Спросить
Войти
Категория: Социология

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕГО ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Автор: Мамедова Лариса Викторовна

Гендерная социализация старших школьников в контексте общего процесса социализации

Мамедова Лариса Викторовна,

канд. пед.наук, зав. кафедры larisamamedova@yandex.ru

ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ,

Кобазова Юлия Владимировна,

канд. психол. наук, доцент кафедры ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ, kobazov@mail.ru

Представлены материалы исследования особенностей тендерной социализации старших школьников. Выявлена взаимозависимость уровня сформированности социализации и типа ген-дерной социализации старшеклассников. Ключевые слова: социализация, гендерная социализация, тендерные характеристики, тендерные стереотипы, полоролевые схемы поведения, маскулинность, феминность, андрогинность.

Современные социально-экономические условия актуализировали проблемы социализации и профессионального самоопределения личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Стратегической целью образования является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и молодежи.

Несмотря на процессы модернизации образовательного процесса, ориентацию на индивидуально-личностный подход в обучении и воспитании, современная педагогика носит гендерно нейтральный характер. С одной стороны, декларируется равенство полов, с другой стороны, идет содействие в формировании определенных ген-дерных стереотипов у школьников, готовая трансляция гендерных схем разделения труда в профессиональной сфере. Учет гендерной социализации старших школьников будет способствовать формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения.

В психолого-педагогической науке определяются следующие цели и задачи социализации старших школьников: помочь личности преодолеть проблемы, адаптироваться через получение новых знаний к новым общественным отношениям, научиться адекватно ориентироваться в новой обстановке, самореализации в соответствии с интересами и склонностями.

В отечественной психологии проблема «социализации» в теоретическом смысле интенсивно разрабатывалась с середины ХХ века. Исследованию феномена, сущности, структуры социализации посвящены труды отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.Н. Гурова, С.Н. Иконникова, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.В. Москаленко, М.И.Рожкова, Д.И. Фельдштейна, А.В. Петровского. В педагогической науке процесс социализации изучался А.В. Волоховым, Б.З. Вульфовым, А.В. Мудриком, А.А. Бодалевым, В.А. Караковским, З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой и др.

Социализация - дискретный процесс, протекающий как чередование определенных стадий, этапов. Данное положение позволяет определить логику и содержание процесса социализации. Рассматривая процесс формирования гендерной социализации юношей и девушек выделяют две фаП т

зы: адаптивная (внешнее приспособление к существующим тендерным отношениям, нормам и ролям); и интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, тендерных отношений и ценностей) [4].

Гендерная социализация является наиболее важной составляющей процесса социального развития и адаптации школьников, способствует самоопределению в личностной и профессиональной сфере. В процессе социализации важнейшую роль играют средние общеобразовательные учреждения, вся в целом система образования, социальная среда. В ходе обучения идет непосредственное формирование системы ценностей, ген-дерных стереотипов, полоролевых схем поведения, дальнейшее развитие индивидуальных склонностей и способностей старших школьников.

Проблема социализации учащихся с полороле-вым учетом представлена в работах Э.Г. Костяш-кина, А.Г. Хрипковой, Д.В. Колесова, Л.Н. Тимошенко, Д.Н. Исаева. Полоролевой аспект процесса социализации раскрывается в работах А.В. Мудри-ка, И.С. Кона, Л.И. Новиковой, А.В. Волохова, Б.З. Вульфова, А.А. Бодалева, В.А. Караковского, З.А. Мальковой. Воспитание и обучение с учетом ген-дерной и полоролевой социализации рассматривают В.Е. Каган, С.И. Кон, Л.Ю. Орлова, Н.А. Пуш-карева, Н.П. Царева, В.Ф. Базарный.

В ходе теоретического анализа социально-психологической и педагогической литературы выявлено, что накоплен обширный опыт психолого педагогического сопровождения и содействия в профессиональной ориентации старших школьников. В тоже время, в ходе профессионального самоопределения старших школьников недостаточно учитывается процесс гендерной социализации. Процесс самоопределения раскрывается в трудах отечественных ученых: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, А.В. Петровского, А.В. Мудрика, В.Ф. Сафина, Г.П. Никова. Профессиональное самоопределение как процесс усвоения социальных ролей в процессе социализации рассматривали Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Макарова, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха; С.А. Боровикова, Г.С. Никифоров, Е.Ю. Пряжникова и др.

Гендерная социализация - процесс приобретения и развития гендерных характеристик, а также усвоение культурных образцов гендерного поведения и взаимодействия [5]. Согласно словарю гендерных терминов, гендерной социализацией (полоролевая социализация) называется процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.

Существует две точки зрения на продолжи-со тельность процесса социализации. По мнению од-< них ученых, индивид усваивает все необходимые ^ общественные нормы в детстве [1]. Другие при-ч- держиваются мнения, что этот процесс длится всю жизнь [2]. Рассматривая факторы формирования сч социализации можно выделить: социальные, от-2 ражающие социально-культурный аспект (набор

ролей и статусов, предлагаемых обществом человеку, совокупность социальных институтов, в рамках которых он может формировать свои социальные качества и т.п.) и индивидуально-личностные (избирательность личности в освоении образцов поведения, деятельности, проявлении гендерных особенностей, транслируемых конкретным обществом). С нашей точки зрения, на формирование гендерной социализации старших школьников влияет социальный опыт полоролевого взаимодействия, стереотипы поведения принятые в обществе, культурные и ценностные установки для идентификации мужского и женского, а так же отношение к этому личности.

С точки зрения гендерной социализации старшеклассников, через традиционный механизм, на неосознанном уровне происходит восприятие господствующих гендерных стереотипов (норм, эталонов поведения, взглядов); через институциональный механизм - в процессе взаимодействия с институтами общества, транслирующими гендер-ные нормы и установки, (детские сады, школы, гимназии, ВУЗы, СМИ); через стилизованный - в рамках субкультуры, которая создает конкретный стиль жизни половой, возрастной группы (комплекс ценностей, морально-этических черт и поведенческих проявлений); через межличностный механизм - формируется в процессе взаимодействия, посредствам переноса, идентификации; через рефлексивный механизм - как внутренний диалог, в котором отвергаются или принимаются ценности свойственные определенному полу. Рассматривая механизмы социализации старшеклассников с точки зрения их усвоения, формирования различают: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация (облегчение), конформность. Рассмотренные механизмы социализации способствую формированию гендерной социализации старшеклассников в рамках современного общества [3].

Критериями социализации старших школьников являются: содержание сформированных у старшеклассника установок, стереотипов, ценностей; адаптивность личности, ее нормотипическое поведение (гендерная социализация), социальная (групповая и общечеловеческая) идентичность. Таким образом, процесс гендерной социализации старших школьников является частью процесса социализации, затрагивающим усвоение и воспроизводство социального опыта взаимодействия между полами, полоролевого поведения, принятого в обществе, гендерных стереотипов, осуществляемых в общении и деятельности. Рассмотрим гендерную социализацию в контексте общего процесса социализации старших школьников.

Нами было проведено исследование с целью изучения особенностей сформированности общего уровня сформированности социализации и гендерной социализации юношей и девушек. В исследовании приняли участие 260 человек (144 девушки и 116 юношей), обучающиеся 10-11 классов МОУ «Гимназии №1, г. Нерюнгри» в возрасте 1517 лет.

Гендерная социализация старших школьников рассматривалась нами с помощью методики С. Бем «Методика изучения феминности - маскулинности личности» [25]. В ходе исследования процесса гендерной социализации старших школьников были выделены испытуемые с высоким показателем маскулинности и низким показателем фе-минности - маскулинный тип (МТ). Сочетание низкой маскулинности и высокой феминности характерно для феминного полового типа (ФТ), высокие показатели маскулинности и феминности характерны для высокого уровня андрогинии (ВА). Таким образом, выявлено 102 человека (40%) с высокими показателями маскулинности (МТ), с высокими показателями феминности (ФТ) выявлено 88 человек (33%), высокие показатели андрогинии (ВА) выявили 70 человека (27%). Старшеклассников, не идентифицированных по типу гендерной социализации в рамках исследования не выявлено.

На основании полученных результатов в рамках исследования были выделены диады. Для этого из групп, выделенных по типу гендерных характеристик, составлены следующие диады:

- ЮМ - ДФ - позволяет рассматривать традиционный тип гендерной идентичности юношей и девушек;

- ЮФ - ДМ - рассматривает нетрадиционный тип гендерной идентичности юношей и девушек;

- ЮА - ДА - рассматривает гендерные особенности юношей и девушек, имеющих расширенный полоролевой репертуар.

В рамках выделенных диад юноши маскулинного типа (ЮМ) составляют 19%, девушки феминного типа (ДФ) - 24%, юноши феминного типа (ЮФ) -12%, девушки маскулинного типа (ДМ) - 16%, юноши андрогинного типа (ЮА) - 10%, девушки андрогинного типа (ДА) - 19% от общей выборки. Современные социально-экономические условия влияют на принятие молодыми людьми новых ген-дерных ролей, все больше девушек предпочитают иметь одинаковые гендерные роли с юношами. Об этом говорит тот факт, что 19 % девушек имеют высокие показатели по типу «андрогинность», который характеризуется смешением мужских и женских социальных ролей. Таким образом, ген-дерная социализации (социальный пол) соответствует биологическому полу у 19% юношей и 24% девушек.

В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу, что формирование гендерной идентичности происходит с учетом доминирующих в общественном сознании гендерных стереотипов, поэтому мы можем говорить о направленном социокультурном формировании гендерной социализации. В тоже время определенная часть девушек и юношей предпочитают культивировать у себя андрогинные черты личности, вбирая в себя все лучшее из обеих половых ролей и гибко используя их в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Получены статистически значимые показатели влияния пола испытуемых на гендерную социализацию (х2 = 9, 56, при а

< 0,05). Нами были определены на основе критерия «х2» показатели степени тесноты связи. На основании коэффициентов взаимной сопряженности К. Пирсона и А.А. Чупрова между полом испытуемых и гендерной социализацией отмечается средняя зависимость, по степени тесноты связей (Р = 0,3961; С= 0,3646).

Рассматривая зависимость сформированности уровня социализации и пола испытуемых, можно отметить, что статистически значимых результатов не наблюдается (х2 = 0,188, при а < 0,05), по степени тесноты связей (Р = 0,045; С= 0,038). Высокий уровень социализации выявили 30% юношей и 28% девушек, средний уровень 18% мальчиков и 21% девочек, низкий уровень выявили по 1% старшеклассников не зависимо от пола.

Таким образом, у юношей и девушек сформирован традиционный набор гендерных характеристик поведения, возможностей и ожиданий, сформированных в общественном сознании, объединенных по признаку пола. Общественный конструкт маскулинности является производной от гендерной идеологии общества и сформирован под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации. На индивидуальном уровне маскулинность сформирована как гендерная идентичность в соответствии с требованиями гендерных норм, которые преобладают в данной социальной группе.

С целью изучения существующих гендерных стереотипов нами использовался «Опросник исследования гендерных стереотипов методом семантического дифференциала» (О.Л. Кустова). Старшеклассники давали характеристику образам «Я», «Предназначение женщины» («Предназначение мужчины»), оценивая степень выраженности характеристик для каждого исследуемого образа в процентном выражении от 0 до 100%. Для анализа выделяется следующий ряд факторов: оценки общей привлекательности; силы личности; эмоциональности; социального статуса; зависимости; эм-патийности; современности; фемининности (традиционно «женских» качеств); маскулинности (традиционно «мужских» качеств); андрогинности (гендерно нейтральных качеств). Нас в большей степени интересовали гендерные стереотипы в отношении предназначения женщины-мужчины. В ходе обработки данных нами считался значимым определяемый фактор при обозначении 70% в личностных характеристиках старшими школьниками.

В ходе изучения сформированности гендерной социализации нами выявлена значимая зависимость стереотипного представления старших школьников о наборе определенных качеств личности с половой принадлежностью х2 расчет. = 27,22 (при а < 0,01). Нас в большей степени интересовали гендерные стереотипы в отношении предназначения женщины-мужчины. Коэффициент сопряженности К. Пирсона и А.А. Чупрова выявил значимый уровень зависимости между стереотипами в личностных половых характеристиках и

0
01

сформированной гендерной социализаций старших школьников. Выявлен высокий уровень зависимости между показателями гендерной социализаций старших школьников (опросник С. Бем) и сформированности их гендерных стереотипов (Опросник О.Л. Кустовой.). Подобным образом сформированность гендерных стереотипов влияет и на традиционный тип гендерной социализации юношей и девушек.

Полученные данные выявили у юношей и девушек сформированный традиционный набор гендерных характеристик поведения, возможностей и ожиданий, сформированных в общественном сознании, объединенных по признаку пола, то есть стереотипное представление старших школьников о наборе определенных качеств личности в соответствии с половой принадлежностью. Коэффициент сопряженности выявил средний уровень зависимости между стереотипами в личностных половых характеристиках и сформированной гендерной социализации старших школьников. Таким образом, гендерные стереотипы юношей и девушек влияют на формирование гендерной социализации, полоролевое поведение, самоопределение старших школьников.

Наибольшие показатели по фактору оценки (общей привлекательности) выявили юноши и девушки феминного типа гендерной социализации (средний показатель ЮФ - 74%, ДФ - 86%). Они считают себя обаятельными, умными, красивыми, располагающими к себе, искренними. Наиболее недовольны собой, своей внешностью юноши маскулинного типа (средний показатель ЮМ - 63%). Они недовольны тем, как они выглядят, не считают себя обаятельными, сомневаются, что умеют выстраивать доверительные отношения с окружающими. Это можно объяснить тем, что общество транслирует нам определенные образы, что зачастую делает юношей неуверенными в себе. Так, в сМи и экранов телевидения юноши видят образ успешного, привлекательного мужчины, пользующегося успехом у противоположного пола. Однако в реальности девушки их возраста не обращают на них внимания, предпочитая более старших мальчиков.

В показателях по фактору силы личности в среднем преобладает оценка у юношей и девушек маскулинного типа, юношей андрогинного типа (средний показатель ЮМ - 90%, ДМ, ЮА- 79%). Юноши и девушки отмечают у себя активность, уверенность, силу личности, умение отстаивать собственное мнение. Это подтверждает сформи-рованность гендерных стереотипов, формируемых в процессе социализации; мальчик - сильный, агрессивный. Если девочка ведет себя активно, уверенно и даже агрессивно, то она принимает сценарий юношеского поведения.

Преобладание фактора эмоциональности в оценке личности отмечается у феминных девушек и феминных юношей (средний показатель Юф -75%, ДФ - 89%). Они отмечают такие качества как сочувствие, непосредственность и т.д. Мальчики феминного типа так же отмечают в себе такие качества, которые не соответствует гендерным стереотипам, сформированным в обществе. Юношей с детства приучают скрывать свои эмоции, не мотивируя это ни чем, кроме того, что он мальчик и не должен плакать, не показывать свои эмоции. Такие результаты на наш взгляд можно объяснить тем, что в обществе трансформируются гендерные стереотипы и теперь проявление эмоциональности у мальчиков не поощряется, но и не осуждается. У девочек наоборот, эмоциональность поощряют, считая ее традиционно женским качеством. Девушки часто манипулируют родителями (особенно отцами), друзьями при помощи эмоциональных проявлений.

Результаты изучения стереотипов по фактору социального статуса выявили высокие показатели у маскулинных юношей и андрогинных девушек (средний показатель ЮМ - 79%, ДА - 86%). У маскулинных юношей и андрогинных девушек отмечается широкий круг интересов, желание иметь высокий социальный статус, хорошо зарабатывать. Девушки планируют строить свою карьеру самостоятельно, до вступления в брак, при этом для них важно, чтобы их избранник был более успешным, состоятельным. Стереотип о том, что мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина достаточно устойчив в обществе. Юноши отмечают, что социальный статус для них более важен, чем интересное дело, любимая работа.

Фактор зависимости от социального окружения, эмпатийности, современности преобладает в оценке своих личностных качеств у феминных девушек и юношей (средний показатель ЮФ - 76%, ДФ - 86%). Выделяются такие показатели по фактору как ориентировка на мнение других, надежда на их помощь, доверчивость, предпочтение компромиссов с целью сохранения стабильности. В обществе преобладает стереотип, что женщина более зависима, в результате в феминный тип поведения формируется как более зависимый по сравнению с маскулинным типом.

Современными, самоопределяющимися в соответствии с тенденциями современности считают себя маскулинные юноши и девушки, андрогинные девушки (средний показатель ЮМ - 75%, ДМ -74%, ДА- 73%). На наш взгляд, это можно объяснить тем, что маскулинные юноши в своих высказываниях оценивают себя как ориентированных на освоение новых технологий, современной техники. По фактору современности 67% андрогинных девушек выделяют у себя такие характеристики как «образованная», «спортивная», «уверенная». Эти определения культивируются в общественном сознании, в социуме существует стереотип, что девушке необходимо получить высшее образование для поддержания престижа в обществе, в дальнейшем девушки могут занимаются хозяйством и по специальности не работать, помогая в карьере мужу.

Средние показатели по факторам фемининно-сти, маскулинности, андрогинности подтвердили результаты диагностики, полученные по методике С. Бэм. Юноши и девушки маскулинного типа выявили высокие показатели по фактору маскулинности (ЮМ - 93%, ДМ - 74%). Юноши и девушки феминного типа выявили высокие показатели по феминности (ЮФ-ДФ - 80%). Юноши и девушки андрогинного типа выявили высокие показатели по андрогинности (ЮА- 82%, ДА- 86%).

С целью изучения влияния гендерных стереотипов на уровень сформированности гендерной социализации старших школьников нами проведен дисперсионный анализ. Процедура дисперсионного анализа основывается на двух основных предпосылках: переменные каждой диады имеют нормальный закон распределения вероятностей и их дисперсии равны. Одна оценка основывается на различиях между средними каждой диады (х1) и общей выборочной средней (х), другая на различиях наблюдений гендерных стереотипов внутри каждой группы по отношению к их средней арифметической,- Сравнивая эти две эти оценки мы определим, равны ли средние рассматриваемых совокупностей. На основании проведенных вычислений составим таблицу дисперсионного анализа.

По таблице определим F табл. = F крит. (а = 0,01) = 4,34, F факт. = 4,8. Т.к. F факт. > F крит., то нулевая гипотеза о равенстве средних показателей самооценки гендерных стереотипов в выделенных нами диадах гендерной социализации отклоняется. Следовательно, можно сделать вывод, что у выделенных нами диад гендерной социализации разный уровень сформированности оцениваемых факторов.

Таким образом, полученные результаты свидетельствует о сформированности гендерной социализации и ее стереотипичности, что не может не влиять в процессе социализации на профессиональный выбор старших школьников.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что пол в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте не влияет на уровень сформированности социализации. Нами выявлена взаимозависимость уровня сформированности социализации и типа гендерной социализации старшеклассников. На основании результатов мы можем говорить о направленном социокультурном формировании гендерной социализации. В тоже время, определенная часть девушек и юношей предпочитают культивировать у себя андрогинные черты личности, вбирая в себя все лучшее из обеих половых ролей и гибко используя их в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

По мере становления и реализации гендерной социализации старших школьников усиливается осознанность самоопределения личности. Процесс обучения и развития с учетом гендерной социализации рассматривается нами, как активное вовлечение обучающегося в конструирование своих собственных знаний, выстраивание собственной профессиональной перспективы. Реализация гендерного подхода в процессе профессиональной ориентации способствует формированию к осознанному, самостоятельному профессиональному выбору с учетом индивидуальных, психофизиологических особенностей учащихся.

Литература

1. Аверьянов, Л. Я. В поисках своих идеи [Текст] : Статьи и очерки. В 2 ч. Ч.1. / Л. Я. Аверьянов. - М. : ЭКСМО - Пресс, 2000. - 305 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект- Пресс, 2001. - 385 с.
3. Ворожейкина, А. В. Гендерный подход в современном образовании [Текст] / А. В. Ворожейкина // Педагогические науки. - 2007. - №2. - С. 2427.
4. Ениколопов, С. Н., Дворянчиков, Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии [Текст] / С. Н. Ениколопов, Н. В. Дворянчиков // Психологический журнал. - 2001.Т. 22. - № 3. - С. 100-115.
5. Денисова, А. А Тезаурус терминологии ген-дерных исследований [Текст] / А. А. Денисова. - М. : «Восток--Запад: Женские Инновационные Проекты», 2003.- С. 94.
6. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смел-зер. - М. : «Феникс», 1998. - 427 с.
7. Курбатова Ю.В. Подходы к изучению гендерных ориентаций детей младшего школьного возраста. // Инновации и инвестиции. 2015. №8. с.117-119

Gender socialization of senior schoolchildren in the context of the general process of socialization

Mamedova L.V., Kobazova Ju.V.

Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Neryungri, The materials of the study of the features of gender socialization of senior schoolchildren are presented. The interdependence of the level of socialization formation and the type of gender socialization of high school students has been revealed. Key words: socialization, gender socialization, gender characteristics, gender stereotypes, sex-role patterns of behavior, masculinity, femininity, androgyny. References

1. Averyanov, L. Ya. In search of the ideas [Text]: Articles and

sketches. In 2 h. P.1. / L.Ya. Averyanov. - M.: EKSMO - the Press, 2000. - 305 pages.

2. Andreyeva, G. M. Social psychology: the textbook for higher

education institutions [Text] / G.M. Andreyeva. - M.: Aspect -the Press, 2001. - 385 pages.

3. Vorozheykina, A. V. Gender approach in modern education [Text]

/ A.V. Vorozheykina//Pedagogical sciences. - 2007. - No. 2. -Page 24-27.

4. Enikolopov, S. N., Dvoryanchikov, N. V. Concepts and prospects

of a research of a floor in clinical psychology [Text] / S.N. Enikolopov, N.V. Dvoryanchikov//the Psychological magazine. -2001.-T. 22. - No. 3. - Page 100-115.

5. Denisova, A. A Thesaurus of terminology of gender researches

[Text] / A.A. Denisova. - M.: "East-West: Female Innovative Projects", 2003. - Page 94.

6. Smelzer, N. Sotsiologiya [Text] / N. Smelzer. - M.: Phoenix,
1998. - 427 pages.
7. Kurbatova Yu.V. Approaches to the study of gender orientations

of primary school children. // Innovation and investment. 2015. No8. p. 117-119

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОЛОРОЛЕВЫЕ СХЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ МАСКУЛИННОСТЬ ФЕМИННОСТЬ АНДРОГИННОСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты