Спросить
Войти

Эволюционно-итерационная концепция массового праздника

Автор: Курбатов В.П.

6. Кони А.Ф. Собрание сочинений: в 8 т. - Т. 4. - М., 1967.

7. Аристотель. Риторика // Античные риторики - М., 1978. - С.13-164
8. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972.
9. Мейзерский В.М. Философия и неориторика. - Киев: Лыбидь, 1991.
10. Михальская А.К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике: учеб. пособие дяя студентов гуманитарных факультетов. - М.: Академия, 1996.
11. Воробьев С.В. Риторическая коммуникация // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск: Хар-вест, 2001.
12. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - 4-е изд. - М.: Дело, 2002.

---------♦&---------УДК 791.6 В.П. Курбатов

ЭВОЛЮЦИОННО-ИТЕРАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА

В статье выделяются существующие концепции массового праздника. Рассмотрев эволюционность и итерационность современного массового праздника, автор предлагает новую эволюционно-итерационную концепцию массового праздника.

V.P. Kurbatov EVOLUTIONAL AND ITERATION CONCEPTION OF MASS HOLIDAY

The existing mass holiday conceptions are emphasized in the article. Having considered evolution and iteration of a modern mass holiday, the author suggests new evolution and iteration conceptionof mass holiday.

Праздник - это, пожалуй, самый старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных социальных групп с незапамятных времен. Следы праздников мы встречаем в древнейших, дошедших до нас письменных источниках, которые известны современной науке, а именно в египетских и шумерских текстах.

Рассмотрев работы ведущих российских и западных исследователей праздника, мы выделили девять, основных, на наш взгляд, концепций, положенных в его основу, назовем их по мере возникновения, а именно:

метеорологическая или цикловая концепция И. М. Снегирева;

мифологическая концепция праздника, которую представили Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, А.Н. Веселовский, Е.В. Аничков, В.Ф. Миллер;

социальная (социальный подход к изучению праздника) (Адриан Пиотровский);

аграрно-продуцирующая концепция В.И. Чичерова;

трудовая концепция (теория) праздника В.Я Проппа;

карнавальная концепция или праздник как сама жизнь, оформленная игровым способом М. Бахтина;

антропологическая концепция праздника Д. Фрезера;

игровая концепция Й. Хейзенге;

ценностно-ритмическая концепция праздника К. Жигульского.

Бесспорно, что каждая из выделенных концепций обладает своими достоинствами и недостатками. Концепция, как правило, отражает специфический научный интерес своего создателя, то есть каждая научная школа, соответствует определенной познавательной ситуации. Но все они, как в синтезе, так и в индивидуальном применении, дают возможность для более детального теоретического исследования и практической разработки праздника.

Изменение социальной жизни диктует изменение праздника. Но это не значит, что праздник нужно превращать в обыкновенный концерт или в набор художественных номеров самодеятельного или профессионального исполнения, что, к сожалению, происходит сегодня.

Поэтому появилась потребность в рассмотрении и доказательстве новой концепции праздника, которая позволила бы сопоставить праздники прошлого, настоящего и возможного будущего, и вернуть празднику его зрелищность, занимательность, действенность и эффективность. Отсюда основные задачи данной статьи:

определить критерии существования новой концепции; рассмотреть новую - эволюционно-итерационную концепцию праздника; доказать право на существование эволюционно-итерационной (авторской) концепции праздника. Праздник - зеркало своей эпохи. По создаваемым народом праздничным формам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы и стремления самых различных ее социальных слоев.

Платон и Аристотель исключительно высоко оценивали свободное время с точки зрения его возможностей для совершенствования человека. Изыскивая формы «величайшего досуга» (Платон) или «высокого досуга» (Аристотель), они высказали при этом целый ряд интересных суждений о празднике, не утративших своего значения до сих пор. Пожалуй, нигде сложная природа праздника не описана так ясно, как в «Законах» Платона. «...Верно направленные удовольствия и страдания, утверждается там, составляют воспитание; однако в жизни людской они во многом ослабляются и извращаются. Поэтому боги, из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки от этих трудов... празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя и Диониса, как участников этих празднеств...». 1 Далее Платон достаточно подробно рассматривает социологию праздника. Ему удалось убедительно охарактеризовать этот феномен с точки зрения условий его функционирования в классовом обществе и тех внешних обязательств, которые данные условия объективно на него накладывают. Конечно, речь здесь идет о модели античного празднества, к тому же значительно «отредактированного» Платоном и в этом виде приспособленного для нужд своего политического проекта. «Законы» Платона дают в известном смысле возможность конкретно представить то, как противоречие между свободным временем и временем труда, присущи как всем существовавшим, так и существующим обществам, отражается на празднике, на его социально-художественной природе.

Праздник не просто сложное по своей социально-эстетической структуре, но и, по-своему, противоречивое явление. Подобно свободному времени вообще, он выступает во всех классовых обществах в антагонистической форме. Со времен античности известно, что он принадлежит сразу и миру человека, и миру социальной системы, в отношении которых ему приходится играть, как правило, прямо противоположные роли. В собственном социально-художественном значении праздник выступает лишь тогда, когда он, будучи сосредоточением исключительно свободной жизнедеятельности, ориентируется на усовершенствование самого человека и развитие культуры. Праздник не создает вещей, что характерно для труда, и не творит произведений, как это делает искусство. Его материал - реальная жизнь и сам человек в их идеально-гармонических формах, образующихся в сфере свободного времени, благодаря чему последнее и превращается в ценность культуры, становится истинным богатством человеческого существования. Праздник как социально-художественный феномен эстетически организует и переоформляет время человеческой жизни, внося в нее элементы полноты, удовлетворения и гармонии и как бы соизмеряя ее с жизнью общества в целом и с жизнью природы. Но одновременно с этим праздник выполняет и чисто техническую, служебную роль, навязанную социально-классовой системой и ориентированную на реализацию своих интересов, совпадающих с интересами власти или господствующего в обществе класса. В таком совмещении разных по содержанию и по направленности ролей, соединении того, что не может быть измерено одними лишь критериями функционализма, с тем, что только таким именно критериям и соответствует, и скрывается подлинная сложность праздника как социально-эстетического феномена. Праздник - внутренне антиномичен, и только в таком виде он может быть осознан по-настоящему. 2

Начиная рассмотрение эволюционно-итерационной праздничной концепции, нельзя не увидеть в его содержании и того, что можно назвать идеей неподвижности и вечного возврата к тому, что уже было. Как и идея обновления, идея возврата является определяющим моментом содержания праздника. Она олицетворяет традиционные начала праздничной культуры, а инструментальное отношение к этой культуре со стороны социально-классовой системы обычно строится на тенденциозном использовании идеи возврата и неподвижности.

Если история есть непрерывное движение, то праздник в этом именно его выражении как бы противостоит истории, во всяком случае, вносит в нее элемент повторяемости, что само по себе уже есть признак стабильности. Элемент повторяемости в празднике необходим, в силу его функциональных

1 Платон. Законы // Соч. в 3-х т. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С.117.
2 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. С. 30.

особенностей, потому что именно на возврате и повторяемости элементов праздника и построена наша концепция. Рассмотрим ее основные критерии. Эволюционность праздника.

В данном случае мы будем рассматривать процесс развития и становления праздника как фактора культуры, основываясь на социальной эволюции. В применении к социальным системам, а праздник, бесспорно, является социально-художественной системой, эволюция рассматривается как процесс истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов (эволюция общественных институтов, идеологии, культуры и т. д.) процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.

По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям:

1) менее связанные формы общественной жизни становятся более сцепленными, иными словами, происходит их интеграция;
2) одновременно осуществляется движение от однородности к разнородности, т.е. увеличивается дифференциация;
3) наконец, эволюция предполагает движение от неупорядоченности к порядку, от неопределенности к определенности.

Через призму этих трех критериев - интеграции, дифференциации и определенности - Спенсер рассматривает эволюцию конкретных обществ и их структур. Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например, сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций.3

Отталкиваясь от критериев Г. Спенсера, рассмотрим их применительно к эволюции праздника:

1. Первые обряды - охотничьи, земледельческие, семейные, с течением времени интегрируются, превращаясь в праздники различных групп общества и посвященные разным явлениям и фактам.
2. Греческие праздники, посвященные Дионису, превращаются в средневековый карнавал.
3. От архаического обряда праздник пришел к организованной структуре проведения, обязательной для каждого вида праздника.

Как мы видим, основа социальной эволюционной теории Г. Спенсера полностью совпадает с эволюцией праздника.

Так, на основе этих трех критериев Г. Спенсер выделяет четыре типа обществ. «Общества могут быть распределены, прежде всего, по степени их сложности, - пишет он, - как простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности»4.

Для простых обществ характерна несвязность социальных реальностей (отношения между дикарями, которые по существу ничем не отличаются от отношений у животных).

Вторые - сложные общества, в которых присутствуют иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда.

Третьи - общества двойной сложности. Здесь в политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства, закон человеческий дифференцируется от закона божьего».5

Углубляется экономическое разделение труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д.

Четвертые - общества тройной сложности - это наиболее развитые современные страны мира, а также будущие общества, в которых функции государства сведены до «охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение равенства»6.

Подобно типам общества, праздник тоже дифференцируется по типам (религиозные, официальные, народные), видам (национальные, трудовые, бытовые, семейные) и жанрам (шествие-демонстрация, театрализованное зрелище-концерт, спортивные и т.п.). Данная предложенная градация не является единственной и может отличаться от градации других исследователей, но это не означает, что она не имеет права на существование.

Для простых праздников, а это обряды, посвященные добыванию пропитания. Здесь мы видим демонстрацию поведения животного, на которого предполагается охота, и достижение результата, то есть животное становится добычей человека. В последствии, когда после одного из обрядов, охота оказывается наиболее удачной, структура и последовательность действий этого обряда закрепляется и повторяется из обряда в обряд.

3 Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Ника-Центр, 1997. С. 253
4 Там же. С. 295.
5 Там же. С. 352.
6 Там же. С.362.

Праздники второй сложности - праздники, посвященные божествам, религиозны. В них происходит дифференциация праздника на - кому, кто и почему.

Третьи праздники двойной сложности. Здесь мы видим четкое разделение праздников по типам, видам и жанрам, а именно - государственные, религиозные, светские (официальные праздники знати) и народные, которые в свою очередь делятся на религиозные, праздники трудового календаря, семейнобытовые, национальные.

Четвертые праздники тройной сложности. Это синтетические праздники, которые начинают появляться в 70-е годы прошлого века, где история переплетается с современностью. Появляются чисто профессиональные праздники, но опять же в синтезе с историей, современностью и определенной профессией.

Таким образом, при соотнесении социальной эволюции Г Спенсера с развитием праздника мы видим практически полную адекватность, что позволяет нам утверждать эволюционность праздника.

Итеррационность праздника.

Итерация (лат. iteratio - повторение) - в математике. Одно из ряда повторений какой-либо математической операции7.

Как следует из определения, данный процесс принадлежит математике, но мы применим его к эволюционности праздника. Потому что повторение присуще праздникам, особенно обрядовым, посвященным трудовому календарю, а тем более историческим, когда восстановление прошлого необходимо для праздника, потому что исторические факты являются его основой и без использования этих фактов праздник просто не может состояться. Для доказательства данного положения рассмотрим фазы и циклы итерационного процесса.

Фазы и циклы итерации.

Фаза (phase) - это промежуток времени между двумя важными опорными точками процесса, в которых должны быть достигнуты четко определенные цели, подготовлены те или иные условия и принято решение о том, следует ли переходить к следующей фазе. Применительно к празднику мы можем назвать эти точки как отправные - желание или потребность в проведении праздника, и финальные - подведение итогов и анализ прошедшего праздника. Таким образом, мы получаем единый унифицированный итерационный процесс создания праздника, состоящий из следующих пяти фаз:

Начало (inception) - определение темы, идеи и сверхзадачи праздника. На этой стадии определяются цели и задачи системы «праздник», то есть определяется его тип, вид, жанр и устанавливаются рамки проведения или функционирования праздника, в данном случае имеет он локальные границы или нет, на кого рассчитан - аудитория и какие результаты хотят получить организаторы праздника после его проведения.

Исследование (elaboration) - разработка плана и структуры сценария праздника. На данном этапе, или второй фазе процесса, стоит задача проанализировать основу праздника - факт или событие, положенное в его основу. И не менее важный факт - проходит данный праздник впервые или он повторяющийся, как правило, народные праздники, которые проходят сегодня, имеют большую историческую наработку. Тогда на этой фазе происходит изучение процесса прохождения его ранее и возможность использования наработанных элементов.

Построение (construction) - постепенное создание системы будущего праздника. Иначе мы можем назвать эту фазу репетиционной.

Внедрение (transition) - поставка-представление системы «праздник» конечным пользователям -зрителям. В фазе внедрения программное обеспечение (сценарий) передается пользователям - зрителям.

После окончания праздника, или его внедрения, возникает последняя фаза (аналитическая), когда необходимо, в обязательном порядке проанализировать весь процесс прохождения праздника, все его положительные и отрицательные моменты. Определяется, что необходимо исключить, а что возможно оставить на следующий праздник и в каком виде. Организаторы делают заключение о том, достигнуты ли цели и сверхзадача праздника и что ценного из этого праздника можно перенести в следующие, подобные ему.

Рассмотрим другие аспекты, доказывающие возможность существования эволюционно-итерационной концепции праздника.

Это социокультурная детерминированность праздника или причинно-следственная связь. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, то есть такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Обратившись к истории, мы увидим как социальные условия, организация жизни общества влияли на изменения праздников.

7 Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1981. С. 520.

Технологичность. Под технологичностью праздника мы понимаем совокупность всех составляющих, которые обеспечивают его существование и аудиторию, для которой он предназначен. Апробирование праздника на его жизнеспособность проверяется на сценарии, который предшествует процессу постановки и на котором проверяются всевозможные варианты, позволяющие обеспечить наилучшее воплощение и воздействие праздника.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы:

эволюция - развитие, заложено в человеке, а от него во всем его окружении, от природы. Именно на этом основана эволюционно-итерационная концепция праздника;

основными критериями существования данной концепции выступают:

а) итерационность;

б) социальная детерминированность;

в) конвергентность;

г) технологичность;

итерационность позволяет вернуться в прошлое и сопоставить праздники прошлого с праздниками настоящего и выбрать, точнее, разработать новый вариант более эффективный с точки зрения и требований сегодняшнего дня;

конвергентность позволяет выявить причинно-следственную связь событий в празднике и определить систему изобразительно-выразительных средств праздника;

технологичность позволяет усилить эмоционально-психологическое воздействие праздника.

---------♦&---------УДК 791.6 М.А. Лахно

СИМВОЛЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗРЕЛИЩАХ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье рассматриваются типология символов в зрелищах, понятия и основные группы культурных процессов. На приведенных примерах показано семантическое (знаковое) взаимодействие культурных процессов в массовых театрализованных зрелищах.

M.A. Lakhno

SYMBOLS IN THE THEATRE SHOWS AS A SEMANTIC RELATION OF THE CULTURAL PROCESSES

The symboltypology in shows, the concepts and the main groups of the cultural processesare consideredin the article. The semantic (symbol) cultural process relation in the mass theatre shows is shown on the bases of the given examples.

Каждое зрелище имеет присущую только ему систему символов, которая выполняют определенные функции в различных культурных процессах

Поэтому в данной статье нам необходимо рассмотреть типологию символов, определить, что такое и для чего существует культурный процесс, и показать, как символы взаимодействуют в названных процессах.

СИМВОЛ (от греч. symbolon) - условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею [5].

Символ - это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, культуры. Он обозначает, передает информацию, служит средством коммуникации, имеет психологическое значение, без него невозможна жизнедеятельность людей. Несмотря на иллюзию общепонятности, понятие символа является одним из самых туманных и противоречивых. Символ имеет более чем двух тысячелетнюю историю осмысления, он получил многообразные трактовки, однако целостного представления о нем до сих пор нет [1].

КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ИТЕРАЦИОННОСТЬ ПРАЗДНИК conception evolution iteration holiday
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты