Спросить
Войти
Категория: Социология

ОБРАЗ ГЕРОЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ АМУРЧАН

Автор: Шахова Ирина Афанасьевна

Таким образом, при лечении больных с венерическими заболеваниями психологическое сопровождение необходимо. Во-первых, оно делает более эффективной адаптацию пациента к изменившимся условиям, а также способствует успешности лечения. Во-вторых, работая с родственниками больного, психолог способствует разрешению межличностных конфликтов, возникающих в такой ситуации. В-третьих, работа с пациентом над его эмоциями, жизненными принципами и т.д. является частью самореализации его личности. И, в-четвертых, своевременная психопрофилактика населения будет уменьшать число венерических заболеваний.

1. Кухтова, Н.В. Психологические аспекты изучения больных с кожными и венерическими заболеваниями // Вестник ВГМУ. - 2009. - № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskie-aspekty-izucheniya-bolnyh-s-kozhnymi-i-venericheskimi-zabolevaniyami (дата обращения: 23.10.2017).
2. Медицинская психология: методические указания для самостоятельной работы студентов / A.M. Кожина, Г.А. Самардакова, В.И. Коростий, В.М. Синайко, Т.П. Мозговая, И.М. Соколова, Л.М. Гайчук, Н.В. Георгиевская, М.Н. Хаустов, И.Н. Стрельникова, А. А. Черкасова, Ш.Д. Таравнех. - Харьков, 2014. - 100 с.
3. Сыропятов, О.Г. Медико-психологическое сопровождение специальных операций. - Litres, 2013. - 270 с.

УДК 316.723

И.А. Шахова, М.А. Петраш

ОБРАЗ ГЕРОЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ АМУРЧАН

В статье рассматривается социокультурный феномен образа героя. Анализируются данные социологических исследований, касающихся представлений населения Амурской области (на примере г. Благовещенска и с. Ивановка) об образе героя. Изучение социальных особенностей образа героя в сознании людей актуально для современного общества.

THE OPINIONS OF THE LOCAL RESIDENTS OF AMUR REGION ON THE IMAGE OF A HERO

The article deals with the socio-cultural phenomenon of the image of a hero. The author analyzes the data of sociological surveys of the opinions of the local residents of the Amur region (on the example of the city of Blagoveshchensk and the village of Ivanovka) on the image of a hero. The study of the social features of the image of a hero in the minds of people is important for the knowledge of modern society.

Понятие героического и героев является социальным инструментом социализации молодежи, преемственности традиций и всего комплекса механизмов поддержания социальной структуры социокультурной системы общества.

Понятие героического весьма многогранно и находится в исторической динамике. В отношении героизма как характеристики убеждения, отношения и поведения имеется большое количество различных мнений. П.А. Сорокин, например, обозначал героизм как «готовность жертвовать своими жизнями, судьбами, ресурсами и благополучием во имя спасения свободы, достоинства и других великих национальных ценностей» [1]. А И. Хейзинга утверждал, что «героизм означает повышенное осознание личностью своего призвания - не щадя сил, вплоть до самопожертвования, участвовать в осуществлении общего дела» [2].

Таким образом, героизм связан с сознательным выбором человека, жертвенностью, подвигом, что свидетельствует: человек служит обществу, идее, он осознает масштаб решаемых задач.

Однако критерий героического является произвольным, зависимым от действующего субъекта и от того, кто оценивает его действия. В таком представлении герой - любой, кто чем-либо выделился из массы, толпы, в частности благодаря везению, удаче, судьбе. Культура всегда определяла смысловое и формальное наполнение понятия «героическое». В содержании этих идеальных образований выделяются как общечеловеческие, так и классовые, а также этнические элементы.

В современном российском обществе образ героя является сложным, социально значимым образованием, смысловой конструкцией общественного сознания. Эволюция образа героя в истории российского общественного сознания - актуальная тема научных исследований.

В настоящее время образ героя подвергся серьезной трансформации в российской культуре, а следовательно, и в массовом сознании россиян. Наиболее яркой тенденцией современного российского общества является процесс дегероизации, который активно осуществляется в массовом сознании.

Под дегероизацией понимается сознательный отход от героического пафоса и героических образов в постоянно инициируемых социальных практиках, навязываемых всему обществу. Сам процесс дегероизации может быть реализован с помощью различных технологий:

1. Технология подмены героического подвига. Довольно часто клятвопреступников пытаются выдавать за непризнанных героев, «борцов с тоталитарным прошлым», их деятельность активно пересматривается, переосмысливается, оправдывается. Между тем, нарушение присяги, например, а военной в особенности, всегда считалось тягчайшим преступлением и называлось изменой и предательством.
2. Технология замалчивания и принижения героического поступка. Цель данной технологии -трансляция в сознание людей идеи о том, что не существует самоотверженных поступков, что за всем кроются личностные интересы, что подвиг - это случайное событие или мифологический конструкт.
3. Технология компрометации личности героя, извращения его образа. Цель ее - показать ущербность образа героя, его физическую и духовную неполноценность, благодаря которой он преступает свой инстинкт самосохранения, присущий всем нормальным людям, и не жалеет себя ради других.

Предметом социологических исследований 2018 г. на базе центра социологических исследований Амурского государственного университета явились особенности представления о героях и героическом амурской молодежи и старшего поколения. Респонденты - молодежь и старшее поколение г. Благовещенска и с. Ивановки, эксперты. Объем квотной выборки - 200 человек. Полевой этап проводился с 7 по 19 мая 2018 г.

Был изучен уровень известности советских и современных героев в представлениях жителей с. Ивановки. Исходя из полученных ответов на вопрос «Испытываете ли Вы интерес к теме героизма?», можно сделать вывод, что большая часть молодежи (45%) интересуется данной темой, 21% -нет и 34% затруднились с ответом.

У разных возрастных категорий сельских респондентов интерес к теме героизма проявляется неодинаково. Особую разницу можно отметить между молодежью 18 - 24 лет и старшим поколением - 50 лет и старше. Возможно, равнодушное отношение молодежи к теме героизма и несформирован-ным образом героя объясняется небольшим жизненным опытом.

Проявление героизма амурские респонденты сельской местности чаще всего связывают с особыми обстоятельствами. Одним из них выступает война (66%), в военные годы было много героических личностей, что, конечно, дает осознание настоящего героического поведения, именно поэтому такой ответ самый популярный. Не было ни одного респондента, кто не ответил бы на данный вопрос. Это свидетельствует, что каждый опрошенный знаком с определением понятия «героизм». Все ответы показали, что в основе интерпретации данного понятия лежат прежде всего идеи жертвенности и подвига

Анализ ответов на вопрос «Как Вы считаете, какие мотивы движут героями, когда они совершают подвиг?» показывает, что у амурской молодежи есть четкое понимание и осознание таких мотивов. Самыми значимыми оказались «чувство ответственности» (40,6%) и «чувство долга» (27,1%).

Интересно распределение ответов на вопрос « Где, по Вашему мнению, больше всего проявляется героическое?». Чаще всего это связывают с особыми обстоятельствами, одним из них выступает война (66%). Такой ответ самый популярный. Историческое прошлое нашей страны позволяет предположить, что именно переломные периоды в жизни общества дают больше всего возможностей людям проявить себя в качестве героев.

Респондентам был предложен список героев прошлого и современности. Это персонажи военного времени, известные спортсмены и др. В полученных ответах на вопрос «Кого из этого списка Вы знаете?» прослеживается тенденция неосведомленности амурской о великих героях как прошлого, так и настоящего. Ведь самыми непопулярными ответами были: «Александр Матросов» (24%), «Лёня Голиков» (31%), «Зина Портнова» (19%), «Андрей Сахаров» (22%), «Сергей Солнечников» (13%), «Александр Коверин» (20%). Стоит отметить, что «Сергей Солнечников», которому посмертно присвоено звание «Герой Российской Федерации», является земляком опрошенных. Это показывает либо незаинтересованность молодежи темой героизма в историческом прошлом страны и даже современности, либо недостаточным уровнем популяризации героев и героизма.

Из полученных ответов на вопрос «Кто из этого списка для Вас является героем?» видно, что самыми популярными оказались ответы: Юрий Гагарин (73,4%), Зоя Космодемьянская (70,2%). Это свидетельствует, что респонденты помнят и чтят героев прошлых эпох, но в то же время существует потребность в новых героях, поскольку среди героев опрошенными были упомянуты: Тимати, Арнольд Шварценеггер, Леонардо ди Каприо, Евгений Плющенко, Игорь Акинфеев, Павел Воля, супермен, бэтмен. Налицо противоречие в сознании молодых амурчан. Стоит отметить сомнительность героической основы в деятельности значительной части перечисленных лиц и несоответствие определению «героизм» и «герой», данному молодежью в рамках опроса «Человек, готовый пожертвовать всем ради блага людей», «Человек, совершивший какое-либо доблестное, важное для многих людей действие», и др. Влияние глобализации стало существенным фактором размывания национальных традиций и в связи с этим почитания отечественных героев. На смену героям XX в., на которых выросли их деды и родители, пришел популистский символ героя, наделенного суперспособностями (по типу комикса или онлайн-игры).

Анализ ответов респондентов свидетельствует об отсутствии у современной молодежи четкого представления о героизме и героических поступках, их значимости в личностном развитии, что уже начинает подтверждать гипотезу вытеснения образа героя, культивируемого всем развитием российской цивилизации, на духовно пустой образ «сверхчеловека».

С целью наиболее полного представления о героях амурской молодежи было предложено ответить на вопрос «Какие памятники героям Вам известны?». Самыми популярными ответами у респондентов стали: «памятник Георгию Бондаренко» (30,2%), «памятник «Покаяние» жертвам японской интервенции» (20,8%) и «памятник учителю Алексею Матыцину» (13,2%). Интересно отметить, что все три памятника находятся на территории села Ивановки. Поддержание исторической памяти по отношению к героям, совершившим подвиг, является несомненной социальной функцией культуры. Вероятно, регулярная работа в культивировании названных героев дает свои плоды. Все жители села отмечают хорошее состояние памятников и проведение здесь культурных мероприятий на регулярной основе.

У представителей старшего поколения с. Ивановки лучше развит кругозор и богаче жизненный опыт. Может быть, именно поэтому ими были названы и другие памятники, находящиеся не только в пределах села. С развитием современных технологий возрастает и потребность в их использовании, возможно, эта тенденция и прослеживается в ответах на данный вопрос. Большая часть молодежи получает информацию из теле- и радиопередач, а в основном из Интернета. Осуществляется поступление социальной информации несистематически, стихийным способом. Этот факт является индикатором ослабления связи старшего и молодого поколений в сохранении культурных традиций и передаче исторических знаний.

Амурским респондентам старшего возраста с. Ивановки был задан вопрос «Рассказываете ли Вы своим детям о героях?». Из полученных ответов видно, что разница между теми, кто рассказывает своим детям о героях (38%) и кто не рассказывает (62%) - существенная, что может свидетельствовать о невысоком уровне осведомленности самих родителей или незаинтересованности их в вопросах социализации младшего поколения.

Есть тендерная разница и в том, что мужчины меньше рассказывают своим детям о героях, чем женщины. Возможно, потому, что основным агентом первичной социализации в сельской семье по-прежнему является женщина. Рассказывают своим детям о героях 37% мужчин и 57% женщин.

Влияние кинематографа на представления о героях и героическом достаточно велико. На вопрос «Какие фильмы о героях Вы знаете?» молодежь обозначила военные фильмы «Батальон» (15%), «А зори здесь тихие» (11,7%), «В бой идут одни старики» (10%). Но важно отметить и тот факт, что среди ответов присутствуют фильмы, которые показывают нарастающую неоднозначность восприятия «героев» современным обществом: «Человек из стали» (11,7%), «Человек-паук» (6,7%), «Эласти-ко» (6,7%).Такие фильмы выбирает в основном молодежь в возрасте 14 - 17лет.

Самым популярным ответом на вопрос: «Когда говорят о героях, какие чувства и мысли у Вас возникают в первую очередь?» - «Уникальные люди, вызывающие у меня гордость» (29,9%). Амурские респонденты необходимость в героях осмысливают по-разному. Среди вариантов были: «Слава, народное признание» (2,6%); «Современному обществу нужны герои, в качестве примера для будущих поколений» (64%); «для решения проблем общества» (28%), даже «чтобы они спасли мир» (8%).

Среди ответивших на вопрос «Доверите ли Вы свою жизнь людям, которых считаете героями?» велика доля тех, кто «скорее доверит» (71,2%). Это свидетельствует о сомнении относительно возможности доверия своей жизни героям. Всего 5,8% респондентов ответили «доверю».

На вопрос «Как Вы думаете, нужно ли хранить память о героях?» большая часть молодежи считает, что нужно, потому что: «на них нужно равняться» (33,1%), «это наш долг» (29,8%), «это история нашей страны» (19%), «это люди, отдавшие жизнь за наше будущее» (5,8%). Как видим, в необходимости сохранения памяти о героях больше единодушия.

На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли восстанавливать утраченные памятники героям?» 80% молодых амурчан ответили положительно. Всего 5% ответили, что не нужно, а 15% затруднились с ответом. В Ивановке 8 памятников, каждый из которых находится в хорошем состоянии.

На вопрос «Считаете ли Вы, что вместе с памятниками мы теряем историю о героях?» самым популярным был ответ «да» (63%). Из этого следует, что респонденты понимают необходимость сбережения памятников как части истории Российского государства.

Особый интерес представляет определение набора личностных качеств, которыми, по мнению молодежи, должен обладать настоящий герой. Молодым был задан вопрос «Какими личностными качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный герой?». Рейтинг пяти наиболее популярных черт характера героической личности выглядит следующим образом (в %): самопожертвование - 21,9; мужество - 22,5; храбрость - 20,1; обаятельность - 17,8; сила воли - 8,3.

Стоит отметить, что наименьшую популярность у респондентов получили характеристики «алчность» (0,6%) и «агрессивность» (1,2%).

Проявился тендерный аспект и в ответах на этот вопрос. Такое качество как «обаятельность», присвоили герою в основном только женщины. Скорее всего это связано с тем, что женщины в большей мере обращают внимание на внешний вид героя, на его привлекательность.

Исследование ответов на вопрос «Хотели бы Вы быть похожим на героев?» показало наличие у молодежи желания быть похожими на героев (48%).

На вопрос «В чем Вы хотели бы походить на героев?» амурская молодежь отметила: «в отношении к людям» (35,7%), «в поведении» (23,8%), «во взглядах на жизнь» (16,7%).

Ответы на вопрос «Считаете ли Вы себя героем?» свидетельствуют, что молодежь не считает себя героями (55%). Герой - это ответственность перед обществом, перед семьей, перед самим собой, ответственность, которую не каждый сможет на себя возложить. Возможно, это понимание и мешает опрошенным назвать себя героем.

Герои нужны молодежи в качестве идеала, в качестве примера для подражания, даже для решения собственных проблем. Каждая страна, город, деревня создает своих героев, уважение к которым является душой общественных отношений между людьми, а способ выражения этого уважения служит истинным масштабом нормальности или ненормальности господствующих отношений.

Формирование образа героя есть активный процесс, направленный на решение определенной задачи, в зависимости от которой определенными акторами производится социальный отбор и упорядочение информации при создании образа героя. Сегодня происходит искажение представлений об исключительности характера и внутренних качеств реального человека, готового на подвиги ради других. Это особенно отчетливо наблюдается в сознании современной российской молодежи.

Можно сделать вывод о возрастной разнице между представлением образа героя у молодежи от 14 до 30 лет (а в особенности от 14 до 17 лет) и у лиц пожилого возраста - от 50 лет и старше. В сознании амурской молодежи вытесняется образ героя, культивируемого развитием российской цивилизации, заменяясь образом духовно пустого сверхчеловека и супермена, являющимся широко распространенным культурным стереотипом цивилизации Запада, активно продвигаемым ныне в качестве образца подражания и для отечественной молодежи. Молодые респонденты затрудняются назвать имена героев-современников, что опасно замещением истинных героев псевдогероями. Старшее же поколение чаще всего называет имена тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне. Это ведет к возникновению такого явления как дегероизация, которое осуществляется в виде замалчивания и принижения героического поступка.

Прослеживаются различия в представлении образа героя, обусловленные не только возрастным, но и территориальным признаком. Такие различия отмечаются в представлении образа героя жителями села Ивановки и населением города Благовещенска, особенно в ответах на вопросы: «Испытываете ли Вы интерес к теме героизма?», «Приведите, пожалуйста, примеры настоящих, на Ваш взгляд,героев».

Анализ экспертного опроса показал следующее: абсолютно все эксперты считают, что изменения образа героя в искусстве (литературе, фильмографии, живописи) влияют на формирование образа героя у молодежи, поскольку это самая динамичная часть общества, чья система ценностей подвергается трансформации в первую очередь. Эксперты считают, что молодое поколение копирует западную модель поведения, старается одеваться точно так же, перенимает манеру общения, убеждения, ценностные ориентации и многое другое. Изменения образа героя в литературе, фильмографии, живописи, эксперты характеризуют как явление отрицательное, замещающее истинных героев псевдогероями. По их мнению, эволюция героического (дегероизация) происходит в рамках социальных тенденций глобализации, размывания национальных традиций.

Впервые за всю историю «героического» такие факторы как ум, честь, долг, мужество не учитываются при формировании образа современного героя. Основные технологии дегероизации, характерные для всего российского общества, воздействуют и на амурское население, давая сходные последствия.

1. Сорокин, П. А. Основные черты русской нации в XX столетии // О России и русской философской культуре. - 1990. - С. 463-489.
2. Хейзинга, И. Диагноз духовного недуга нашего времени // Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: эссе. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - С. 17-158.
ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕРОЙ ОБРАЗ ГЕРОЯ ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ heroic hero hero image hero image evolution
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты