions about the education system in the Western literature are reviewed.

innovative education, humanization, humanitarization, philosophy of education, sociocultural aspect.

Современная система образования претерпевает сегодня действительно революционные преобразования, связанные с ее модернизацией. Особую актуальность приобретает проблема создания гармоничного профиля инновационного образования, способствующего проведению качественных реформ. Любые изменения, в том числе и в образовании, всегда рискогенно детерминированы. Поэтому важным становится поиск новых теорий и путей исследования, позволяющих максимально полно раскрыть не только содержание самого образования, но и сущность происходящих в нем инновационных процессов, а также экстраполировать его дальнейшую эволюцию. Наиболее острым сегодня является вопрос о содержательном статусе и смысловых альтернативах образования, о вероятных инновационных стратегиях образовательного процесса.

Роль и место образования в современных реалиях социума исключительно уникальны, поскольку оно может считаться наиболее масштабным социальным институтом, осуществляющим воплощение и трансляцию базовых норм, ценностей и целей общества. Современное образование в условиях изменения мировоззренческих позиций и идеалов становится феноменом, позволяющим наиболее полно проводить адаптацию к новым социальным формам, осуществлять процесс воспроизводства социального опыта, поддерживать закрепление в общественном сознании новых ориентиров развития. Данные факторы позволяют современному образованию приобрести новый статус, делающий его своеобразным механизмом социокультурного развития не только общества в целом, но и каждого отдельно взятого человека. Образование становится субъектом динамических преобразований в обществе, способствуя становлению новых форм социальной жизни и поддерживая его жизнеспособность.

В современных концепциях развития образования все чаще наблюдается устойчивая тенденция понимания нового гуманитарно-антропологического измерения образования, что в свою очередь диктует необходимость придания ему универсальной формы становления и развития базовых антропологических возможностей природы и сущности человека, позволяющих ему осуществлять процессы рефлексии и самопознание, быть не только объектом, но и субъектом социокультурного развития. Существует мнение, что образование без гуманитарных предметов теряет духовно-культурные качества, отчуждается от личности и общества, роль преподавателя сводится всего лишь к ретрансляции имеющихся знаний, а ученик представляет собой лишенный рефлексии автомат по их переработке. Это лишает общество потребности в образовании, основанном на духовных и культурных идеалах [1].

Новая антропологическая парадигма, все глубже проникающая в образовательное пространство, не только пытается объяснить принципы феномена человека, но прежде всего обращается к бытию человека во всей многогранности и многоаспектности его существования. Вот почему образовательное пространство сегодня становится сферой социального взаимодействия, объединяющей инновационные тенденции духовного и социокультурного развития как отдельной личности, так и всего общества. Поливариантность современного образования предполагает понимание его нового смысла, заключающегося в инновационном развитии, позволяющем обществу быть динамично обновляющимся. В этих условиях образование не только формирует новую инновационно ориентированную личность, но и само по сути начинает определяться как социальная ценность и национальное достояние.

Современное инновационное образование как система обладает способностью к саморазвитию и одновременно является основным условием для развития всех своих составляющих элементов, поэтому его можно рассматривать как саморазвивающееся и одновременно развивающее. Таким образом понимаемое инновационное образование по своей сущности холистично, потому что обладает способностью к формированию целостности социокультурных аспектов жизни всех слоев населения, духовности как отдельной личности, так и общества в целом, являющихся субъектами развивающегося образования. А.А. Корниенко и И.В. Брылина считают, что сегодня «формируется понятие "новый тип образованности", в его основе - гуманитарное мышление и целостное мировидение, основанное на экоориентированном восприятии мира» [2, с. 117].

Государственная политика в сфере образования и управление образованием начинают играть роль основных механизмов, позволяющих обеспечивать целостность структуры образования. Помимо этого, они выполняют функции, благодаря которым представляется возможным установить статус образования относительно других социальных практик и закрепить его как целостную систему.

Радикальные изменения, происходящие в образовании, предполагают проявление критического и рефлексивного отношения к осознанию его исторического опыта и теоретических оснований. Становление и развитие новой парадигмы инновационного образования невозможно без рефлексии над исторически-временными этапами его развития. На важность последнего обстоятельства указывает Н.В. Трубникова [3, с. 9]. Без рефлексивного осмысления прошлого исторического опыта невозможно становление настоящего и будущего образования.

Начиная с 50-х гг. прошлого века западные исследователи разрабатывали различные, зачастую противоположные взгляды, подходы и направления в образовании: от гуманитарных, эм-пирико-аналитических, конструктивных до оппозиционно-деструктивных, тяготеющих к постмодернизму течений [4]. Несмотря на приверженность сциентизму как идеалу научности, западная философия образования опирается не только на эпистемологические основания, но и на идеи гуманитарного знания, формирующего проблемы социокультурной ориентации в образовании.

Новые методология и идеология инновационного образования, формирующиеся сегодня как в отечественной, так и зарубежной системах образования, отражают глобальные процессы становления инноваций как движущей силы развития. Исследование закономерностей развития инновационных процессов в образовании, их взаимодействия с традициями накопленного опыта будет способствовать более качественному их осмыслению и прогнозированию вариантов дальнейших изменений. При выполнении своей основной функции, заключающейся в профессиональной подготовке личности, система образования должна быть нацелена на осуществление образовательной политики, адекватной реалиям современного этапа развития социума. Можно говорить о гуманистическо-гуманитарной доминанте образовательного процесса, потому что, с одной стороны, воплощается принцип категорического императива И. Канта, согласно которому человек не должен быть средством для достижения целей; с другой стороны, характер образовательного процесса позволяет преодолеть отчуждение человека от системы знания и возможности его получения, что и придает ему гуманитарную смысловую нагрузку.

Ссылки:

1. Вторушин Н.А., Панькова Н.М. Творчество как условие существования современной образовательной модели // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11617 (дата обращения: 26.04.2016).
2. Брылина И.В., Корниенко А.А. Конвергенция знания в когнитивном пространстве современного университета: к оформлению холистической парадигмы // Теория и методика профессионального образования : сб. материалов меж-дунар. науч. e-симпозиума (Москва, 28-30 мая 2014 г.) / под ред. проф. В.С. Шиловой. Киров, 2014. С. 112-125.
3. Трубникова Н.В. Настоящее, которое не проходит? Ощущение времени в современном социуме // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме : сб. науч. тр. конф. (Томск, 2223 ноября 2012 г.) / редкол. В.И. Турнаев [и др.]. Томск, 2013. С. 9-12.
4. Barnett H.C. Innovation: The Basis of Cultural Change. New York, 1953. 462 p. ; Combs A. Humanism, education and future. Boston, 2008 ; Dennety R. Education, vocationalism and democracy. New York, 2002 ; Harris K. Teachers and Classes. A Social Analysis. Edinburgh, 2012 ; Samuelson W.G., Markowitz F.A. An Introduction to Philosophy in Education. New York, 1988. 190 p. ; Usher R., Edwards R. Postmodernism and education. New York, 1996.

References:

1. Vtorushin, NA Pankova, NM 2013, &Creativity as a condition for the existence of modern educational model&, Modern problems of science and education, no. 6, retrieved 26 April 2016, <http://www.science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=11617>.
2. Brylina, IV Kornienko, AA 2014, &The convergence of knowledge in the cognitive space of the modern university: to design a holistic paradigm&, Theory and a vocational training: Materials of Intern. scientific e-Symposium (Moscow, May 28-30, 2014), Kirov, p. 112-125.
3. Trubnikova, Nv 2013, &The present, which does not pass? The sense of time in modern society&, The transformation of scientific paradigms and communication practices in the information society: scientific Conf. (Tomsk, November 22-23, 2012), Tomsk, p. 9-12.
4. Barnett, HC 1953, Innovation: The Basis of Cultural Change, New York, 462 p.; Combs, A 2008, Humanism, education and future, Boston; Dennety, R 2002, Education, vocationalism and democracy, New York; Harris, K 2012, Teachers and Classes. A Social Analysis, Edinburgh; Samuelson, WG Markowitz, FA 1988, An Introduction to Philosophy in Education, New York, 190 p.; Usher, R Edwards, R 1996, Postmodernism and education, New York.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГУМАНИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ innovative education humanization humanitarization philosophy of education sociocultural aspect
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты