Спросить
Войти

Культурное отчуждение современной молодежи и способы его преодоления средствами образования

Автор: Суслова Ия Борисовна

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Суслова И.Б.

КУЛЬТУРНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Термином «отчуждение» в широком смысле обозначается социальный процесс, в котором деятельность человека и её результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

В рамках настоящей статьи нас в большей степени интересует феномен отчуждения человека как социально-философская проблема. Здесь подразумевается отстранение личности от собственной природы и сущности как его принадлежности к широкой системе связей и закономерностей, отчуждение как «уклонение» человека от того пути, который был предписан ему природой или сущностью. Культурное отчуждение современной молодежи целесообразно рассматривать в русле социально-философской проблематики как ее актуальный вектор.

Попытаемся дать определение. «Культурное отчуждение - это процесс отторжения носителями определенной культуры ценностей и соответствующих им форм деятельности, принятых в рамках данной культуры, сопровождающийся их переходом в иное культурное состояние», - замечают исследователи [7]. Но нам представляется, что данное определение можно расширить - культурное отчуждение следует определить сегодня как отчуждение от культурных форм человеческого бытия как такового, от основ культуры в целом. Современной российский молодежи присущ, на наш взгляд, целый спектр форм культурного отчуждения.

Так, языковое отчуждение - крайне тревожный аспект общекультурного отчуждения российской молодежи. Речь современного молодого человека обеднена лексически, неполноценна, с точки зрения литературной нормативной стилистики, и даже зачастую построена с грамматическими ошибками. В противовес этому, она изобилует жаргонизмами, англоязычной лексикой, сленгом. Оскудение русского языка приводит к неразвитости мышления, поверхностности суждений, неспособности к анализу и нестандартному, эвристическому мышлению. Подобные черты, к сожалению, свойственны также большей части студенческой аудитории, а не только неучащейся молодежи.

Самым непосредственным образом бедственное положение вербальной сферы оказывается сопряженным с нравственно-этической сферой сознания, социальной и профессиональной этикой. Казалось бы, такой простой вопрос, можно или нельзя разговаривать во время лекции, 10-20 лет назад не вызывал затруднения у студентов, однако сегодня он не имеет однозначного решения даже среди «положительных», старательных учеников. Для принятия решения в самоочевидных ситуациях им требуется осуществить некое интеллектуальное, волевое усилие. (Мы не говорим о ситуациях сложного нравственного выбора, проблемных задачах научно-познавательного, практического характера).

«Процессы декультурации проникли в самую сокровенную индивидуальную сферу человеческого бытия - семью, являющуюся последним социально-нравственным бастионом защиты высоких духовных и нравственных ценностей», - справедливо замечает, в частности, А.В. Хохлова [7, С.13]. Помимо кризиса института семьи как такового, охватившего сегодня западные цивилизации мы можем также наблюдать целый ряд негативных явлений в этой сфере, связанные с отчуждением от своих биологических, социальных ролей в семье, с отвлечением их членов от чувства ответственности за семью и будущее своих детей.

Обеспокоенность вызывает также отсутствие духовного запроса на контакт с глубокомысленными литературными, философскими, художественными произведениями и присущими им смыслами, что может свидетельствовать об упрощенном миропонимании и обедненном мирочувствовании как современной российской молодежи в целом, так и обучающихся, в частности. А ведь это имманентно присущее человеческому разуму устремление - способ самосохранения духовной самоидетификации личности и человека как такового. В случае ослабления или утраты данного вектора мы имеем полное право говорить о духовном и когнитивном отчуждении молодежи.

Когнитивное отчуждение молодежной аудитории проявляется также в слабо выраженном профессиональном интересе, безынициативности в отношении научной работы, пассивности в вопросах возможности расширения кругозора и проч. Так, если говорить о качестве выпускных квалификационных работ студентов, то оно зримо падает по сравнению с недавним прошлым. Об этом свидетельствует, в частности, сокращение процента работ, выполненных на достойном уровне. В подавляющем большинстве случаев работы пишутся наспех, отсутствует серьезная проработка проблемы исследования, падает уровень аналитичности, содержательности дипломных проектов.

Как немаловажный аспект культурного отчуждения молодежи может быть выявлено также нравственное отчуждение. Оно находит свое выражение в ослаблении морально-нравственной доминанты в поведенческой мотивации указанной социальной группы. Это проявляется в инфантилизме, нарушениях социального поведенческого кода, подверженности значительной массы молодежной аудитории таким порокам, как злоупотребление спиртными напитками, курение, сквернословие и проч. Крайне негативным фактом является подверженность молодежи упрощающим «кодирующим» воздействиям СМИ и низкопробных коммерческих телепроектов, таких, как «Дом два» и проч. Так, замечено, что зрители подобных «шоу» начинают не только интонационно, но и содержательно копировать персонажей проекта, привнося в реальную жизнь и практику отношений скандальность, эгоизм и себялюбие, стремление к праздности, легкому успеху, материальному накопительству и проч.

Причины сложившейся ситуации многосложны, и они лежат не на поверхности. Среди них - смещение общественных идеалов в сторону потребительства, бездуховности, калькирования западных стереотипов и матриц поведения. Между тем, очевидно, что попытка выхолостить в поколениях современной молодежи духовное начало, подмена запроса на морально-этический, интеллектуальный поиск интересом к глянцу, гламуру, материальному блеску, упрощенным схемам поведения, чревато не только личностной, но и интеллектуальной деградацией. Очевидно, что воспитание под лозунгом «Все на продажу!» не только выхолащивает содержательную сторону любого творчества и вида творения, но и искажает нравственность молодых поколений, прививает цинизм и вседозволенность. И действительно, в обществе, в котором главной прерогативой становится «деланье денег», а умение «делать деньги» возводится в ценностный абсолют, многие духовные интенции отмирают за ненадобностью.

В сложившихся условиях необходимо усилить воспитательный, смыслообразую-щий потенциал образования, используя в данных целях такие формы социально-культурного взаимодействия со студентами, как патриотическое, морально-нравственное воспитание.

Сегодня приходится констатировать тот факт, что духовные основы менталитета молодежи не воссозданы ввиду отсутствия ценностного фундамента, идейной парадигмы воспитания и просвещения. Таким базовым основанием может стать духовная культура как таковая. На наш взгляд, приобщение сознания формирующейся личности к тысячелетней духовно-религиозной культуре человечества способно оказать на него многостороннее положительное влияние - от выработки духовно-психологического иммунитета к пагубным влияниям современной масскультуры и идеологии потребительства до формирования собственной духовности и нравственного здоровья. В этой связи целесообразным представляется следовать общей интенции идей великого немецкого философа И. Канта, касающихся данной проблематики.

И. Кант рассматривал Библию двояким образом - как исторический источник и как источник морального просвещения. Он сознательно отступает от официальной клерикальной версии сотворения мира, утверждая, что доподлинно человеческая история началась с момента овладения человеком своими инстинктами посредством разума, когда физическому влечению сообщается идеальное основание, приятные ощущения развивают эстетический вкус, а общение между людьми обретает морально-этическое содержание, человек начинает осознавать и воспитывать себя как «нравственное существо». Наконец, человек, в интерпретации Библии Кантом, вступает в отношения равенства со всеми разумными существами. Кант разрабатывал своеобразную философско-религиозную концепцию, весьма далёкую от ортодоксии, замечают по этому поводу исследователи.

В ситуации Адама в широком смысле находится каждый человек, констатирует мыслитель, поскольку его разум дает понять человеку - во всех своих неприятностях ему не следует винить праотцов или божественное мироустройство - исток неблагополучия он должен искать в самом себе, в своих поступках и образе мыслей. В этом смысле, по Канту, критическое изучение Библии полезно прежде всего с точки зрения совершенствования человеческой морали.

Человек впадает в состояние греха через искушение, убежден Кант, у него еще остаются шансы возвысить себя до уровня нравственной чистоты и непорочности, в отличие от трансцендентальных сущностей или духов, ведущих борьбу за души людей. Прочтение Библии с точки зрения ее моральной подоплеки обогащает и возвышает людей, но диспуты об исторических перипетиях Писания отнюдь не способствуют этому. «Философское богословие», пишет Кант в частности, не изменяя официальные учения, «должно пользоваться полной свободой распространения» [2, С. 65].

Однако подлинность личности Христа и его высокодуховную нравственную природу Кант никогда не подвергал сомнению - напротив, воля Христа к добру, его неприятие даже злого настроения, его истинная человечность вызывали восхищение философа. Кант писал, что Христос принес миру «чистую» и «проникновенную» религию, но не обязывал человека сковывать свое сознание рамками слепой веры в исторические сюжеты Евангелия или исполнением тех или иных религиозных обрядов и предписаний. Не вера в правдивость Евангелий и не обрядовость делает человека угодными Богу, а его искреннее душевное стремление стать морально на порядок выше, интерпретировал философ учение Христа, и в этом заключалась его правота. «.. .Своим примером (в моральной идее), - писал Кант о Христе, - он открывает врата свободы для каждого, кто, подобно ему, желает отрешиться от всего, что привязывает к земной жизни в ущерб нравственности» [2, С.322]. Смысл Писания состоит в том, рассуждает философ далее, что «для людей не существует другого спасения кроме самого глубокого восприятия твердых нравственных начал в свой образ мыслей» [2, С.323].

В отличие от традиционных представлений о противостоянии духовного и чувственного начал в человеке как принципов добра и зла, Кант утверждает, что добро находится в антиномии не с чувственной человеческой природой, но с ее извращенностью или испорченностью. Одолеть эту склонность ко злу в человеке может лишь «идея нравственного добра во всей ее чистоте» при уяснении того обстоятельства, что эта идея - также относится к числу врожденных, является нашим «изначальным задатком».

На наш взгляд, отношение И. Канта к религии и текстам Священного Писания может быть воспринято в современном образовательном пространстве как модель и метод изучения непознанного с опорой на моральное чувство. Данный принцип может послужить основанием поисково-познавательной ситуации в учебном процессе, а также педагогической рефлексии.

Самому философу видится следующий действенный способ морального просветления: «Как можно чаще возбуждать это чувство возвышенности своего морального назначения, .пробуждать нравственный образ мыслей», с тем, чтобы «восстановить первоначальный нравственный порядок, а тем самым и задатки добра в человеческом сердце» [4, С. 297]. Говоря о первоначальном нравственном порядке, Кант имеет ввиду, как представляется, изначальную нравственную чистоту библейских перволюдей. Действительно, философ абсолютно прав в том, что, скажем «взывать к мужеству - это уже наполовину значит внушать его» [4, С. 298]. Но обязательно необходимо также постоянно оказывать противоборство злым задаткам нашей человеческой природы, убежден Кант, в его трактовке это звучит - «бороться.с причинами зла, находящимися в нас». Зло коренится не в естественных человеческих влечениях, которые, по Канту, есть добро, но в «извращенных максимах». Однако все свои влечения человек обязан привести в гармонию с разумом: «.Собственно зло состоит в том, что этим влечениям, когда они побуждают к нарушению закона, не хотят противодействовать. И этот-то образ мыслей и есть, собственно, наш истинный враг» [4, С.301]. Примечательно, что принцип моральности справедливо понимается им также как «дисциплина влечений».

Кант указывает на то, что сам Христос признал иудейскую веру ничтожной с ее приверженностью к обрядам и ритуалам, слепой верой в богослужебные дни и проч. В то время как истинной верой Христос объявил веру моральную. Читатель должен воспринимать Евангелия сквозь призму своего практического разума, т.к. даже они искажают подлинное Учение, не говоря уже о позднейших христианских источниках и искажении христианской веры в историческом процессе, полагал Кант. История с чудесным вознесением Христа не нашла отражение в текстах древних римских писателей, хотя они были очевидцами тех событий, и было бы нелепо с точки зрения разума навязывать что-либо из событийного плана как догмат. Сам Учитель ничего не навязывает слушателям - все его откровения выглядят как нечто абсолютно естественное, соприсущее каждому человеку. Ценность христианства не в его статусности, обрядовости или догме, но в возможности нравственного очищения человечества, подчеркивал мыслитель.

В этой связи всякому философу предписывается критическое прочтение Библии, убежден Кант, восприятие ее как источника, питающего сердце и ум человека. Он не отрицал факта позитивного влияния на душу и моральный настрой читателя или слушателя текстов священного Писания - философ объяснял это воздействием морального закона, ставшего в изложении Библии божественной заповедью.

С именем Канта связано, в частности, новое направление немецкого богословия, известного как либеральное богословие. Его яркие представители - это А. Ричль, В. Герман, А. фон Гарнак, Э. Трельч. Просветительский принцип автономии разума, широко используемый Кантом, не означает восстания против Бога, отмечает, в частности, К.И. Уколов - напротив, он таит в себе возможность открытия религиозной перспективы. В дальнейшем два крупнейших философа 19 в. Шлейермахер и Гегель пытались объективировать религиозное измерение в рамках автономии разума.

Если человек испытывает при соприкосновении с Библией некое божественно чувство, то это чувство следует объяснить исключительно воздействием морального закона, резюмирует Кант.

Таким образом, даже краткое, ознакомительное рассмотрение этико-религиозных воззрений великого немецкого философа, распространяющихся на предмет педагогики, способно расширить и пополнить наши представления о задачах и методах религиозно-воспитательной работы в рамках современного образовательного процесса. Примечательно в этой связи, что религиозное воспитание у И.Канта - это неотъемлемая часть процесса формирования внутренней духовной культуры личности воспитанника, оно должно осуществляться одновременно и параллельно с процессом познания и изучения окружающего мира и природы человека, упрочая связь личности с духовными традициями народа.

Безусловно, система этических, философско-религиозных воззрений И.Канта шире рассматриваемого в рамках настоящего исследования комплекса его идей. Однако уже выделенные нами теоретические положения философа сопряжены с принципами гуманизации образования на современном этапе и позволяют сделать следующие выводы:

- нравственное совершенствование личности становится возможным лишь при условии «окультуривания» человека, т.е., действенной, активной рецепции им культурных ценностей;

- актуальной задачей педагогического сообщества становится сегодня воспитание чувства ответственности молодого поколения перед собой, семьей и человечеством;

- «естественная религиозность», т.е., искренняя вера - это добровольное совершение благих дел («почитать Бога - это охотно соблюдать его заповеди, а не возносить славословия» (И.Кант)), чистая вера в добро, в собственные моральные потенции, подразумевает также веру в Бога («во всякой нравственности заключена религия»).

В заключение хотелось бы сослаться на примечательное мнение нашего известного современника, югославского и сербского кинорежиссёра Эмира Кустурицы, высказанное им в интервью телеканалу «Россия 24». Западная цивилизация, заявил он, гордится произведенными и освоенными ей технологиями, но вместе с совершенствованием технологий, она становится все более циничной и бесчеловечной. Задачей педагогического сообщества сегодня, таким образом, становится не только предотвратить разрушение нравственных основ обучающихся, но и преодолеть негативные факторы культурного отчуждения молодежи.

Литература

1. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М., Гелиос АРВ. 2000 г.
2. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4: Основоположения метафизики нравов. М.: ЧОРО. 1994.
3. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6: Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. М.: ЧОРО. 1994.
4. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.2: Докритические произведения. М.: ЧОРО. 1994.
5. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука. 1980.
6. Суслова И.Б. Этическое самовоспитание личности в современном образовательном процессе: моногр. Сочи: Изд-во Науч.-образоват. центра Рос. акад. образования. 2014 г.
7. Хохлова А.В. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М. 2013 г. (http://www. dissercat.com/content/dukhovnoe-otchuzhdenie-kak-sotsialnyi-fenomen-sovremennoi-rossii).
8. http://philosophica.ru/kemerov/46.htm.
ОТЧУЖДЕНИЕ alienation ДЕКУЛЬТУРАЦИЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ virtue НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ moral duty НРАВСТВЕННЫЙ РАЗУМ moral sense ЭТИЧЕСКАЯ САМОРЕФЛЕКСИЯ СУБЪЕКТА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты