Спросить
Войти

Синергетика: возможности применения в исследовании динамических процессов социальной коммуникации

Автор: Аскарова Виолетта Яковлевна

В. Я. Аскарова

СИНЕРГЕТИКА: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Современное состояние теории и практики социальной коммуникации требует освоения исследовательских подходов, позволяющих проникнуть в своеобразие эволюции коммуникационной культуры, специфику и закономерности происходящих в ней динамических процессов. В понимании теории социальной коммуникации как межна-учной дисциплины, обобщающей достижения книговедения, библиотековедения, библиографоведения, библиополи-стики и других коммуникационных наук, мы опираемся на работы А. В. Соколова [15, с. 335]. Обогащение методологических возможностей социального познания в данной сфере актуализируется интенсивным развитием коммуникационной деятельности, для которой характерны развитие глобальных мультимедийных каналов, освоение новых коммуникационных средств, изменение представлений о ценностях традиционной книжной культуры, трансформация читателя в новую композитную фигуру реципиента - «читателя-потребителяпользователя».

Богатыми возможностями осмысления специфики динамических процессов в устной, документной и электронной системах социальной коммуникации обладают современные достижения социально-гуманитарного знания, в частности - социальной синергетики.

Социальная синергетика понимается как междисциплинарное научное направление, исследующее уникальные закономерности самоорганизации и спонтанного порядкообразования в различных социальных системах. В последние двадцать лет оно переживает методологическую экспансию, захватывая всё новые области познания общественной жизни [5; 14]. Синергетика близка уже освоенному социально-коммуникативными науками системному подходу, но в значительно большей степени нацелена на познание нестандартных, неравновесных состояний, живой динамики непрерывно изменяющегося мира, саморазвития взаимодействующих систем разного уровня.

Теоретические и методические возможности синергетики обусловили растущий интерес к этому научному направлению со стороны гуманитарных наук. В последние годы для объяснения процессов, происходящих в культуре, активно разрабатывались синергетические идеи (М. С. Каган, И. В. Кондаков, Ю. М. Лотман). Исследуются саморазвитие и детерминированность различных культурных явлений, закономерности и случайности в их возникновении и развитии, особенности самодвижения и самосовершенствования культуры, чередование в ней периодов гармонии и хаоса, линейного и нелинейного развития [6; 7; 9; 10; 11;12; 13].

Использование синергетического подхода может существенно обогатить и социально-коммуникативные науки. В частности, он позволяет исследовать динамику социально-коммуникативных

процессов с позиции теории систем.

Современная философия рассматривает процесс общественного развития как взаимодействие саморазви-вающихся, взаимосвязанных разноуровневых систем, обладающих разными степенями сложности. Если общественная система - это система систем, то

культура является одной из ее подсистем, которая с позиции теории социальной коммуникации выступает как производная культурного наследия (совокупности овеществленных и неовеществ-ленных смыслов) и культурной деятельности, нацеленной на создание, хранение, распространение и освоение культурных ценностей [15, с. 4]. Соответственно эволюция общества может быть рассмотрена как сложное взаимодействие разнообразных систем, в том числе -их функционирование на линии «общество - культура - социальная коммуникация».

Каждая система с входящими в нее подсистемами развивается в соответствии с процессами, происходящими в других системах, и собственными, только ей присущими особенностями. Синергетическое мировидение позволяет рассмотреть динамику социальной коммуникации в условиях реализации двух принципов развития: детерминизма и индетерминизма. Процессы социальной коммуникации развиваются по детерминированной кривой, когда общественная система существует в равновесных условиях и переживает периоды относительно стабильного существования. Однако по мере удаления от энтропийных точек равновесия система входит в поле высокой непредсказуемости, содержащее континуум поливероятностных возможностей. В этом поле система колеблется, находится в возбужденном состоянии, т. е. флуктуирует. Детерминированное линейное развитие при этом нарушается; дальнейшая динамика системы определяется сначала случайностью, которая попала в это пространство из одного из причинных рядов, а затем -всей совокупностью факторов этого причинного ряда [5]. Моменты разветвления путей эволюции общественной системы (точки бифуркации) - это ситуации непредсказуемые, критические, в которых совершаются революции, «перестройки» и т. д.

Социальные коммуникации эволюционируют и флуктуируют вместе с общественной системой: в переломные исторические эпохи, как правило, изменяются приоритеты, средства и элементы стратегии коммуникационной деятельности. В то же время социально-коммуникационнная подсистема в силу относительной самостоятельности имеет свои критические периоды, определяющие резкие изменения в коммуникационной деятельности. Кризисы коммуникационных каналов, коммуникативных средств, коммуникационного общения порождают бифуркации в каналах устной и документной коммуникации [15, с. 169].

Соответствующие механизмы наблюдаются в книжном деле, которое понимается как один из социальнокоммуникационных институтов. Возможности применения синергетического подхода в книговедении были рассмотрены в более ранней работе [4].

Книжное дело подчиняется темпу общественного развития, но в то же время использует факторы социокультурной динамики для проявления своих собственных возможностей.

Книжное дело не только обладает «внутренними» возможностями самоорганизации, саморазвития, самодвижения, но и зачастую опережает развитие других общественных систем, что особенно характерно для бифуркационных (переходных, критических) состояний социокультурной динамики, отмеченных активными поисками в культуре. Создание и распределение печатной продукции

оказывают влияние на общественную систему, изменяют ее тем или иным образом: укрепляют, поддерживают, разрушают, ослабляют и т. д. Тому примеры - влияние книг Н. И Новикова, А. Радищева на зарождение декабристского движения, «диссидентской» литературы - на ломку тоталитарного режима в СССР, книг и статей Д. С. Лихачева, А. Д. Сахарова - на нравственный климат и демократизацию общественной жизни России, современного потока массовой литературы - на общественную мораль и т. д.

Ю. М. Лотман и М. С. Каган обращают особое внимание на огромную роль сознательного выбора людей в этих процессах; деятели культуры, лидеры общественного мнения, авторитетные авторы книг и статей создают своего рода хаос на микро- и макро уровнях общественной системы, что дает импульс для становления нового социального порядка не только в области книжного дела, но и в общественной системе в целом [6, 11]. Книжное дело испытывает на себе влияние разнообразных «случайностей» в виде отдельных участников книжного дела, их волевых усилий, определенных ситуаций и т. д. Общеизвестна роль в развитии книжного дела таких ярких личностей, как А. Ф. Смир-дин, Н. М. Карамзин, Ф. В. Булгарин, И. Д. Сытин, которые, являясь своего рода «случайностями», существенно детерминировали книжный процесс, фактом собственной деятельности влияли на его развитие.

Для исследования сложной диалектики взаимосвязи духовного и материального, объективного и субъективного в документной коммуникации особенно важно применение синергетического подхода. На смену догмам о приоритете в обществе материальных, производительных сил приходит понимание решающего значения духовного мира человека, уяснение взаимосвязей и взаимозависимостей в жизни природы и общества, констатация человеческой субъективности, воплощающей единство материального и идеального начал, индивидуальных и коллективных воздействий [8; 14]. Поэтому автором при исследовании динамики концепции российского читателя в качестве одного из ведущих выбран синергетический подход [3]. Под концепцией читателя подразумевается система взаимосвязанных представлений о роли и месте читателя в книжной стратегии, приоритетности тех или иных читательских категорий, целях и задачах изучения читателей, сложившихся представлений о социально полезном и вредном чтении. Для понимания регулятивного воздействия концепции читателя на книжное дело особенно значимы для синергетической парадигмы следующие характерные признаки: отказ от абсолютизации всеобщих связей, отсутствие противопоставления объективного и субъективного, идея нелинейной динамики самоорганизующихся множественных миров. Названная парадигма позволяет не только зафиксировать и объяснить динамику концепции ч и т ателя, но и показать, как она осуществляется, какие факторы детерминируют этот процесс, каковы возможности его самоорганизации и саморазвития.

Синергетика дает также возможность проникнуть в суть и причинность повторяющихся, ритмических, циклических процессов в социальнокоммуникативной деятельности.

П. А. Сорокин заметил, что история пользуется методом непрерывной замены систем, исчерпавших свои возможности, новыми системами, приходящими на их место [16, с. 6]. Смена ритма или циклического повторения становится практически неизбежной для всех социокультурных процессов, реализовавших свои основные ресурсы. В частности П. Сорокин обращает внимание на циклическое чередование трех типов культуры: чувственной (ориентированной на удовлетворение плотских потребностей, признающей ценности материального мира), идеациональной (минимизирующей чувственные потребности и преобразующей мир в направлении идейных, религиозных ценностей), и интегральной, сбалансировавшей идеальные и чувственные ценности. Чередование этих типов культуры коренным образом изменяет приоритеты в коммуникативной деятельности, определяя обмен различными смыслами - чувствами, идеями, волевыми импульсами и др. Это можно показать на примере доминирования определенных текстов в документной документации в условиях господства разных типов культур.

В идеациональной культуре средневековья, например, доминирует литература, оперирующая словами и образами трансцендентного мира (молитва, сказания заклинания, жития и т. д.), обращенная к внутреннему миру человека. При переходе к Новому времени на первый план выходят ценности чувственной культуры; в частности литература, изображающая эмпирические явления в чувственно воспринимаемом аспекте, утверждающая примат вещи, гедонистических ценностей. Господствующий тип культуры формирует и тип сознания: в читающей массе преобладают либо приверженцы душеполезного, идейного чтения, либо любители книг занимательного и развлекательного характера.

В соответствии с теорией социодинамики культуры П. Сорокина перезрелость определенного типа культуры ведет к его вытеснению другим, более оптимальным для изменившегося типа социокультурной ситуации. Таков суперритм повторяющихся процессов, определяющий своеобразие ментальности общества и коммуникативной деятельности на каждом конкретноисторическом этапе.

Циклические изменения в сфере социальной коммуникации связаны не только с суперритмами социокультурных систем, но и с не столь масштабными циклическими социокультурными процессами.

Цикл реализуется как возникновение, развитие, самоусложнение и разрушение того или иного социального порядка; это происходит во всех областях общественной жизни в непрерывности исторического процесса. На макроуровне общественной системы периоды невыносимого давления, сжатия, централизации сменяются периодами «разрежения», расслабления, превалирования центробежных тенденций, распада государственной целостности и социокультурного единства [5]. Соответственно, социально-коммуникативная деятельность испытывает на себе «разрежение» или «сгущение», ослабление или усиление регулятивного воздействия со стороны властных структур, которое проявляется в руководстве, регламентации, контроле, цензуре и т. д.

Любопытное наблюдение о циклических изменениях в коммуникативной деятельности принадлежит А. В. Соколову. Рассматривая современную мультимедийную коммуникационную культуру, на которой осуществляется синтез «человека слушающего» и «человека говорящего», ученый отмечает в нем возрождение сенсорного баланса эпохи дописьменной коммуникации на новом витке развития коммуникативной деятельности [15].

Синергетический подход позволяет выявить и проанализировать не только макропроцессы в коммуникационной деятельности, но и динамику развития коммуникационных институтов. А. И. Акилина и С. Г. Матлина, например, применили этот подход для анализа глубинных первопричин динамики публичной библиотеки. Кризис названных библиотек в конце 80-х - начале 90-х гг. рассматривается как конструктивный хаос. Распад самоисчерпавшихся, реализовавших свои возможности структур привел к пересмотру основ библиотечной деятельности, отказу от ряда функций, что дало толчок к самоорганизции публичных библиотек в соответствии реалиями новой социокультурной обстановки. Системный «взрыв» (в политике, экономике, культуре и иных сферах общественной жизни) вытеснил отжившие и актуализировал наиболее востребованные временем элементы библиотечной деятельности [2]. Пройдя через бифуркации, кризис, эта деятельность приобрела новые смыслы, возможность развития на современном витке социальной жизни, воспроизводя и творчески преобразовывая ранее накопленные элементы деятельности и продуцируя новые [1].

Синергетический подход правомерен и при исследовании участников коммуникационных процессов. Человек, которому адресованы усилия институтов социальной коммуникации (читатель, покупатель книги, подписчик периодических изданий, пользователь библиотеки, Сети Интернет, потребитель информации), также является саморазвивающейся системой. Как живая, постоянно изменяющаяся открытая неравновесная система, он переживает бифуркации, критические периоды в своей жизни, которые ставят его в ситуацию выбора, побуждая к пересмотру различных аспектов своей деятельности, в том числе -коммуникативной. Участник коммуникаций испытывает на себе воздействие внешней среды и в то же время реализует стратегию коммуникативной деятельности в соответствии с имманентными, только ему присущими особенностями. Он также переживает неравновесные состояния, «взрывные» отношения с различными коммуникативными каналами, участниками коммуникативных процессов, институтами социальных коммуникаций, наконец, с самим собой, когда реализуется активность, направленная на самого себя, - самопознание, самореализация, саморазвитие. Эти динамические процессы саморазвивающейся личности в контексте ее коммуникационной деятельности также могут быть исследованы с помощью синергетического подхода.

В теории социальных коммуникаций синергетика может быть применена и для исследования динамических процессов на линиях «создатель текста -реципиент», «документ - пользователь», «книга - читатель», «книготорг - покупатель», «библиотека - пользователь» и т. д.

Одна из острейших проблем современности - организация грамотного взаимодействия институтов социальной коммуникации и адресата их деятельности. Происходят процессы расширения сферы использования сетевых технологий, активного включения в социальнокоммуникативный процесс нетрадиционных, электронных носителей информации. Возникают новые исследовательские проблемы, связанные с процессами конвергенции книжного дела, современными информационными технологиями, развитием коммуникативной культуры в новых условиях. Обилие неструктурированной информации в Интернете при большом числе вариантов выбора требует развития умений аналитикосинтетической работы с текстом, активизации соответствующих навыков в сфере читательской деятельности. Возникает проблема субъектной роли чита-теля-потребителя-пользователя в условиях несилового партнерского взаимовлияния, при котором индивид сможет реализовать самостоятельный и добровольный выбор культурно-информационных продуктов из множества имеющихся. Регулятивные усилия по отношению к адресату коммуникативной деятельности в информационном обществе, базирующемся на либеральнодемократических ценностях, могут носить только мягкий и ненасильственный характер. С позиции синергетики, управляющее воздействие эффективно лишь в том случае, если оно будет не энергетически мощным, а правильно топологически организованным. Синергетика - это искусство «управлять не управляя»; малым резонансным воздействием можно подтолкнуть субъекта на один из его собственных, наиболее благоприятных для него путей развития. Иными словами, такое воздействие предполагает стимулирование, поддержку коммуникационной деятельности с целью обеспечения самоуправления и саморазвития субъекта этой деятельности.

Таким образом, синергетика позволяет показать осуществление динамических процессов в коммуникативной

деятельности, их причинность, объяснить линейные и нелинейные варианты развития этой деятельности в различные временные периоды, выявить степень соответствия коммуникационных процессов социокультурным, экономическим, политическим изменениям, а также найти ростки нового, устремленные в будущее. Синергетика дает методологический ключ к познанию циклических, волнообразных процессов в освоении разных средств коммуникативной деятельности, развитии различных коммуникативных каналов и иных динамических процессов коммуникативной культуры. Эта научная дисциплина помогает создать теоретическую основу взаимодействия участников коммуникативного процесса как саморазвивающихся систем, подверженных как внешним влияниям, так и логике собственного уникального развития.

Появляется возможность описать намеченные процессы и явления с помощью таких понятийных доминант, как «хаос - порядок», «линейность - нелинейность», «детерминированность случайность», «открытость - закрытость», «равновесность - неравновес-ность», «динамика - гомеостаз», что будет способствовать и развитию понятийного аппарата теории социальных коммуникаций.

Эвристические и теоретические возможности синергетического подхода имеют значительно больше намеченных в статье вариантов реализации. Они откроются в полной мере при их освоении теорией социальных коммуникаций, которая едва ли сложится как обобщающая, синтезирующая достижения различных коммуникационных наук, без обращения к различным теориям динамических процессов. Осмыслению философских основ коммуникационной деятельности, коммуникативных аспектов эволюции культуры способствовало бы также более широкое использование

синергетической по сути теории социодинамики культуры П. Сорокина, теории длинных волн Н. Кондратова, разнообразных теорий циклов.

1. Акилина, М. И. Инновационное развитие библиотек / М. И. Акилина, С. Д. Колегаева, С. Г. Матлина, Е. И. Ратникова // Библиотековедение. - 2004. - № 2. - С. 26-32.
2. Акилина, М. И. Публичные библиотеки: тенденции становления / М. И. Акилина, С. Г. Матлина // Библиотековедение. - 2001. - № 2. - С. 13-18.
3. Аскарова, В. Я. Динамика концепции российского читателя / В. Я. Аскарова (конец Х - начало ХХ1 в.).

- СПб.: СПбГУКИ, 2003. - 420 с.

4. Аскарова, В. Я. Об использовании синергетического подхода в книговедческих исследованиях /

B. Я. Аскарова // Методология исследовательской работы / Спб. гос. ун-т культуры и искусств - Спб., 2003. - № 8. - С. 12-19.

5. Васильков, В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В. В. Василькова. - СПб.: Лань, 1999.

- 479 с.

6. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.
7. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. - М.: Аспект-пресс, 1997. -687 с.
8. Кондрашова, Л. И. Проблема периодизации исторического процесса с точки зрения теории формаций, модернизма и синергетики / Л. И. Кондрашова // Синергетика: человек, общество. - М., 2000. C. 59-69.
9. Лотман, Ю. М. Вместо заключения - о роли случайных факторов в природе // Избр. ст.: в 3 т. / Ю. М. Лотман. - Таллин. 1992. - Т. 1. - С. 472-479.
10. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. - М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 447 с.
11. Лотман, Ю. М. Изъявление Господне или азартная игра? / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М., 1994. - С. 353-363.
12. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - М.: Гнозис, 1992. - 270 с.
13. Лотман, Ю. М. Культура как субъект и сама - себе объект // Избр. ст.: в 3 т. / Ю. М. Лотман. - Таллинн, 1993. - Т. 2.- С. 368-375.
14. Романов, В. Л. К становлению новой парадигмы обществоведения / В. Л. Романов // Синергетика: человек, общество. - М., 2000. - С. 59-69.
15. Соколов, А. В. Метатеория социальной коммуникации / А. В. Соколов. - М.: Рос. Нац. б-ка, 2001. -351 с.
16. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика / П. Сорокин. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2000. - 1054 с.
132
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты