Спросить
Войти

Использование юмора и языковой игры при освещении интернет-СМИ парламентских выборов 2005 года в Великобритании

Автор: Савельев Сергей Владимирович

биографические материалы, мемуарные зарисовки, факсимиле рукописей, портреты и фотографии.

Несколько более косвенным и никак не самодостаточным критерием выступают альманашные прагматические привязки, включая особые “календарные” сроки издания. Чаще всего научные издания являются ежеквартальниками, что отвечает типично апьманашным сезонным срокам выхода в свет, моделирующим альманах как издание переходного типа. Однако и на этом уровне обнаруживается возможность определенной дифференциации. Дело в том, что собственно научные издания, как правило, оказываются либо периодическими, либо непериодическими, тогда как “типовой” альманах является продолжающимся изданием, выходящим без строгой периодичности, “от случая к случаю”. В то же время необходимо признать, что в своих специализированных ипостасях альманах относится, скорее, к разряду изданий непериодических.

Ю.М. Лотман в предисловии к специальной рубрике журнала “Декоративное искусство СССР” под названием “Пушкинский альманах” писал, что этот небольшой “ученый” альманах, являющийся составной частью журнала, “призван, думается, воссоздать воздух времени, напомнить об облике жизни той эпохи. И сделать это не в виде обширных исследований или ученых комментариев, а в форме миниатюр, стоящих на грани научного и художественного” [2, с. 29].

Традиционно литературная составляющая устойчиво входила в специализированные сборники-альманахи (юбилейные, благотворительные, научно-литературные, студенческие, детские, военные, экономические и другие). Между тем на современном этапе на первый план выдвигаются узкоспециализированные, “внелитератур-ные” альманахи (например, альманах “Хлеб. Традиции Петербурга. 1927 - 2007”. СПб., 2007). Данный процесс обусловлен не только маркетологической необходимостью предельно дробной сегментации аудитории, но и общим процессом кризиса слова, резким разрывом с традиционной словесной культурой.

Литература

1. Литературный сборник, изданный студентами Санкт-Петербургского университета в пользу раненых буров / Под ред. проф. И.Н. Жданова. СПб., 1900.
2. Лотман Ю.М. Об альманахах пушкинской поры (вместо напутствия) // Декоративное искусство СССР. 1985. № 6.
3. Отклик: Литературный сборник в пользу голодающих. Одесса, 1892.
4. Сборник анекдотов. Разные письменные материи, собранные для удовольствия любопытных читателей Матвеем Комаровым. М., 1791.
5. Смирнов-Сокольский Ник. Русские литературные альманахи и сборники XVIII - XIX вв.: Библиографический указатель. М., 1965.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА И ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ИНТЕРНЕТ-СМИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2005 ГОДА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Савельев С.В.

Замечание Дж. Оруэлла о “политической природе юмора” [9, с. 140], способного нарушить существующее положение вещей, совершив своего рода революцию, определяет базисное положение нашей статьи: распространение Интернет-юмора, карикатур, пародий, розыгрышей и граффити во время парла© Савельев С.В., 2009

ментских выборов в Великобритании в 2005 году было не только формой протеста, но и демонстрацией того, как юмор может выступать в роли средства политической критики и приема в политической борьбе.

Наблюдение Дж. Бентона иллюстрирует другое важное положение: критика с использованием юмора носит скорее “безвредный” или “игровой” характер [3, с. 34], и не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на политические процессы. Сатира, едкий и уничижающий юмор всегда были неотъемлемыми признаками британского политического процесса от Хогарта, Гилрея и Роуладсона до телевизионных шоу That Was the Week That Was и Spitting Image (на его основе было создано телешоу “Куклы”, транслировавшееся на телеканале НТВ в 90-е годы). Дальнейшим развитием этой традиции стала он-лайн сатира и политические веб-ресурсы комической направленности. И хотя до последнего времени он-лайн юмор широко использовался только во время президентских выборов в США в конце 90-х годов, парламентские выборы в Великобритании в 2001 наглядно показали перспективы развития он-лайн юмора. Еще до начала выборов 2005 года высказывались предположения о возможно росте значения Интернет-юмора в предстоящих выборах и сходности механизмов его функционирования с применявшимися во время президентских выборов в США 2004 году. Результаты научных исследований в этой области показали, однако, что роль Интернета в избирательной кампании в США была не очень высокой [5, с. 273] и, тем не менее, сам момент появления нового жанра политического дискурса - он-лайн юмора - большинством ученых замечен не был.

В данной статье мы попытаемся выявить некоторые особенности британского он-лайн юмора, а также определить, как Интернет-юмор использовался различными участниками политического процесса и в чем особенности он-лайн юмора, использовавшегося во время парламентских выборов в Великобритании в 2005 году.

В первую очередь мы представим основные теоретические положения, определяющие отношения между юмором, политикой и Интернетом в контексте современных постмодернистских представлений о деятельности как игре. Во второй части нашей статьи мы сконцентрируем наше внимание на он-лайн играх и их месте в избирательной кампании.

Соотношение между юмором, политикой и Интернетом можно представить следующим образом: Интернет-юмор является формой участия в политическом процессе. Участие в политическом процессе, таким образом, будет одной из форм взаимодействия субъекта с окружающим миром. Он-лайн юмор, таким образом, становится средством достижения определенной, четко поставленной цели: осмеяния политического оппонента или убеждения человека поддержать ту или иную политическую силу [10, с. 204], а так же придать политической активности менее обременительный характер.

При рассмотрении политического Интернет-юмора с постмодернистских позиций, довольно четкая проявляется оппозиция модернистского и постмодернистского подхода к политической активности. В модернистской трактовке политика - участие в деятельности и извлечение выгоды, В постмодернистской же интерпретации политика - игра, смысл которой не в достижении конкретных целей, а в получении удовольствия от процесса игры.

В настоящее время получили значительное распространение теории о комизме как механизме, делающим политическую деятельность более понятной и доступной для широких слоев населения [3, с. 44]. Тем не менее, результаты последних исследований показывают, что в политической жизни нарастают кризисные явления, такие как оторванность политиков от повседневной жизни. Наиболее ярким проявлением этих кризисных явлений стал отказ избирателей от участия в политической жизни государства [10, с. 84].

Неудивительно, что новые электронные, интерактивные и более современные средства массовой коммуникации и информации видятся многим как более эффективный, по сравнению с традиционными, механизм вовлечения населения, особенно молодежи, в политическую жизнь.

Электронные СМИ рассматриваются многими исследователями как источник нового неформального стиля общения, в котором юмор будет играть главную роль. Таким образом, политики, желающие завоевать доверие избирателей, будут вынуждены учитывать эту новую коммуникативную реальность, чтобы достичь цели. У пользователей Интернета политика ассоциируется с бесчестной деятельностью, а высказывания политикой вызывают лишь

негодование. Шутки, однако, не подпадают под это правило, так как создание в Интернете сообщений комического характера является нормальной практикой [7, с. 30].

Помимо вопросов практического характера, например, таких как разработка действенных механизмов включения субъектов в политическую активность, значительное внимание уделяется определению самого понятия “участие в политическом процессе”. В ряде исследований [3, 34] проблема участия не признается сколько-нибудь значимой. По мнению некоторой части исследователей, участие в политических процессах, а особенно в предвыборных кампаниях стало более личностно ориентированным и приобрело новые формы (покупка продуктов с символикой партии, бойкотирование товаров или услуг) [8, с. 78].

Таким образом, следует пересмотреть саму концепцию включенности в политическую жизнь, где использование юмора в связи с политикой уже само по себе является признаком включенности в политический процесс.

Термин “игра” как в научном, так и в бытовом дискурсе употребляется в двух значениях. Согласно первому значению, игра - это определенная добровольная деятельность (например, футбольный матч), имеющая начало и конец, идущая по правилам, требующая специального оборудования, подразумевающая манипуляцию объектом игры и проходящая в определенном месте в определенное время [11, с. 24]. Второе значение термина “игра” носит метафорический характер. Так, видный исследователь игры Л. Миннема утверждает, что термин “игра” широко используется как метафора различных видов человеческой деятельности, отразив постмодернистское восприятие жизни как “игры, не имеющей глобальной цели, а направленной лишь на удовлетворение сиюминутных потребностей, ведущейся без заранее оговоренных правил” [7, с. 21]

В классическом труде Й. Хезинги “Homo Ludens” игра понимается как “деятельность, альтернативная утилитарной” [2, с. 18]. Играть - формировать с обществом отношения, построенные на комическом или фантазийном восприятии реальности, главная задача при этом - повеселиться [5, с. 306]. Так или иначе, юмор, политику и

Интернет можно считать различными видами игровых действий.

Связи юмора и игры уделяют значительное влияние ученые, придерживающиеся теорий превосходства и противоречия. Согласно теории превосходства смех является демонстрацией превосходства смеющегося над окружающими. Основываясь на этом положении, Грюнер предлагает считать всякий юмор игрой, так как любая юмористическая ситуация предполагает наличие победителей (тех, кто рассказывает шутку) и проигравших (объектов остроты) [6, с. 140]. В центре внимания в теории противоречия находится само комическое сообщение, а не мотивы, движущие смеющимися [4, с. 89]. Комический эффект может возникнуть при сочетании несочетаемых компонентов (например, мужчина в женском платье или собака разговаривающая по телефону). Таким образом, юмор и игра основаны на множественности интерпретаций социального опыта. Более того, юмор, как и игра, не направлен на достижение конкретной цели, а сам является целью [8, с. 67].

Политическая активность, как и юмор, часто описывается с помощью концептуальной метафоры игры или театральной постановки [8, с. 70]. Под политикой подразумевают как определенную стратегию поведения, так и вопросы, касающиеся государства и власти. Поэтому метафора играть в политику - to play at politics предполагает не принятие конкретных решений, касающихся жизни людей, а интриги и крючкотворство. В массовой культуре политика всегда ассоциировалась с изощренной игрой, являвшейся продолжением детских игр и школьного соперничества. Концептуальная метафора “политика - это игра” нашла свое продолжение в новой концептуальной метафоре “политика - это скачки”, предложенной политологами. Особенно часто эта метафора применяется в дискурсе предвыборных кампаний.

В исследования последнего времени СМИ и Интернет рассматриваются как игровое пространство. Различные виды СМИ позволяют значительно расширить аудиторию игроков. При этом, если рассматривать Интернет как особый мир [7, с. 30], становится очевидно, что киберпространство, в отличие от реального мира, является весьма удобным игровым пространством: многие действия не имеют последствий в реальном мире, а сам стиль общения может быть более игривым, ироничным, неформальным и эксцентричным. То, что недопустимо в обычном письме, допустимо в электроном сообщении, то, что по законам этики и морали не может прозвучать в теле- или радиоэфире вполне может оказаться на Интернет-странице теле- или радиокомпании. Отсутствие действенных механизмов регулирования и дух свободы, пропитывающий Интернет, делает его идеальным местом для применения различного рода игровых коммуникативных стратегий.

Юмористические он-лайн игры не получили широкого распространения в период избирательной кампании 2005 года. Тем не менее, сам факт наличия таких игр и та роль, которая отводится в них человеку (потенциальному избирателю) дает четкое представление о том, какие политические цели ставит перед собой создатель игры.

Данные игры предполагают высокий уровень вовлеченности, игрок постоянно должен совершать какие-либо действия.

Он-лайн игры, созданные в рамках избирательной кампании 2005 года можно условно разделить на 2 группы. К первой группе можно отнести игры с центральной темой “Насилие”. Игрок должен либо попасть в фигурку политика снежком (Election snowball) или комком грязи (Mudslinging). Стоит отметить, что игровой или, иначе, каламбурный элемент содержится уже в самом названии игры Mudslinging. С одной стороны, слово mudslinging имеет значение “клевета”, “оскорбление”, особенно политического оппонента. C другой же стороны, игровой характер ситуации коммуникации предполагает и восстановление исходного физического облика концепта, то есть буквальное понимание существительного mudslinging - “поливание грязью”, а следовательно, и игровое или “паразитическое” понимание метафоры в духе литературных сказок Кэрролла [1, с. 25]. Таким образом, игрок, еще не приступив к собственно он-лайн игре, уже помещен в игровой фрейм игрой языковой.

Ко второй группе игр можно отнести игры с ключевой темой “Секс”. В он-лайн играх этого типа так же присутствует языковая игра. Так в названии игры “Erections” реализуется эффект паронимии между словами election (выборы) и erection (эрекция). В самой игре одним из методов унижения политиков (в случае игры Erections это Тони Блэр, лидер лейбористской партии) используется инструмент, называемый в игре Weapons of (m) ass destruction. При прочтении фразы полностью (с сохранением литеры m) мы получим вполне пристойное “оружие массового уничтожения” - аллюзию на повод для непопулярной в Великобритании войны в Ираке. Прочтение же без литеры m, которое и предлагается авторами как основное, является реализацией игрового или потенциала фразы, не реализуемого в контексте отличном от данного. Таким образом, в играх обоих типов имеет место уничижение политиков благодаря реализации как вербальными, так и невербальными средствами концептуальной метафоры “политика - это грязь”

При рассмотрении подобных игр через призму теорий 3. Фрейда о природе юмора [4, с. 113] становится очевидным, что насмешка является принятым в обществе способом сублимации агрессии и сексуальности. Однако игры можно так же считать и проявлением детабуизации таких действия, как секс и насилие в отношении политиков, так как в приведенных в качестве примера играх именно эти действия подаются как одобряемые.

Данные игры были направлены не против конкретного политика, а против политических деятелей в общем. Таким образом, был подвергнут осмеянию сам принцип выборов - избрание наиболее компетентного. Мысль авторов и, вероятно, участников онлайн игры напротив сводилась к утверждению, что все политики одинаковы и неважно, за кого именно голосовать.

Рассмотрение юмористических текстов с модернистских и постмодернистских позиций позволяет нам говорить о доминировании концептуальных метафор “политика - это игра” и “политика - это грязь” в материалах парламентских выборов в Великобритании в 2005 году. Исследованные нами тексты были направлены скоре на реализацию указанных выше концептуальных метафор и не затрагивали реальных политических проблем (за исключением войны в Ираке).

Тем не менее, жанр политической онлайн игры остается на сегодняшний день маргинальным, направленным на уже включенных в политические процессы пользователей Интернета. Важной чертой подобных игр является и использование традиционного для СМИ приема языковой игры. Языковая игра является своего рода связующим звеном между более традиционным жанром политического текста как плакат или листовка и набирающими популярность интерактивными средствами пропаганды.

Литература

1. Зализняк A.A. Феномен многозначности и способ его описания // Вопросы языкознания. № 2. 2004. С. 20 - 25.
2. Хезинга Й. “Homo Ludens” (Человек играющий): Статьи по истории культуры / Пер. с нидерландского и сост. Д.В. Силь-вестрова. М., 2003.
3. Benton G. The origins of the political joke // Humor in Society: Resistance and

Control / Ed. by C. Powell G. Paton. Basingstoke, 1988. P. 33 - 45.

4. Freud S. Jokes and Their Relation to the Unconscious, Penguin, 1976.
5. Fry W. F. Sweet Madness, Palo Alto, CA., 1963.
6. Gruner C. R. The Game of Humor: A Comprehensive Theory of Why We Laugh. New Brunswick and London, 1997.
7. Minnema L. Play and (post)modern culture: an essay on changes in the theoretical Interest in the phenomenon of play // Cultural Dynamics, 1998. Vol. 10. № 1. P. 21 - 47.
8. Morreall J. Humour and the conduct of politics // Beyond a Joke: The Limits of Humour / Ed. by S. Lockyer M. Pickering. Basingstoke, 2005.
9. Orwell G. Funny, but not vulgar // The Collected Essays, Journalism and Letters. London, 1968.
10. Parry G. et al. Political participation and Democracy in Britain. Cambridge, 1992.
11. WaltherB. K. Playing and gaming // Game Studies. 2003. Vol. 3. №. 1. P. 23 - 36.

ПОНЯТИЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИЦИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Фёдоров В.В.

Разнородный языковой материал, попадающий в разряд публицистики, характеризуется очевидной многос-тильностью. Вместе с тем, само представление о функциональном стиле требует от исследователя известного обобщения, некоторого упорядочивания всего текстового многообразия, которое позволило бы подвести все указанные выше разновидности публицистического стиля под единый “знаменатель”, позволяющий четко отграничить данный стилистический регистр от других функциональных стилей языка и в то же время обнаружить в текстах публицистики идентичные сущности, свидетельствующие о его единстве. Таким знаменателем, по нашему мнению, являются, в первую очередь, понятийные характеристики функционального стиля © Фёдоров В.В., 2009

понятия, характеризующиеся определенным уровнем абстрактного обобщения, и описывающие типологические признаки языка и стиля публицистики, присущие в равной мере всем текстам данного регистра. Выявление понятийных характеристик способствует выделению инвариантной основы стиля, некоторого типа текста, в котором все выявленные типологические признаки имеют наиболее полное представление. Соответственно, языковые характеристики такого типа текста могут рассматриваться как инвариантные мор-фо-синтаксические и лексико-грамматические особенности публицистического стиля в целом.

Методологической основой исследования подобного рода является сравнительный анализ двух текстов публицисти-

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА ЮМОР ИНТЕРНЕТ ПОЛИТИКА wordplay humor internet politics
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты