Спросить
Войти

Прием притчи как интерактивный метод научения и воспитания эмоциональной сферы личности на уроках ОБЖ

Автор: Салтыкова М.В.

УДК 371.31

Салтыкова М.В., Волохова П.М.

ПРИЕМ ПРИТЧИ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД НАУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ОБЖ

В статье анализируется преимущества метода интерактивного научения на основе научных данных гемисферологии и теории об единстве аффекта и интеллекта в качестве особенности личностного развития, учащихся. Авт,ор делает, вывод, что основная современная образовательная и воспитательная цель — формирование компетенций взаимодействия с миром и людьми — должна порождать ценностную языковую картину мира, а также способствовать самоидентификации личности обучающегося.

Saltykova M.V., Volohova P.M.

RECEPTION PROVERBS AS INTERACTIVE METHODS OF LEARNING AND EMOTIONAL SPHERE EDUCATION OF PERSONALITY ON LESSONS OBZH

The article analyzes the advantages of interactive learning based on scientific evidence and gemisferologii theory of the unity of affect and intellect as a particular personal development of pupils. The author concludes that most modern educational and training purpose — formation of the competences of interaction with the world and people — must generate a language picture of the world&s value, and promote the identity of the individual student.

На Международном конгрессе «Глобальные и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий», организованном МЧС РФ и проходившем 12-14.10.2015 г. в МГУ, ректор В.А. Садовничий выступил с приветственным словом. Академик отметил, что первая глобальная спасательная операция во всемирной истории — это Ноев ковчег. Напоминание об этой библейской истории в виде притчи метафорически задало тон работе всего Конгресса, вызвав неподдельные радостные эмоции участников этого масштабного мероприятия.

В современном образовательном процессе уменьшается роль эмоций, особенно по мере взросления обучающихся. В лучшем случае об эмоциях мы вспоминаем, говоря о мотивах обучения в начальных и средних классах. А в высшей школе эмоции не принято использовать даже в качестве мотивационного, побудительного средства обучения.

Однако еще Л.С. Выготский говорил о единстве аффекта и интеллекта в качестве особенности личностного развития. "Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого — человеческого сознания" [1, т. 5, с. 2511.

Итак, Л.С. Выготский считал, что единство аффекта и интеллекта существует, с одной стороны, во взаимосвязи и взаимовлиянии на всех ступенях психического развития личности и, с другой стороны, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякому этапу в развитии мышления соответствует свой этап в развитии аффекта.

Теоретические открытия Л.С. Выготского, связанные с определением личности и сознания, его понимание единства аффекта и интеллекта в процессе психического развития ребенка пока не получили должной разработки в педагогической дидактике. В подтверждение сказанного можно привести слова Д.Б. Эльконина: "До настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности. Развитие личности без достаточных оснований сводится при этом к развитию аффективно-потребностной или мотивационно-потребностной сферы.

Еще в 30-е гг. Л.С. Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии. В педагогической теории и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания"[2, с. 9].

Более высокая эффективность обучения возможна тогда, когда личности интересен изучаемый материал, когда человек не чувствует давления и принуждения, когда он связывает будущие результаты обучения с эмоционально важным для него делом. Когда он самостоятельно делает выбор. Какими методами мы можем актуализировать этот процесс? Несмотря на то, что, согласно B.C. Библеру, мы до сих пор "погружены в анабиоз "идей Л. С. Выготского [3, с. 157], мы предлагаем методическое, практическое применение теоретических положений великого психолога в виде такого древнего метода научения, как притча.

Категории «научение», «учение» и «обучение» являются базовыми в педагогической науке. Их значимость объясняется тем, что с их помощью можно понять, как у человека возникают различные изменения в моторной, познавательной и личностной сфере развития.

Самая ранняя историческая форма передачи знаний, умений и навыков — это научение. Научиться чему-либо, например, размышлять,

писать, рассказывать, чертить, готовить еду и т.д. — это значит овладеть способами выполнения действий, входящих в состав той или иной деятельности.

В отечественной теории научения Л.Б. Ительсон описал уровни, виды научения, их взаимосвязи и взаимообусловленность [4]. Явления научения существуют и в животном мире, они описаны и изучены российским Нобелевским лауреатом И.П. Павловым. Итогом многолетних исследований физиолога И.П. Павлова стала специфическая модель научения, названная ассоциативной моделью сенсорного научения. Содержание научения — это образование связей между сигналами о свойствах вещей и явлений, поступающих в мозг.

Психологические условия и механизмы научения были изучены американскими учеными Б. Скиннером, К. Холлом, Э.Торндайком, У.Эшби, а также отечественными исследователями: П.К.Анохиным, А.Н.Бернштейном.

Таким образом, подводя теоретические итоги, можно сказать, что научение — это приобретение индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без принуждения. Виды научения: привыкание, импринтинг, запе-чатление, сенситизация, ассоциативное научение (якорение), игра, метод проб и ошибок, ин-сайт и др.

В контексте данной статьи нас интересует такой вид научения, как инсайт.

Инсайт (от aнг.insight — проникновение в суть вещей) — разновидность научения, неожиданное решение задачи без явной связи с предшествующим анализом. «Озарение», когда все складывается, становится ясным и понятным. Термин введен в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером. Творческое озарение Архимеда: «Эврика» — классическое иллюстрация инсай-та.

Инсайт возникает порой спонтанно, но можно создать педагогические условия, использовать различные методы, способствующие его появлению.

Методы воспитания — это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности. Родной язык также является огромным ресурсом воспитания «языковой личности» [5, с. 3-8]. Это понятие ввел в науку Ю.Н. Караулов в 70-е годы прошлого века, а модель воспитания языковой личности, исходя из приоритета тезауруса над прагматиконом и лексиконом, апробирована в педагогических экспериментах автором данной статьи [6; 7].

В современной психологической науке существует понятие эмоционального интеллекта, т.к. человек — существо целостное, поэтому независимо от роли педагога в нем происходит взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Но поскольку мы говорим о педагогическом воздействии, мы должны понимать, что этот процесс требует особых условий для его протекания.

Очень эффективным методом воздействия является притча, в ней в метафоричной форме содержится информация, позволяющая оценить некоторые жизненные ситуации, найти выход из них или принять важное решение.

Притча — это иносказательное повествование, не имеющее нравоучительного вывода в отличие от басни, например. Притча отличается от басни глубиной и значительностью смысла, широтой обобщения. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия. Она содержит поучение в аллегорической форме. Выясним, как притча влияет на деятельность головного мозга.

Одной из особенностей человеческого мозга является функциональная специализация полушарий, ее открыл Роджер Сперри, Нобелевский лауреат 1981г. [8]. В сравнительно новой науке гемисферологии доказано, что правое и левое полушарие мозга у человека имеют разные функции и управляют разными видами деятельности.

«Правополушарный» человек воспринимает

мир во всем его конкретном богатстве и разнообразии. Но он не всегда способен анализировать свои впечатления, устанавливать между ними логическую связь. Правое полушарие реализует пространственно-синтетические функции. Оно «отвечает» за образную память, воображение, кинестетическую память и творчество. А «левополушарный» человек сохраняет способность к анализу и обобщениям, к логическим операциям, но не склонен к творческим озарениям, интуиция выражена слабо. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях. Оно «отвечает» за словесное выражение, числа, анализ и линейно-цифровые рассуждения. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лишь одновременная работа обоих полушарий обеспечивают всесторонний охват явлений внешнего мира (случаи амбидекстрии, т. е. равного развития полушарий, встречаются редко, например амбидекстром являлся Леонардо да Винчи).

При одновременной работе полушарий активно образуются синапсы.

Синапсы — специализированные функциональные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов. Термин был впервые использован английским физиологом Ч. Шеррингтоном в 1897 для обозначения контактов между нейронами. Поскольку синапс — единственный путь, с помощью которого нейроны могут сообщаться друг с другом, они обеспечивают все основные проявления активности нервной системы и ин-тегративную деятельность мозга [9].

За исследования нервной системы, в том числе синаптической передачи, в 1906 году Нобелевскую премию получили Гольджи и Рамон-и-Кахаль [8].

Когда ученики слушают притчу, то у них активизированы оба полушария. Левое полушарие будет обрабатывать информацию аналитически, а правое интуитивно, тем самым создавая новые синаптические связи между полушариями головного мозга.

На этих открытиях базируется НЛП (нейролингвистическое программирование), которое основывается на идее того, что сознание, тело и язык человека формируют картину его мировосприятия, и это восприятие, а следовательно, и поведение можно изменить с помощью различных техник [10]. НЛП — это прогрессивное направление в психологии, эффективная модель коммуникации, которая используется в контекстах психотерапии, менеджмента, спорта и образования. НЛП родилось в сотрудничестве представителей разных наук: Ричарда Бэнд-лера, Джона Гриндера, Роберта Дилтса, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона, Д.Миллса, Р.Кроули и др. [10].

Основным убеждением НЛП является "карта — не территория". Она учит нас тому, что стоит помнить: все мы видим мир по-своему. Навязать мнение — это и есть навязать свою карту. Поэтому метафора, которая лежит в основании притчи, эффективно воздействует и на сознательное, и бессознательное в человеке, активизируя творческое мышление. Метафора, на основе которой и создается притча, обеспечивает длительное индивидуальное воздействие и закрепление в долговременной памяти.

Чтобы ученикам не казалось, что им «читают мораль», педагог может использовать притчи, т.к. в них отсутствует нравственный вывод, как правило. Учащиеся будут воспринимать её как сказку, но после прослушивания учитель может предложить им рассказать, как же они поняли то, что услышали. Тем самым ученики сами сделают выводы, которые учитель хотел донести до них. А проведение занятия в виде активной формы дискуссии активизирует интерактивные формы работы.

Педагогу необходимо подбирать достаточно небольшие по объему, но ёмкие по содержанию притчи. Также притчи должны затрагивать вопросы, которые будут актуальны для учащихся. Педагогическую рефлексию чувств на услышанную метафору необходимо провести обязательно.

Необходимо также заметить, что в данном

методе притча рассказывается на занятиях по ОБЖ на русском языке. Вспомним, что в педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе в обучении и воспитании ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушин-скому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результаты духовной жизни.

Язык — явление историческое, способное к бесконечному развитию. Согласно К.Д. Ушин-скому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, метафоры, сравнения, которые К.Д.Ушинский предлагал использовать на примере сказок, рассказов и притч [11, 12, 13].

В 21 веке гуманистическая компетентност-ная педагогическая парадигма сменяет знание-вую.

Необходимо находить и применять новые методы, приемы и средства обучения, причем надо помнить, что порой инновационные новые методы — это хорошо забытые старые (например, майевтика Сократа).

учитель — это не транслятор знаний, а навигатор в океане знаний, творец мотивации и помощник нахождения жизненной миссии.

Учащийся — это не объект для передачи знаний, не сосуд, который надо наполнить, а субъект педагогического взаимодействия, факел, который надо зажечь.

Основная современная образовательная цель — сформировать компетенции взаимодействия человека с миром и людьми, в результате чего рождается ценностная картина мира.

В заключение хотелось бы привести притчу

«Всё в твоих руках», которая может быть использована в качестве метода интерактивного обучения не только на уроках ОБЖ [14].

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между

ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982^1984.
2. Элькоиии Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. .V" 4. С. 6^20.
3. Библер B.C. Мышление как творчество: (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975.
4. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. — М. — Харвест. — 2002. 896 с.
5. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.,1989.
6. Салтыкова М.В. Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания языковой личности // Вестник МГУ КII. — 201Г>.-.\\&"2.(&. 225-232.
7. Салтыкова М.В. Формирование информационной защиты учащихся как педагогическая

цель курса «Методика воспитания и обучения» в образовательных учреждениях МЧС России. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. — 2015. — № 2. С.94-99.

8. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с aur.i. М.: Прогресс, 1992.
9. Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012.
10. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. М., 2007.
11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. —М. 1988^ 1990.
12. Ушинский К.Д. // Рассказы и сказки К.Д. Ушинский. М., 2004.
13. Основные теории преподавания К.Д. Ушин-ского —М., 1980.
14. Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М. — 1996.

Рецензент: кандидат педагогических наук Мурадисова З.Ф.

interactive method of teaching a parable gemisferologiya linguistic personality linguistic picture of the world self-consciousness ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД НАУЧЕНИЯ ПРИТЧА ГЕМИСФЕРОЛОГИЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты