Спросить
Войти

Репрезентация предпринимательства в российских СМИ

Автор: Ручин А.В.

А.В. Ручин, М.А. Дюндина РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКИХ СМИ

Представлены результаты контент-анализа федеральных и региональных СМИ на предмет особенностей репрезентации образа предпринимательства в контексте влияния информационного потока на формирование доверия к сфере предпринимательства.

Предпринимательство, бизнес, формирование образа, средства массовой информации, контент-анализ

A.V. Ruchin, M.A. Dyundina PRESENTATION OF ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN MASS MEDIA

The article describes the results of the content analysis relating the national and regional Mass Media. It is focused on the presentation of the entrepreneurship image in the context of information flow influence on establishing confidence towards the business sphere.

Entrepreneurship, business, image formation, mass media, content analysis

Институт предпринимательства выступает в роли важного структурного элемента, обеспечивающего стабильное существование и развитие современных обществ. При этом институт предпринимательства находится в постоянном взаимодействии с другими элементами социальной системы, непрерывно трансформирует в условиях рынка социальную среду и сам находится под влиянием внешних условий. Одно из таких условий - общественное мнение, которое в информационном обществе испытывает детерминирующее воздействие целого комплекса факторов. Особый интерес в рамках исследования представляют средства массовой информации (СМИ), которые «участвуют в производстве и воспроизводстве значений, укладывающихся в типизированные схемы» [1], в создании и трансформации образа предпринимательства. Очевидно, СМИ в настоящее время приобретают все большую роль в формировании социального сознания, «изменяя отношения между людьми, воздействуя на условия и образ жизни» [2]. Указанное обстоятельство нельзя не учитывать в целом при анализе современных социальных институтов.

В данной работе представлены результаты контент-анализа материалов СМИ, проведенного в рамках исследовательского проекта «Институт предпринимательства как фактор формирования социального доверия в российских регионах (пример Саратовской области)». Цель контент-анализа -определение частоты и характера статей, затрагивающих вопросы предпринимательства, выявление особенностей влияния информационного потока на общественное мнение и, в конечном итоге, на социальное доверие. Социальное доверие, по мнению Ф. Фукуямы, - «возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и со вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами» [3, с. 52]. Методология проведенного авторами анализа предполагала систематизацию и занесение в базу данных параметров статей, согласно разработанной анкете. Основным параметром в анализе был избран параметр характер статьи (позитивный, негативный и нейтральный). Отметим, что оценка указанного параметра являлась со стороны авторов субъективной, но в силу небольшой шкалы проблема дифференциации по категориям не возникла. В проведенном анализе учитывались такие параметры, как субъект взаимодействия с бизнесом (государство, предприниматели, сотрудники, бизнес), масштаб предприятия (крупный бизнес, малый и средний бизнес), отрасль и ключевые вопросы, которые затрагивала статья. В базу данных также заносились ключевые цитаты из статей, придающие последним установочный характер. Кроме того, отсутствие публикаций в номере также фиксировалось в базе данных, что позволило произвести поэлементный анализ как статей, так и выпусков.

Решение отнесения статьи к вопросам предпринимательства базировалось на законодательно закрепленном определении предпринимательской деятельности как «самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [4]. В качестве близких использовались понятия «предпринимательство», «бизнес», «предприятие».

Отбор изданий в печатном и электронном виде был определен по принципу значимости тиража для территорий распространения. К анализу привлечены номера изданий федерального и регионального 260

(Саратовская область) уровней: газета «Аргументы и факты», выпускаемая один раз в неделю тиражом около 2,3 млн. экземпляров, газета «Комсомольская правда», выпускаемая один раз в неделю тиражом около 2,5 млн. экземпляров, газета «Московский комсомолец», выпускаемая ежедневно тиражом около 2 млн. экземпляров, газета «Новые времена», выпускаемая один раз в неделю тиражом 5 тыс. экземпляров, журнал «Общественное мнение», выходящий один раз в месяц тиражом 4 тыс. экземпляров.

Всего из вышеуказанных изданий проанализировано 190 номеров, выпущенных с января по сентябрь 2012 года, из них 152 выпуска из федеральных источников и 38 выпусков из региональных. Доля номеров, в которых содержатся статьи по вопросам предпринимательства, составила 43,7% (в федеральных изданиях - 41,5%, в региональных - 52,6%). Из общего объема просмотренных номеров количество статей, затрагивающих тему предпринимательства, составило 154 единицы. Таким образом, в среднем на один номер приходится 0,82 статьи по указанной теме (на региональном уровне этот показатель составляет 1,18, в то время как на федеральном - 0,72 статьи в номере). Наименьшая концентрация статей по предпринимательству - в газетах «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец», соответственно 0,43 и, 0,41. Наибольшая (несопоставимая) концентрация - в региональном журнале «Общественное мнение»: 3,22 статьи на один номер.

Негативный характер определен у 46,8% статей, связанных с предпринимательством. Это намного выше, чем нейтральный и положительный, соотношение которых примерно совпадало, а именно 24 и 29,2% соответственно. Существенно различаются доли статей с негативным характером в разрезе территории распространения изданий: у федеральных СМИ этот показатель 58,9%, у региональных СМИ - 19,6%. Позитивный характер статей в большей степени присущ региональным СМИ: 47,8%, против 21,3% у федеральных (табл. 1). Подчеркнем, что больший процент позитивной информации на региональном уровне приходится на статьи, в которых существует завуалированная рекламная информация, связанная с расширением спектра услуг, улучшением качества обслуживания или с изменением в управлении предприятием. Например, статьи с позитивной окраской видны даже из названий и первых фраз статей: «Промсвязьбанк: универсальная финансовая платформа», «Новый офис БКС Премьер открылся в Саратове в начале июня». Расхождение долей нейтральных статей несущественное: 32,6 и 20,4% на региональном и федеральном уровнях соответственно.

Таблица 1

Характер статей, связанных с предпринимательством, в разрезе масштаба издания (% по столбцам)

Характер статьи Издания Всего

Федеральные Региональные

Негативный % Std. Residual 58,30% 1,8 19,60% -2,7 46,80%

Нейтральный % Std. Residual 20,40% -0,8 32,60% 1,2 24,00%

Позитивный % Std. Residual 21,30% -1,5 47,80% 2,3 29,20%

Основываясь на полученных данных, можно сказать, что больше всего (57,2%) в статьях рассматривается взаимодействие бизнеса с клиентами, что является вполне закономерным процессом предпринимательской деятельности (рис. 1). Следующая по распространенности категория - «взаимодействие с государством» - 32 %. Взаимодействие предпринимательства с сотрудниками в статьях представлено незначительной долей, лишь 9,2%, несмотря на то, что бизнес напрямую связан с привлеченной рабочей силой.

Рис. 1. Доля статей, затрагивающих взаимодействие предпринимателей Анализируя характер статей в разрезе объектов взаимодействия, можно говорить о следующем. Негативный характер преобладает в статьях, связанных с взаимодействием бизнеса с государством

261

(57,1%), бизнеса с клиентами (47,7%). Позитивные статьи более распространены в вопросах взаимодействия предпринимателей между собой - 52,4%. Сбалансированный характер (при этом с уклоном в сторону позитивного) свойственен статьям, в которых затрагиваются отношения между предпринимателями и их сотрудниками: 42,9% позитивных и по 28,6% негативных и нейтральных (табл. 2).

Таблица 2

Характер статей, связанных с предпринимательством, в разрезе объектов взаимодействия

(% по столбцам)

Характер с государством с предпринимателями с сотрудниками с клиентами

Негативный 57,10% 33,30% 28,60% 47,70%

Нейтральный 12,20% 14,30% 28,60% 27,30%

Позитивный 30,60% 52,40% 42,90% 25,00%

С точки зрения освещенности различных аспектов предпринимательской деятельности в средствах массовой информации чаще всего встречаются материалы по качеству продукции - 42,9%, чуть меньше рассматривается эффективность деятельности и управления предприятий - 35,1%. И это несмотря на то, что государство стремится создавать условия для формирования социальной ответственности бизнеса, улучшения экологической ситуации и уменьшения вредных воздействий на окружающую среду. Данные, полученные в ходе анализа, показывают, что социальные потребности общества почти не находят свое отражения в СМИ. Так, вопросам социальной ответственности бизнеса посвящено лишь 4,5% статей, а экологии/воздействия на окружающую среду и того меньше, лишь 3,2% (рис. 2). Количество статей, затрагивающих вопросы повышения цен, составило 11%. (Следует отметить, что данный вариант изначально не попал в анкету, забиваясь в поле «другое», но был выделен в отдельную категорию в силу значительной распространенности).

В разрезе территориального охвата изданий выделяются следующие различия в освещении различных аспектов предпринимательской деятельности. В федеральных СМИ почти каждая вторая статья посвящена качеству продукции (45,4%), в то время как на региональном уровне данный показатель составляет 37%. Статьи, связанные с эффективностью деятельности/управления, наоборот, чаще встречаются в региональных СМИ - 45,7%, в то время как в федеральных изданиях данному аспекту посвящено 30,6%. Оценивая положение на рынке/рейтинги компаний, СМИ на региональном уровне уделяют гораздо больше внимания (17,4% статей), чем федеральные (3,7%). Примечателен тот факт, что статьи, посвященные повышению цен, нашли свое отражение лишь в публикациях федеральных СМИ.

качество продукции 42,90%

эффективность деятельности/управления 35,10 %

повышение цен 11,00%

другое 7 80%

положение на рынке/рейтинги 7 80%

соц.ответственность/благотворительность 4,50%

экология/воздействие на окружающую среду 3,20%

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Рис. 2. Аспекты предпринимательской деятельности, затрагиваемые в статьях

Анализ, проведенный по отраслям экономики, показал, что больше всего статей посвящено проблемам ЖКХ - 15,6%; финансам, страхованию посвящено 14,9% статей, торговле - 13,6%. Остальные отрасли (строительство, общественное питание, медицина, образование, 1Т технологии) были представлены в незначительном количестве статей. На федеральном уровне доля статей про ЖКХ занимает 18,5% и превалирует над региональными изданиями (8,7%). Ситуация, складывающаяся в отраслях, отнесенных к финансам и страхованию, противоположная: на федеральном уровне отрасль занимает лишь 7,4%, на региональном - 32,6%, что составляет одну треть от всех статей местных издателей. Проблемы ЖКХ - одна из самых популярных тем, но зачастую три статьи из четырех, связанные с этой темой, носят негативный характер, в основном вызванный жалобами граждан.

262

Подчеркнем, что большая часть материалов посвящена крупному бизнесу - 70,1% (рис. 3). Репрезентация крупного и малого бизнеса в статьях в федеральных и региональных СМИ сопоставима. При этом значительных различий в статьях, посвященных малому бизнесу, по наличию позитивной и негативной информации в рассмотренных изданиях не выявлено. Негативная информация (45,4%) имеющаяся в публикациях, связанных с крупным бизнесом, в основном затрагивает проблемы в сфере ЖКХ, сокращения штата персонала на крупнейших предприятиях и повышения цен на энергоресурсы.

Резюмируя полученные данные, мы можем утверждать о преобладании в российских СМИ негативного характера статей, связанных с предпринимательством, и в большей степени это выражено в федеральных изданиях. При этом негативный характер отмечается во взаимодействии бизнеса с государством или с клиентами, что позволяет говорить о формировании в общественном мнении посредством СМИ отрицательных ассоциаций, связанных с предпринимательством. Следовательно, на сегодняшний день отчетливо видно недоверие к институту предпринимательства. Низкий уровень доверия, как известно, ограничивает выход на рынок и рост предприятий, поощряя при этом непродуктивные формы предпринимательства [5]. Исследование не включило вопрос о характере влияния позиции автора статьи в СМИ на содержание, а поэтому мы можем говорить лишь о характере анализируемой статьи, но не об источнике данного характера (т.е. о том, на чьей стороне автор в случае негативного характера статьи).

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис. 3. Репрезентация масштаба предпринимательской деятельности

При интерпретации полученных результатов следует учитывать, что сложившаяся картина информационного поля СМИ определяется множеством факторов как реально сложившейся ситуации, так и политики СМИ, связанной с реализацией потребностей издателей, а также ориентацией на целевую группу читателей. Нельзя говорить о безусловном влиянии проанализированного информационного потока СМИ на формирование доверия к предпринимательству. Кроме того, в исследовании присутствовала субъективная оценка характера статьи, а «различные социальные группы не одинаково понимают, а потом и оценивают полученную информацию» [6]. Вместе с тем в контексте формирования эффективных институтов общественной системы существует необходимость создания их положительных образов, что, в свою очередь, определяет общественную потребность в формировании социально ответственной политики СМИ, в том числе и в адрес института предпринимательства.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 12-33-01294).

Литература

1. Романов П.В. Методы прикладных социальных исследований: учеб. пособие / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. 2-е изд., доп. М.: Вариант, ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медия». 2008. 215 с.
2. Задоркина С. Развитие средств массовой информации в контексте инновационного развития современного общества / С. Задоркина // Власть. 2012. №10 С. 32-34.
3. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. / Ф. Фукуяма. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. 730 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) - КонсультантПлюс
5. Hans-Hermann Hohmann and Friederike Welter (eds), Trust and Entrepreneurship: A West-East Perspective. Cheltenham and Northampton, MA: Edward Elgar, 2005. 320 p.
6. Шарков Ф. И. Аудитория и мониторинг СМИ / Ф. И. Шарков, В. И. Баранова // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 106-111.

Ручин Алексей Владимирович - Alexey V. Ruchin кандидат социологических наук, доцент кафедры Ph. D., Associate Professor

«Учет, финансы и банковское дело», Department of Accounting, Finance and Banking,

263

Саратовского института (филиала) Российского государственного торговоэкономического университета

Дюндина Мария Алексеевна соискатель кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Gagarin Saratov State Technical University

Mariya A. Dyundina Postgraduate

Department of Sociology, Social Anthropology and Social Work

Gagarin Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 10.08.12, принята к опубликованию 20.02.13

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО БИЗНЕС ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ entrepreneurship business image formation mass media content analysis
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты