Спросить
Войти

2013. 02. 037. Табчумпон Н. , МакКарго Д. Урбанизованные крестьяне в тайских выступлениях красных рубашек в 2010 году: не совсем деревенская беднота? Thabchumpon N. , McCargo D. urbanized villagers in the 2010 Thai redshirt protests: not just poor farmers? // Asian survey. – Beverly Hills (Cal. ), 2011. – Vol. 51, n 6. – p. 993–1018

Автор: указан в статье

Политизация личностного пространства (которая, подобно увеличительному стеклу, выхватывает из общего потока отдельные феномены, придавая им непропорциональное значение) в свою очередь, приводит к аберрациям сознания. Создается впечатление, что левые просто не способны понять, что у тех, к кому они адресуются, намного более серьезные проблемы. То, что материальность материалистов здесь представлена коллекциями, повествующими в основном об утратах (т.е., собственно говоря, об исчезновении неких материальных объектов), создает трагикомический эффект. «Акцентирование отсутствия, утраты, страдания и отверженности... при помощи материальных объектов наследия изгнанников... должно было помочь налаживанию мостов с ценностями националистического толка» (с. 169). Однако оплакивание утраченного и призывы хранить идеалы едва ли способствуют привлечению симпатий - а именно эту цель левые перед собой в данном случае и ставили. Показательно, что левым приходится будто бы даже оправдываться - они постоянно напоминают о том, что они - не маргиналы, покинувшие свою родину, а герои, не сдавшие своих позиций.

К.Б. Демидов

2013.02.037. ТАБЧУМПОН Н., МАККАРГО Д.

УРБАНИЗОВАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ В ТАЙСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ КРАСНЫХ РУБАШЕК В 2010 ГОДУ: НЕ СОВСЕМ ДЕРЕВЕНСКАЯ БЕДНОТА?

THABCHUMPON N., MCCARGO D. Urbanized villagers in the 2010 Thai redshirt protests: Not just poor farmers? // Asian survey. - Beverly Hills (Cal.), 2011. - Vol. 51, N 6. - P. 993-1018.

Между 14 марта и 19 мая 2010 г. центр Бангкока был парализован массовыми демонстрациями, организованными Объединенным фронтом за демократию против диктатуры (ОФДД), более известным как «красные рубашки». В столкновениях с войсками погибли 92 человека, многие из которых были безоружны, еще 1489 человек были ранены (с. 993). Переговоры о мирном урегулировании путем досрочных выборов были прерваны в начале мая (с. 994). Демонстрации были разогнаны армией.

Авторы анализируют социальный состав движения «красных рубашек» 2010 г. С 2001 г., когда правительство возглавил Таксин

Шинаватра, Таиланд стал ареной острейшей политической борьбы между двумя группировками: одна опирается на монархию, военных, бюрократию и Демократическую партию, другую ведут за собой Таксин и ряд политических партий и неформально поддерживает полиция. Бизнес-сообщество разделено между этими двумя группировками. Таксин доминировал до 19 сентября 2006 г., когда он был отстранен от власти в ходе военного переворота. Пришедшие к власти монархисты продержались недолго: в декабре 2007 г. на первых после переворота выборах они проиграли своим соперникам.

В феврале 2008 г. Таксин вернулся в Таиланд, но в августе был вынужден бежать под угрозой ареста. Поддерживающее его правительство в декабре 2008 г. было отстранено от власти судебным решением и путем закулисных интриг, премьер-министром стал лидер Демократической партии Абхизит Веджаджива (АЬЫ8й Уеца^уа). Сторонники Таксина объявили назначение Абхизита незаконным и требовали проведения новых выборов.

Борьба за власть переместилась на улицу. Сторонники роялистского НСД (Народный союз за демократию), сделавшие своим отличительным знаком красную рубашку, провели антитаксинов-ские демонстрации в начале 2006 г. Их уличные выступления возобновились в 2008 г., во время нахождения у власти сторонников Таксина. Сторонники НСД захватили офис премьер-министра и заставили закрыть аэропорты Бангкока на время с конца ноября до конца декабря 2008 г. Ответные демонстрации ОФДД были относительно невелики, так как находили существенную опору только в нескольких провинциях. Первые бурные выступления красноруба-шечников произошли 11-14 апреля 2009 г. Они были жестко подавлены армейскими частями. В течение почти года красноруба-шечники особо не проявляли себя, занимаясь перегруппировкой сил и вербовкой своих сторонников.

Согласно лидерам ОФДД их движение извлекло уроки из поражения. Во время митингов 2010 г. им были провозглашены три заповеди: «Не борись с небом (т.е. не нападай на традиционные институты страны); не вступай в словесные схватки; не агитируй с использованием насилия» (с. 997-998). Однако на практике далеко не все следовали этим принципам. Хотя большинство лидеров ОФДД придерживалось линии на политические средства борьбы,

меньшинство выступало за вооруженную борьбу. Лидеры движения призывали экстремистов покинуть демонстрации, но те отказались.

«В целом движение "красных рубашек" было чрезвычайно прагматичным союзом разных групп от идеалистов из бывших леваков до элементов, склонных к насилию: элементы с двух сторон, которые воевали друг с другом в 1970-х годах, теперь сотрудничали (с. 998). В международной прессе «краснорубашечники представлялись как крестьянская беднота, поддерживающая Таксина, который сам является выходцем с бедного крестьянского Севера. Авторы таких высказываний руководствуются представлениями о классовом неравенстве, но не находят подтверждения им в реальных обстоятельствах. Опровергая существующий стереотип противостояния богатых и бедных, авторы опираются на материалы полевых исследований, проведенных между 12 марта и 20 мая 2010 г., т.е. в период демонстраций, происходивших в Бангкоке. Выяснилось, что географически и идеологически демонстрации «красных рубашек» были очень разнородны по составу. Среди демонстрантов были широко представлены как горожане, так и мигранты, связывающие свои интересы как с городской, так и с деревенской жизнью. Последних нельзя отнести к категории бедных крестьян: их доходы были намного выше, чем у других крестьян. Если даже они и занимались крестьянским трудом, то уделяли ему лишь часть времени, вовсе не считая его необходимым условием существования. Это были люди, глубоко вовлеченные в рыночные отношения, которые «ныне столь же основательно проникли в деревню, как и в город» (с. 1017). Для этой растущей группы населения разные авторы предлагали особые обозначения - «крестьянские предприниматели», «посткрестьяне», «крестьяне со средними доходами», «деревенские космополиты». Авторы предпочитают термин «урбанизованные селяне», объединяющий понятия городского и сельского жителя.

Хотя политические элиты были глубоко вовлечены в движение ОФДД, это не была классическая структура верхов и низов, где рядовые члены подчиняются командам своего лидера. Скорее это была сеть свободно объединяющихся групп с общими интересами, но очень разного происхождения и идеологической направленности. Многие были склонны к насильственным действиям. Около половины опрошенных участвовали в выступлениях на временной основе, обычно отводя на это около недели, сменяясь другими

группами из того же района страны. Участники движения отражали настроения избирателей на местах и участвовали в массовых выступлениях по призыву местных и национальных политиков.

«Нынешний Таиланд - это в большой степени рыночно ориентированное общество, где урбанизованные сельские жители представляют собой быстро растущую группу, уже доминирующую во многих районах. Краснорубашечники 2010 г. действовали в защиту своих собственных политических прав, борцом за которые в их глазах представал Таксин» (там же). Хотя они знали о коррупционных связях членов кабинета Таксина, время его пребывания у власти воспринималось ими как уникальный период, в течение которого правительство в Бангкоке чутко реагировало на их нужды и запросы. Это представление явно повлияло на умы избирателей, которые 1 июля 2011 г. проголосовали за ОФДД, в результате чего премьер-министром страны стала сестра Таксина Йинглюк Шина-ватра (Yingluck Shinavatra).

Материалы проведенных опросов показывают, что в основе протестного движения «красных рубашек» лежат не экономические или культурные проблемы, а политические требования. Участники движения не были революционерами: они не требовали свержения существующего политического режима. Они «добивались социальной мобильности в рамках существующей системы, требуя в первую очередь политической справедливости, что ставит в тупик тех, кто пытается свести озабоченность движения красных рубашек к социоэкономическим требованиям», - заключают авторы (с. 1018).

Л. Ф. Блохин

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2013.02.038. ЛЭДУИГ III УС. ИНДИЯ И ПРОЕЦИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ СИЛЫ: СТАНЕТ ЛИ РОДИНА ГАНДИ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ ОБЫЧНОГО ТИПА?

LADWIG III W.C. India and military power protection: will the land of Gandhi become a conventional great power? // Asian survey. - Berkeley (Cal.), 2010. - Vol. 50, N 6. - P. 1162-1183.

Аспирант Оксфордского университета анализирует вероятность превращения Индии в военную державу.

ИРАН – ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – – ПАКИСТАН ПАКИСТАН – ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – – ИРАН ПРИГРАНИЧНЫЕ РАЙОНЫ – ПАКИСТАН – – ИРАН
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты