Спросить
Войти

Роль PR-технологий в формировании социального статуса педагога

Автор: Сычев А.А.

РОЛЬ РЯ-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ

_ _ _ _ _____ _ л

СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПЕДАГОГА

А. А. Сычев,

доктор философских наук, профессор кафедры философии для гуманитарных специальностей ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева,

К. В. Фофанова,

доктор социологических наук, профессор кафедры методологии науки и прикладной социологии ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева

Социальная политика государства и система общественных ценностей, несмотря на все объективные исторические сложности, переживаемые страной, были способны поддерживать качественный уровень труда учителя и высокий интеллектуальный престиж профессии педагога в обществе вплоть до середины ХХ в. К концу века, когда в стране начались кардинальные социально-экономические и политические преобразования, государство практически отказалось от социальных гарантий, а система ценностей и приоритетов изменилась, статус учителя подвергся серьезным деформациям.

Состояние, в котором в итоге оказались российские учителя, можно обозначить как «внутристатусную аномию», порожденную несоответствием между высокими целями профессии (и соответствующими ожиданиями общества от учителей) и реальными средствами (прежде всего материальными), которые были предоставлены в их распоряжение.

Современные структурные преобразования в системе образования, связанные прежде всего с его модернизацией и попыткой перспективного вхождения в открытое европейское научно-образовательное пространство, не уменьшили образовавшийся разрыв между желаемым и действительным. Напротив, система образования в России все больше предстает не столько активной движущей силой изменений в обществе, сколько чрезвычайно уязвимым объектом социальных трансформаций.

Нынешнее состояние системы школьного образования в России характеризуется нестабильностью, сложностью нормативно-правовой базы, отсутствием должного кадрового обеспечения, неясностью задач и перспектив своего развития, разбалансированностью стимулирующих мер. В силу этого степень престижности профессии учителя чрезвычайно невысока, и все меньше молодых специалистов (в том числе и выпускников педагогических вузов) в будущем предполагают связывать свою жизнь именно с ней. В таких условиях дефицит высококлассных кадров в сфере образования будет увеличиваться, что не только поставит под угрозу реализацию модернизационных проектов, но и резко понизит уровень качества обучения.

Все это определяет поиск эффективно функционирующих комплексных мер по повышению престижа профессии педагога. Очевидно, что высокий социальный статус учительства чрезвычайно важен, поскольку, подобно высокому статусу любой другой профессиональной группы, он является фактором стабильности кадров, залогом ответственного отношения к профессии, причиной хорошей социально-психологической атмосферы в коллективах. Но он является не только гарантией качества выполнения профессиональной роли учителя, но и необходимым условием для возможности реализации ряда важных функций по отношению ко всему обществу в целом.

Объективная необходимость распространения РЯ-технологий в сфере образования в современных условиях подтверждается практикой западно-европейских стран, где использование РЯ-методов для создания имиджа образовательных учреждений, продвижения новых образовательных услуг оказалось чрезвычайно продуктивным.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда и Правительства Республики Мордовия (проект № 07-03-23301 а/В)

Как утверждают специалисты по связям с общественностью, если не выстраивать целе направленно информационную, имиджевую политику, она будет формироваться спонтанно и хаотично, независимо от того, какого эффекта мы от нее ожидаем. Точно так же, если не выстраивать и не контролировать конструирование образа учителя в информационном пространстве, он не сможет отвечать требованиям новой социальной парадигмы, не будет системным и всеобъемлющим, не сможет конкурировать с современными рейтинговыми профессиями. Поэтому правильнее было бы с помощью РЯ-технологий создавать целостную философию профессионального труда учителя, требующую ориентацию всей системы образовательного менеджмента на престиж и значимость социального статуса педагога как на одну из первоочередных задач.

РЯ-технологии в сфере образования могут решать ряд взаимосвязанных задач, среди которых основными являются:

1) конструирование и поддержание высокого социального престижа профессиональной деятельности педагога, формирование уважения к учительскому труду;
2) продвижение новаторского опыта в сфере образования;
3) расширение образовательного пространства современной школы, ее интеграции в общее образовательное пространство.

За последние десятилетия произошли кардинальные изменения, связанные с развитием средств массовой коммуникации. По сравнению с недавним прошлым, возможности современных информационных, рекламных, имиджевых технологий практически неограничены. По данным многочисленных исследований, люди склонны оценивать те или иные проблемы, создавать представления, опираясь на текущие новости, и мнения, выраженные в газетной статье, в выступлении, в общественной кампании, становятся частью общественного мнения. Эти возможности по формированию мнения общественности о различных социальных проблемах, по их конструированию в массовом сознании пока еще мало используются в общественно значимых проектах.

Объективная потребность в формировании и поддержании имиджа учителя может быть реализована через целенаправленную деятельность по созданию, поддержанию, позитивному изменению социального статуса учителя. Цель РЯ-коммуникации в данном случае сводится к созданию, развитию, распространению и обеспечению общественного признания высокого статуса учителя.

По сравнению с другими средствами и способами, влияющими на статусную позицию педагога, РЯ-технологии, хотя и требуют дополнительных затрат, считаются относительно недорогими. Эти технологии также не требуют обязательных радикальных изменений инфраструктуры образования и механизмов финансирования, формирования других реальных факторов престижа профессии, а концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде уже существующего опыта.

Ведущие инструменты РЯ-коммуникационные мероприятия, эффективная реализация которых возможна на региональном уровне. Подобного рода примеров, к сожалению, еще недостаточно. Но, тем не менее, имеющийся опыт должен быть аккумулирован и представлен как новаторский. Например, в Республике Мордовия таким инструментом стала наружная реклама, посвященная лучшим ученикам и учителям региона. Показательны ставшие традицией конкурсы «Лучшие школы Мордовии» по номинациям «Школа успеха», «Школа современных образовательных технологий», «Школа — социокультурный центр села» и «Школа здоровья». Ежегодно в Республике проводится выставка «Образованию XXI века — новое качество».

Контент-анализ региональной прессы показывает, что если два-три года тому назад статьи, посвященные профессиональной деятельности учителей, появлялись в средствах массовой информации только по соответствующим информационным поводам («Первое

сентября», «День учителя», «Последний звонок»), то сейчас количество материалов возросло в десятки раз.

К положительным факторам коммуникационной поддержки социального статуса учителя можно отнести позитивные изменения в риторике руководства региона, которое отмечает, что поднятие социального статуса учителя в регионе является приоритетной проблемой. Из высказываний различного рода руководителей региона, публикаций в СМИ можно выявить словесные характеристики, описывающие как современное состояние статуса учителя, так и тенденции к его изменению. Это первый шаг — позиционирование высокого статуса учителя в регионе: «Наша республика всегда славилась своими учителями — настоящими патриотами своего дела», «человек с отзывчивым сердцем», «подданный педагогики» и т. д.

Отметим однако, что риторика руководства республики часто представляет примеры достаточно тяжеловесной пропаганды, больше опирающейся на устойчивые штампы, чем представляющей новую информацию. Подобные оценочные штампы, как правило, не ощущаются аудиторией в качестве информативных и не привлекают внимание.

Как показывает практика РЯ-деятельности, при формировании привлекательности имиджа и престижности профессиональной деятельности из информационного массива следует не просто давать оценки, но отбирать факты и события, которые могут представлять наибольший интерес для населения региона, например, качество образования, новые технологии обучения, информационные поводы. С этой точки зрения, первым шагом в повышении статуса учителя в регионе должно быть рекламирование данной профессии, проведенное с учетом всех достижений теории рекламы и связей с общественностью, механизмы которых позволяют получить новые качественные состояния в системе отношений личность — общество.

В контексте имеющейся стратегии должны реализовываться и специальные программы по работе СМИ с учителями, использоваться РЯ-технологии, в числе которых — проведение круглых столов, пресс-конференций и пр.

Социальная миссия образовательной политики и РЯ-технологий совпадают — это гармонизация, сближение интересов и позиций социальных субъектов, разрешение противоречий, согласование отношений сторон и преодоление конфликтных ситуаций на основе консенсусов и компромиссов. Механизмы и методологические принципы как образовательной политики, так и связей с общественностью ориентированы на развертывание социального сотрудничества и партнерства, характеризующегося паритетом ценностей единения и сосуществования, толерантности и доверия.

Цель РЯ-технологий в сфере образования — не просто изменение общественного мнения или манипулирование им, а формирование коммуникационного пространства, где возможно диалогическое, заинтересованное общение педагогов как профессиональной группы, с одной стороны, и широкой общественности — с другой. Создание площадки для такого общения в регионе позволит общественности понять реальные сложности в работе педагогов, а организованная коммуникация даст необходимый эффект в процессе создания престижа профессии педагога на региональном уровне.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ pr-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты