Спросить
Войти

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮФАКУЛЬТЕТОМ

Автор: Л. В. Рыбакова

УДК 338.24:378

Л.В. Рыбакова, Е.А. Просолова

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФАКУЛЬТЕТОМ

В статье рассматривается проектно-ориентированный подход к управлению в вузе. Для реализации подхода предлагается проект, предназначенный для практической подготовки и трудоустройства студентов экономического факультета Амурского государственного университета.

In this article the project-oriented approach to management in higher education institutions is considered. For the approach realization the authors offer a project intended for practical training and employment of students of economics department of the Amur State University.

XXI в. - это время, когда жизнь потребовала специалистов нового формата. Скорость принятия решений, способность к быстрой адаптации при сохранении базовых знаний и моделей поведения ставит будущего специалиста в невиданную прежде по своей сложности ситуацию на рынке труда. И только университетам сегодня под силу передать студентам новейшие профессиональные компетенции и одновременно сформировать у них системное мышление. Университет призван генерировать новые знания и стимулировать инновации для достижения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.

Университеты активно ищут оптимальные стратегии развития. Целевыми функциями являются повышение научного и образовательного потенциалов, эффективности функционирования, конкурентоспособности, а также повышение рейтинга, уровня и масштаба влияния. Университеты выступают как ресурсные центры, втузы и «супермаркеты образовательных услуг» (термин ввел Я.И. Кузьминов).

Наукой менеджмента предлагается проектно-ориентированный подход к организации и управлению. Университеты наиболее подготовлены к переходу на этот подход в силу традиций академических свобод, высокой организационной культуры корпорации, наличия широко слоя высокообразованных и инициативных сотрудников, коллегиального управления.

Основной организационной подструктурой проектно-ориентированного факультета и в целом университета, реализующей конкретный проект, является полуавтономная группа сотрудников университета - проектная группа.

Термин «полуавтономная» означает, что группа действует в рамках миссии, стратегического плана, устава, общих процедур финансового менеджмента в конкретном университете, однако имеет высокую степень самостоятельности в выборе методов решения поставленных задач, контроль ее деятельности проводится не на основе оценки процесса, а по результатам работы, распределение заработанных денежных средств - прерогатива руководителя группы в рамках оговоренной схемы разделения средств с университетом.

В зависимости от сложности решаемых задач и продолжительности их решения проектные группы могут иметь ту или иную степень структурированности и различный статус внутри университета. Группы, создаваемые для решения несложных разовых задач, особенно включающие сотрудников одного и того же подразделения (например, факультета), могут вообще не оформляться документально и решать вопросы оплаты труда, пользуясь возможностями подразделения. Проектные группы, предназначенные для выполнения сложных долгосрочных заданий, должны иметь документальное оформление. Так, проектная структура университета,

реализующая широкий спектр образовательных программ ускоренного обучения, может быть названа факультетом. То же можно сказать о проектной структуре, реализующей программы обучения на удаленной территории.

Применение привычных названий к проектным структурам естественным образом вызывает перенос наименований должностей участников проектной группы. Так, руководитель проекта может именоваться деканом или заведующим кафедрой. Соответственно могут быть введены должности заместители декана по разным аспектам деятельности проекта. Вместе с тем сущность проектного управления делает ненужными стандартные университетские процедуры избрания на должность заведующего кафедрой или декана. Эти должности должны заниматься руководителями соответствующих проектных структур по приказу. При таком подходе после окончания отдельных проектов, входящих в динамическую структуру, имеется возможность оперативно перепланировать кадровый состав, переведя сотрудников на другие должности в «связи с переходом на другую работу».

Проектные структуры могут иметь собственные материальные ресурсы обеспечения деятельности. За ними могут быть закреплены учебные аудитории, компьютерные классы, офисные помещения. Вместе с тем проектные структуры не могут заменить кафедры и факультеты, поскольку формирование и рост научно-педагогических школ не могут осуществляться на краткосрочной основе и требуют постоянных позиций для ученого и преподавателя.

Создавая межфакультетскую или межкафедральную структуру, следует каким-то образом очертить круг подразделений, с которыми устанавливаются горизонтальные связи и которые, по существу, обеспечивают работу проектной группы. Такие подразделения могут быть названы базовыми подразделениями проекта. В приказе о создании проектной группы должен быть перечислен список базовых подразделений проекта. Применяя классификацию Г. Минцберга, следует сказать, что базовые подразделения играют основную роль в исполнении проекта, являясь его «операционным ядром» и «технологической подсистемой». Роль базового подразделения состоит не только в предоставлении персонала, но и в обеспечении проекта научно-методическими и материально-техническими ресурсами.

В качестве базовых подразделений могут выступать отдельные кафедры или факультеты.

С целью повышения роли, например, экономического факультета АмГУ и выпускающих кафедр в обеспечении трудоустройства студентов предлагается рассмотреть проект «Содействие практической подготовке и трудоустройству студентов на основе разработки и реализации системы взаимодействия выпускающей кафедры вуза с работодателями». Конечным ориентиром реализуемой инновационной программы, ее заключительной фазой является трудоустройство выпускника.

Целями названного проекта являются разработка и развитие принципов и механизмов взаимодействия выпускающей кафедры с потенциальными работодателями и деловыми кругами г. Благовещенска.

В соответствии с поставленными целями необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать концепцию системы взаимодействия кафедр факультета с потенциальными работодателями и деловыми кругами города.
2. Подготовить «Базу данных потенциальных работодателей», в которую будут входить предприятия разных сфер деятельности, представляющих деловые круги Благовещенска.
3. Разработать «Пакет документов для обеспечения взаимодействия выпускающей кафедры с потенциальными работодателями».
4. Разработать «Систему взаимодействия преподавателей кафедры с предприятиями».

Применение такой системы позволит увязать основные направления деятельности

выпускающей кафедры, рассматривать ее как открытую систему, проводить постоянный

мониторинг внешнего окружения и собственных возможностей, реально оценивать сегодняшнее положение дел и перспективы развития, что приведет кафедру, как ключевое звено вуза, на качественно новый, стратегический уровень управления с ориентацией на интересы потребителя вузовской продукции.

Система взаимодействия выпускающих кафедр с потенциальными работодателями должна рассматриваться значительно шире, чем просто налаживание контактов студентов и предприятий. Модель системы взаимодействия выпускающей кафедры высшего учебного заведения с работодателями представлена в табл. 1, где сплошной линией обозначены формы и этапы уже имеющегося сотрудничества, пунктирной линией представлены новые возможные формы сотрудничества.

Таблица 1

Модель системы взаимодействия выпускающей кафедры высшего учебного заведения

с работодателями

Формы и этапы сотрудничества выпускающей кафедры с работодателями Период обучения в вузе

1 -й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

осень весна осень весна осень весна осень весна осень весна

Работодатели

1.1. Содействие ознакомительным занятиям первокурсников, экскурсии на предприятия — —
1.2. Содействие экономической и управленческой практикам (прием студентов и руководство ими) - - 1.3. Содействие реальному курсовому проектированию
1.4. Содействие преддипломной практике и реальному дипломному проектированию - 1.5. Участие в непрерывном мониторинге работодателей о качестве практической подготовки студентов и выпускников ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---1.6. Содействие трудоустройству студентов и выпускников вуза в своих организациях — — — — - 1.7. Содействие стажировкам преподавателей кафедры на предприятиях — — — — — — — — — —
1.8. Участие в работе кафедры в качестве рецензентов, членов ГЭК, руководителей дипломных проектов - Выпускающая кафедра
2.1. Подбор для фирмы перспективных кадров из числа лучших студентов (предоставление «Банка данных резюме» выпускников), приглашение на «Ярмарки вакансий» ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---2.2. Выделение преподавателей в качестве официальных представителей кафедры для непосредственного контакта и сотрудничества с предприятием-работодателем ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---2.3. Выполнение курсовых и дипломных проектов по реальному заказу предприятий-работодателей ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---2.4. Направление студентов на производственные практики на предприятия-работодатели ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---2.5. Предоставление услуг по обучению персонала организаций (тренинги, семинары) — — — — — — — — — —
2.6. Предоставление услуг по обучению ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---руководящего звена организаций (аспирантура, подготовка и защита кандидатских диссертаций, система факультетов дополнительного профессионального образования и экстерната)
2.7. Содействие (предоставление возможности) в участии персонала организаций во Всероссийских научно-практических конференциях ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---2.8. Проведение исследований по заказу организаций — — — — — — — — — —
2.9. Непрерывный мониторинг студентов и выпускников за качеством их практической подготовки ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---2.10. Непрерывный мониторинг работодателей за качеством практической подготовки студентов ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ---Кафедра должна приглашать потенциальных работодателей к развитию творческого

сотрудничества по следующим сферам деятельности: обучение персонала организаций; обучение руководящего звена организаций (аспирантура, подготовка и защита кандидатских диссертаций, тренинги и др.); участие персонала организаций во Всероссийских научно-практических конференциях; проведение исследований по заказу организаций; разработка научных тем в рамках дипломного и курсового проектирования студентов; направление студентов для прохождения экономической, управленческой и преддипломной производственной практики студентов на предприятиях; стажировка преподавателей кафедры на предприятиях; подбор перспективных кадров из числа лучших студентов (предоставление «Банка данных резюме выпускников»).

Кроме того, кафедры должны приглашать работодателей принимать участие в ежегодном мониторинге качества подготовки специалистов.

Преподаватели кафедры непосредственно участвуют в реализации системы взаимодействия выпускающей кафедры с потенциальными работодателями. Каждый преподаватель курирует выбранное направление деятельности, напрямую контактируя с руководящим звеном организации.

Примерная программа взаимодействия выпускающей кафедры с работодателями представлена в табл. 2.

Таблица 2

Программа взаимодействия выпускающей кафедры с работодателями

Содержание деятельности выпускающей кафедры Содержание деятельности предприятия (организации)-работодателя

Обеспечение постоянных контактов с организацией через специального преподавателя кафедры Обеспечение постоянных контактов с выпускающей кафедрой через уполномоченных преподавателей

Подбор перспективных кадров из числа лучших студентов и выпускников (предоставление «Банка данных резюме выпускников») Содействие трудоустройству студентов и выпускников вуза

Направление студентов на производственные практики Ознакомительная стажировка - практика первокурсников. Содействие организации экономической и управленческой практики. Содействие преддипломной практике

Исследовательские проекты кафедры (реальные курсовые и дипломные проекты) Содействие реальному курсовому проектированию. Содействие реальному дипломному проектированию

Направление преподавателей кафедры на стажировки в организации Прием преподавателей кафедры на стажировки

Научный мониторинг работодателей за качеством практической подготовки студентов Участие в проведении мониторинга

Предоставление услуг по обучению персонала Развитие персонала организаций

организаций (тренинги, семинары)

Предоставление услуг по обучению руководящего звена организаций (аспирантура, подготовка и защита кандидатских диссертаций, система ФДПО и экстерната) Обучение и повышение квалификации персонала организации, экстернат, курсы, подготовка и защита диссертаций

Содействие (предоставление возможности) персоналу организаций в участии во Всероссийских научно-практических конференциях Доклады на конференциях, подготовка статей

Оказание содействия в обучении детей работодателей и детей их коллег Информация и консультации

Проведение исследований по заказу организаций, заключение хоздоговоров Исследовательские проекты организации

Усилиями заведующего кафедрой, преподавателей и аспирантов необходимо создать «Базу данных потенциальных работодателей», в которую будут входит предприятия разных сфер деятельности, представляющие деловые круги г. Благовещенска, должен быть также разработан «Пакет документов для обеспечения взаимодействия кафедры с потенциальными работодателями», содержащий следующие документы:

1. Письмо с предложением о творческом сотрудничестве, - например, кафедры «Экономика и менеджмент организации» с предприятиями г. Благовещенска. Данное письмо должно включать обращение к руководителю конкретного предприятия-работодателя от лица заведующего выпускающей кафедрой, ознакомительный текст в целях развития контактов и предложений о развитии творческого сотрудничества по определенным сферам деятельности.
2. Проект договора о творческом сотрудничестве между выпускающей кафедрой и предприятием-работодателем. Он прилагается к рекомендательному письму работодателя с предложением о творческом сотрудничестве. Договор о творческом сотрудничестве включает в себя обязательства со стороны предприятия-работодателя по конкретным направлениям сотрудничества. Договор о сотрудничестве заключается на несколько лет между вузом и предприятием (в лице ректора) и руководителя предприятия и на основании действующих уставов организаций, заключающих данный договор.
3. Письмо-направление студента на производственную практику.
4. Типовой договор на проведение производственной практики - это двусторонний договор между вузом и предприятием, подписываемый руководством организаций, действующих в соответствии с Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений РФ. В данном договоре должно быть определено количество мест для проведения производственной практики студентов в соответствии с прилагаемым календарным планом, обозначены условия предоставления мест практики.
5. Календарный план проведения стажировки-практики студентов необходим для установления ее форм и сроков, определения выполняемых студентом должностных обязанностей и специализации получаемой им практики. Календарный план помогает студенту спланировать и организовать свою практику, а руководителям практики от предприятия и вуза - упрощает контроль за работой практиканта. Составление данного плана - один из элементов отчета по практике.
6. Письмо-заказ предприятия на разработку курсового проекта и письмо-заказ предприятия на разработку дипломного проекта. Реальное курсовое и дипломное проектирование являются основными формами творческого сотрудничества выпускающей кафедры и предприятий; в результате реализации проектов студенты получают практические навыки и возможность дальнейшего трудоустройства, а предприятия - помощь студентов в виде исследований, анализа реальных проблем и разработки путей их решения.
7. Письмо-направление на трудоустройство выпускника вуза на основании заключенных выпускающей кафедрой с предприятиями-работодателями договоров о творческом сотрудничестве и намерениях на трудоустройство выпускников. По результатам прохождения практик и качества специализации студентов вуза работодателями заполняется письмо-запрос предприятия на трудоустройство выпускника вуза. Данный документ оформляется на бланке предприятия и заверяется печатью предприятия и подписью руководителя. Этот заказ гарантирует трудоустройство конкретного выпускника на реальном предприятии и повышает надежность договорных обязательств.
8. Анкета работодателя (руководителю предприятия) «Мониторинг качества практической подготовки студентов».
9. Анкета выпускника вуза «Мониторинг качества практической подготовки студентов».
10. Приглашение работодателя на защиту дипломного проекта.

Целями ежегодного мониторинга, выполняющего роль обратной связи работодателей с выпускающей кафедрой, являются изучение и повышение эффективности программы обучения в вузе, ее корректировка и совершенствование. Мониторинг позволяет значительно быстрее налаживать контакт с потребителями и лучше решать проблему трудоустройства выпускников, в том числе в процессе их учебы.

На факультете может быть создана комиссия по трудоустройству выпускников, которая координирует деятельность кафедр по оказанию помощи выпускникам в трудоустройстве.

Реализация предлагаемого проекта будет содействовать повышению эффективности управления факультетом, поможет сделать результативней систему менеджмента качества в вузе.

1. Грудзинский, А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Стратегическое управление в вузе. - 2011. - № 3.
2. Саркисов, П. Д. Современные аспекты управления высшим образованием в России // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. - № 4.
3. Сорокина, Н.А. Модели и технологии управления образовательными учреждениями // Высшее образование в России. - 2010. - № 10.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты