Спросить
Войти

Формирование фондов оценочных средств по экологии в условиях реализации проекта «Экологическая образовательная среда вуза»

Автор: Даниленкова Валентина Анатольевна

Даниленкова В.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ЭКОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА»

Построение экологической образовательной среды вуза (далее - ЭОС) требует от обучающихся экологических знаний во всех сферах деятельности. Основной задачей вуза становится ориентация на эффективную систему оценки качества экологических знаний. Система оценки качества экологических знаний дает объективную информацию всем заинтересованным сторонам в создании ЭОС: студентам, преподавателям, администрации, контролирующим органам. Оценивание экологических знаний должно быть направлено на систематическое установление соответствия планируемых и достигнутых результатов обучения, чтобы своевременно диагностировать и корректировать процесс формирования ЭОС вуза.

Фонды оценочных средств по экологии разрабатывались нами по контролю, осуществляемому в процессе изучения студентами учебного материала (входной контроль, контроль текущий и промежуточный). Для каждого вида контроля разрабатывались оценочные средства, выделялись традиционные и инновационные методы оценивания результатов экологических знаний (тесты, собеседование, ролевые игры, дискуссии, семинары, проектные задания, комплексные задачи и др.).

Для каждого вида оценочного средства экологических знаний студентов определялась форма оценочного средства (опрос, контрольная работа, работа в команде, практическое занятие, индивидуальное занятие, индивидуальное домашнее задание, научно-исследовательский проект и др.).

Фонды оценочных средств, используемые для каждого вида контроля выполняют различные функции: при текущем контроле - для оперативного управления учебной деятельностью студента; при промежуточном контроле - для оценки степени достижения запланированных результатов обучения по завершению разделов изучения экологии; при входном контроле - для определения уровня остаточных знаний, поля изучения дисциплинарного научного цикла.

Каждый вид контроля обеспечивается определенным набором форм оценочных средств (таблица 1).

Фонды оценочных средств могут содержать разные по степени сложности задания: простые и сложные.

Приведем пример простого задания для студентов, обучающихся по специальности «Судовождение».

Пример 1. Экологическая образовательная среда технического вуза - это фактор:

- Воспитания;

- Образования;

- Здоровья;

- Качества.

Необходимо выбрать правильные ответы из тестов. Простые задания мы использовали при проведении входного контроля.

Таблица 1

Виды контроля и оценочных средств, формы их проведения

Вид контроля Вид оценочного средства Формы оценочного средства

Входной Тестирование Ответы на вопросы в тестах в виде контрольной работы. Опрос студентов.

Собеседование

Текущий Ролевое задание на заданную тему. Поисковое задание. Ролевые игры, деловые игры. Дискуссии, семинары, индивидуальные самостоятельные работы.

Пр омежуточный Проектное задание. Реферативное задание. Комплексные задания. Письменный или устный экзамен. Научно-исследовательская работа (презентация на семинаре) индивидуальная домашняя работа. Работа в команде (семинар, практические занятия). Экзаменационное задание.

Комплексные задания требуют поэтапного решения и развернутого ответа, в том числе задания на индивидуальное или комплексное выполнение проекта. Для комплексного задания нами разрабатывается модель определенной ситуации, с которой студент может встретиться в своей профессиональной деятельности. Комплексные задания формируются на основе междисциплинарных связей экологии и специальных дисциплин. Они носят междисциплинарный характер и разрабатываются с привлечением преподавателей специальных дисциплин.

Приведем пример комплексного задания для студентов по специальности «Судовождение». Практическое занятие - семинар на тему: «Проектирование экологической образовательной среды в техническом вузе».

Алгоритм работы со студентами:

1. Занятие начинается с задания: обосновать взаимосвязь экологии, экологического образования, экологической образовательной среды в техническом вузе; назвать основные цели и задачи экологической образовательной среды;
2. Студентам раздаются таблицы - схемы междисциплинарного подхода к экологической образовательной среде, предлагается проанализировать их с точки зрения важности экологических знаний, умений, навыков. На подготовку дается три минуты, затем предлагаются отдельные высказывания вслух. Выводы носят конкретный характер: характеристика должна быть краткой, четкой, логичной; задачи экологической образовательной среды - конкретные, вытекающие из характеристики, их не должно быть более 3 - 4; содержание экологической образовательной среды - полное, разнообразное по формам, соответствующим поставленным задачам. Составление характеристики экологической образовательной среды по различным дисциплинам в соответствии с сформулированными задачами предлагается выполнить по микрогруппам. Например, в одном случае используется междисциплинарный подход, в котором знание из технической, социальной,

экономической областей синтезируется в экологическое знание образовательной среды для студента. На составление междисциплинарных схем и их характеристик дается пять минут, представитель микрогруппы зачитывает составленный вариант, который коллективно обсуждается с точки зрения предъявленных ранее требований. Как сформулировать конкретные задачи экологической образовательной среды? Студентам предлагается ответить на данный вопрос в табличной форме.

Консультация проводится индивидуально или по микгогруппам. Анализ междисциплинарных связей экологических знаний с другими дисциплинами на практическом занятии. Обсуждение и объяснение взаимосвязи техники, экологии, экологического образования, экологической образовательной среды в техническом вузе. По результатам проведения практического занятия - семинара определяется, насколько усвоение учебного материала стимулирует творческий потенциал студента, с точки зрения экологической образовательной среды в техническом вузе. На этапе подготовки к занятию используются нормативные документы, регламентирующие деятельность администрации вуза по созданию экологической образовательной среды, интернет - источники, предоставляющие доступ к образовательным ресурсам вуза для сбора информации по состоянию экологической образовательной среды в аудитории, в процессе обучения, воспитания, проводится подбор конкретных примеров междисциплинарного экологического подхода в формировании образовательной среды. Задача комплексного отбора материала соответствующей тематики возложена на преподавателей различных дисциплин и студентов. Данная форма проведения комплексного занятия позволяет не только решить задачи коммуникативного развития студентов, но и позволяет студентам и преподавателям понять значимость экологической образовательной среды технического вуза для качественной профессиональной подготовки.

При изучении экологии по специальности «Судовождение» проводятся специальные семинары. Например, семинар по теме «Экологические научные исследования в области водных ресурсов в Калининградской области».

Задание студентам:

Самостоятельно изучить годовой доклад о состоянии и об охране окружающей среды Калининградской области по разделам: «Поверхностные и подземные воды», «Морские воды», «Животный мир, в том числе рыбные ресурсы», Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов», «Экологический мониторинг», «Наука и техника в решении проблем охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности», «Государственная экологическая политика. Экологические программы и их реализация» (Ключ к семинару: доклад о состоянии и об охране окружающей среды Калининградской области в 2014 году - Калининград, 2014). Семинар проводится по группам, выступают от каждой группы докладчики и после докладов - коллективное обсуждение экологических проблем Калининградского региона.

На основании результатов проведения специальных семинаров определяется уровень усвоения экологических знаний по каждому студенту.

Для оценки результатов обучения студентов по дисциплине «Экология» специальности «Судовождение» используем методологию В. Л. Беспалько об уровнях усвоения

знаний. [1]

Выделим следующие уровни результатов усвоения знаний у студентов при изучении дисциплины «Экология» специальности «Судовождение».

Первый уровень - усвоение студентами элементарных знаний необходимых для изучения дисциплины «Экология», проверка остаточных знаний.

Второй уровень. Обладают элементарными знаниями по дисциплине и некоторыми умениями. Проверка знаний ведется в результате собеседования на занятиях.

Третий уровень - студенты могут на основе знаний и умений анализировать и применять их в практикоориентированных ситуациях. Проверка знаний осуществляется при текущем контроле.

Четвертый уровень. Студенты могут самостоятельно принимать решения в нестандартных практикоориентированных ситуациях. Проверка знаний при промежуточной аттестации после изучения курса «Экология», знаний, полученных при изучении экологии, химии, физики, биологии, фактических знаний, полученных в школе.

Таблица 2

№ Дисциплина Кол-во студентов Уровень знаний % сложности задания

I II III IV

1 Экология входной контроль (тестирование) собеседование. 50 332 116 112 33 63
2 Текущий контроль (специальные семинары) ролевые игры. 50 338 118 114 44 74
3 Промежуточный контроль (экзамены) 50 556 224 113 77 100

Критерии оценки результатов обучения на первом уровне определяются по тестированию в ходе входного контроля. Студенты только приступают к изучению дисциплины и должны иметь элементарные представления об экологии и ее значении для жизнедеятельности. Предлагаемые на выбор ответы по темам определяют уровень усвоения школьного материала студентами. Считаем, что это I уровень сложности материала и усвоение составляет 32 %.

Показатели и критерии оценки результатов обучения определяются на каждом уровне в количественном и процентном отношении.

Результаты тестирования.

Опыт показывает, что студентов 4 уровня всего 3% от общего количества обучающихся. Задача преподавателя на последующих этапах изучения дисциплины «Экология»

- повысить процент студентов 3 и 4 уровней. Для этого мы используем комплексные задания. Комплексные задания применяются при изучении экологии для текущего контроля и промежуточной аттестации студентов.

На первоначальном этапе изучения дисциплины «Экология» у студентов первого курса специальности «Судовождение» имеются незначительные знания об экологии и экологических процессах. На втором уровне в процессе изучения дисциплины студенты способны в ходе беседы с преподавателем усваивать знания, воспроизводить усвоенную информацию и применять ее при решении простых задач.

Третий уровень - поиск и использование информации при решении ролевых заданий, которые носят поисковый характер, проведение семинаров с подготовкой рефератов, докладов. Увеличивается доля индивидуальной самостоятельной работы студентов. Преподаватель для определения 3-го уровня усвоения знаний - умений - навыков проводит текущий контроль. Третий уровень усвоения составляет 60 % уровня сложности задания.

Четвертый уровень - творчество студентов - заключается в осуществлении проектной научно-исследовательской деятельности (знания - умения - навыки - применение на практике). Четвертый уровень усвоения знаний по экологии достигают только 7 % от общего количества студентов. А уровень сложности заданий составляет 100%.

Студенты при усвоении знаний по дисциплине «Экология» достигают на этапе промежуточного контроля 56% первого уровня, 24% второго уровня; 13% третьего уровня, 7% четвёртого уровня.

Таким образом, поуровневая оценка знаний позволяет преподавателю вносить изменения в фонды оценочных средств дисциплины «Экология» с целью повышения качества экологической подготовки студентов.

Литература

1. Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностической цели // Школьные технологии. 2006. №1. С.188-128.
2. Коротина Н. Ю. Формирование фондов оценочных средств для реализации образовательных программ высшего образования // Сборник материалов в II международном форуме гильдии экспертов / под общей редакцией д.п.н. Г. Н. Мотовой. М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2014. С.369-321.
3. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А Богославский, Е. В. Караваева и др. М.: Изд-во МГУ, 2007. С.148.
4. Наводнов В. Г. ФЭПО: уровневая модель ПИМ для оценивания результатов обучения на соответствие требованиям ФГОС // Материалы III всероссийской научно-практической конференции. М., 2012. С.64-69.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Еcological educational environment complex tasks ecological knowledge acquisition level
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты