Спросить
Войти

Индивидуализация обучения студентов в информационно-образовательном пространстве вуза в условиях компетентностного подхода

Автор: Зимовина Ольга Алексеевна

Зимовина О.А.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Проблема перестройки высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов для различных сфер деятельности социального и хозяйственного секторов общества является одной из актуальных в теории и практике педагогики высшей школы.

Решение данной задачи предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми и в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем. Приоритеты образования, определяющие модернизацию общества, предусматривают обеспечение социальной мобильности молодежи через освоение молодыми людьми возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, поддержку вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное общество. Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждой личности и должно быть заказом не только государства, но и исходить из интересов семьи, личности. Одним из направлений развития профессионального образования, отвечающего требованиям современного общества, является реализация ком-петентностного подхода, сущность которого определяется принципами, структурой и содержанием профессионального образования и организацией учебно-воспитательного процесса. Формирование и развитие профессиональной компетенции, разработка и реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании рассматривается как средство достижения нового качества профессионального образования. Национальная доктрина образования Российской Федерации - основной документ, определяющий стратегию и тактику развития отечественного образования, — рассматривает качество образования основным результатом реализации доктрины. Прежде всего, это достигается посредством создания демократической образовательной системы, гарантирующей необходимые условия для полноценного образования каждой личности. Решающая роль в достижении поставленных задач принадлежит гуманизации образования, характеризующей не только научное направление современной педагогической теории, но сложившуюся образовательную парадигму. Гуманизация образования предполагает такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, на формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях, реализации творческого потенциала, в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стилями. Это находит отражение в качестве сформированных компетенций.

При реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

целью выступает формирование компетентного специалиста. При этом компетенции включают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность.

Основой развития цивилизации в современном информационном обществе выступают процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Обучение в условиях сетевой образовательной среды вуза рассматривается сегодня как обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества (Г.А. Берулава). Цель сетевого образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формирования новой информационной культуры путем индивидуализации образования.

В специально организованном информационно-образовательном пространстве, при помощи продуктивной рефлексии познавательных стратегий, в значимой степени самостоятельно выявляют собственные познавательные стратегии, сравнивают их с нормативными, индивидуализируя, таким образом, собственное развитие и приходя к саморазвитию, самоорганизации, самообразованию.

Формирование общеучебных познавательных стратегий значимо влияет на ана-литико-синтетическую деятельность студентов, мотивацию, комфортность обучения и академическую успеваемость, а формирование специальных познавательных стратегий значимо влияет на развитие предметных умений, формирование интеллектуальных актов, повышение интереса к предмету и мотивации к учению, развитие рефлексивной деятельности, качество образовательных результатов, согласование различных компонентов индивидуального опыта студента с нормативным опытом культуры; студент выступает субъектом своего образования благодаря тому, что его самостоятельная деятельность постепенно превращается в самообразование, саморазвитие, самореализацию.

Разработка инновационных технологий обучения и воспитания должна учитывать становление глобального информационного пространства, смену форм социальной коммуникации, обусловившие вхождение в жизнь человека мировой информационной сети. Потребности современного образования настоятельно требуют разработки новых теоретических концепций, взаимодействия педагогов и психологов в системной организации научного поиска по приоритетным проблемам. Следовательно, усиливается тенденция комплексного, междисциплинарного, компетентностного подходов, в том числе - к изучению педагогических проблем. Вопросы индивидуализации обучения, внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, использования компьютерных технологий исследуются нами в русле теоретической платформы гуманизации образования и теории сетевого образования и направлены на разрешение основных противоречий образовательного процесса - индивидуализация обучения в условиях его всеобщности.

Мы исследуем проблемы индивидуализации обучения в русле индивидуальных когнитивных стилей в рамках теории стиля индивидуальности (Г.А. Берулава, 1996, 2009). Стиль индивидуальности рассматривается как процессуальная характеристика поведения субъекта, детерминированного его образом мира, отражающим особенности личностно обусловленного смыслового поля. До настоящего времени проблема учета когнитивных стилей как основания индивидуализации обучения в рамках информационного образовательного пространства не являлась объектом специальных исследований.

Для высшего образования первостепенную актуальность приобретает задача использования возможностей информационно-образовательного пространства в моделировании исследовательской и профессиональной деятельности. Эта задача напрямую связана с концептуальным обоснованием целостной системы образовательной деятельности, сохраняющей в условиях информационной технологии обучения основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования информационно-образовательного пространства.

Обучение в информационно-образовательном пространстве выступает как динамическая система, представляющая собой целостную совокупность поступательно сменяющих друг друга образовательных ситуаций как совокупности психолого-педагогических и дидактических условий. Она ставит человека перед необходимостью осознанного выбора, корректировки и реализации собственной индивидуальной модели обучения, то есть осуществления самостоятельной учебной деятельности в соответствии со своими индивидуальными особенностями и сформированными познавательными стратегиями.

В информационно-образовательном пространстве вуза независимо от специфики изучаемых учебных дисциплин должны реализовываться следующие основные функции: информационная - оперативная доставка учебной информации студентам и преподавателям; коммуникационная - обеспечение общения и обмена информацией между всеми участниками учебного процесса; индивидуализация обучения - усвоение учебного материала в соответствии с индивидуальным темпом овладения информацией, когнитивным стилем и др.; интегративная - сочетание индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов.

Индивидуализация обучения в информационно - образовательном пространстве вуза является принципиально значимым фактором для осуществления индивидуализации развития личности, оказания помощи студенту в освоении управлением своего учения, реализации рефлексии и саморефлексии собственных познавательных структур, создания условий, при которых личность будет субъектом собственного развития.

Осуществление индивидуализации обучения в информационно - образовательном пространстве вуза позволит установить взаимосвязь познавательных стратегий с другими структурами познавательного опыта: уточнить влияние комплекса смежных познавательных стратегий на формирование способностей; использовать наличие динамической связи интеллектуальных действий и операций различных познавательных процессов и их устойчивое закрепление в деятельности для формирования индивидуальных стилей.

При организации педагогического процесса могут быть реализованы возможности информационно-образовательного пространства вуза, обеспечивающие реализацию рефлексивных и критериально ценностно-ориентированных технологий обучения и педагогического общения с учетом когнитивных стилей студентов. Педагогическими средствами, обеспечивающими высокий уровень смыслообразующей образовательной мотивации студентов вуза, могут стать средства рефлексивного педагогического общения в информационно-образовательном пространстве, реализуемого не только между преподавателями и студентами, но охватывающего общение студентов с другими субъектами информационно-образовательного пространства: специалистами-профессионалами в соответствующих получаемым специальностям профессиональных областях; специалистами в области культуры, психологии, общепрофессиональных и специальных дисциплин; студентами-выпускниками; авторами учебников и учебных курсов.

В целях индивидуализации обучения студентов в информационно-образовательном пространстве вуза необходимо конкретизировать содержание, уточнить структуру, свойства и педагогические возможности образовательного процесса. В связи с этим целесообразно дополнить информационное образовательное пространство вуза материалами: мотивирующими, культурно-просветительскими, развлекательными и игровыми (досуговыми), спортивными, внеучебными, социальными, средствами самопознания, саморазвития, лучшими работами студентов, студенческим форумом, методическим общением преподавателей, консультациями специалистов, дайджестами новостей в мире науки, важными профессиональными и официальными нормативными материалами.

Направления индивидуализации обучения студентов следует разрабатывать с учетом возможностей единого информационного пространства в сфере образования, которое является составной частью единого информационного пространства России и включает четыре главных компонента, которые предполагают использование любой информации в зависимости от интересов, темпов познавательной деятельности, когнитивных образовательных стратегий личности: информационные ресурсы - документированные данные и знания сферы образования, циркулирующие по информационным каналам, накапливаемые в библиотеках, архивах, фондах, базах данных и т.п. в виде, пригодном для использования; информационное сообщество - множество субъектов (организаций и физических лиц) сферы образования, действующих в качестве генераторов информации, посредников и потребителей образовательной информации; информационную инфраструктуру - информационные каналы и хранилища, информационные технологии, правовую и финансово-экономическую базу информационной деятельности в сфере образования; информационную деятельность - совокупность процессов и действий, осуществляемых информационным сообществом с использованием информационных ресурсов и инфраструктуры для производства продуктов и услуг в сфере образования.

Индивидуализация обучения в информационно-образовательном пространстве вуза предполагает успешное использование широкого арсенала методов обучения. Это проблемные, активные, развивающие и интенсивные методы, приспособленные к решению задач индивидуализации обучения. Существенными среди них являются методы информационного ресурса, компьютерных деловых игр, проектов, учебного компьютерного моделирования, вопрос - ответов.

Информационно-образовательное пространство вуза раскрывает возможности индивидуализации образования за счет выполняемых операций над информацией и информационно-коммуникационных технологий, на основе чего выделены следующие компоненты: информационно-поисковый - технологии поиска информации; информационно-управленческий - технологии электронного управления; коммуникационный - технологии коммуникационного взаимодействия; текстовый - технологии создания и обработки электронных текстов различных видов и стилей; аппаратно-системный -технологии сбора, хранения и вывода информации. Уточнить влияние информационно-образовательного пространства вуза на обучение и воспитание молодежи позволит изучение и анализ воспитательно-ориентированных трендов в электронной информационной среде и отношение молодежи к проблемам личностно-развивающего (воспитывающего) характера в электронной информационной среде.

Индивидуализация обучения студентов в информационно-образовательном пространстве вуза возможна за счет операций, выполняемых студентами над информацией, при реализации таких профессиональных целей как: получение новых знаний; их распространение в пространстве и времени; управление поведением других людей.

В информационно-образовательном пространстве вуза создаются условия для формирования индивидуального информационного поведения как формы готовности к использованию информационных технологий.

Литература

1. Берулава Г. А. Методология современной психологии - М.: изд-во Московского психолого - социального института, 2009.
2. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. - Сочи, 2007. - 189 с.
3. Зимовина О.А. Индивидуализация обучения студентов с учетом доминирующих у них когнитивных стилей. - Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2003 - 254 с.
4. Зимовина О.А. Проблемы индивидуализации обучения в информационно образовательном пространстве вуза./Материалы IX Международной научно-практической Шегпе^конференции. - Тамбов, 2013, С. 158-161.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ education individualization ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ cognitive styles СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА network educational paradigm КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД competency-based approach informative learning environment
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты