Спросить
Войти

Единство информационного пространства и роль государства в его достижении

Автор: Берестова Татьяна Федоровна

Т. Ф. Берестова

ЕДИНСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЕГО ДОСТИЖЕНИИ

В 1995 г. была принята «Концепция формирования информационного общества в России», в ней отмечается: «.. .формирование информационного

общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства» [6, с. 8]. По вопросу информационного пространства существует обширная литература, но общепринятого определения этого явления нет до сих пор. Теоретическое восстановление генезиса информационного пространства, опора на структуру первородного инфопроцесса и философское определение пространства и информации, выступающих в качестве первооснов изучаемого явления, позволяют предложить следующую дефиницию: «Информационное пространство - это материально-духовный конструкт, обеспечивающий сосуществование и взаимодействие вербальной и документальной коммуникации».

Центром информационного пространства является субъект, создающий (присваивающий), кумулирующий и/или передающий информацию. Информационное пространство возникает как результат инфопроцесса через создание информации (духовный аспект), развитие форм ее сохранения и средств передачи (материальный аспект).

Цель создания информационного пространства - формирование среды обитания человека, наполненной информацией, доступной для него в процессе его деятельности. Элементарными компонентами вербального (устного) уровня информационного пространства социума являются: 1) индивидуальные информационные тезаурусы, включающие семантические образы, сформированные с помощью языка; 2) речь, передающая их; 3) управленческий элемент. Функция индивидуальных информационных тезаурусов - ресурсная, функция речи -коммуникативная, функция управленческого элемента - организационная. Стремление сохранить информацию порождает документ. Элементарными компонентами документальной коммуникации являются: 1) потребители и создатели информации; 2) документы (зафиксированные индивидуальные тезаурусы, выраженные посредством записанной речи); 3) информационнопоисковый язык (ИПЯ); 4) управленческий субъект; 5) инфраструктура, включающая материально-технические средства и технический персонал. Документы - результат метаморфозы информационных тезаурусов и речи, и в них син-тегрировались ресурсная и коммуникативная функции, благодаря чему контактируют автор и потребитель документа. В системе документ - потребитель естественный язык трансформируется в искусственные языки, и в частности

в ИПЯ, при этом новые языки сохраняют коммуникативную функцию, присущую естественной речи. Управленческий элемент, как и на вербальном уровне, осуществляет организационную функцию, инфраструктура имеет вспомогательную техническую функцию обслуживания по отношению к другим элементам.

В процессе эволюции первоначальные элементы информационного пространства модифицируются, видоизменяются, структурно усложняются, но сохраняют свои сущностные функции. Информационное пространство через деятельность своих субъектов интегрирует элементы вербальной и документальной коммуникации, обеспечивает их взаимопереходы, оно наследует свойства, полученные от пространства и информации, но обладает и собственными характеристиками (протяженность, объем, плотность). Выяснение сущности информационного пространства, его элементарной и функциональной структуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы обеспечения его единства.

Для выявления условий функционирования информационного пространства социума как особой целостности надо разграничить понятия «единое» и «общее». Одинаковые (близкие) условия существования людей, начиная с их первобытного состояния, определяли близость (общность) их индивидуальных информационных тезаурусов и закладывали общее информационное пространство социума, которое было противоположно частным (индивидуальным и/или групповым) информационным пространствам и одновременно включало их в себя. Понятие «общее» несет в себе больше «собирательной» нагрузки и скорее отвечает состоянию определенной совокупности, сформированной силой обстоятельств. И сегодня при определенных обстоятельствах общее информационное пространство стихийно возникает в результате деятельности нескольких

субъектов. Понятие «единое» по отношению к информационному пространству социума может использоваться достаточно условно, чаще всего при этом подразумевается относительно единое информационное пространство. Абсолютное единство информационного пространства социума - это тождество информационных тезаурусов индивидов, но в силу их субъективности оно невозможно по определению. Именно отсутствие тождества информационных тезаурусов индивидов приводит к неоднородности информационного пространства первых социумов, и это закладывает потенции для его расширения и развития. Расширение (развертывание) информационного пространства обусловливалось целью «выживания», потребностью совместной деятельности людей по освоению среды обитания. Эта же причина выдвигает задачу совместимости разных видов информационных пространств, объединения их в определенную целостность. Термин «единый» используется для обозначения целостности, системности информационного пространства.

Так как центром информационного пространства является субъект (индивид, социум или его структуры), создающий, кумулирующий или передающий информацию, то многосубъект-ность информационного пространства социума возникает объективно, и уже это приводит к противоречиям в его развитии. К раздробленности информационного пространства социума ведут различная целевая и иная направленность его частей, неоднородность в развитии составляющих их компонентов. Информационное пространство социума может функционировать успешно, как некая целостность, только в том случае, если между его разновеликими и разнонаправленными частями существуют надежные связи.

Объективность возникновения различий в информационной деятельности индивидов связана с тем, что как и любая другая, она по своим результатам соразмерна действующему человеку. Информационный тезаурус индивида -это то, что человек может охватить своим сознанием, сначала на уровне созерцания, затем на уровне абстракции и только после систематизируя полученные абстракции. С помощью своего тезауруса индивид взаимодействует со средой обитания, включающей и материальные, и духовные объекты. Процесс функционирования тезауруса индивида становится основой для возникновения

индивидуального информационного пространства, которое А. И. Каптерев структурирует, выделяя в качестве объектов: образ, знак, концепт, текст, документ [4]. Понятно, что у каждого индивида свой уровень овладения этими информационными объектами.

Важнейшей характеристикой личностного информационного пространства является его целостность или единство, возникающее, в отличие от информационного пространства социума, вполне органично, т. к. в этом случае действует один субъект. А. И. Каптерев свойство целостности информационного пространства индивида трактует как единство всех объектов и субъектов в личностном образе мира, корректируемом на основе модели мира, которая интерпретируется в языке той или иной культуры. Он отмечает, что личностное информационное пространство обладает свойством коммуникативности, обусловленным вовлеченностью субъекта в общественный прогресс и являющимся во взаимосвязанных процессах интеграции и дифференциации внутри собственного «Я» и внутри различных структур социума; свойством динамичности, связанным с временными параметрами жизнедеятельности индивида; свойством расширения границ, которое появляется за счет увеличивающейся сложности информационных объектов; свойством повышения плотности, возникающим благодаря росту взаимосвязей и повышению числа элементарных актов информационного обмена в единицу времени [4]. В значительной степени выводы А. И. Каптерева, характеризующие информационное пространство индивида, совпадают с результатами, полученными нами в процессе исследования феномена информационного пространства при использовании системного подхода и концепции основных структурных уровней. Характеристики информационного пространства мы выводим из родовых свойств исходных явлений (пространства и информации).

Согласно Н. Б. Зиновьевой, существует три вида личного пространства индивида: предметное, мыслительное,

межличностное [3]. Все они связаны между собой и при развитии инфопроцесса «вбираются» информационным пространством социума. Предметное пространство как вещное явление, с точки зрения временного фактора, достаточно стабильно (долговременно), но ограничения его протяженности определяются возможностями восприятия предметов через органы чувств человека (зрение, слух и т. д.). Однако при отражении предметов в сознании человека, при их наименовании (создании/использовании номенов), предметы опосредованно присутствуют в сознании индивида в виде лексических (языковых) единиц и в этой форме (отраженные и проименованные) становятся элементами мыслительного пространства. Его ограничения связаны с интеллектом и качественными характеристиками памяти человека. Как видим, мыслительное пространство личности образуется за счет взаимодействия индивида с другими объектами пространства, на которые направлена его мысль. При этом идет потребление информации, и достаточно часто происходит пополнение и/или уточнение семантических образов информационного тезауруса. В процессе онтогенеза индивида в его постоянно формирующемся и

функционирующем сознании фрагменты отраженной среды складываются в единую картину мира, иногда искаженную, иногда более или менее верную, первоначально образную, затем словеснообразную, наконец, понятийную. В сознании индивида продукт отражения объективного мира в целом или его отдельных единиц (структур) т. е. информация в процессе проверки практическим путем превращается в знание. Процесс познания «вбирается» инфопроцессом, становится одной из его фаз, а развитие инфопроцесса приводит к появлению элементарных компонентов, формирующих информационное пространство. Мыслительное пространство основывается на лексических единицах языка, а с помощью речи при их передаче другому индивиду возникает межличностное пространство. Для участников информационной коммуникации это пространство уже является общим.

Индивидуальный информационный тезаурус, как самостоятельный и самодостаточный элемент для возникновения информационного пространства личности, может существовать автономно в виде «точки». Но такое состояние не бывает продолжительным. У индивида наступает дефицит пространства, который чаще всего преодолевается именно за счет расширения мыслительного и/или межличностного пространства. Потребность в межличностном, а затем и в социальном информационном пространстве возникает потому, что человеческая цивилизация способствует дифференциации деятельности и приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям. Взаимодействие предельно целых элементов - в нашем случае индивидуальных информационных тезаурусов, их передача рождают межличностное пространство, которое при наличии управленческого элемента формирует новое явление - информационное пространство социума и его отдельных частей.

На этапе зарождения человеческого общества, пока не сформировалась организационная структура социума, о едином информационном пространстве говорить не приходится. Информационное пространство достаточно четко ассоциируется с единой системой общественных отношений. Первой формой объединения людей была родовая организация. Затем возникает племя - социум, непосредственно предшествующий образованию государства. Первобытное информационное пространство не было жестким, но иерархичным и центрированным в такой степени, в какой существовала иерархия и централизация в организации человеческого сообщества. С усилением иерархичности и централизации общества повышался уровень иерархической организации и его информационного пространства.

Специфическая общность информационного пространства древних определялась: способами (механизмами)

управления коммуникационными процессами (т. е. функционированием управленческого компонента), особенностями их мышления, уровнем развития языка. У первобытных людей существовало образно-словесное отражение мира. Соответственно, их информационное пространство было наполнено образами. Допонятийный уровень мышления приводил к тому, что и групповое сознание древних создавало информационное пространство, основанное на очень конкретных понятиях. Постепенно в недрах этого человеческого сообщества появлялись люди, овладевавшие абстрактно-понятийным мышлением, и результаты их информационной и мыслительной деятельности складывались в информационный тезаурус каждого ин-дивидуа и входили в информационное пространство социума. Дальнейшее развитие последнего приводило к увеличению количества людей, обладающих абстрактным мышлением, что способствовало развитию науки и наукоемкой

практики и, в свою очередь, вновь обогащало индивидуальные тезаурусы членов социума.

Современное общество чрезвычайно дифференцировано по уровню развития сознания его членов. В нем присутствуют люди с тезаурусами, включающими научные знания; есть носители массового понятийного сознания, возникающего за счет обязательного образования и функционирования СМИ, а также индивиды, чье сознание остается по преимуществу допонятийным, включающим лишь отдельные элементы понятийного (абстрактного) мышления. По словам А. В. Нестерова: «.разные индивиды, в которых отражается некоторый элемент универса Вселенной, могут извлечь из этого отражения различную по количеству и качеству информацию» [9, с. 3]. Так, особенности индивидов сказываются на качестве информационного пространства, которое ими конструируется и/или осваивается в процессе их онтогенеза. Эти же особенности индивидов опосредованно влияют на качество информационного пространства социума, т. к. в социуме любого масштаба существует объективная необходимость обмена знаниями об объективной реальности, отражаемой индивидуальными сознаниями.

Цель создания информации - это использование ее в качестве ресурса деятельности. Информационная составляющая любой деятельности закладывается изначально, потому что материальные и духовные явления среды обитания человека могут быть представлены в его сознании только опосредованно через их информационные аналоги. Поэтому вслед за экономическими, образовательными и т. п. видами деятельности неизменно и одновременно возникают их информационные аналоги, которые реализуются на основе информационного пространства и через него. Исходя из этого можно сказать, что информационное пространство - обязательный инструмент любой деятельности и одновременно ее часть, и в связи с этим приходится констатировать: информационное пространство подчиняется целям и содержанию деятельности и подразделяется в соответствии с дифференциацией социума, развивающегося в процессе универсума человеческой деятельности. Социум по отношению к информационному пространству и его структурам является системой более высокого ранга. В соответствии с делением социума и по мере становления и дифференциации структур управления деятельностью на основе ее содержательного и целевого признака возникают разновидности ведомственного, корпоративного, учрежденческого, отраслевого (экономического, правового, образовательного и иного) информационного пространства. Любое из них - это интеграция информационных пространств индивида и групп социума, которые непременно включают в свою структуру элементы вербальной и документальной коммуникации в качестве обязательных компонентов.

С развитием и усложнением «мира документа», с расширением потенциально доступного информационного пространства человеку-индивиду все сложнее решать вопросы поиска информации. Он все чаще делегирует свои полномочия по поиску и подбору необходимой ему информации специально созданным информационнокоммуникационным институтам. В процессе генезиса информационного пространства социума информационные институты специализируются на создании и трансляции различной информации и документов и/или на обслуживании определенных категорий потребителей. Каждый из документальных институтов может выступать в качестве субъекта, создающего собственное локальное информационное пространство. Из этого следует, что существуют специфические информационные пространства у архивов, библиотек, музеев, издательств

и т. п. учреждений. Эффективное функционирование информационного пространства социума обеспечивается деятельностью всех документальных институтов при условии существования взаимосвязей между ними [1].

Социум можно структурировать не только на разграничении видов деятельности присущих ему членов, но и на основе общего места их проживания. Территориальный признак организации социума - самое первое основание для объединения людей. Особенностями территории, на которой жили древние люди, предопределялся набор видов их деятельности. И уже потом одинаковая деятельность становилась еще одним основанием для организации новых сообществ, и такие объединения вначале существовали внутри территориальных социумов.

Таким образом, социум дифференцируется по месту проживания, по видам деятельности, по уровню овладения коммуникационными процессами его членами, сюда же можно добавить социально-демографические и иные отличия, существующие между людьми. В силу сложности связей, существующих между разнородными объектами и субъектами социума, а значит, и их информационными пространствами, требуются специальные меры и забота управленческих структур, направленных на обеспечение единства информационного пространства любого сообщества.

Уже на стадии функционирования информационного пространства как элемента социальной структуры рода или племени оно сохраняло свою общность только благодаря властной поддержке. Вожди родов и племен через систему традиций, предписаний и табу осуществляли управление человеческим сообществом и, несомненно, влияли на формирование информационных тезаурусов и языка, на способы передачи информации, а значит и на качество информационного пространства социума. Решающим фактором развития человеческого общества и повышения качества его информационного пространства стало объединение людей в пределах государства.

Социум заинтересован в обеспечении единства своего информационного пространства. Распад псоледне-го зачастую грозит существованию самого социума, поэтому на всех этапах развития общества вопрос об обеспечении единства информационного пространства стоял достаточно остро. Информационная коммуникация, порождающая информационное пространство, является обязательным условием существования общественного сознания.

Связь между общественным сознанием и информационным пространством

органична и взаимна. Общественное сознание появляется как результат общественного бытия и, в свою очередь, влияет на него, в том числе и на выбор социумом форм своей организации. Государство, возникшее на определенном этапе развития социума, в целях своего самосохранения всегда было заинтересовано в создании и успешности функционирования единого информационного пространства. Как известно, основной формой государственного управления общественным сознанием подданных долгое время была религия. Возложение идеологических функций на религию сделало ее оплотом книжности, с одной стороны, а с другой, позволило с ее помощью ограждать подданных от «вредных» документов, которые содержали идеи, представлявшие опасность для власть имущих. Так церковь превращается в одного из управленцев (руководителей) документального уровня информационного пространства, становится его частью. Дифференциация сфер деятельности, развитие демократии со временем потеснили церковь, и в настоящее время в качестве управленческого компонента документального уровня информационного пространства выступают отраслевые и ведомственные оргструктуры, а также общественные институты. По мере возрастания информационного фактора в жизни человеческого общества, информационное пространство становится зоной интересов отдельных сообществ, общественных формирований, государства, как особой целостности, и разных государств. Относительная самостоятельность и активный характер общественного сознания, обратное его воздействие на бытие обусловливают геополитический аспект феномена «информационное пространство». Для решения государственных вопросов требуется, во-первых, последовательное развитие информационной составляющей общности людей, созданной по месту их проживания, и, во-вторых, нужна определенная унификация их сознания. Без этого невозможно достичь консолидации нации. При создании социального информационного пространства, как в вербальном варианте, так и в документальной форме, государство главным образом преследует экономические и идеологические цели, т.к. именно эти факторы решающим образом «работают» на консолидацию нации, на сохранение и развитие самого государства. Поэтому в обеспечении условий для функционирования информационного пространства на определенной территории участвуют государственные органы, осуществляющие управление экономикой страны, и органы, занимающиеся формированием (унификацией) общественного сознания.

Государство в процессе эволюции искало для себя наиболее эффективные формы функционирования. Информационное пространство создается в любом социуме, но наиболее успешно развивается в демократическом государстве, где снимается значительная часть информационных барьеров, ограничивающих движение информационных ресурсов, тормозящих взаимосвязи между разными структурами информационного пространства. Демократическое государство стремится обеспечить одно из конституционных прав человека - право на информацию. Российское государство гарантирует информационную свободу личности, обеспечивая разумное сочетание (оптимальный баланс) государственных, общественных и личных интересов, это находит отражение в Конституции РФ и в соответствующих нормативных актах информационного законодательства. В Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» формулируются обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по созданию доступных информационных ресурсов [11].

Единое информационное пространство в демократическом социуме создается для того, чтобы был предоставлен свободный доступ к наиболее значимым информационным ресурсам. Общедоступность благ - основа устройства демократической государственной машины, неотъемлемый атрибут демократического общества, его предпосылка и этическая норма. Это выражено в распространенном тезисе: «Чем больше демократии, тем больше доступности всяких благ, в первую очередь, информационных». А из этого вытекает, что общедоступность информации (знаний, документа, библиотеки) - основное положение такой политической организации, как демократическое государство. Через реально гарантированную, экономически и материально-технически обеспеченную общедоступность информации в наше время стали измерять степень демократичности государств: «Существуют права (на адекватный уровень питания, жилья, образования, здравоохранения, работы, социального обеспечения и участие граждан в пользовании плодами социального прогресса), которые являются предпосылками для реализации права на информацию. Существует прочная связь между интеллектуальными свободами и правом на информацию... Без построения истинно демократического общества незачем добиваться

права на информацию» [2, с. 6, 9]. Сегодня «единое информационное пространство» входит в систему ценностей, признанных демократическим государством, потому что с аксиологической точки зрения, оно - обязательный его атрибут. Говоря о функционировании информационного пространства в демократическом обществе, важно отметить, что понятия «государство» и «общество» не равнозначны. По мере развития демократии и формирования гражданского общества большое распространение получает деятельность общественных организаций и неформальных объединений, которые также выступают в качестве конструкторов соответствующих сегментов информационного пространства социума. В результате государство в демократическом обществе теряет единоличное право на информационную политику, в качестве субъектов и объектов в ней участвуют многие коммерческие и общественные институты. Информационные пространства таких субъектов, как государство и общество отождествлять нельзя, однако необходимо определить того и другого.

В России из-за краткосрочного опыта демократизации существует не совсем точное понимание границ и реалий гражданского общества. Между тем, опыт стран с многовековыми демократическими традициями показывает, что и в них не удается «.. .воплотить в жизнь демократический идеал о полном контроле граждан над деятельностью государства, который во многих ситуациях скорее действительно идеал, чем реальность... На деле современная практика создания культурной (и информационной. - добавлено мною Т. Б.) политики обычно находится где-то между информированием граждан, консультированием с ними и их активным участием» [8, с. 31]. Так характеризуют подобную ситуацию в странах с развитой демократией западные политологи Ф. Матарассо и Г. Лэндри.

Информационное пространство моделирует жизнедеятельность социума. В условиях информационного общества, когда каждый субъект создает свое информационное пространство, и когда необходимо обеспечить равные возможности доступа к информации всем субъектам, информационное пространство начинает существовать в виде распределенных «плоских» информационных сетей, между которыми возникают многосторонние связи. Однако приходится признать, что зачастую эти многосторонние связи могут быть разнонаправле-ны и даже противоречивы. Информационные пространства разных субъектов при отсутствии управленческого элемента между собой взаимодействуют плохо. Естественно, в этом случае о единстве и целостности информационного пространства социума говорить не приходится.

По-видимому, в России еще достаточно долго не будет гражданского общества в его западном (либеральном) понимании, хотя усилия по его формированию предпринимаются разными структурами, в том числе и государством. В настоящее время, например, в качестве инструмента создана Общественная палата, которая призвана обеспечить надежную связь между обществом и государственной властью. Теперь уже нет сомнения, что процесс становления гражданского общества не может быть скорым. Но для реального (а не декларативного) обеспечения прав и интересов личности и общественных формирований в отношении информации уже сегодня необходимо сильное государство. Только оно сможет обеспечить современную инфраструктуру и единые правовые основания функционирования информационных материально-духовных конструктов, созданных разными субъектами. Только деятельность государства в качестве управленческого субъекта позволит пока еще плохо взаимодействующим информационным системам

разного вида образовать самоорганизующееся информационное пространство демократического социума, которое, по-видимому, функционирует по законам синергетики. Важнейшим политическим условием становления информационного общества и правового государства, по словам Ю. А. Нисневич, является: «.формирование информационно открытой власти и гражданского общества, находящихся в постоянном информационном взаимодействии, для чего власть должна активно использовать механизмы связи с общественностью и представления информационных услуг населению (Выделено мною. - Т. Б ), а общество - воздействовать на власть посредством механизмов публичного выражения общественного мнения» [10, с. 12]. (Выделено мною - Т.Б.). Информационные учреждения используются государством как инструменты связи властных структур и различных групп социума. На них же возлагается ответственность за организацию информационного сервиса граждан РФ. И этот симбиоз становится предпосылкой формирования гражданского и информационного общества. Таким образом, государство -это основной субъект, управляющий созданием территориального информационного пространства, а все другие разновидности информационного пространства зарождаются в его рамках.

На современном этапе развития информационного пространства появляется еще одно противоречие. Общеизвестно, что сегодня уровень развития информационных коммуникаций таков, что фактически снимаются территориальные ограничения по скорости прохождения информации. Но геополитические подходы к информационному пространству возвращают его в территориальные государственные границы. Возникает парадокс: современные технологии покорили физическое пространство, но не сняли его зависимость от территориальных границ. Государство, которое является гарантом социальной стабильности, ищет для себя надежное, устойчивое основание. Таким основанием оказывается территория. Государства не могут существовать вне территорий. Физические границы территории (реки, горы, моря и т.п.) становились естественными границами первых государств. Государи всегда стремилось закрепить своих подданных на определенной территории. Это делалось в форме рабства, крепостного права, ценза оседлости, прописки. Современной цивилизованной формой закрепления подданных в государстве является гражданство. Организационной основой современного государства не могут быть ни национальность, ни вероисповедание его подданных, ни их классовая или идеологическая приверженность. Все эти характеристики достаточно изменчивы. Территория как принадлежность физического мира меньше подвержена изменениям и потому до сих пор является надежным способом организации социума. Административнотерриториальное деление и сегодня -основа государственного управления социумом и основа структурирования государственного (для России - федеративного) информационного пространства. Территориальный признак организации социума позволяет говорить об информационном пространстве не только государства в целом, но и региона (области, республики), муниципального образования (города, района, села). Информационное пространство той или иной территории создается как особая целостность для удовлетворения информационных потребностей населения. Конструкторами и управленцами территориального информационного пространства в настоящее время являются органы федеральной и/или местной власти, что соответствует общему принципу разделения уровней власти, принятому в российском государстве. Однако процессы регионализации, становление новых структур власти в виде областных

(республиканских) правительств и муниципалитетов ведут к дальнейшему дроблению общероссийского информационного пространства и обостряют проблему обеспечения его единства.

И еще об одной особенности территориального информационного пространства необходимо сказать. Современная цивилизация приводит к тому, что на отдельной территории фактически может быть представлен почти весь

универсум человеческой деятельности, и в связи с этим информационное пространство, образованное по территориальному признаку, характеризуется

чрезвычайной сложностью интегративных связей между его субъектами и объектами. Так, например, документальный уровень информационного пространства создается деятельностью всех документальных институтов и влияет на эффективность всего универсума человеческой деятельности. Центры производства, хранения и распространения информации стали обязательной частью всех сфер деятельности: управления, производства, обороны, экологии, природопользования, социальной сферы и т. д. Сложная структура информационного пространства сказывается на условиях его функционирования. На определенных этапах его развития неизбежно наступал очередной кризис, который прежде всего выражался в рассогласовании его компонентов или неравномерности их развития. Кризис разрешался за счет технического перевооружения частей информационного пространства и/или за счет их дальнейшей иерархической структуризации (создания новых или преобразования уже имеющихся компонентов). При современной структуре разнородного социума, теперь уже организованного не только на основе общего места проживания индивидов (т. е. территориального признака), но и общей профессиональной и непрофессиональной деятельности его членов, внутри социума возникают различные противоречия, которые могут привезти к его распаду. В этих условиях единое информационное пространство, созданное по территориальному признаку, становится одним из важнейших условий сохранения существующей формы социума.

Проблема обеспечения единства информационного пространства - это проблема управляющего субъекта, который чаще всего является властной структурой того или иного социума и берет на себя ответственность за его жизнедеятельность. Так, на предприятиях, в учреждениях, фирмах за согласование компонентов внутреннего корпоративного информационного пространства и за его связь с другими (внешними) информационными пространствами несут ответственность управленческие структуры (директорат, управление и т. п.); в территориальном информационном пространстве основным субъектом управления является государство и его структуры. В РФ в 1995 г. была принята «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», которая закрепила ведущую роль государства в создании и функционировании единого информационного пространства

В настоящее время органы управления социумом и информационным пространством дифференцированы по территориальным и отраслевым признакам. Для обеспечения единства такого сложного явления, как современное информационное пространство, необходимо предпринимать целый комплекс теоретических, технико-технологических, организационных, методических мер. Управленцы используют в своей деятельности разные методы: административные, экономические и др. Важнейшим из них выступает право, которое возникает вместе с государством как совокупность общеобязательных правил

поведения или норм, установленных или санкционированных государственными органами. По мере возникновения несогласованностей в формировании информационного пространства, создаются правовые акты, снимающие противоречия, мешающие информационной коммуникации. Развитие компонентов информационного пространства, которые одновременно входят в экономические и производственные структуры, государство регулирует через законодательство.

Механизмом, вырабатывающим

условия для развития территориального информационного пространства и обеспечения его единства, становится государственная информационная политика [5]. Разработка и реализация государственной информационной политики опирается на использование общесистемных принципов: генерального конструктора, целостности, структурности и иерархичности типизации, согласования общих (глобальных) и частных критериев и др.

1. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве / Т. Ф. Берестова. - М.: Либерея, 2005 - 288 с. или Берестова, Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты: монография / Т. Ф. Берестова; МГУКИ, ЧГАКИ. - Челябинск: ЧГАКИ, 2004. - 462 с.
2. Бюлент, И. Право на информацию: возможна ли его реализация в развивающихся странах? / И. Бю-лент // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 9. -С. 4-11.
3. Зиновьева, Н. Б. Человек и уровни его системно организованного пространства: гармония и дисбалансы / Н. Б. Зиновьева // Информационная культура: процессы теоретического осмысления: сб. ст. -Краснодар, 2001. - Вып. 11. - С. 66-78. - (Проблемы информ. культуры).
4. Каптерев, А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен: учеб. пособие / А. И. Каптерев. - М.: ИПО Профиздат, 2002. - 224 с.
5. Концепция государственной информационной политики // Науч. и техн. б-ки. - 2000. - № 6. -С. 4-45.
6. Концепция формирования информационного общества в России // Информ. общество. - 1999. - № 3.

- С. 3-11.

7. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов // Межотраслевая информ. служба. - М., 1995

- № 3. - С.3-8.

8. Матарассо, Ф. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики / Ф. Матарассо, Ч. Лэндри // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов. - М., 2002. - С. 123-148.
9. Нестеров, А. В. Философия информации / А. В. Нестеров // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 2000. -№ 2. - С. 1-9.
10. Нисневич, Ю. А. Информация и власть / Ю. А. Нисневич. - М.: Мысль, 2000. - 175 с.
11. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Рос. Федерации: [Принят Гос. Думой
25 янв.1995 г.; Подписан Президентом Российской Федерации 20 февр.1995 г.] // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 1995. - № 3. - С. 2-8.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты