Спросить
Войти

Концептуальная модель мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС России

Автор: Ткачев Роман Владимирович

Роман ТКАЧЕВ

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ ВВС РОССИИ

В статье рассматриваются основные подходы, раскрывающие сущность и содержание феномена мотивации. Автор предлагает определение мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС России и приводит ее концептуальную модель.

In the article the main approaches revealing the essence and the maintenance of the phenomenon of motivation are considered. The author offers definition of motivation of the military professional activity of officers of the Russian Air Forces and gives its conceptual model.

концептуальная модель, мотивация военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС России, теоретические подходы, структурные элементы; conceptual model, motivation of military professional activity of officers of the Russian Air Forces, theoretical approaches, structural elements.

ТКАЧЕВ

Роман

Владимирович — адъюнкт кафедры социологии Военного университета МО РФ

felix191@yandex.com

Развитие социальной сферы в современной России подвер -жено изменениям, которые входят в противоречие с потреб -ностями офицеров, что в свою очередь проявляется в транс -формации ценностных ориентаций, в снижении уровня социаль -ного порядка в воинских подразделениях. В таких условиях офицер не может эффективно выполнять свои служебные обязанности без своевременного принятия необходимых мер как со стороны го -сударственных органов, так и органов военного управления. Это выдвигает на первый план задачу глубокого теоретического и прак -тического изучения мотивации военно - профессиональной дея -тельности офицеров, направленного на высокую результативность выполнения офицерами своих служебных обязанностей.

Военное дело во все времена предъявляло высокие требования к профессиональным качествам личного состава воинских подраз -делений, частей и соединений, особенно в авиации, где риск и цена ошибки очень велики. В условиях серьезной попытки модерниза -ции Военно - воздушных сил России особое значение имеет практическая разработка проблем повышения эффективности военно профессиональной деятельности и, соответственно, вопросов мотивации офицеров.

Анализ концепций и теорий мотивации позволил констатиро -вать, что в зарубежной и отечественной литературе сложились сле -дующие подходы к сущности и содержанию мотивации: 1) мотива -ция как процесс побуждения к действию, когда это понятие сходно со значительно более широким понятием «мотив», к которому относятся все компоненты внутреннего побуждения к деятельно -сти (потребности, интересы, ценности); 2) мотивация как функция управления, когда она представляет собой процесс внешнего побуждения к деятельности, что можно соотнести с понятием «сти -мулирование».

Многообразие подходов и теорий, неоднозначность трактовок основных понятий свидетельствует о недостаточном развитии тео рии мотивации, что актуализирует дальнейшее изучение феномена мотивации. В настоящей статье мотивация рассматривается как часть общей системы социального взаимодействия, что подразу мевает обращение к 3 уровням научного знания: 1) общенаучным теориям, с онтологических позиций рассматривающим такие фун

даментальные категории, как взаимодей -ствие и обмен; 2) социально - философским концепциям, изучающим специфику социального взаимодействия; 3) социоло -гическим теориям, исследующим базовые механизмы социального взаимодействия и процессы формирования функциональ ных структур социальных систем.

На основе теоретического анализа сде -ланы выводы о том, что существующие теоретические подходы к управлению мотивационным процессом не дают одно значного ответа при решении проблемы выбора стратегии управленческого воз действия и его методов.

В рамках данной статьи мотивация рас -сматривается как категория социального управления, представляющая собой дина мически развивающуюся систему, состоя щую из множества внешних и внутренних элементов деятельности, открытую для социального обмена между субъектом управления (стимулирование), объектом управления (процесс актуализации потребностей и мотивов) и иными факто рами (военно профессиональная и объек тивная среда).

Сущность объекта исследования опре -деляется спецификой рассматриваемой категории военнослужащих — офице -ров ВВС России. Офицеры ВВС выпол -няют ответственные задачи по обеспе чению вооруженной защиты Отечества, а также удовлетворяют свои профес сиональные потребности в процессе военно профессиональной деятельности. Военно профессиональная деятельность как система по своей структуре и содержа нию характеризуется собственным строе нием и состоит из 2 взаимодействующих подсистем: самого военнослужащего и профессиональной среды, с которой он взаимодействует как субъект воинской деятельности. Кроме того, профессио -нальная среда включает 3 основных вида воинской деятельности: военно учебную (в форме общественно государственной подготовки), военно служебную (боевое дежурство и внутренняя служба), боевую (осуществляется непосредственно в усло -виях боя).

По мнению автора, под мотивацией военно профессиональной деятельно сти офицеров ВВС России следует пони мать функцию военного управления, а также деятельность субъектов управ ления по использованию как внутренних

(мотивы), так и внешних (стимулы) фак торов в целях повышения эффективности военно профессиональной деятельности для достижения целей управления.

С учетом данных теоретических поло жений автором предложена концеп туальная модель мотивации военно профессиональной деятельности офице ров ВВС России (см. рис. 1).

Исходя из результатов теоретикометодологического анализа, мотивацию военно профессиональной деятельности офицеров ВВС России можно представить в виде целостной системы взаимосвязан ных элементов, имеющих структурную целостность. К данной системе, на наш взгляд, относятся элементы, представлен ные для удобства восприятия в секторах, указанных на рис. 1.

Сектор 1 включает орган военной орга низации, который обеспечивает достиже ние поставленных целей военной орга низации, — субъект управления, кото -рый осуществляет планирование целей и задач, организует и мобилизует ресурсы, а также осуществляет контроль результа тов. Мотивация, побуждающая к деятель -ности объект управления, является одной из важнейших функций управления, осу ществляется через инструменты моти вационного воздействия — поощрение и принуждение, указанные в секторе 2.

В секторе 2 более детально представлены инструменты мотивационного воздей -ствия: поощрение (повышающее уровень удовлетворения потребностей) и принуж дение (понижающее уровень удовлетво рения потребностей), состоящие из таких стимулов, как материальные, моральные, стимулы временем и неформальные. По принципу повышения или понижения уровня удовлетворения потребностей осу ществляется мотивационное воздействие на личность офицера, что отражено в сек торе 3.

В секторе 3 личность офицера ВВС как объект мотивационного воздействия представляется в качестве целостной системы объективно заданных социальных функций ролей, обусловленных занимае мой позицией в военно социальной орга низации. Личность офицера подвержена влиянию таких субъективных факторов, включающих внутренний мир человека, состоящий из личностно - социальных, личностно материальных, личностно духовных и личностно психологических

Рис 1. Концептуальная модель мотивации воєнно - профессиональной деятельности офицеров ВВС России

факторов, как потребности, интересы, цели, знания, убеждения, психологические характеристики, физиологические особен -ности, эмоционально - волевая устойчи -вость личности. Мотивационная направ -ленность личности офицера обусловлена такими типами мотивации офицеров, как материальная, карьерная, патриотическая и лидерская. Представители указанных типов заинтересованы в выполнении поставлен ных задач в военно профессиональной деятельности, но каждого побуждают свои мотивы, а уклоняющийся тип стре -мится к любой другой, но не к военно профессиональной деятельности, что рас крывается в секторе 4.

В секторе 4 отражена военнопрофессиональная деятельность, на кото рую направлена личность офицера. Чем больше офицера устраивают условия службы, а также чем выше степень удо влетворения личных потребностей, тем выше результат в решении поставленных целей и задач. Условия службы содер -жат удовлетворенность объективными факторами и существующей системой мотивационного воздействия. Военно

профессиональная деятельность содер жит военно учебную, военно служебную и боевую деятельность. В данном секторе рассматривается только военно служеб ная деятельность, т.е. деятельность в мир -ное время. На другие виды деятельности влияют другие мотивы. Результаты при достижении поставленных целей срав -ниваются субъектом управления с теми, которые были заданы в управлении, после чего, если необходимо, происходит кор ректировка мотивационного воздействия.

Личность офицера испытывает на себе влияние внешнего, независимого от нее воздействия объективных факторов на различных уровнях: социетальном, инсти -туциональном и личностно групповом, что указанно в секторах 5 и 6.

Объективные факторы представляют собой внешние причины формирования и изменения мотивации и разделяются на факторы общественной (внешней) среды и факторы военно-профессиональной (внутренней) среды. Факторы военно -профессиональной (внутренней) среды (сектор 5) представляют собой сово купность явлений, процессов и усло вий, оказывающих на личность офицера определенное мотивирующее воздействие на институциональном и личностно групповом уровнях. Институциональный уровень включает офицера в военную организацию как целостную систему, обе -спечивающую всю совокупность взаимо -действий внутри военной организации, осуществляет мотивирующее воздействие посредством установления статуса и соци -альных отношений офицера внутри нее. Личностно - групповой уровень включает офицера в определенную специфиче скую военно социальную организацию, которая создается в авиационных частях, в подразделениях, обеспечивающую всю совокупность взаимодействий субъектов военно организационных систем на их первичном уровне, осуществляет моти -вирующее воздействие посредством уста новления статуса и социальных связей офицера внутри конкретной части, воин ского подразделения.

Приведенные в секторе 6 факторы обще -ственной (внешней) среды определяют социетальный уровень. Социетальный уровень, включающий офицера в воен ную организацию общества и реали -зующий функцию взаимосвязи военной организации и ее субъектов с обществом,

осуществляет мотивирующее воздействие посредством установления статуса и соци -альных отношений офицера в тех сферах общества, с которыми взаимодействует военная организация. К числу основных здесь относятся экономическая, полити -ческая, социальная и духовная (религи -озная, семейная, образовательная и др.) сферы.

Таким образом, авторская концеп-туальная модель мотивации военно профессиональной деятельности офице ров ВВС России предполагает исследование:

1) типов мотивации объектов управ-ления (офицеров);
2) управленческого воздействия стимулов на различные мотивационные типы на предмет их соответствия мотивам воен нослужащих;
3) уровня удовлетворенности офицеров субъективными и объективными факто рами, влияющими на мотивацию военно профессиональной деятельности в совре менных условиях.

Такой подход позволяет рассмотреть объект управления (личность офицера) в ситуации социального взаимодействия (обмена) с субъектом управления с учетом средовых факторов.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ ВВС РОССИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ conceptual model motivation of military professional activity of officers of the russian air forces theoretical approaches structural elements
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты